Финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

При всем разнообразии моделей рыночной экономики, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования, регулирует и направляет потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества.

Оглавление

Введение 3
Теоретические основы финансовой системы 6
Понятие финансовой системы 6
Финансовые связи и отношения 14
Анализ современной финансовой системы РФ 18
Основные звенья финансовой системы РФ 18
. Государственный бюджет, как главный элемент финансовой системы государства 29
Заключение 45
Список использованной литературы 48

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 83.69 Кб (Скачать)

Сущность  государственного бюджета как экономической  категории реализуется через  его макроэкономические функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению  существования государства.

1. Проявление  распределительной функции обусловлено  тем, что в отношения с бюджетом  вступают почти все участники  общественного производства. Основным  объектом бюджетного  распределения  и перераспределения является  чистый доход, получаемый в  обществе. Между тем, это не  исключает возможности перераспределения  через бюджет и части стоимости  необходимого продукта (подоходный  налог с граждан), а иногда и  национального богатства. Благодаря  распределительной функции бюджета  происходит концентрация денежных  средств в руках государства  и их дальнейшее использование  с целью удовлетворения общественных  потребностей.

2Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов ¾ государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда.

Распределительная функция бюджета используется также  для вмешательства государства  в процесс общественного производства ¾ регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей. Посредством бюджета государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на его производство, накопление денежных средств, сферу потребления, процессы демонополизации экономики и обобществление производства, а также его разгосударствление.

Существенно, что содержание распределительной  функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств  между различными подразделениями  общественного производства и слоями населения. Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы  не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное) и  многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет) перераспределения  денежных средств, как бюджет.

2. Контрольная  функция заключается в том,  что бюджет объективно ¾ через формирование и использование денежных средств государства ¾ отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью  взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций  между ними, определением налоговой  базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При  расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.

Финансовый  контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного  общественного продукта и национального  дохода, за пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального  дохода.

3. Функция  обеспечения существования государства   ставит своей задачей создание  материально-финансовой базы функционирования  государства; содержание аппарата   управления страной, президентской  власти, законодательной и исполнительной  власти, правоохранительных и таможенных  органов, налоговой службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Финансовые  системы возникли с зарождением  классового общества и развивались  как часть политической, социальной экономической системы государства.

Наряду с  прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и  нормативной деятельность финансы  являются одним из инструментов социального  менеджмента.

История экономического развития и финансов показывает, что  в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства  для оживления деловой активности используют либеральный подход, а  в периоды кризисов и возрастания  социальной напряженности усиливается  роль государства, государственных  финансов в социальных и экономических  преобразованиях.

Аргументом в  пользу того, что финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса может быть то, что движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При  этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости  от воли хозяйствующих субъектов. Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы:  государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит  из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные  бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в  первый уровень бюджетной системы.

Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется  цель повышения эффективности использования  финансовых ресурсов, достижение более  высокого уровня жизни.

Существует  тесная взаимосвязь цены, зарплаты, кредита с возможность и интенсивностью источников финансовых ресурсов, временной  ценностью финансовых потоков. Наличие  такой тесной взаимосвязи, представляется, может позволять отнести цену, зарплату, кредит к категориям относительно самостоятельным, но входящим в сферу  финансовых отношений.

Системообразующим финансовым инструментом, формально  и непосредственно обеспечивающим включение цены, зарплаты, кредита, страхования в сферу финансов, являются налоги.

В состав децентрализованных финансов кроме денежных отношений, могут быть включены и денежные распределительные  и перераспределительные отношения  в рамках финансово - промышленных групп, холдингов, а также финансы предпринимателей без образования юридического лица, инвестиционная деятельность граждан  по сохранению или изменению своего социального статуса;

Финансы играют различную роль в деятельности организационно - производственных систем, работающих на товарном рынке, а рамках сбытовой стратегии или маркетинговой  стратегии;

Наблюдается все более тесная связь финансовых отношений и отношений собственности, что находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, залога, конвертации долговых ценных бумаг в долевые и др.;

Финансовая  система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число  разнородных элементов, эмергентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

Финансовую  систему необходимо проектировать. Для этого могут быть использованы типовые представления, в частности, метод функционально - логического  проектирования финансовой системы.

При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятность нахождения объекта  проектирования в области управляемых  состояний не менее заданной, а  управление осуществлять в реальном масштабе времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Бабич А.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит – с. 394

2. Бабич А.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит – с.395

3. Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория. – с. 157

4. ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля 2007 года - ст. 1

5. ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля 2007 года - ст. 1

6. ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» № 227-ФЗ от 31.12.1999 года - ст.1

7. ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» № 150-ФЗ от 27.12.2000 года – ст.1

8. ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» № 194-ФЗ от 30.12.2001 года – ст.1

9. ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» N 176-ФЗот 24.12.2002 года – ст.1

10. ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» 10.12.2003 года – ст.1

11. ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» 173-ФЗ от 23 декабря 2004 года– ст.1

12. ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26.12.2005 № 189-ФЗ – ст.1

13. ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ – ст.1

14. ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» № 227-ФЗ от 31.12.1999 года - ст.1

15. ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» № 150-ФЗ от 27.12.2000 года – ст.1

16. ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» № 194-ФЗ от 30.12.2001 года – ст.1

17. ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» N 176-ФЗот 24.12.2002 года – ст.1

18. ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» 10.12.2003 года – ст.1

19. ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» 173-ФЗ от 23 декабря 2004 года– ст.1

20. ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26.12.2005 № 189-ФЗ – ст.1

21. ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ – ст.1

22. Финансы. Денежное обращение. Кредит // Под ред. Поляка Г.Б.- С.100

23. Финансы. Денежное обращение. Кредит // Под ред. Поляка Г.Б. - с.98

24. Финансы: Учебник/Под ред. Дробозиной  Л. А. — М., 2001

25. Официальный сайт министерства Финансов РФ - www.minfin.ru

26. Сайт «Бюджетная система Российской Федерации» - www.budgetrf.ru


Информация о работе Финансовая система РФ