Финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

При всем разнообразии моделей рыночной экономики, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования, регулирует и направляет потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества.

Оглавление

Введение 3
Теоретические основы финансовой системы 6
Понятие финансовой системы 6
Финансовые связи и отношения 14
Анализ современной финансовой системы РФ 18
Основные звенья финансовой системы РФ 18
. Государственный бюджет, как главный элемент финансовой системы государства 29
Заключение 45
Список использованной литературы 48

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 83.69 Кб (Скачать)

45

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал) ГОУ ВПО «Тюменский государственный  университет»

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Экономическая теория»

 

на тему: «ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. ФиК- 12

Панфилова А.П.

 

Проверил: к.э.н., доцент

Касаткина Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                3

  1. Теоретические основы финансовой системы        6
    1. Понятие финансовой системы          6
    2. Финансовые связи и отношения       14
  2. Анализ современной финансовой системы РФ     18
    1. Основные звенья финансовой системы РФ     18
    2. . Государственный бюджет, как главный элемент финансовой системы государства           29

Заключение           45

Список  использованной литературы       48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 При всем  разнообразии моделей рыночной экономики, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования, регулирует и направляет потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества.

Вот поэтому, сегодня  важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Неэффективность бюджетно-финансовой системы России проявляется в неспособности органов власти всех уровней обеспечивать население гарантированными государством благами, а бюджетные учреждения — полноценным финансированием (причем вне зависимости от невыполнения или перевыполнения доходной части бюджета). В неспособности обслуживать собственные заимствования, в стремительном приросте объемов кредиторской задолженности, в непрозрачности и неполной подконтрольности финансовых операций депутатскому корпусу и обществу в целом. Эти и другие негативные черты бюджетно-финансовой системы страны связаны с тем, что данная сфера общественных отношений до сих пор практически не подверглась реформам, а основные принципы ее функционирования оставались прежними, командно-административными.

 Актуальность исследования проблем функционирования финансовой системы Российской Федерации обусловлена ценностью для общества самих финансовых отношений. Кроме того, проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня абсолютно всех, потому что все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсии, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств производства и социальная сфера — такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, но и среди обычных граждан России.

 В данной работе рассматриваются составляющие финансовой системы, из каких звеньев формируется финансовая система РФ. В России при формировании бюджетно-финансовой политики и при выработке стратегии реформирования финансово-кредитной системы, в частности, во-первых, недостаточно уделяется внимания интересам самих граждан России, а во-вторых, — соответственно не учитываются перспективы развития такой важной составляющей финансовой системы, как сбережения граждан. Между тем, в странах с развитой рыночной экономикой именно сбережения населения являются источником функционирования основных звеньев финансовой системы, действующих на коммерческой основе. И от того, насколько эффективно и рационально инвестированы эти сбережения, зависит экономический рост и деятельность финансовой системы в целом. Чем больше сбережений перераспределяется через финансовую систему, тем более усложняется ее механизм, тем более совершенным он является.

Объектом  работы является финансовая система, её структура и единство финансовой системы РФ.

Финансовая  система формируется на финансовых правоотношениях, следовательно, предметом  работы являются финансовые отношения  внутри финансовой системы.

Целью работы является ответ на вопрос что такое финансовая система РФ. В соответствии с этим предполагается решение следующих задач:

  • анализ законодательства, связанного с финансовыми правоотношениями;
  • определение финансовой системы;
  • структура финансовой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы финансовой системы

1.1. Понятие финансовой системы

Финансовая система сегодня  является предметом дискуссий и  обсуждений. экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и другие.

 В нашей стране написано много научных работ и учебников по финансовой системе. Но если рассматривать структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурные элементы сфер также не одинаковы.

Не исключено, что тот состав и структура системы, которая является правильной сейчас, будет оставаться верной и в последующее время. Ведь в России за год происходит большое количество изменений в экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Понятие "финансы" происходит от французского finance – совокупность всех денежный средств, находящихся в  распоряжении предпринимателя, государства, а также система их формирования, распределения и использования. Данное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые в хозяйственной жизни проявляются в разнообразных формах и сопровождаются движением денежных средств.

Во всех финансовых процессах можно  выделить то общее, что их объединяет, – лежащие в основе финансовых операций отношения между различными хозяйствующими субъектами. Эти отношения  определяются как финансовые отношения.

Финансовые отношения – это  денежные отношения хозяйствующего субъекта с:

  • другими хозяйствующими субъектами в процессе формирования и распределения выручки, при выпуске и распространении ценных бумаг, при взаимном кредитовании и долевом участии в совместной деятельности;
  • работниками данного хозяйствующего субъекта при выплате заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, выпуске акций, распространяемых между членами трудового коллектива, а также взыскании денег за причиненный ущерб, удержание налогов;
  • дочерними предприятиями и структурными подразделениями;
  • банковской системой при получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты и ценных бумаг, при депозитных вкладах, залоге имущества и т.п.;
  • страховыми компаниями по всем видам страхования;
  • налоговой службой при уплате налогов и других платежей в бюджет;
  • финансовыми и финансово-кредитными хозяйствующими субъектами при осуществлении трастовых, залоговых операций, лизинга, хеджирования и т.п.

Таким образом, важным свойством финансов является то, что финансовые отношения  всегда связаны с формированием  денежных доходов и накоплений, принимающих  форму финансовых ресурсов.

Финансы – это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования и использования  фондов денежных средств, возникающие  в процессе распределения и перераспределения  стоимости валового общественного  продукта и части национального  богатства в связи с формированием  денежных доходов и накоплений у  субъектов хозяйствования и государства  и использованием их на расширенное  воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

В этой связи, финансы – неотъемлемый элемент воспроизводства на всех уровнях хозяйствования. Они одинаково  необходимы и хозяйствующим субъектам (предприятиям, организациям и т.п.), и разного рода объединениям (ассоциациям, концернам, корпорациям и т.п.), и  государственной системе управления народным хозяйством.

Финансы выполняют функции: обеспечивающую, распределительную и контрольную. В этих функциях полностью проявляются  две неразрывно связанные стороны  финансовых отношений.

Обеспечивающая функция хозяйствующего субъекта включает в себя полное обеспечение  в оптимальном размере необходимыми денежными средствами при выполнении важного условия : все расходы  должны быть покрыты собственными доходами. Дополнительная потребность в средствах  может быть покрыта за счет кредита, либо за счет других заемных источников. Оптимальное использование источников денежных средств является одной  из главных задач управления финансами  хозяйствующего субъекта. При излишке  денежных средств снижается эффективность  их использования, а при недостатке средств возникают финансовые трудности, что может привести к негативным последствиям.

Распределительная функция финансов хозяйствующего субъекта непосредственно  связана с обеспечивающей. С помощью  распределительной функции реализуется  общественное назначение финансов –  обеспечение каждого хозяйствующего субъекта необходимыми ему финансовыми  ресурсами. Объектами распределительной функции выступают стоимость валового общественного продукта в денежном выражении, а также часть национального богатства.

Поскольку финансы охватывают все  общественное воспроизводство, все  его сферы и подразделения, а  также все уровни хозяйствования, они выступают универсальным  орудием контроля.

Контрольная функция финансов хозяйствующего субъекта связана с применением  различных стимулов и санкций, а  также соответствующих показателей. Благодаря контрольной функции  финансов предоставляется возможность  отслеживать пропорции в распределении  финансовых ресурсов, своевременность  поступления их к различным хозяйствующим  субъектам, экономичность и эффективность  их использования. Формой финансового  контроля является использование финансовых показателей. Основным показателем  служит стабильное наличие средств  у хозяйствующего субъекта. А именно в этом проявляется непосредственная связь контрольной функции с  первыми двумя. Другими финансовыми  показателями являются: кредиторская задолженность, обеспеченность оборотных  средств другими источниками, убытки, ликвидность, платежеспособность и  т.д.

Совокупность контролирующих и  контролируемых субъектов финансовых отношений составляют систему управления народным хозяйством, которая нуждается  в объединении финансовых ресурсов для реализации общественных задач. В этой связи возникает два  подхода к определению финансовой системы.

С одной стороны, финансовая система  – это совокупность:

  • финансов предприятий, учреждений и организаций (финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих организаций и т.д.);
  • страхования (социальное, личное, имущественное и т. п.);
  • государственных финансов (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит).

А с другой стороны, финансовая система  – это совокупность субъектов финансового рынка.

Базовым элементом любой финансовой системы является государство, представленное системой государственных финансовых органов, посредством которых оно  осуществляет функции регулирования  и контроля. В этой связи государственные  органы можно подразделить на две  группы:

Информация о работе Финансовая система РФ