Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:42, реферат
Риск и доход представляют собой две взаимосвязанные и взаимообусловленные финансовые категории. Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики различных явлений природы и видов деятельности человека.
ЧТО ТАКОЕ РИСК В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ?
Риск и доход
представляют собой две взаимосвязанные
и взаимообусловленные
Для финансового
менеджера риск - это вероятность
неблагоприятного исхода - возникновения
убытков или недополучения
Риска можно
избежать, уклонившись от мероприятия,
связанного с риском, однако для
предпринимателя избежание
Риском можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.
Степень риска - это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него. Риск предпринимателя количественно характеризуется субъективной оценкой вероятной, т.е. ожидаемой, величины максимального и минимального дохода (убытка) от данного вложения капитала. При этом чем больше диапазон между максимальным и минимальным доходом (убытком) при равной вероятности их получения, тем выше степень риска.
ЧТО ТАКОЕ РИСК В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ?
На степень и величину риска можно воздействовать через финансовый механизм с помощью приемов финансового менеджмента и особой стратегии, что в совокупности образует своеобразный механизм управления риском, т.е. риск-менеджмент.
В основе риск-менеджмента лежит целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации. Конечная цель риск-менеджмента заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска.
Важным моментом в организации риск-менеджмента является получение информации об окружающей обстановке, которая необходима для принятия решения. На основе анализа такой информации и с учетом целей риска можно правильно определить вероятность наступления события, выявить степень риска и оценить его стоимость.
Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по возмещению этих убытков и их последствий. Правильная оценка действительной стоимости риска позволяет объективно представлять объем возможных убытков и наметить пути к их предотвращению или уменьшению, а в случае невозможности предотвращения убытков обеспечить их возмещение.
На основе имеющейся информации об окружающей среде, вероятности, степени и величине риска разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала и проводится оценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и величины риска.
Основные правила риск-менеджмента:
- Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.
- Надо думать о последствиях риска.
- Нельзя рисковать многим ради малого.
- Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения.
- При наличии
сомнений принимаются
- Нельзя думать, что всегда существует только одно решение. Возможно, есть и другие.
КАК МОЖНО УПРАВЛЯТЬ РИСКАМИ?
Приемы риск-менеджмента представляют собой приемы управления риском. Они состоят из средств разрешения рисков и приемов снижения степени риска.
Средствами разрешения рисков являются:
- избежание риска - означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском, что однако для инвестора зачастую означает отказ от прибыли;
- удержание риска
- это оставление риска за
- передача риска
означает, что инвестор передает
ответственность за риск кому-
Снижение степени риска - это сокращение вероятности и объема потерь.
Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными из них являются:
- Диверсификация -распределение
капитала между различными
- Приобретение дополнительной информации - более полная информация позволяет сделать более точный прогноз и снизить риск при принятии решений, что делает информацию ценным товаром. Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
- Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п.
- Самострахование означает,
что предприниматель
- Страхование - один из
самых важных и
ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМО ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ?
Финансовое планирование
- это процесс определения
Существуют следующие виды планов:
- Стратегические планы - планы генерального развития бизнеса. В финансовом аспекте эти планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Стратегические планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для функционирования предприятия.
- Текущие планы разрабатываются
на основе стратегических
- Оперативные планы - это
краткосрочные тактические
Любой план действий должен сопровождаться сметой расходов - составлением бюджета, который является количественным воплощением плана, характеризуя доходы и расходы на конкретный период и определяя потребность в ресурсах для достижения заданных планом целей. Бюджет создается до выполнения предполагаемых действий, что определяет его роль как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.
Отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции, могут нести информацию только о расходах или доходах (бюджет производства, закупки сырья и материалов, продаж), а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации.
ЧЕМ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ФИНАНСОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ?
Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которых компания стремится достичь в будущем.
Финансовое прогнозирование
представляет собой основу для финансового
планирования на предприятии (т.е. составления
стратегических, текущих и оперативных
планов) и для финансового
КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ?
Основные этапы прогнозирования потребностей финансирования:
- Составление
прогноза продаж
- Составление прогноза переменных затрат.
- Составление
прогноза инвестиций в
- Расчет потребностей
во внешнем финансировании и
изыскание соответствующих
Существует два главных метода финансового прогнозирования. Один из них основан на концепции денежных потоков и сводится, по существу, к расчету финансовой части бизнес-плана.
По второму методу все вычисления делаются на основе следующих предположений:
- Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов.
- Процент увеличения
стоимости основных средств
- Долгосрочные
обязательства и акционерный ка
Просчитав все это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы - это и будет необходимая сумма дополнительного внешнего финансирования.
Таким образом, потребность во внешнем финансировании будет тем больше, чем больше нынешние активы, темп прироста выручки и норма распределения чистой прибыли на дивиденды, и тем меньше, чем больше нынешние пассивы и чистая рентабельность реализованной продукции.
ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМ БИЗНЕС-ПЛАН И КАК ЕГО СОСТАВИТЬ?
Одним из плановых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. Его составление преследует две основные цели: он предназначен для внутрифирменного планирования и для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т.е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.
В этом документе отражаются все стороны производственной и коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты. Этим предопределяется структура бизнес-плана.
В его состав входят следующие разделы:
Резюме (обзорный раздел) следует писать после завершения работы над всеми остальными разделами, поскольку по сути это предельно сокращенная версия бизнес-плана. Объем резюме - не более 2-3 страниц. Главная его функция - привлечь внимание рецензента.
Резюме должно содержать:
-- цель проекта;
-- предельно краткое описание компании;
-- краткое изложение
наиболее привлекательных
-- объем привлекаемых
инвестиций и/или кредитных
-- предполагаемый
срок и порядок возврата
Собственно бизнес-план начинается с раздела "Общее описание компании", в котором необходимо отразить:
-- основные виды
деятельности и характер
-- стадия развития данного бизнеса;
-- цели данного бизнеса;
-- что и как компания намерена предлагать своим клиентам;
-- нынешние и
перспективные географические
-- отличия данного
предприятия от других
Основной задачей раздела "Продукты и услуги" является описание в сжатой форме характеристик товаров и услуг, предлагаемых данным бизнесом.
Он должен включать:
Информация о работе Управление рисками. Финансовое планирование и прогнозирование