Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:08, лекция
Наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает существование относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категории финансов.
В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система и методы ее регулирования
Финансовый рынок и его роль в организации финансовой системы
Финансовые ресурсы звеньев финансовой системы
Финансовые ресурсы звеньев финансовой системы
Финансовая система и методы ее регулирования
Вместе с тем достоинства финансового рынка при его эффективном государственном регулировании многократно превосходят издержки перераспределения финансовых ресурсов страны. С помощью финансового рынка направленность средств изменяется в пользу тех хозяйствующих субъектов, которые доказывают эффективность своей деятельности.
В 90-е годы в РФ создание и развитие финансового рынка частично заместило бюджетные методы перераспределения средств, сократив их объем и сферу действия. Это произошло за счет сокращения бюджетного финансирования коммерческих организаций, предоставления им возможностей для накопления средств и трансформации их в дополнительные источники финансирования, создания государственного рынка ценных бумаг.
Финансовые ресурсы звеньев финансовой системы
Финансовые ресурсы - денежные доходы и накопления, находящиеся в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и предназначенные для расширенного воспроизводства, решения социальных задач, реализации интересов собственников.
Условия формирования финансовых ресурсов заложены на стадии производства в пропорциях различных элементов стоимости созданного продукта, которые корректируются через цены, распределяются между участниками производственного процесса. Их доходы затем перераспределяются государством с помощью налоговой системы и трансфертов, передаваемых населению, а также с помощью финансового рынка.
Состав финансовых ресурсов у разных субъектов экономики существенно различается.
Рисунок 2.3 - Состав финансовых ресурсов коммерческих организаций
На рисунке 2.3 приведен наиболее типичный состав финансовых ресурсов коммерческих организаций. Из него исключены заемные средства, которые привлекаются предприятиями за счет выпуска долговых обязательств и банковских кредитов. Заемные средства, как известно, предполагают их обязательную возвратность. Это является важнейшим критерием различия финансовых и кредитных ресурсов. Тем не менее заемные средства наряду с финансовыми ресурсами позволяют решать задачу обеспечения хозяйственной деятельности предприятия источниками финансирования.
Вместе с тем различия между финансовыми и кредитными ресурсами носят не только понятийный характер, но и определяют наличие или отсутствие обязательств у предприятия, возможности их погашения.
Амортизационные отчисления, высвобождаясь из оборота, могут быть использованы предприятием на любые цели, в т.ч. и не связанные с обеспечением непрерывности производства. В этом состоит и принципиальное отличие от других затрат предприятия и позволяет включить в состав финансовых ресурсов.
Устойчивые пассивы - это особый вид заемных средств, которые постоянно находятся в распоряжении предприятия, что и приравнивает их к собственным источникам финансирования. К ним относится кредиторская задолженность предприятия перед поставщиками, бюджетом, работниками. Условием их приравнивания к собственным средствам является разрыв во времени между возмещением задолженности перед названными кредиторами в составе выручки от реализации продукции и других операций, с одной стороны, и наступлением срока расчетов с ними, с другой стороны. Речь идет не о просроченной задолженности, а о любой задолженности, в т.ч. и перед банком, срок погашения которой еще не наступил, но расходы по ее оплате уже включены в состав цены произведенных и реализованных товаров, оказанных и оплаченных услуг.
Таким образом, финансовые ресурсы предприятий, по существу, являются собственными источниками финансирования, привлекаемыми с финансового рынка и возникающими в результате хозяйственной деятельности. Эти средства предназначены для расширенного воспроизводства, решения социальных проблем и удовлетворения интересов собственников предприятий.
Финансовые ресурсы некоммерческих организаций.
Некоммерческие организации не преследуют цели извлечения прибыли, действуя в соответствии с Законом "О некоммерческих организациях". Более подробно формы некоммерческих организаций рассмотрены в теме 6
Состав финансовых ресурсов некоммерческих организаций состоит только из двух элементов: собственных и приравненных к ним средств и средств целевого финансирования. Выпуск и размещение акций недоступно некоммерческим организациям, поскольку лишь акционерное общество таким образом может мобилизовать средства на финансовом рынке. Состав и структура финансовых ресурсов некоммерческой организации существенно зависит от ее формы.
Для некоторых некоммерческих организаций - учреждений, действующих в сфере образования, здравоохранения и др., главным и даже единственным источником финансовых ресурсов являются бюджетные ассигнования. Другие услуги - в сферах культуры, искусства - являются платными, а бюджетные средства представляются нерегулярно и в форме целевого финансирования. Для большинства некоммерческих организаций характерно сочетание источников финансирования из бюджетов разных уровней и доходов от собственной деятельности. Расширение самостоятельности некоммерческих организаций позволило увеличить долю средств, зарабатываемых ими в результате расширения объема и перечня платных услуг, оказываемых населению.
Финансовые ресурсы государства. Состав государственной финансовой системы рассмотрен в первом вопросе темы. Для всех уровней бюджетной системы государства, в т.ч. и для бюджетов местных органов самоуправления, характерен единый состав источников формирования их доходов: налоги и неналоговые доходы. Доля налоговых доходов составляет 70-95% общей суммы доходов бюджета. Для формирования государственных внебюджетных фондов используются страховые взносы работодателей и работников, которые по своей обязательности не отличаются от налогов. Для балансирования доходов и расходов при наличии бюджетного дефицита привлекаются заемные средства. Правительство осуществляет заимствования у юридических и физических лиц, а также у Центрального банка РФ.