Финансовое планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:48, контрольная работа

Краткое описание

Планирование и прогнозирование — важнейшие элементы управления экономическими и социальными процессами. В рыночной экономике финансовое планирование и прогнозирование тесно связаны.

Файлы: 1 файл

_Финансовое планирование и прогнозирование_.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

- составление   расчетов   и   таблиц,   обосновывающих плановые размеры  доходов и расходов;

- доведение  плановых заданий до подразделений  и служб предприятия и конкретных  исполнителей;

- разработка  отчетов об исполнении финансовых  планов. На первом   этапе выполняется финансовый анализ

выручки от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимости реализованной продукции, прибыли, рентабельности производства, продукции, активов и собственного капитала за период, предшествующий планируемому, определяются финансовая устойчивость и ликвидность предприятия. Составление динамических рядов анализируемых показателей повышает качественный уровень финансового планирования, так как позволяет выявить складывающиеся тенденции, закономерности, дает информационную базу для разработки более точных прогнозов.

На втором этапе выбирают приоритеты учетной  политики в вопросах выручки от реализации, амортизационных отчислений, оценки запасов и др.

Выбор вариантов учетной политики является, с одной стороны, обязательным требованием бухгалтерского учета, а с другой — инструментом реализации финансовой политики предприятия. В определенной мере выбор учетной политики влияет на размер финансовых ресурсов.

На третьем  этапе производится расчет отдельных  показателей финансового плана, составление плана по определенной форме и его утверждение. Специальные расчеты к текущему финансовому плану включают расчеты прибыли и ее распределения, амортизационных отчислений, потребности в оборотных средствах и источников финансирования прироста норматива собственных оборотных средств, источников финансирования капитальных вложений, налогов и др. В рыночной экономике рекомендуется составлять несколько вариантов финансовых расчетов в целях оптимизации принимаемых решений. Для обоснования финансового результата (прибыли или убытка) по основной деятельности к финансовому плану составляются сметы продаж, затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). По видам деятельности - операционной, инвестиционной, финансовой могут составляться, в рамках до одного года, бюджеты, отражающие соответствующие доходы и расходы.

На уровне структурных подразделений предприятия  также могут составляться бюджеты, сметы, охватывающие весь денежный оборот и включающие в себя: бюджет материальных затрат; бюджет потребления энергии; бюджет фонда оплаты труда; бюджет амортизационных отчислений; налоговый бюджет, сметы образования и расходования фондов денежных средств, формируемых из прибыли. Сводный (консолидированный) бюджет предприятия равен сумме бюджетов затрат структурных подразделений, налогового и кредитного бюджетов. При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятия следует соблюдать принцип декомпозиции. Он означает, что все бюджеты должны быть увязаны в сквозную систему и бюджеты подразделений входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Перечисленные расчеты к финансовому плану необходимы для осуществления контроля за ходом выполнения плана и финансирования предусмотренных мероприятий, для выбора оптимальных источников пополнения фондов и структуры вложений собственных средств.

Четвертый этап предполагает доведение заданий  утвержденного годового финансового плана до подразделений, служб предприятия. При этом могут вноситься корректировки в бюджеты и сметы структурных подразделений предприятия (отделов маркетинга, ценообразования, планового и др.). Изменения вносятся на основании расчетов статей финансового плана. Структурные подразделения предприятия доводят плановые задания до конкретных исполнителей.

Пятый этап предусматривает разработку отчетов  об исполнении финансовых планов (бюджетов, смет). Отчеты служат информационной базой  для финансового планирования на предстоящий период. Эта работа, к сожалению, многими предприятиями не осуществляется.

Рассмотрим  подробнее содержание финансовых планов. Текущий финансовый план (расчетный  баланс доходов и расходов) составляется на год с поквартальной разбивкой. Он может включать два или три раздела. В первом случае в нем выделяют разделы: 1. Доходы и поступления средств. 2. Расходы и отчисления средств. 3. Взаимоотношения с бюджетом (ассигнования из бюджета и платежи в бюджет). Между разделами финансового плана существует определенная взаимосвязь. Итог первого раздела плюс ассигнования из бюджета должен быть равен итогу второго раздела плюс платежи в бюджет. Если текущий финансовый план включает два раздела, то ассигнования из бюджета записываются в разделе 1 «Доходы и поступления средств», а платежи в бюджет — в разделе 2 «Расходы и отчисления средств».

Примерная форма текущего финансового плана (расчетного баланса доходов и расходов) приведена в табл. 5.

Таблица 5

Годовой финансовый план промышленного предприятия  на 200... год

Показатель Сумма, Показатель Сумма,
Раздел 1. Доходы и поступления средств   Раздел 2. Расходы  и отчисления средств  
1. Прибыль всего: 578 1. Отчисления  в резервные фонды, образуемые в соответствии с законодательством 58
от  реализации продукции (работ, услуг) 500
сальдо  операционных доходов и расходов (прибыль) 40
сальдо  внереализационных операций (прибыль) 38
2. Амортизационные отчисления 90 2. Долгосрочные  инвестиции в основные средства 168
3. Долгосрочные кредиты и займы  на капитальные вложения 27 3. Долгосрочные  финансовые вложения 56
4. Ссуды на пополнение оборотных средств (на срок более одного года) 13 4. Погашение  долгосрочных ссуд и процентов  по ним 25
5. Поступления из инновационного  фонда   5. Инвестиции  на увеличение оборотных средств 47
6. Безвозмездная финансовая помощь   6. Погашение  ссуд на пополнение оборотных средств 7
7. Прирост устойчивых пассивов 10    
8. Прочие доходы и поступления 5    
    7. Содержание  объектов непроизводственной сферы,  числящихся на балансе предприятия 57
    8. Выплата дивидендов 60
    9. Отчисления  на благотворительные цели 5
    10. Расходы на  социальную поддержку и материальное  стимулирование 34
    11. Прочие расходы  и отчисления 5
Итого доходов и поступлений 723 Итого расходов и отчислений 522
Раздел 3. Взаимоотношения с бюджетом
Ассигнования  из бюджета   Платежи в бюджет  
1. Целевое финансирование и поступления  из бюджета   1. Налог на  недвижимость 51
    2. Налог на  прибыль 138
    3. Местные налоги, уплачиваемые из прибыли 12
Итого ассигнований   Итого платежей в бюджет 201
 
 

Как можно  заметить, в первом разделе текущего финансового плана показываются финансовые результаты де-

ятельности, начисленная амортизация, ресурсы, привлекаемые на долгосрочной основе.

Во втором разделе плана отражаются расходы  на расширение и техническое перевооружение производства, увеличение оборотного капитала, социальное развитие, погашение долгосрочных банковских кредитов и займов, образование резервных фондов и другие расходы за счет чистой прибыли.

Третий  раздел включает платежи в бюджет (налоги на недвижимость, на прибыль, а  также местные налоги, уплачиваемые из прибыли, остающейся после уплаты общегосударственных налогов из прибыли) и средства, получаемые из бюджета на финансирование капитальных вложений, дотации, субвенции и др. В конце финансового плана в виде справки могут указываться налоги и отчисления, относимые на себестоимость или включаемые отпускную цену сверх цены производства.

При разработке текущего финансового плана необходимо обеспечить увязку каждого вида вложений с источниками финансрфования. Для  проверки правильности составления текущего (годового) финансового плана и иллюстративности экономических взаимосвязей между статьями плана может составляться проверочная (шахматная) таблица. Ее назначение состоит в том, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить доходы, а также сбалансировать доходы и расходы предприятия. При распределении доходов учитывается целевой характер их использования и очередность направления по статьям затрат. Например, прибыль в первую очередь направляется на уплату налогов и финансовых санкций, а затем на собственные нужды предприятия. Прирост устойчивых пассивов первоначально должен быть направлен на увеличение оборотных средств, а в оставшейся части — на другие расходы по усмотрению предприятия. При недостатке собственных средств расходы в годовом финансовом плане могут покрываться долгосрочными заемными и привлеченными ресурсами. Возможный вариант шахматной таблицы приведен в табл. 6.

Таблица 6

Проверочная таблица к годовому финансовому  плану

Направление средств 
Источники покрытия
Прибыль Амортизационные отчисления Прирост устойчивых пассивов Другие источники средств Всего
1 2 3 4 5 6
1. Налог на недвижимость          
2. Налог на прибыль          
3. Местные налоги, уплачиваемые за счет прибыли          
4. Инвестиции в основные средства          
5. Увеличение оборотных средств          
6. Прочие расходы          
Всего          

Составление шахматной таблицы начинается с  заполнения итоговых граф по доходам и расходам предприятия, итог должен совпасть.

По своей  природе текущий (годовой) финансовый план является жестким количественным планом. Длительное время его приоритет  поддерживался государством, которое  посредством финансово-кредитного механизма помогало предприятиям обеспечивать синхронность между поступлениями денежных средств и их расходованием. В современных условиях роль финансового планирования принципиально изменилась. Теперь ответственность за результаты деятельности лежит на самих предприятиях и они заинтересованы в том, чтобы знать свое финансовое положение на текущий момент и на ближайшее будущее. Текущий (годовой) финансовый план позволяет предвидеть размеры чистого дохода и возможности инвестиционного финансирования. В этом заключается его значение для предприятий, так как именно годовой план предполагает обоснование издержек производства и прибыли. Следует отметить, что многовариантные расчеты с использованием современных технологий являются для нашей практики исключением, что снижает ценность годового финансового плана. Кроме того, под влиянием инфляции и внешних факторов плановые назначения требуют постоянной корректировки. Такая работа на отечественных предприятиях, по сути, не проводится, что также снижает значимость годового финансового плана.

Текущий (годовой) финансовый план не отражает полного объема финансовых ресурсов. По этой причине нельзя ограничиться его составлением, необходимы и другие финансовые планы.

Важным  документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия является план движения денежных средств на счетах в банках и кассе (платежный баланс). Он разрабатывается на предстоящий год с разбивкой по кварталам. Квартальные назначения подразделяются по месяцам. С помощью этого документа обеспечивается оперативное финансирование всех хозяйственных операций предприятия. Для белорусских предприятий план движения денежных средств является новым документом и находится в стадии изучения. Необходимость его составления в современных условиях обусловлена отсутствием государственных гарантий по обеспечению предприятий источниками финансирования затрат, изменением порядка кредитования, наличием просроченной задолженности предприятий бюджету, банкам, экономическим партнерам.

План  движения денежных средств обычно составляется в целом по предприятию. По своему содержанию он близок балансу денежных расходов и поступлений в составе бизнес- плана и платежному календарю в составе оперативных финансовых планов. В нем указывается остаток денежных средств на начало периода, все планируемые виды поступлений денежных средств и все виды денежных выплат. Значение данного плана в том, что на его основе предприятие прогнозирует выполнение всех своих расчетных обязательств и, что особенно важно, изменения в платежеспособности. Кроме того, составление плана движения денежных средств служит способом контроля за наличностью, позволяет своевременно принять меры по восполнению дефицита денежных средств путем привлечения кредитов и займов.

Составлению плана движения денежных средств (платежного баланса) предшествует разработка прогноза движения денежных средств (прогноза потоков денежных средств) по видам деятельности: текущей (операционной), инвестиционной, финансовой, а также в целом по предприятию. Этот плановый документ также находится в стадии изучения и нуждается в уточнении нормативно-методологической базы. Составление прогноза по видам деятельности дает возможность изучить: текущие денежные потоки; способность предприятия своевременно рассчитаться с бюджетом, банками, занятыми работниками и другими кредиторами; способность предприятия выплатить дивиденды; необходимость привлечения дополнительных денежных средств для выполнения планируемых программ и др. Прогноз движения потоков денежных средств может быть составлен по форме, представленной в табл. 7.

Таблица 7

Прогноз потока денежных средств в целом по всем видам

деятельности, в млн р.

Приход 
Месяцы
сентябрь
1. Продажа продукции (выручка от  реализации, взыскание дебиторской  задолженности) 49000
2. Продажа основных средств 5000
3. Получение процентов и дивидендов 1000
4. Промежуточный итог А 55 000
Расход
5. Оплата материалов (погашение кредиторской  задолженности) 30 000
6. Заработная плата 10000
7. Накладные расходы 5000
8. Приобретение основных средств 4000
9. Промежуточный итог В 49000
10. Сальдо (А - В) 6000
11. Остаток, перенесенный из прошлого  месяца 2000
12. Остаток к переносу на следующий  месяц 8000

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование