Финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

При всем разнообразии моделей рыночной экономики, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования, регулирует и направляет потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества.

Оглавление

Введение 3
Теоретические основы финансовой системы 6
Понятие финансовой системы 6
Финансовые связи и отношения 14
Анализ современной финансовой системы РФ 18
Основные звенья финансовой системы РФ 18
. Государственный бюджет, как главный элемент финансовой системы государства 29
Заключение 45
Список использованной литературы 48

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 83.69 Кб (Скачать)

1. Государственные органы, осуществляющие  финансовую деятельность в связи  с выполнением своих основных  функций и задач. Это все  министерства и ведомства, органы  управления, хозяйствующие субъекты. В пределах своей компетенции  они распределяют имеющиеся финансовые  ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых  перераспределяется в бюджет.

2. Государственные органы специальной  компетенции, для которых финансовая  деятельность является основной. Эти органы созданы для осуществления  финансовой деятельности и финансового  контроля.

Предметом науки о финансах является определенная система экономических  отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций  и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и  задач государства и обеспечения  условий расширенного воспроизводства.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения  являются финансовыми.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым  функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего  измеряются затраты труда ассоциированных  производителей, а финансы же это  экономический инструмент распределения  и перераспределения валового внутреннего  продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и  использованием фондов денежных средств.

 Считается, что понятие финансовой  системы является развитием общего  определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы  выражают экономические общественные  отношения. В теории систем  и менеджменте системой называют  то, что решает проблему. В качестве  проблем современного общества, которые призвана решать финансовая  система, можно назвать:

  • недостаточные темпы развития экономики;
  • диспропорции развития экономической системы;
  • напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых   рынках;
  • излишнюю социальную процесс; 
  • низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

 В менеджменте по характеру  и частоте взаимодействия с  внешней средой выделяют два  основных типа систем: закрытые  и открытые.

Закрытая система имеет жесткие  фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. В условиях директивной экономики  была закрытая финансовая система вследствие того, что

  • курс валюты был строго фиксирован;
  • собственником средств производства, земельной собственности, крупной недвижимости было государство;
  • предприятия могли обменивать отечественную валюту на иностранную в пределах установленного жесткого плана (плановая конвертируемость);
  • имела место замкнутость валюты в том смысле, что в контрактных договорах  цены не выражались в отечественной валюте;
  • валютные ценности в крупных размерах могли вывозиться только государством, но не гражданами или предприятиями и др.

Открытая финансовая система характеризуется  достаточно частым и интенсивным  взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с вешней средой через проницаемые границы открытой системы. Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка - это более открытая  система, чем в условиях директивной экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.

Такое многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др. Эта открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций и т. д.

Степень открытости финансовой системы  должна регулироваться в интересах  развития экономики страны.

Известно определение: «финансовая система» - это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий”.  В другом труде выделяют в общей совокупности финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства.

Совокупность всех организационных  структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено  решение задач финансовой политики государства. Основными целями финансовой политики являются:

  • повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее, очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества;
  • оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля;
  • достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, финансовых ресурсов определяющей развитие производства, направление и структуру использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Финансовые связи и отношения

В процессе образования, распределения  и перераспределения финансовых ресурсов возникает огромное количество потоков денежных средств, денежных зависимостей, лежащих в основе финансовых отношений, связывающих между собой  практически всех людей, все организации, предприятия, государственные органы.

Финансовыми называют любые отношения, обусловленные денежными средствами или связанные с ними. Финансовые отношения проявляются в форме  движения денежных средств, перехода их из одних рук в другие, возникновения  передачи и потери прав собственности  на них.

Основных участников финансовых отношений  можно распределить на три основные группы:

1. Муниципальные, региональные, государственные органы, распределяющие, владеющие, и распоряжающиеся денежными ресурсами, которые им принадлежат, эти органы взимают налоги и платежи, формируют местные и государственный бюджеты;

2.  Организации, учреждения, предприятия всех сфер и отраслей экономики, а так же частные предприниматели, которые получают денежные средства непосредственно от потребителей продукции или от государственных органов и расходующие их на приобретение факторов производства, уплату налогов, других платежей и на накопление;

3.     Население и семьи, которые получают деньги от предпринимателей, предприятий, государства или от других людей в качестве стипендий, пенсий, пособий, заработной платы, родственной и благотворительной помощи, дарений, других доходов и расходующие их на приобретение потребительских товаров, услуг (в том числе на ведение домашнего  хозяйства) и сбережения.

Для финансовой системы характерно одностороннее движение денег. Выделяются следующие разновидности финансовых отношения:

  1. Отношения «государство – предприятия» по поводу:
  • платежей предприятий государству в форме налогов, арендных и рентных платежей, пошлин, процентов за государственные кредиты и т.д.;
  • государственных дотаций, субсидий, субвенций, кредитов и т.д. предприятиям.
  1. Отношения «государство – население» по поводу:
  • налогов государству (подоходных, на собственность, на наследство и т.д.), платежей за государственные услуги, социальное и имущественное страхование и т.д.;
  • социальных выплат, пособий, пенсий, стипендий населению со стороны государства.
  1. Отношения «предприятия – население» по поводу:
  • выплат заработной платы, пособий, социальных выплат, страховых сумм, кредитов;
  • процентных, арендных и рентных платежей, страховых взносов, погашений взятых ранее займов.
  1. Отношения «государство – государство» по поводу:
  • перечислений из местных финансовых органов в центральные бюджеты;
  • дотаций, субсидий, субвенции из центрального бюджета в местные.
  1. Отношения «предприятия – предприятия» по поводу:
  • платежей по долгам в счет оплаты ранее полученных товаров и услуг;
  • выплат по полученным ссудам, возврат полученных ссуд.
  1. Отношения «население – население» по поводу:
  • возврата долгов, предоставления денег в долг, передачи средств по наследству, дарений и т.д.

Указанные денежные потоки большей  частью проходят через банки. Поэтому  банки предстают как отдельный (четвертый) субъект финансовой системы.

Частью финансовой системы являются финансовые рынки как совокупность отношений купли-продажи финансовых средств в целях финансирования инвестиций и государственного бюджета. К этим рынкам относятся главным  образом фондовые рынки.

Выделенные блоки финансовых отношений  показывают, что финансовая система  рыночной экономики складывается из финансов государства, финансов предприятий, финансов населения.

Каковы те силы, которые приводят в движение финансовые потоки, порождают  финансовые связи и отношения? Все  начинается с исходных, первоначальных жизненных потребностей, удовлетворение которых требует производства и  воспроизводства экономического продукта. При всей важности финансовых отношений  в экономике они вторичны в  том смысле, что их порождают первичные  производственные, социальные, политические отношения. Вместе с ними финансовые отношения образуют совокупность экономических  отношений. При этом в ряде случаев  финансовые отношения выходят на первый план, становятся главным средством  управления экономикой. Воздействуя  на распределение и обмен продукции, товаров, услуг, финансы тем самым  регулируют их потребление и производство.

Исходя из этого, сторонники монетаризма (экономической теории) считают, что  деньгам принадлежит решающая роль в экономике. В известной степени  они правы, в рыночной экономике  действительно "правят бал" деньги. Но сами денежные процессы находятся  под воздействием производства и  потребления, потребностей и интересов  людей. Так что люди, события, экономика  управляют деньгами не в меньшей  мере, чем сами деньги как инструмент управления.

Важный принцип развития финансовых отношений – целевая направленность. Цели выбирают как предприятия и  организации, так и государство. Целями финансовых отношений предприятий  и организаций являются: извлечение прибыли, повышение рентабельности производства и производительности труда, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточности материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ современной  финансовой системы РФ

2.1Основные звенья финансовой системы РФ

Финансы любого государства  составляют целостную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов) и органов. Наличие  различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что  финансы обслуживают многообразные  потребности общества, охватывают своим  воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует  понимать: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию  соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов  и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Информация о работе Финансовая система РФ