Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Предметом моего исследования является совокупность финансовых и денежно-кредитных отношений, требующих нового подхода к их регулированию в условиях перехода к рыночной экономике. Методологическую основу составляет комплексный системный подход к изучению проблемы реформирования финансово-кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике, применения в этих целях различных концепций мировой экономической мысли о повышении роли финансов, денег и кредита в управлении национальной экономикой.

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. Понятие финансовой системы

ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

ГЛАВА 3. Финансовый контроль. Управление финансами

ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 45.63 Кб (Скачать)

прибыль Нацбанка РК

земельный налог, рентные платежи и др.

Расходы госбюджета РК:

финансирование  народного хозяйства (АПК, транспорт  и др.)

финансирование  социально-культурных мероприятий

финансирование  науки на оборону

на содержание органов государственной власти

на содержание правоохранительных органов

Формы и методы взимания платежей в бюджет под влиянием экономических, политических и социальных изменений в развитии общества, роста  масштабов производства постоянно  совершенствуются для создания финансовой базы устойчивости функционирования народного  хозяйства в условиях перехода к  рыночной экономике.

Формирование  доходов Государственного бюджета - важный процесс, определяющий возможности  государства в направлении средств  на основные цели: развитие производственное и социальной сферы, финансирование социально-культурных мероприятий, затраты  на содержание органов хозяйственной  власти и управления, оборону. Порядок  исчисления различных видов поступлений, сроки внесения платежей в бюджет устанавливаются с учетом особенностей их формирования, объемов поступления  платежей в бюджет, при этом главным  условием является обеспечение устойчивого  поступления средств.

Важным требованием  к государственному бюджету является его адекватность общеэкономическому развитию. Это объясняется использованием среднесрочного финансового планирования, которое позволяет осознать потребность  в действиях в рамках финансовой политики.

Другим важным требованием к организации государственного бюджета является включение в  него лишь тех расходов, которые  необходимы для выполнения государственных задач. Это обеспечивается острой "конкуренцией потребностей" за ограниченные финансовые средства. Важным условием является отработанные процедуры контроля, осуществляемого как парламентом, так и министерством финансов.

Бюджет должен быть информативен и содержать сведения в наиболее ясной для понимания  форме. В связи с этим важное значение приобретает принцип единства и полноты бюджета. Это означает, что доходы и расходы должны быть объединены в рамках одного бюджета и должны быть представлены все поддающиеся предвидению расходы и доходы.

Принцип достоверности  бюджета означает, что все доходы и расходы следует определить и отразить в бюджете с наиболее важной точностью. Цифровые величины и  отраженные в них обстоятельства не подлежат искажению или сокрытию. Точность отображения в проекте  бюджета всех намеченных доходов и расходов зависит от наличия информации о текущем бюджете.

Экономическая сущность расходов госбюджета выражается в том. что они способствуют процессу капиталистического воспроизводства, накопления капитала. Бюджетные расходы служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономикой, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства.

Состав и структура  расходов государственного бюджета  определяется их экономическим содержанием  и задачами, которые стоят перед  государством.

Расходы по роли в общественном воспроизводстве  можно подразделить на затраты по обеспечению непрерывного процесса производства, увеличение производственных фондов и на расходы по удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества.

К первой группе относятся расходы государственного бюджета, направляемые на финансирование основных фондов отраслей народного  хозяйства, обеспечение их непрерывного финансирования.

Ко второй группе относятся затраты бюджета на финансирование социально-культурных мероприятий, оборону и управление государством.

Соотношение между  этими группами расходов определяет эффективность бюджета. Чем выше уровень затрат, направленных на развитие отраслей народного хозяйства, и  соответственно ниже уровень потребительских  затрат бюджета, тем эффективнее  использование бюджетных средств. Дроздов Г.Н. Общая теория финансов. - М., 1996 г.

Бюджет в основном несет расходы, связанные с экономическими функциями государства. С переходом  на рыночные условия хозяйствования бюджет должен изменяться. Реализация расходной части бюджета может  быть осуществлена в результате постепенного перехода к сокращению только самых  необходимых дотаций и субсидий, предоставляемых преимущественно  по прямому назначению предприятиям.

Существенным  в сокращении расходов бюджета должен стать отказ от кредитования долгов предприятий, повышение ответственности  госпредприятий за финансовые результаты.

Распределительный характер бюджетных операций позволяет  государству превратить бюджет в  экономический рычаг воздействия  на производство, стимул общественного  процесса; в этом аспекте действие бюджета однотипно с другими стоимостными рычагами - ценой и т.д. Однако, государственный бюджет занимает ключевое положение в сфере стоимостного распределения общественного продукта и это превращает его в инструмент централизованного общегосударственного руководства экономикой, в основной финансовый план РК. Основной финансовый план позволяет обеспечить финансирование предусмотренных государством мер по социально-экономическому развитию на основе централизации части финансовых ресурсов в распоряжении государства, а с другой стороны, оказывать активное влияние на выявление дополнительных внутрихозяйственных резервов. улучшение качественных показателей работы предприятий и отраслей, проведение режима экономии во всех звеньях народного хозяйства.

Государственный бюджет характеризуется такими важными  чертами: он имеет силу закона; в  нем находят непосредственное отражение  программы, направленные на развитие общественного  производства, повышение его эффективности, удовлетворение потребностей членов общества. Бюджет имеет огромное мобилизирующее и организующее значение, что связано с правовой формой использования бюджетных отношений.

В процессе становления  госбюджета используются и уточняются макроэкономические, финансовые и производственные показатели, выявляются дополнительные доходы и неиспользованные резервы, координируются связи всех звеньев  финансово-кредитной системы, а также  достигается согласование показателей  экономического и социального развития с финансовыми и кредитными ресурсами.

Государственный бюджет - действенное орудие общегосударственного контроля. Адресный характер бюджетных  показателей, отражающих многообразные  связи бюджета с хозяйством создает  основу для их использования, в целях  контроля за состоянием дел в отраслях материального производства и непроизводственной сферы.

Для стабилизации поступлений доходов в госбюджет в 2008г. правительство:

1. Взимание налогов  обеспечило в соответствии с  налоговым кодексом РК.

2. Исключило  практику предоставления налоговых  льгот, не предусмотренных законодательством  РК.

В целях сокращения расходов госбюджета:

Ограничило объем  субсидий из республиканского бюджета;

Провело разумную стратегию в области внешнего заимствования, предоставляя гарантии только в отношении валютоокупаемых проектов;

Установило жесткий  контроль за использованием направляемых на эти цели средств;

Сократило уровень  дотирования сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства. Закон  РК № 357-1 ЗРК от 01.04.00 "О бюджетной  системе".

На сегодняшний  день, когда финансовая система РК уже достаточно развита, правительство  пересматривает некоторые из вышерассмотренных  пунктов. С каждым годом выделяются средства на развитие сельского хозяйства, жилищного строительства и на зарплаты работникам бюджетной сферы.

Бюджетная система  представляет собой довольно сложный  механизм. отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя, а также государственного устройства. Эта система формируется на основе всей совокупности социально-экономических, правовых и других особенностей, характеризующих то или иное государство.

Еще одним важным звеном финансовой системы являются местные финансы, роль и влияние которых повышается с каждым годом. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные  фонды управляются непосредственно  центральными, а в отдельных случаях  местными властями. Наиболее распространенными  источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

государственный финансы контроль

Назначение финансового  контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования  финансовых ресурсов во всех сферах и  звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

По определению, финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических  форм и методов его организации.

Для осуществления  финансового контроля создаются  особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность  строго регламентированы, в том числе  и в законодательном порядке.

Объектом финансового  контроля являются денежные, распределительные  процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного  хозяйства.

Непосредственным  предметом проверок выступают такие  финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную  стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные  цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому  контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового  контроля являются практически все  операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях  и без них (бартерные сделки и  т. п.).

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия  и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности  пропорций распределения и перераспределения  стоимости валового общественного  продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового  состояния и эффективного использования  трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между  потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов  и фондов народного хозяйства; обеспечение  своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным  бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости  и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность  может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

В зависимости  от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Информация о работе Финансовая система