Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 07:03, курсовая работа
Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3стр.
1ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………..5стр.
Понятие финансовой политики, основные этапы формирования
политики предприятия ………………………………………………….5стр.
1.2Цели и задачи финансовой политики предприятия…………….…......8стр.
1.3Субъекты и объекты финансовой политики………….……………...11стр.
1.4Темпы роста предприятия: факторы их определяющие, методика
расчёта. Прогнозирование финансовой устойчивости…………...…13стр.
2 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА НА ПРИМЕРЕ МУП «КРАСНОТКРЬИНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»…………………...……16стр.
2.1Организационно-экономическая характеристика МУП
«Краснотурьинский хлебокомбинат» …………………………………….16стр.
2.2 Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия..17стр.
2.3 Анализ финансовой деятельности МУП «Краснотурьинский
хлебокомбинат»……………………………………………...…………..20стр.
3ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ……………………………………………………………...26стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...35стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………. ………. ……..38стр.
Финансовая политика
учитывает многофакторность, многокомпонентность и
Разработку и реализацию финансовой политики нужно постоянно контролировать. Очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы.
1.2Цели и задачи финансовой политики предприятия
Основная цель создания предприятия — обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем периоде и на перспективу. Эта цель выражена в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений как на самом предприятии, так и с контрагентами и государством.
Для реализации
главной цели финансовой политики необходимо
найти оптимальное соотношение
между стратегическими
- максимизация прибыли;
-обеспечение финансовой устойчивости. (Иногда в стратегические цели предприятия включены и внеэкономические составляющие, такие, как мотивация власти, престижа, безопасности собственников, руководства.)
Развитие первого стратегического
Разработка финансовой стратегии подразумевает определенные этапы:
а) критический анализ предшествующей финансовой стратегии;
б) обоснование (корректировка) стратегических целей;
в) определение сроков действия финансовой стратегии;
г) конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения;
д) распределение ответственности за достижение стратегических целей.
Для реализации стратегических целей предприятию необходимо решать много тактических задач.
Финансовая тактика — это оперативные действия, направленные на достижение того или иного этапа финансовой стратегии в текущем периоде.
Таким образом, в отличие от финансовой стратегии финансовая тактика связана с реализацией локальных задач управления предприятием.
Для обеспечения максимизации прибыли необходимо первое стратегическое направление:
- наращивать объем продаж;
- эффективно управлять процессом формирования рентабельности;
- бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ресурсами;
- контролировать расходы;
- минимизировать период производственного цикла;
- оптимизировать величину запасов и др.
Второе стратегическое направление подразумевает:
- минимизацию финансовых рисков;
- синхронизацию денежных потоков;
- тщательный анализ контрагентов;
- финансовый мониторинг и др.
Эти два стратегических
направления в некоторой степени
Необходимо ранжировать стратегические цели, например путем задания весов. При оптимизации структуры капитала, управлении текущими активами или любым видом денежных потоков важно правильно выбрать приоритеты развития, так как от этого зависят и степень финансовой устойчивости предприятия, и уровень прибыли производства.
Приоритетность стратегических целей периодически меняется как на одном предприятии, так и от предприятия к предприятию. Многие факторы влияют на приоритетность той или иной стратегической цели, которые в совокупности можно подразделить на две категории — внутренние и внешние.
Основные внутренние факторы:
-масштаб предприятия;
- стадия развития самого предприятия;
- субъективный фактор руководства предприятия, собственников.
Масштаб предприятия играет важную роль. В малых и средних предприятиях автономия (самостоятельность) занимает обычно доминирующее место. В крупных же предприятиях в стратегическом направлении преобладает норма прибыли, и наибольшее внимание уделено экономическому росту.
Стадия развития предприятия существенно влияет на ранжирование его стратегических целей. Понятие «цикл жизни» позволяет определить проблемы, которые возникают у предприятия на протяжении всего периода его развития, и уточнить различные комбинации финансовых задач, которые успешно направляют его деятельность.
В период детства,
когда обороты предприятия
В период юности рост объемов продаж, первые прибыли позволяют предприятию решить свои проблемы с денежными средствами, и его руководители могут постепенно сместить цели с финансовой устойчивости на экономический рост.
В период зрелости,
когда предприятие уже заняло
свою нишу на рынке и способность
к самофинансированию довольно значительна,
предприятие старается извлечь
максимум прибыли из всех возможностей,
которые дает ему его объем, а
также технический и
В период старости, когда замедляется рост оборота, вектор стратегического развития предприятия снова перемещается в сторону финансовой устойчивости.
Кроме того, вектор стратегического развития предприятия зависит и от субъективного фактора. Как правило, основные цели формируют собственники предприятия. На крупных предприятиях, когда собственников много, например крупное акционерное общество, основные стратегические направления могут быть сформированы советом директоров или генеральным директором, но в интересах собственников. Действительно, несмотря на то, что акционеры напрямую не принимают деловые решения, особенно ежедневные, они остаются верны предприятию, пока удовлетворены их интересы.
Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность той или иной стратегической цели предприятия. В частности, состояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на главные параметры функционирования предприятия.
Таким образом, финансовая политика — это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.
Финансовая политика
предприятия не может быть незыблемой,
определенной раз и навсегда. Напротив,
она должна быть гибкой и корректироваться
в ответ на изменения внешних и внутренних
факторов.
1.3Субъекты и объекты финансовой политики
Финансовая политика — основа процесса управления финансами предприятия. Ее главные направления определяют учредители, собственники, акционеры предприятия. Однако реализация финансовой политики возможна только через организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, подготавливающих и непосредственно осуществляющих финансовые решения.
Реализуют финансовую политику на предприятиях по-разному. Это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, а также масштабов предприятия.
Субъектами управления на малых предприятиях могут выступать руководитель и бухгалтер, так как малый бизнес не предполагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений развития привлекают внешних экспертов и консультантов.
На средних предприятиях текущую финансовую деятельность могут осуществлять внутри других подразделений (бухгалтерия, планово-экономический отдел и т.д.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, долгосрочное и среднесрочное распределение прибыли) принимает генеральная дирекция фирмы.
В крупных компаниях есть возможность расширить организационную структуру, кадровый состав и достаточно четко дифференцировать полномочия и ответственность между:
-информационными органами: юридическая, налоговая, бухгалтерская и другие службы;
-финансовыми органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюджетирования и т.д.;
-контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.
Ответственным за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения выступает, как правило, финансовый директор. Однако если принимаемое решение имеет существенное значение для предприятия, он является, лишь советником высшего управленческого персонала.
На крупных предприятиях структура разработки и реализации финансовой политики может быть централизованной или децентрализованной. Однако даже в условиях децентрализованной структуры финансовая деятельность остается жесткой в стратегических направлениях развития.
Основные объекты управления имеют следующие направления:
а) управление капиталом:
1) определение общей потребности в капитале;
2) оптимизация структуры капитала;
3) минимизация цены капитала;
4) обеспечение эффективного использования капитала.
б) дивидендная политика т.е определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией.
в) Управление активами:
1)определение потребности в активах;
2) оптимизация состава активов с позиций, их эффективного использования;
3) обеспечение ликвидности активов;
4) ускорение цикла оборота активов;
5) выбор эффективных форм и источников финансирования активов.
г) Управление текущими издержками: CVP-анализ;
1) минимизация издержек;
2) нормирование затрат;
3) оптимизация соотношения постоянных и переменных издержек.
д) управление денежными потоками (по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности):
1)формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени;
2) эффективное
использование остатка временно свободных
денежных средств.
1.4Темпы роста предприятия: факторы, их определяющие, методика расчета. Прогнозирование финансовой устойчивости предприятия
Рост предприятия напрямую связан с внешним финансированием. Эту взаимосвязь выражают с помощью специальных коэффициентов: внутреннего роста; устойчивого роста.
Коэффициент
внутреннего роста – это
Коэффициент
внутреннего роста
Коэффициент
устойчивого роста показывает максимальный
рост предприятия за счет выпуска
новых акций без дополнительно
внешнего финансирования. Коэффициент
устойчивого роста