Финансирование и кредитования капитальных вложений предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 18:51, реферат

Краткое описание

Капитальные вложения представляют собой использование обществом валового национального продукта на воспроизводство основных фондов. По форме они выступают как совокупность затрат на создание новых, а также техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих основных фондов производственного и воспроизводственного назначения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 255.00 Кб (Скачать)

собным заемщикам, которые могут возвратить его  в установленные

сроки и уплатить проценты за пользование кредитом. Определение

кредитоспособностн  предприятий и организаций является одной из

важнейших сторон хозяйственной деятельности банков в  условиях

перехода к  рынку.

   Оценка  кредитоспособности заемщика производится  банком до

заключения кредитного договора на основе анализа его финансово-

го состояния  и эффективности кредитуемого мероприятия. Базой

для такого анализа служат бухгалтерские балансы, другие отчет- 
 

ные и плановые документы о финансово-хозяйственной  деятельнос-

ти, проектно-сметная  документация, планы технического перево-

оружения производства, прогнозные и статистические материалы,

характеризующие как современное экономическое состояние заем-

шика, так и  перспективы его развития.

   Анализ  финансового состояния заемщика  позволяет определить

показатели, отражающие разные его стороны, например, ликвид-

ность его баланса, покрытие баланса, привлечение средств и др.

При долгосрочном кредитовании важно оценить стабильность этих

показателей в  период пользования кредитом. Такая  оценка требует

разнообразных экономических знаний, умения прогнозировать изме-

иення факторов, влияющих на доходность заемщика в  условиях пе-

рехода к рынку. К таким факторам следует отнести  прежде всего

динамичность  цен и тарифов, рентабельность производства, энерго-,

нюернало- и фондоемкость продукции, обеспечение сырьем, кадра-

ми и основными  фондами, внедрение новых техники  и технологий,

рынок сбыта  продукции и др.

   Эффективность  кредитуемого мероприятия банки  определяют

путем проведения инженерно-экономической экспертизы,его  проек-

та. При этом проверяются наличие и качество проектно-сметной

документации  и заключений экспертизы, соответствие проектных

технико-экономических  показателей прогрессивным, оценивается

технико-экономический  уровень проекта. Важными вопросами  при

проведении такой  экспертизы являются: наличиесырьевой  базы,

конкурентоспособность продукции, возможность ее сбыта, прогноз

уровня цен  на будущую продукцию. В процессе инженерно-эконо-

мической экспертизы необходимо изучить реальность намечаемых

сроков строительства  с учетом мощностей, нагрузки и материально-

технического  обеспечения подрядных строительно-монтажных  ор-

ганизаций, надежность поставщиков оборудования и других парт-

неров.

   В настоящее  время процесс установления процентной  ставки за

кредиты не регулируется нормативными актами. Плата за пользо-  .

ванне долгосрочным кредитом определяется банками с  учетом про-

должительности  срока кредитования, предоставленных  заемщиками

гарантий своевременного возврата кредита, спроса и предложений

кредитных ресурсов и их цены, а также наличия кредитного риска.

Устанавливаемые банками процентные ставки должны обеспечивать

полное покрытие их расходов и получение прибыли  от осуществле-

ния хозрасчетной деятельности.       -                      ' 

   Повышенные  размеры процентной ставки предусматриваются

кредитным договором  в случае нарушения нормативных  сроков

строительства, получения дополнительных кредитов и переуступки

банков сроков возврата ссуды.

   Процент  за пользование кредитом начисляется  в размерах и сро-

ки, предусмотренные  кредитным договором.

   Ответственность  за невыполнение заемщиками своих  обяза-

тельств предусматривается в виде неустойки (штрафа, пени), зало-

та, гарантии, страхования  кредитного риска.

   Долгосрочный  кредит используется на оплату  поставленных на

стройку машин  и оборудования, строительных конструкций, дета-

лей, блоков и  материалов, а также выполненных строительн0-мон-

тажных, проектных  и других работ. Банки должны возмещать  за-

емщику расходы  по уплате пени поставщикам, за несвоевременные

расчеты с ними, если это вызвано неполным и несвоевременным  пре-

доставлением  кредита.

   После  завершения кредитуемого объекта (мероприятия) заем-

щик оформляет  в установленном порядке задолженность  по креди-

ту срочным  обязательством. Погашение кредита  обычно начинвется 
 
 

со следующего квартала после принятия ответственного решения о

вводе объекта  в эксплуатацию и производится за счет собственных

средств заемщика.

   Нестабильность  экономической ситуации в Украине,  высокий

уровень инфляции обуславливают сокращение доли долгосрочных

кредитных вложений коммерческих банков в развитие экономики.

В настоящее  время эта доля составляет всего лишь 1 - 2% в общем

объеме кредитных  вложений. Высокие процентные ставки за поль-

зование кредитом (в сентябре 1993 г. максимальная ставка состави-

ла 600% годовых) и  галопирующие темпы инфляции делают прак-

тически невозможными долгосрочные инвестиции. Коммерческие

банки в этих условиях не заинтересованы в выдаче ссуд на срок бо-

лее 2-4 мес., поскольку  уровень инфляции значительно превышает

высокие процентные ставки. Предприятия-заемщики, испытываю-

щие острый дефицит  финансовых ресурсов, не могут возвратить

банку полученную ссуду и уплатить проценты за пользование  ею.

   Коммерческие  банки используют собственные  и привлеченные

кредитные ресурсы  не на инвестиции в техническое развитие пред-

приятий, а главным  образом на выдачу им краткосрочных  ссуд для

производства  расчетов и выплаты заработной платы. Такое состоя-

ние сказывается  на материально-технической базе народного  хозяй-

ства страны, вызывая спад производства продукции  и углубление

других кризисных явлений в экономике страны. 

   В целях  активизации инвестиционной деятельности  в Украине с

нвгуста 1992 г. введено  государственное долгосрочное кредитование

строек и объектов производственного назначения, а  также кредито-

ванне целевых  производственных программ за счет централизован-

ных ресурсов Национального  банка. Государственный кредит пре-

доставляется  на капитальные вложения только производственного

назначения. Заказчиками  государственного кредита являются ми-

нистерства, ведомства  и другие хозяйственные органы. На основе

предложений этих органов Министерство экономики  по согласова-

нию с Министерством  финансов определяет перечень строек и

объект0в, которые  будут финансироваться за счет государственного

кредита, и представляет его на утверждение Кабинету Министров

Украины.

   Министерство  финансов определяет коммерческие  банки, кото-

рые будут осуществлять такое кредитование, и заключает  с ними

договоры.

  После утверждения  плана-прогноза экономического и  социаль-

ного развития страны Министерство экономики доводит до мини-

         195

@ 

стерств, ведомств и других органов хозяйственного управления и

финансирующих банков объемы государственного кредита  на пла-

нируемый год. Министерство финансов сообщает банкам, учрежде-

ния которых  будут осуществлять государственное  кредитование,

планы финансирования капитальных вложений по органам  хозяйст-

венного управления - заемщикам в поквартальном разрезе. Этим

банкам оно перечисляет средства для кредитования, имеющие стро-

го целевое  назначение.

   Учреждения  финансирующих банков заключают  с инвесторамн

кредитные соглашения, где предусматривают:

цель предоставления государственного кредита;

его объем и  сроки возврата. Общий срок польозвания госудорствен-

ным кредитом не должен превышать семи лет, в том  числе: срок

выборки ссуды - не более 3-к лет (в отдельных случаях 5 лет),

льготный срок до начала погашения кредита - 1 год  и срок пога-

шения - не должен превышать 3-к лет;

процентные ставки за пользование кредитом, которые  устанавли-

ваются в 20 % годовых  в целом по органу хозяйственного управле-

ния заемщику. Эти  органы могут дифференцировать процентные

ставки по стройкам и объектам, которые входят в сферу  их фунх-

ционалыюго управления. Эта дифференциация может произво-

диться в пределах от 10 до 30 % годовых, однако без изменения  ус-

новленной для  органов хозяйственного управления в целом про

центной ставки;

вид строительства  и сроки его окончания. Объектами  государст-

венного кредитования могут быть только стройки, нормативный

срок строительства  которых не превышает 3-к лет;

экономические санкции и особые условия кредитования;

обязательства банка и инвестора по другим вопросам предоставле-

ния, использования  и возврата государственного кредита.

   Копии  кредитных соглашений органы  хозяйственного управле-

ния должны представить  в Министерство финансов в десятиднев-

ный срок после  их заключения. Кредитные соглашения должны за-

ключаться в  месячный срок после получения органами хозяйствен-

него управления сведений об утвержденных им объемах  государст-

венного кредита. При нарушении этого срока  финансирующие

банки вносят Министерству экономики предложения об нзменении

объемов кредита  соответствующему органу хозяйственного управ-

ления. 
 
 

   Государственный  кредит используется инвесторами  для оплаты

расходов, связанных  со строительством, реконструкцией и  техни-

Информация о работе Финансирование и кредитования капитальных вложений предприятий