Финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

При всем разнообразии моделей рыночной экономики, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования, регулирует и направляет потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества.

Оглавление

Введение 3
Теоретические основы финансовой системы 6
Понятие финансовой системы 6
Финансовые связи и отношения 14
Анализ современной финансовой системы РФ 18
Основные звенья финансовой системы РФ 18
. Государственный бюджет, как главный элемент финансовой системы государства 29
Заключение 45
Список использованной литературы 48

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 83.69 Кб (Скачать)

Каждое звено финансовой системы  в свою очередь можно подразделить на подзвенья в соответствии с  внутренней структурой содержащихся в  нем финансовых взаимосвязей. Так, в  составе финансов, функционирующих  на коммерческих началах, в зависимости  от отраслевой направленности могут  быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от форм собственности — финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и других. В составе финансов общественных организаций выделяют финансы профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных, целевых и благотворительных фондов. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования, например имущественное страхование появляется на страхование личного имущества, транспортное страхование... В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Финансовая система характеризуется  не только составом входящих в нее  частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать  государственный бюджет, предприятия  и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с  кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает  система взаимных финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рисунке 2.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.2 Схема финансовых связей в экономике

За каждой из указанной на схеме  стрелок стоит множество разнообразных  финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь на общей схеме финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные, наиболее представительные связи и финансовые отношения  на разных уровнях. К ним относятся: “государство-предприятие” (ГП), “предприятие-государство” (ПГ), “государство-государство” (ГГ), “предприятие-население” (ПН), “население-государство” (НГ), “население-предприятие” (НП), “предприятие-предприятие” (ПП), “население-население” (НН), “государство-население” (ГН). Связь “государство-государство” характеризует перераспределение, переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в другие. Связь “предприятие-предприятие” отражает финансовые потоки между предприятиями, а связь “население-население” определяет движение денежных средств между отдельными группами населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2Государственный бюджет, как главный элемент финансовой  системы государства

Главный элемент  финансовой системы государства  — государственный бюджет. Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны или муниципальным собранием.

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения.

Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет.

В процессе перераспределения национального  дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и  образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет представляет собой форму образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства.

Бюджету принадлежит  ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением – с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Формирование  бюджета самым непосредственным образом связано с развитием  национального дохода страны и его  перераспределением. Основными финансовыми  методами перераспределения национального  дохода являются:

  1. Образование и использование денежных накоплений (прибыли, НДС, платежи в социальные внебюджетные фонды)
  2. организация налогов
  3. финансирование отраслей народного хозяйства
  4. формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные  и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления  социальных мероприятий, реализации экономических  задач, т.е. для выполнения возложенных  на них функций.

Как экономическая  категория бюджетные отношения  являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи  и основные функции финансов.

Бюджет выполняет  следующие задачи:

  1. перераспределение национального дохода
  2. государственное регулирование и стимулирование экономики
  3. финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства
  4. контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению  проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости  достижения минимальных государственных  социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных  услуг и иных установленных нормативов.

Президент РФ не позднее марта года, предшествующего  очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива  Правительства РФ, соответствующих  органов исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Основой для  составления бюджета является:

  • бюджетное послание Президента РФ;
  • прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год (ПСЭР);
  • основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Рассмотрение  и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового  контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти.

Для контроля за исполнением бюджета существует специальный орган - Счетная палата, которая участвует также в предварительном контроле при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета.

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий  бюджет, на основании отчетов главных  распорядителей, распорядителей и получателей  бюджетных средств. Ответственным  за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную  палату Правительством РФ в форме  федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

  • отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;
  • отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;
  • отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;
  • отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;
  • сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;
  • годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
  • реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;
  • отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год  в течение полутора месяцев после  представления отчета в ГД, используя  материалы и результаты проведенных  проверок и ревизий. Государственная  Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает  решение об утверждении или отклонении отчета.

Исполнение  бюджетов начинается после их утверждения  в установленном порядке. В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагается организация  исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Особая роль определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета.

Осуществление бюджетных операций через счета  Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа  исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено  открытие в Казначействе лицевых  счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств  бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные  операции в Главной книге Казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.

Исполнение  бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение  бюджета по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных  средств на едином счете бюджета  с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы  санкционирования:

  • составление и утверждение бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня утверждения бюджета),
  • утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей,
  • утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям,
  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей,
  • принятие денежных обязательств бюджетополучателями,
  • подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных  средств.

За исполнение доходной части бюджета отвечают Министерство РФ по налогам и сборам и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также органы, распоряжающиеся  государственным (муниципальным) имуществом.

Информация о работе Финансовая система РФ