Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:01, курсовая работа
При всем разнообразии моделей рыночной экономики, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования, регулирует и направляет потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества.
Введение 3
Теоретические основы финансовой системы 6
Понятие финансовой системы 6
Финансовые связи и отношения 14
Анализ современной финансовой системы РФ 18
Основные звенья финансовой системы РФ 18
. Государственный бюджет, как главный элемент финансовой системы государства 29
Заключение 45
Список использованной литературы 48
45
Министерство образования и науки Российской Федерации
Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал) ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: «ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ»
Выполнил: ст. гр. ФиК- 12
Панфилова А.П.
Проверил: к.э.н., доцент
Касаткина Е.В.
Нижневартовск 2011
Содержание
Введение 3
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Введение
При всем разнообразии моделей рыночной экономики, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования, регулирует и направляет потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества.
Вот поэтому, сегодня важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Неэффективность бюджетно-финансовой системы России проявляется в неспособности органов власти всех уровней обеспечивать население гарантированными государством благами, а бюджетные учреждения — полноценным финансированием (причем вне зависимости от невыполнения или перевыполнения доходной части бюджета). В неспособности обслуживать собственные заимствования, в стремительном приросте объемов кредиторской задолженности, в непрозрачности и неполной подконтрольности финансовых операций депутатскому корпусу и обществу в целом. Эти и другие негативные черты бюджетно-финансовой системы страны связаны с тем, что данная сфера общественных отношений до сих пор практически не подверглась реформам, а основные принципы ее функционирования оставались прежними, командно-административными.
Актуальность исследования проблем функционирования финансовой системы Российской Федерации обусловлена ценностью для общества самих финансовых отношений. Кроме того, проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня абсолютно всех, потому что все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсии, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств производства и социальная сфера — такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, но и среди обычных граждан России.
В данной работе рассматриваются составляющие финансовой системы, из каких звеньев формируется финансовая система РФ. В России при формировании бюджетно-финансовой политики и при выработке стратегии реформирования финансово-кредитной системы, в частности, во-первых, недостаточно уделяется внимания интересам самих граждан России, а во-вторых, — соответственно не учитываются перспективы развития такой важной составляющей финансовой системы, как сбережения граждан. Между тем, в странах с развитой рыночной экономикой именно сбережения населения являются источником функционирования основных звеньев финансовой системы, действующих на коммерческой основе. И от того, насколько эффективно и рационально инвестированы эти сбережения, зависит экономический рост и деятельность финансовой системы в целом. Чем больше сбережений перераспределяется через финансовую систему, тем более усложняется ее механизм, тем более совершенным он является.
Объектом работы является финансовая система, её структура и единство финансовой системы РФ.
Финансовая система формируется на финансовых правоотношениях, следовательно, предметом работы являются финансовые отношения внутри финансовой системы.
Целью работы является ответ на вопрос что такое финансовая система РФ. В соответствии с этим предполагается решение следующих задач:
1. Теоретические основы финансовой системы
1.1. Понятие финансовой системы
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и другие.
В нашей стране написано много научных работ и учебников по финансовой системе. Но если рассматривать структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурные элементы сфер также не одинаковы.
Не исключено, что тот состав и структура системы, которая является правильной сейчас, будет оставаться верной и в последующее время. Ведь в России за год происходит большое количество изменений в экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки.
Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.
Понятие "финансы" происходит от французского finance – совокупность всех денежный средств, находящихся в распоряжении предпринимателя, государства, а также система их формирования, распределения и использования. Данное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые в хозяйственной жизни проявляются в разнообразных формах и сопровождаются движением денежных средств.
Во всех финансовых процессах можно выделить то общее, что их объединяет, – лежащие в основе финансовых операций отношения между различными хозяйствующими субъектами. Эти отношения определяются как финансовые отношения.
Финансовые отношения – это денежные отношения хозяйствующего субъекта с:
Таким образом, важным свойством финансов является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.
Финансы – это не сами денежные
средства, а отношения между людьми
по поводу образования и использования
фондов денежных средств, возникающие
в процессе распределения и
В этой связи, финансы – неотъемлемый
элемент воспроизводства на всех
уровнях хозяйствования. Они одинаково
необходимы и хозяйствующим субъектам
(предприятиям, организациям и т.п.),
и разного рода объединениям (ассоциациям,
концернам, корпорациям и т.п.), и
государственной системе
Финансы выполняют функции: обеспечивающую,
распределительную и
Обеспечивающая функция
Распределительная функция финансов
хозяйствующего субъекта непосредственно
связана с обеспечивающей. С помощью
распределительной функции
Поскольку финансы охватывают все общественное воспроизводство, все его сферы и подразделения, а также все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля.
Контрольная функция финансов хозяйствующего
субъекта связана с применением
различных стимулов и санкций, а
также соответствующих
Совокупность контролирующих и
контролируемых субъектов финансовых
отношений составляют систему управления
народным хозяйством, которая нуждается
в объединении финансовых ресурсов
для реализации общественных задач.
В этой связи возникает два
подхода к определению
С одной стороны, финансовая система – это совокупность:
А с другой стороны, финансовая система – это совокупность субъектов финансового рынка.
Базовым элементом любой финансовой системы является государство, представленное системой государственных финансовых органов, посредством которых оно осуществляет функции регулирования и контроля. В этой связи государственные органы можно подразделить на две группы: