Финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 15:07, контрольная работа

Краткое описание

Известно определение: “финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий”. В другом труде выделяют в общей совокупности финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.52 Кб (Скачать)

«Московский институт экономики, менеджмента  и права»

 

                                                        
                                    Контрольная работа

По предмету: «Финансовое право».

 

 

На тему: « Финансовая система РФ».

 

Форма обучения: Заочная выходного  дня

Студента    4  курса  

 Группы:  ЮС-72

 

Мартынова П.М.

 

Проверил: доцент Цареградская Ю.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

                                                 Москва 2010

Вопрос №1

Известно определение: “финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий”.  В другом труде выделяют в общей совокупности финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства.

Анализ закономерностей  развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства  свидетельствует о наличии общих  признаков в их содержании. Это  обусловлено сочинением объективных  причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений  и существование государства  как субъекта этих отношений. В отличие  от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически  связаны функционированием государства.

Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется  особенностями в формировании и  использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.

Все вышеперечисленные  финансовые отношения можно разбить  на две подсистемы. Это общегосударственные  финансы,  обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую  выполняет государство в области  экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение  сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно  участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении  определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы  органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость  составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему  государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства.

Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной  и нормативной деятельностью  финансы являются одним из инструментов социального менеджмента.

История экономического развития и финансов показывает, что в периоды  относительного благополучия и устойчивого  развития государства для оживления  деловой активности используют либеральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях.

Возможны широкая и  узкая трактовка предмета финансов, связанные с использованием положений  теории систем, известных как процедуры  агрегирования (объединения элементов  в целое) и декомпозиции (расчленение  целого на части) при исследованиях.

Аргументом в пользу того, что финансы охватывают все  стадии воспроизводственного процесса, может быть то, что движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При  этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости  от воли хозяйствующих субъектов. Такое  движение объективно обеспечивает перераспределение  денежных средств даже тогда, когда  нет их пространственного движения.

Существует тесная взаимосвязь  цены, зарплаты, кредита с возможностью и интенсивностью источников финансовых ресурсов, временной ценностью финансовых потоков. Наличие такой тесной взаимосвязи, представляется, может позволять  отнести цену, зарплату, кредит к категориям относительно самостоятельным, но входящим в сферу финансовых отношений.

Системообразующим финансовым инструментом, формально и непосредственно  обеспечивающим включение цены, зарплаты, кредита, страхования в сферу финансов, являются налоги.

В состав децентрализованных финансов, кроме денежных отношений, опосредующих кругооборот денежных фондов предприятий, могут быть включены и денежные распределительные и  перераспределительные отношения  в рамках финансово-промышленных групп, холдингов, а также финансы предпринимателей без образования юридического лица, инвестиционная деятельность граждан  по сохранению или изменению своего социального статуса;

Финансы играют различную  роль в деятельности организационно-производственных систем, работающих на товарном рынке  в рамках сбытовой стратегии или  маркетинговой стратегии.

Наблюдается все более  тесная связь финансовых отношений  и отношений собственности, что  находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, франчайзинг, залога, конвертация ценных долговых бумаг в долевые и др.

 Финансовая система  обладает всеми свойствами сложных  систем: большое число разнородных  элементов, эмергентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость  и др.

Финансовую систему необходимо проектировать. Для этого могут  быть использованы типовые представления  и, в частности, метод функционально-логического  проектирования финансовой системы.

При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятность нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний не менее заданной, а управление осуществлять в реальном масштабе времени.

 

Вопрос №2

К охранительным финансово-правовым нормам относятся нормы, которые  предусматривают применение мер  государственного принуждения за финансовые правонарушения. К охранительным  нормам, в частности, относятся нормы  главы 16 Налогового кодекса РФ, в  которой перечислены составы  налоговых правонарушений и финансовые санкции.

Обязывающие финансово-правовые нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них  совершения определенных положительных  действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых  отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок. Органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обязаны строго по целевому назначению использовать выделенные им из вышестоящего бюджета денежные средства в форме субвенций.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий  характер, так как государство  проводит свою финансовую политику, используя  метод властных предписаний. В этом проявляется основной, императивный метод финансово-правового регулирования - метод властных предписаний.

Запрещающие финансово-правовые нормы - это запрет на совершение каких-либо действий, устанавливают обязанность  участников финансовых отношений воздержаться от них. Так, запрещено придавать  обратную силу законодательным актам, ухудшающим положение налогоплательщиков. Субъектам РФ и органам местного самоуправления запрещено устанавливать (вводить) налоги, не предусмотренные  федеральным законодательством (ст.5, 12 НК РФ). На территории РФ запрещено  введение других денежных знаков, кроме  рубля, и выпуск денежных суррогатов. Центральному банку РФ запрещено  предоставлять кредиты Правительству  РФ для финансирования бюджетного дефицита за исключением случаев, когда это  особо предусматривается законом  о федеральном бюджете.

Однако число запрещающих  финансово-правовых норм сравнительно невелико, что объясняется тем, что  при регулировании финансовых отношений  преобладают нормы обязывающего характера. Предписывая совершение строго определенных действий, они  обычно исключают необходимость  специального установления связанных  с этими действиями запретов.

Но в некоторых случаях  в целях усиления гарантий прав участников финансовых отношений, подчеркивания  особой важности соблюдения финансовой дисциплины в какой-то области предусматриваются  запреты. В других случаях запрещающие  нормы определяют пределы дозволенных  действий. Например, закон запрещает  определять условия и порядок  предоставления налоговых льгот, носящих  индивидуальный характер (ст.56 НК РФ).

Управомочивающие  финансово-правовые нормы устанавливают  права участников финансовых отношений  на совершение определенных самостоятельных  действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность  принятия самостоятельных решений  в области финансов, но в строго установленных границах. Такие нормы  содержатся, например, в нормативных  актах, регулирующих кредитные отношения.

Существует  два вида управомочивающих финансово-правовых норм. Для первого вида этих норм характерно, что возможность их реализации (или нереализации) зависит исключительно  от воли субъектов финансового права. Главным образом к таким субъектам  относятся налогоплательщики. Однако в последние годы круг таких субъектов  расширяется.

Для второго  вида управомочивающих финансово-правовых норм характерно то, что субъект  права имеет определенную свободу  в выборе средств, времени и т.д. реализации этой нормы, однако эта норма  в любом случае должна быть им реализована. Речь идет здесь о финансово-правовых нормах, закрепляющих компетенцию государственных  органов и органов местного самоуправления через установление прав этих органов. Например, нормы ст.31 Бюджетного Кодекса  РФ (далее БК) закрепляют принцип  самостоятельности бюджетов через  права органов государственной  власти и местного самоуправления в  области бюджета. Эти права являются компетенционными, а значит, они  одновременно становятся и обязанностями  для данных органов.

Таким образом, и этим нормам свойственна императивность, поскольку не допускается выход  за эти границы. Например, представительные органы власти субъектов РФ при введении региональных налогов вправе решать вопросы, круг которых определен  федеральным законодательством  о налоговых льготах, о ставках  налогов, сроках уплаты и др. (ст.12 НК РФ). Предприятия вправе распоряжаться  своей прибылью, но после выполнения обязанностей по платежам в бюджет.

Информация о работе Финансовая система РФ