Финансовая политика предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3стр.
1ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………..5стр.
Понятие финансовой политики, основные этапы формирования
политики предприятия ………………………………………………….5стр.
1.2Цели и задачи финансовой политики предприятия…………….…......8стр.
1.3Субъекты и объекты финансовой политики………….……………...11стр.
1.4Темпы роста предприятия: факторы их определяющие, методика
расчёта. Прогнозирование финансовой устойчивости…………...…13стр.
2 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА НА ПРИМЕРЕ МУП «КРАСНОТКРЬИНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»…………………...……16стр.
2.1Организационно-экономическая характеристика МУП
«Краснотурьинский хлебокомбинат» …………………………………….16стр.
2.2 Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия..17стр.
2.3 Анализ финансовой деятельности МУП «Краснотурьинский
хлебокомбинат»……………………………………………...…………..20стр.
3ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ……………………………………………………………...26стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...35стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………. ………. ……..38стр.

Файлы: 1 файл

финансы организаций(курсовая ,чистовик).docx

— 88.16 Кб (Скачать)

Уровень устойчивости, обусловливающий целесообразность кредитных заимствований, определяется показателями финансовой устойчивости и положительным значением дифференциала  финансового рычага.

      Пятый комплекс задач – прогнозирование  финансовых результатов и направлений  их использования – позволяет  соотнести сформированные стратегии  и реорганизационные политики предприятия  с принятыми целями его деятельности. При этом вероятные параметры  деятельности обосновываются прогнозом.

      Шестой  комплекс задач – формирование эффективных  текущих политик управления производственно-хозяйственной  и финансовой деятельностью. Этот комплекс включает достаточно широкий круг задач, сводящихся к управлению текущими активами и пассивами предприятия, планированию производства, моделированию сбытовой деятельности, оценке политик продаж.

      Седьмой комплекс задач – оптимизация  управленческих решений – информационно  взаимоувязан с результатами решения  предшествующих комплексов. Его особенностью является учёт факторов риска и неопределённости деятельности в обосновании возможности  практической реализации выбранных  эффективных стратегий и политик  предприятия.

      Комплексы антикризисных задач не исчерпываются  приведённым перечнем. Многовариантность  хозяйственных решений может  поставить перед необходимостью решения других задач с использованием общих и частных методов антикризисной направленности.

      Важным  инструментом антикризисной политики является бюджетирование, о котором  было сказано ранее. Основная задача здесь – не допустить превышения расхода денежных средств над  запланированными суммами или над  имеющимися источниками, исключить  убытки.

Выбор направлений  финансовой политики и методов анализа, способствующих выходу из кризиса или  его предотвращению, зависит от фазы кризиса, в которой находится  организация. Каждая из фаз кризиса  характеризует тот или иной уровень  кризисных и предкризисных процессов  и явлений. Принято выделять четыре фазы кризиса, которые отличаются содержанием, последствиями и необходимыми мерами по их устранению.

      Первая  фаза – снижение рентабельности и  объёмов прибыли. Следствием этого  является ухудшение финансового  положения предприятия, сокращение источников и резервов развития. Решение  проблемы может лежать как в области  стратегического управления (пересмотр  стратегии, инновации, диверсификация, реструктуризация и др. существенные преобразования), так и тактического управления (снижение издержек, повышение  производительности).

      Вторая  фаза – убыточность производства. Следствием служит уменьшение резервных  фондов организации (если таковые имеются  – в противном случае сразу  наступает третья фаза). Проблема может  решаться методами анализа финансовых результатов, операционного анализа. Выход из второй фазы нередко находится  в области стратегического управления и может реализовываться через  реструктуризацию предприятия или  его деятельности. Для обеспечения  производства, гарантирующего сбыт, могут  потребоваться инновации, диверсификация, реформирование.

Третья фаза – истощение или отсутствие резервных  фондов. На погашение убытков предприятие  направляет часть оборотных средств  и тем самым переходит в  режим сокращённого воспроизводства. В этой стадии нужны коренные преобразования стратегии, но средства на реструктуризацию и инновационные мероприятия, диверсификацию отсутствуют или их недостаточно. Необходимо менять экономические механизмы  организации, принимать оперативные  меры по стабилизации финансового положения. В случае выработки достаточно надёжной стратегической программы выхода из кризиса и обеспечения устойчивой работы предприятия может потребоваться  временная внешняя финансовая помощь для осуществления этой программы. Возможна сдача в аренду части основных средств, доходы от которой могут использоваться в решении текущих и перспективных задач.

Четвёртая фаза – неплатежеспособность. Предприятие  достигло того критического порога, когда  нет средств профинансировать даже сокращённое воспроизводство и/или  платить по предыдущим обязательствам. Возникает угроза остановки производства и/или банкротства. Необходимы экстренные меры по восстановлению и поддержанию  производственного процесса, а в  случае невозможности реабилитировать  данное производство с учётом реальных условий, внутренних и внешних тенденций  – перепрофилировать организацию, сдать в аренду часть основных средств.

      Более подробное описание цепи последовательных экономических явлений, в конце  которой наступает кризис, представлено в учебном пособии.

      В практике наблюдаются два вида политик  влияния предприятий на своё кризисное  или предкризисное состояние: защитная и наступательная.

Политика защитных действий (защитная политика) и соответствующая  ей тактика предусматривает резкое сокращение всех видов расходов, закрытие и распродажу подразделений, оборудования, сокращение определённых частей рыночных сегментов и сбыта продукции, распродажу продукции по сниженным  ценам.

      Политика  наступательных действий (наступательная политика), напротив, предполагает тактику  активных действий. Они связаны, например, с мероприятиями по модернизации оборудования, внедрению новых технологий. К ним можно отнести рациональное регулирование цен, поиск новых  рынков сбыта, реализацию прогрессивной  стратегической концепции, реинжиниринг бизнес-процессов.

      В антикризисных мероприятиях могут  потребоваться как тактические, так и стратегические меры. При  выборе способов преодоления кризисных  явлений в первую очередь оценивают  меры тактического характера. Вывод  о том, что причины кризиса  требуют стратегического подхода, уместен при недостаточности  мер тактического плана.

      В тактических мероприятиях улучшению  финансового результата и повышению  эффективности способствуют калькуляция  затрат, методы операционного анализа, методы оптимизации расчётных операций.

При недостаточности  тактических мер способом решения  антикризисных проблем или устранения самой возможности их возникновения  могут быть реорганизация, реформирование, реструктуризация или реконструкция  предприятия, о которых было сказано в разделах о бизнес-инжиниринге, реструктуризации.

      Важным  стратегическим средством профилактики кризиса, стратегией развития, сводящей к минимуму вероятность кризисных  явлений в будущем, является диверсификация. Процессы диверсификации предусматривают  обычно два основных направления:

-распределение инвестируемых или ссужаемых денежных капиталов между различными объектами вложений с целью снижения вероятности возможных потерь (риска) капитала и увеличения доходов от него;

-разнообразное, разностороннее развитие, то есть многопрофильное производство, совмещение различных видов предпринимательской деятельности для обеспечения стабильной работы предприятия в случае потери рентабельности, вынужденного отказа от одного или более чем одного из направлений развития.

      Своевременные рациональные действия для вывода предприятия  из кризиса имеют больше шансов на первой фазе кризиса, чем на последующих  фазах.

      На  второй фазе предприятию потребуются  меры, перечисленные при описании направлений реорганизации, реформирования, реструктуризации. При лучшем стечении обстоятельств вопросы этой фазы кризиса могут быть решены методами операционного анализа.

      На  третьей и четвёртой фазах  кризиса реструктуризация за счёт собственных  средств возможна только по первому, второму, четвёртому и пятому направлениям реструктуризации (сокращение штата  и уплотнение функций оставшихся работников, оптимизация размеров предприятия, реорганизация, изменение структуры (реструктуризация) бухгалтерского баланса). Эти направления рассмотрены  в разделе, посвященном реструктуризации. Третье направление политики реструктуризации (изменение существующих или появление  новых функций) на третьей и четвёртой  фазах осуществимо лишь за счёт целевого финансирования из внешних источников, финансовых посредников или внешнего инвестора, заинтересованного в  выпуске продукции инвестируемого предприятия. В последнем случае может потребоваться поручительство какого-либо финансового института. Антикризисное финансирование также  может проводиться в результате увеличения источников собственных  средств за счёт вторичной (повторной) эмиссии акций. Вырученные средства при этом направляются на расширение технической базы стратегического  производства и прирост оборотных  средств для текущего (тактического) производства, разумеется, за вычетом текущих платежей. Решению проблемы недостаточности средств для инвестирования прибыльных проектов может способствовать лизинг.

      Для преодоления кризиса требуется  остановка нерентабельных производств, их ликвидация или продажа, чтобы  немедленно исключить дальнейшие убытки, кроме объектов, остановка которых  приведёт к остановке всего предприятия; продажа активов, не приносящих прибыль, по ценам возможной реализации для  вложения вырученных средств в антикризисные  мероприятия.

      К антикризисным рекомендациям общего характера относят сокращение расходов за счёт ликвидации и продажи устаревших и излишних производственных мощностей, других неликвидных активов, сокращение дебиторской задолженности, продажа  дебиторской задолженности с  дисконтированием, удешевление технологических  процессов, их интенсификация, устранение брака и потерь от нерационального  использования рабочего времени, сокращение управленческих расходов за счёт рационализации организационной и производственных структур, освоение производства высокорентабельной продукции, повышение конкурентоспособности  продукции на основе учёта рыночной конъюнктуры, повышения её качества, снижения себестоимости и цены; улучшение  системы маркетинговых мероприятий, диверсификация, методы стратегического  планирования.

      Нередко причинами ухудшения финансового  состояния становятся ошибки в политике антикризисного управления. Типичной ошибкой недальновидной политики является нарушение последовательности антикризисных  мероприятий, когда за заботами о  выживании вопросы стратегического  развития уходят на второй план. Руководитель сначала пытается устранить последствия  кризиса – восстановить платежеспособность и стабилизировать финансовое положение  предприятия; а затем устранить  причины кризиса – разработать  стратегию развития и провести её на её основе реструктуризацию предприятия  с целью недопущения повторения кризисных явлений в будущем.

      Сущность  стабилизационной антикризисной программы  заключается не в манёвре денежными  средствами для заполнения разрыва  между расходами и поступлениями, а в обеспечении условий для  стабильных поступлений (денежных притоков), достаточных для покрытия расходов (денежных оттоков).

      Прежде  чем маневрировать денежными  средствами, необходимо формировать  источник их пополнения (прибыль). Без  такого источника маневрировать  приходится лишь остатками средств, которые без условия рентабельности могут быть безвозвратно утрачены, не улучшая состояние предприятия, а само предприятие, кроме сохранения или углубления кризиса, дополнительно  потеряет ещё и оставшиеся активы.

      Поэтому в основе стабилизационной антикризисной  программы необходима замена хозяйственного механизма или структуры объекта  новыми средствами управления, гарантирующими эффективную работу предприятия. Тут  нужна политическая ориентация на долговременные цели, стратегический подход в управлении.

      Главным рецептом против наступления кризиса  и последующего банкротства являются меры профилактического воздействия  на технико-экономические показатели (параметры деятельности) предприятия, заключающееся в принятии эффективных  управленческих решений, обоснованных результатами систематического во времени, то есть непрерывного экономического анализа, который называют мониторингом. Необходим мониторинг финансового  состояния (финансовый мониторинг). Регулярный анализ позволит постоянно отслеживать  признаки возможного ухудшения финансового  состояния предприятия, последствия  негативного воздействия тех  или иных факторов, заранее предвидеть, количественно оценить и своевременно принять соответствующие меры к  их устранению или ослаблению.

Информация о работе Финансовая политика предприятий