Управление рисками. Финансовое планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:42, реферат

Краткое описание

Риск и доход представляют собой две взаимосвязанные и взаимообусловленные финансовые категории. Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики различных явлений природы и видов деятельности человека.

Файлы: 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

УПРАВЛЕНИЕ  РИСКАМИ. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И  ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

ЧТО ТАКОЕ РИСК В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ?

Риск и доход  представляют собой две взаимосвязанные  и взаимообусловленные финансовые категории. Под риском понимается возможная  опасность потерь, вытекающая из специфики различных явлений природы и видов деятельности человека.

Для финансового  менеджера риск - это вероятность  неблагоприятного исхода - возникновения  убытков или недополучения доходов  по сравнению с прогнозируемым вариантом. Различные инвестиционные проекты имеют различную степень риска, самый высокодоходный вариант вложения капитала может оказаться слишком рискованным.

Риска можно  избежать, уклонившись от мероприятия, связанного с риском, однако для  предпринимателя избежание риска  зачастую означает отказ от возможной прибыли.

Риском можно  управлять, т.е. использовать различные  меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление  рискового события и принимать  меры к снижению степени риска.

Степень риска - это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него. Риск предпринимателя количественно характеризуется субъективной оценкой вероятной, т.е. ожидаемой, величины максимального и минимального дохода (убытка) от данного вложения капитала. При этом чем больше диапазон между максимальным и минимальным доходом (убытком) при равной вероятности их получения, тем выше степень риска.

ЧТО ТАКОЕ РИСК В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ?

На степень  и величину риска можно воздействовать через финансовый механизм с помощью  приемов финансового менеджмента и особой стратегии, что в совокупности образует своеобразный механизм управления риском, т.е. риск-менеджмент.

В основе риск-менеджмента  лежит целенаправленный поиск и  организация работы по снижению степени  риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации. Конечная цель риск-менеджмента заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска.

Важным моментом в организации риск-менеджмента является получение информации об окружающей обстановке, которая необходима для принятия решения. На основе анализа такой информации и с учетом целей риска можно правильно определить вероятность наступления события, выявить степень риска и оценить его стоимость.

Под стоимостью риска следует понимать фактические  убытки предпринимателя, затраты на снижение величины этих убытков или  затраты по возмещению этих убытков  и их последствий. Правильная оценка действительной стоимости риска позволяет объективно представлять объем возможных убытков и наметить пути к их предотвращению или уменьшению, а в случае невозможности предотвращения убытков обеспечить их возмещение.

На основе имеющейся  информации об окружающей среде, вероятности, степени и величине риска разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала и проводится оценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и величины риска.

Основные правила  риск-менеджмента:

- Нельзя рисковать  больше, чем это может позволить собственный капитал.

- Надо думать  о последствиях риска.

- Нельзя рисковать  многим ради малого.

- Положительное  решение принимается лишь при  отсутствии сомнения.

- При наличии  сомнений принимаются отрицательные  решения.

- Нельзя думать, что всегда существует только одно решение. Возможно, есть и другие.

КАК МОЖНО  УПРАВЛЯТЬ РИСКАМИ?

Приемы риск-менеджмента  представляют собой приемы управления риском. Они состоят из средств  разрешения рисков и приемов снижения степени риска.

Средствами разрешения рисков являются:

- избежание риска  - означает простое уклонение  от мероприятия, связанного с  риском, что однако для инвестора  зачастую означает отказ от  прибыли;

- удержание риска  - это оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности;  так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала;

- передача риска  означает, что инвестор передает  ответственность за риск кому-то  другому, например, страховой компании.

Снижение степени риска - это сокращение вероятности и объема потерь.

Для снижения степени риска  применяются различные приемы. Наиболее распространенными из них являются:

- Диверсификация -распределение  капитала между различными объектами  вложения, которые непосредственно не связаны между собой, а также разнообразие форм деятельности самого предприятия, видов производимых им товаров и услуг. Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее дорогостоящим способом снижения финансового риска. Однако инвестиционный риск может быть рассеян с помощью диверсификации, но не может быть сведен к нулю. Дело в том, что риск состоит из двух частей - диверсифицируемого (несистематического), который может быть устранен путем его рассеивания, и недиверсифицируемого (систематического), который не может быть уменьшен диверсификацией, поскольку он обусловлен внешними факторами, не связанными с выбором конкретных объектов инвестирования.

- Приобретение дополнительной  информации - более полная информация  позволяет сделать более точный прогноз и снизить риск при принятии решений, что делает информацию ценным товаром. Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

- Лимитирование - это установление  лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п.

- Самострахование означает, что предприниматель предпочитает  подстраховаться сам, а не покупать  страховку в страховой копании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой форму создания страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности.

- Страхование - один из  самых важных и распространенных  приемов снижения степени риска.  Его сущность состоит в том,  что предприятие готово отказаться  от части своих доходов, чтобы избежать риска, т.е. от готово заплатить за снижение степени риска до нуля.

ФИНАНСОВОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМО ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ?

Финансовое планирование - это процесс определения будущих  действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Цель финансового планирования - обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами.

Существуют следующие  виды планов:

- Стратегические планы  - планы генерального развития бизнеса. В финансовом аспекте эти планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Стратегические планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для функционирования предприятия.

- Текущие планы разрабатываются  на основе стратегических путем  их детализации. Если стратегический  план дает примерный перечень  финансовых ресурсов, их объем  и направления использования,  то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого возможного источника финансирования, а также проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.

- Оперативные планы - это  краткосрочные тактические планы,  непосредственно связанные с  достижением целей фирмы (план  производства, план закупки сырья  и материалов и т.п.).

Любой план действий должен сопровождаться сметой расходов - составлением бюджета, который является количественным воплощением плана, характеризуя доходы и расходы на конкретный период и определяя потребность в ресурсах для достижения заданных планом целей. Бюджет создается до выполнения предполагаемых действий, что определяет его роль как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

Отдельные бюджеты, характеризующие  промежуточные операции, могут нести  информацию только о расходах или  доходах (бюджет производства, закупки  сырья и материалов, продаж), а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации.

ЧЕМ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ФИНАНСОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ?

Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которых компания стремится достичь в будущем.

Финансовое прогнозирование  представляет собой основу для финансового  планирования на предприятии (т.е. составления  стратегических, текущих и оперативных  планов) и для финансового бюджетирования (т.е. составления общего, финансового  и оперативного бюджетов). Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью - расчет потребностей во внешнем финансировании.

КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ?

Основные этапы  прогнозирования потребностей финансирования:

- Составление  прогноза продаж статистическими  и другими доступными методами.

- Составление  прогноза переменных затрат.

- Составление  прогноза инвестиций в основные  и оборотные активы, необходимые для достижения необходимого объема продаж.

- Расчет потребностей  во внешнем финансировании и  изыскание соответствующих источников. Первый этап осуществляется на  основе маркетинговых исследований. Остальными занимаются финансисты.

Существует два  главных метода финансового прогнозирования. Один из них основан на концепции денежных потоков и сводится, по существу, к расчету финансовой части бизнес-плана.

По второму  методу все вычисления делаются на основе следующих предположений:

- Переменные  затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов.

- Процент увеличения  стоимости основных средств рассчитывается  под заданный процент наращивания  оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличных недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т.п.

- Долгосрочные  обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль и вычитаются дивиденды.

Просчитав все  это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые  активы - это и будет необходимая  сумма дополнительного внешнего финансирования.

Таким образом, потребность во внешнем финансировании будет тем больше, чем больше нынешние активы, темп прироста выручки и норма распределения чистой прибыли на дивиденды, и тем меньше, чем больше нынешние пассивы и чистая рентабельность реализованной продукции.

ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМ  БИЗНЕС-ПЛАН И КАК ЕГО СОСТАВИТЬ?

Одним из плановых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. Его составление  преследует две основные цели: он предназначен для внутрифирменного планирования и для обоснования получения  денежных средств из внешнего источника, т.е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.

В этом документе  отражаются все стороны производственной и коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты. Этим предопределяется структура бизнес-плана.

В его состав входят следующие разделы:

РЕЗЮМЕ.

Резюме (обзорный раздел) следует писать после завершения работы над всеми остальными разделами, поскольку по сути это предельно  сокращенная версия бизнес-плана. Объем резюме - не более 2-3 страниц. Главная его функция - привлечь внимание рецензента.

Резюме должно содержать:

-- цель проекта;

-- предельно  краткое описание компании;

-- краткое изложение  наиболее привлекательных моментов  из всех остальных разделов с акцентом на положительных аспектах предлагаемой бизнес-идеи;

-- объем привлекаемых  инвестиций и/или кредитных ресурсов;

-- предполагаемый  срок и порядок возврата заемных  средств.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ

Собственно бизнес-план начинается с раздела "Общее описание компании", в котором необходимо отразить:

-- основные виды  деятельности и характер компании (не вдаваясь при этом в детали, которые будут изложены в последующих  разделах); профиль компании (производство, торговля или сфера услуг);

-- стадия развития данного бизнеса;

-- цели данного  бизнеса;

-- что и как  компания намерена предлагать  своим клиентам;

-- нынешние и  перспективные географические рамки  деятельности компании;

-- отличия данного  предприятия от других компаний.

ПРОДУКТЫ  И УСЛУГИ

Основной задачей раздела "Продукты и услуги" является описание в сжатой форме характеристик товаров и услуг, предлагаемых данным бизнесом.

Он должен включать:

Информация о работе Управление рисками. Финансовое планирование и прогнозирование