Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:08, лекция
Наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает существование относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категории финансов.
В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система и методы ее регулирования
Финансовый рынок и его роль в организации финансовой системы
Финансовые ресурсы звеньев финансовой системы
Финансовые ресурсы звеньев финансовой системы
Финансовая система и методы ее регулирования
Финансовая система
Финансовая система и методы ее регулирования
Финансовый рынок и его роль в организации финансовой системы
Финансовые ресурсы звеньев финансовой системы
Финансовая система и методы ее регулирования
Наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает существование относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категории финансов.
В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система - это совокупность субъектов финансовых отношений и форм взаимодействия между ними.
Финансовая система развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:
-государственную бюджетную систему;
-специальные государственные внебюджетные фонды;
-государственный кредит;
-финансы предприятий различных форм собственности;
-финансовый рынок.
Состав бюджетной системы зависит от государственного устройства.
В унитарных государствах бюджетная система включает два звена:
-государственный бюджет;
-местные бюджеты - бюджеты городов, сел, поселков и т.д.
В федеративных государствах бюджетная система включает три звена:
-государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;
-бюджеты членов федерации (субъектов федерации - в РФ, штатов - в США, земель - в Германии и т.д.);
-местные бюджеты.
Два первых уровня бюджетной системы федеративного государства относятся к государственным финансам. Конституция РФ определяет самостоятельность органов местного самоуправления, которая обеспечивается за счет собственных источников доходов, и не включает их в состав государственных финансов.
Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.
Рисунок 2.1 - Финансовая система
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем перераспределения части ВНП.
Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Несмотря на разграничение сфер деятельности, применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.
Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку именно в рамках предприятий происходит объединение факторов производства, создаются блага и услуги, новая стоимость и доходы владельцев экономических ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность государства финансовыми ресурсами.
Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, с другой - процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и за счет общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований, использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с долговыми ценными бумагами - заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.
Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым парламентом Российской Федерации как закон. Через госбюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например, ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.
Государственное регулирование экономики позволяет существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.
Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культура и др.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.
Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.
Одним из звеньев общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные фонды.
Государственные внебюджетные фонды - средства федерального правительства и субъектов РФ, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.
Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме для финансирования определенных мероприятий, входящих в задачи этих фондов.
Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком -государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в качестве стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса.
Согласованность и развитие элементов финансовой системы достигается посредством ее регулирования.
Под регулированием финансовой системы понимается использование методов воздействия на ее элементы в соответствии с целями и задачами развития общества. Регулирование включает государственное регулирование и саморегулирование.
Государственное регулирование финансовой системы - совокупность методов финансового воздействия государства на экономику, направленных на решение приоритетных задач. В качестве таких методов государство использует налоги, бюджетные расходы, способы начисления амортизации, формы государственного кредита и др.
В механизме государственного регулирования важны как доходы, так и расходы государства. Формирование доходов влияет на собственную финансовую базу предприятий. Структура распределения расходов изменяет объем финансовых ресурсов предприятий, регулирует отраслевые и территориальные пропорции.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Саморегулирование характеризуется методами формирования собственных финансовых ресурсов предприятий. Эти методы выбираются и используются самими хозяйствующими субъектами в рамках заданных государством правовых норм. Саморегулирование используется для внутрихозяйственного перераспределения финансовых ресурсов и для их привлечения с финансового рынка.
Саморегулирование обеспечивается рыночным механизмом. Через систему цен импульсы передаются от потребления к производству, задавая параметры распределения и перераспределения ВНП. Монополия и степень развитости рынка ограничивают свободу перемещения экономических ресурсов. Оптимум в этом случае труднодостижим.
Сочетание централизованных и рыночных методов регулирования финансовой системы позволяет сочетать интересы государства и хозяйствующих субъектов. Но при этом безусловный приоритет принадлежит государству, которое не просто самостоятельно принимает определенные решения, но и формирует правовое поле, в пределах которого предприятие только и может быть свободно.
Финансовый рынок и его роль в организации финансовой систем
Финансовый рынок - форма организации взаимодействия между субъектами экономики, предназначенная для мобилизации и использования финансовых и кредитных ресурсов на основе механизма спроса и предложения.
Финансовый рынок представлен двумя секторами: денежным рынком и рынком капиталов. На денежном рынке работают банки, оперируя краткосрочными ресурсами и обеспечивая пополнение оборотных средств предприятия. На рынке капиталов работают различные финансовые и кредитные институты: финансовые фонды и компании, специализированные банки, страховые компании, пенсионные фонды и др. Они оперируют долгосрочным капиталом, чем создают условия для инвестиций.
Традиционно в состав финансовой системы в качестве отдельного звена включались страховые отношения. Прежде это соответствовало советской практике развития страхования, которое являлось монополией государства и существенным источником финансовых ресурсов государства. В настоящее время эта сфера деятельности перестала быть исключительной прерогативой государства. Страховые организации имеют собственные финансовые ресурсы, в формировании и использовании которых государству принадлежит лишь регулирующая роль, аналогичная воздействию на банковскую систему.
В связи с этим страховые компании занимают свою нишу на финансовом рынке, аккумулируя средства страхователей и размещая их для обеспечения собственных интересов и интересов своих клиентов.
Рисунок 2.2 - Финансовый рынок
Финансовый рынок выполняет две функции.
Во-первых, на финансовом рынке происходит мобилизация капитала. Поскольку размер сбережений не совпадает с инвестициями каждого субъекта экономики ни по сумме, ни по времени, то возникает необходимость в посреднике, который аккумулирует временно свободные денежные средства населения и предприятий. Домохозяйства являются чистыми кредиторами по отношению ко всем субъектам экономики, т.е. население имеет большую сумму сбережений по сравнению с заимствованиями. Предприятия и государство, напротив, являются чистыми заемщиками на финансовом рынке.
Но одновременно с мобилизацией капитала финансовый рынок организует его перераспределение оптимальным образом и с наименьшими затратами. В этом и состоит вторая функция финансового рынка.
Эффективность перераспределения средств тем выше, чем лучше развит финансовый рынок страны. Показателями его развития служит объем сделок, число котируемых на фондовой бирже ценных бумаг, количество и квалификация профессиональных участников. Об эффективности работы финансового рынка свидетельствует вторичный рынок ценных бумаг, благодаря которому достигается ликвидность финансовых инструментов и укрепляется первичный рынок.
Вместе с тем посредничество на финансовом рынке может быть обременительным для эмитентов и заемщиков из-за высоких комиссионных вознаграждений, спекулятивного характера операций с ценными бумагами. Это неизбежная оборотная сторона финансового рынка, неудобства которой уменьшаются за счет государственного регулирования.