Факторный анализ показателей прибыли от реализации продукции на примере предприятия ОАО «КуйбышевАзот» в период 2009-2011гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой:
Изучить теоретические основы
Применить их на примере предприятия
Задачи курсовой:
Изучить теоретические аспекты прибыли предприятия
Провести анализ прибыли от продаж
Предложить пути увеличения прибыли от продаж

Оглавление

Введение
Раздел 1. Теоретические основы прибыли как показателя финансового результата предприятия
Раздел 2. Факторный анализ показателей прибыли от реализации продукции на примере предприятия ОАО «КуйбышевАзот» в период 2009-2011гг.
Раздел 3.Рекомендации по увеличению прибыли
Заключение
Приложения
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 317.50 Кб (Скачать)

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение  
среднего профессионального образования

Тольяттинский политехнический техникум

(ГБОУ СПО ТПТ)

 

 

Учебно-производственное отделение  №1

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: «Финансовый анализ»

На тему:«Факторный анализ показателей прибыли от реализации продукции на примере предприятия ОАО «КуйбышевАзот» в период 2009-2011гг.»

 

 

 

 

 

 

 

Специальность

080106 «Финансы»

Группа

Ф-31

Студент

К.В.Почиталина

Преподаватель

Л.А. Глазунова


 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

     Федеральное государственное  образовательное 

       учреждение среднего  профессионального образования 

Тольяттинский политехнический колледж

(ФГОУ СПО ТПК)

 

УПО «Финансово-экономические специальности»

УТВЕРЖДАЮ

Методист УПО ФЭС

_____________________

С.А. Ряузова

«___»____ 20__г.

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

по дисциплине:« Финансовый анализ»

студенту группы:   Ф-31

Почиталиной Кристине Викторовне

  на тему«Факторный анализ показателей прибыли от реализации продукции на примере предприятия ОАО «КуйбышевАзот» в период 2009-2011гг.»

Пояснительная записка:

  Введение

  Раздел  1. Теоретические основы прибыли как показателя финансового результата предприятия

  Раздел 2. Факторный анализ показателей прибыли от реализации продукции на примере предприятия ОАО «КуйбышевАзот» в период 2009-2011гг.

  Раздел  3.Рекомендации по увеличению прибыли

  Заключение

  Приложения

  Литература

Дата выдачи “ ____ ” _________ 200___ г. ______________Л.А.Глазунова

                    преподаватель-руководитель курсовой работы

Срок окончания “ ___ ” _________ 200__ г.  ____________Л.А.Глазунова

                    преподаватель-руководитель курсовой  работы

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что, показатели прибыли  становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяются уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.

Предприятие создается для организации предпринимательской деятельности, экономической целью которого является обеспечение общественных потребностей и извлечение прибыли. По своему содержанию деятельность предприятий включает производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, операции на фондовом рынке. Предприятие может осуществлять какой-либо из видов деятельности, либо одновременно все виды.

Цель курсовой:

  • Изучить теоретические основы
  • Применить их на примере предприятия

Задачи курсовой:

  • Изучить теоретические аспекты прибыли предприятия
  • Провести анализ прибыли от продаж
  • Предложить пути увеличения прибыли от продаж

Объектом курсовой работы является предприятие ОАО «КуйбышевАзот»

Предметом курсовой работы является прибыль от продаж предприятия ОАО «КуйбышевАзот»

Расчеты проводятся следующими методами анализа прибыли: факторный, табличный, расчетный, вертикальный.

Источником информации для анализа прибыли предприятия ОАО «КуйбышевАзот» служит отчет о прибылях и убытках – приложение А, Б.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями дохода выручки.

Важнейшим вопросом управления процессом  формирования прибыли является планирование прибыли и других финансовых результатов с учетом выводов экономического анализа. Главной целью при планировании является максимизация доходов, что позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия в его развитии. При этом важно исходить из величины чистой прибыли. Задача максимизации чистой прибыли предприятия тесно связана с оптимизацией величины уплачиваемых налогов в рамках действующего законодательства, предотвращением непроизводительных выплат.

Планирование прибыли - составная  часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагаются налогом на прибыль, а другие - облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать обеспечивающий максимальную прибыль.[11, c.74]

 

1. Теоретические основы прибыли  как показателя финансового результата предприятия

1.1 Сущность и значение прибыли  в деятельности предприятия

 

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Прибыль как конечный финансовый результат  деятельности предприятий представляет собой разницу между общей  суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции  с учетом убытков от различных  хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и отрицательным знаком.

Показатели финансовых результатов  характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования. Расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями.

Экономический эффект - показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель. В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности предприятия в качестве показателей экономического эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валового дохода от реализации, прибыли и т. п.[1, c. 34]

Основным показателем безубыточности работы предприятия является прибыль. Прибыль как экономическая категория  отражает чистый доход, созданный в  сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности предприятий является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

Однако по этому показателю, взятому  изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Прибыль в 1 млн. рублей может быть прибылью разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала предприятий. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому в анализе используют показатели экономической эффективности. Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Такой показатель уже можно использовать в пространственно-временных сопоставлениях. Наиболее общую оценку уровня экономической эффективности деятельности предприятия дают показатели рентабельности авансированного и собственного капитала, а рост их в динамике рассматривается как положительная тенденция.

Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. Именно при этом условии предприятие может стабильно  существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль предприятия проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала предприятия. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности предприятия. Прибыль, точнее, ее максимизация выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или проведение дорогостоящих рекламных компаний для привлечения потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п. Но все подобные шаги носят все же тактический характер и в конечном счете подчинены решению главной стратегической задачи - получения возможно большой прибыли.

Прибыль как важнейшая категория  рыночных отношений выполняет определенные функции.[2, c. 102]

Во-первых, характеризует экономический  эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Ее содержание состоит в  том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним  из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Таким образом, основными функциями, которые выполняет прибыль предприятия, являются:

1. Оценочная. Она дает возможность  дать оценку эффективности работы  предприятия.

2. Распределительная. Ее сущность  заключается в том, что прибыль  предприятия является инструментом распределения доходов.

3. Стимулирующая. Ее сущность  заключается в том, что прибыль  используется как в интересах предприятия, так и в интересах его работников.

Классификация видов доходов и  прибыли предприятия

Четкая классификация видов  прибыли предприятия является базой  обоснованного определения чистого результата деятельности за определенный период.

Для определения источников получения  прибыли вся деятельность предприятия разделяется на:[3, c. 87]

  • - основную или операционную деятельность (производство и реализация продукции, работ и услуг предприятия);
  • - финансовую деятельность (получение кредитов и выдача их другим предприятиям; участие предприятия в деятельности других компаний; операции предприятия на финансовых рынках, курсовые разницы и др.);
  • - чрезвычайные статьи (операции, не являющиеся характерными для деятельности предприятия).

Такое деление весьма важно, поскольку  оно позволяет определить, каков  удельный вес доходов, полученных как  от основной деятельности предприятия, так и из других источников, в особенности из таких, которые вообще не являются характерными для деятельности данного предприятия и не могут рассматриваться как постоянный источник получения его доходов.

Таким образом, в системе финансового  управления необходимо иметь следующие показатели:

Показатели доходов и прибыли:

1. чистая выручка от реализации  продукции (работ, услуг) - это  валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Именно этот показатель является реальной базой для последующего расчета показателей прибыли и оценки рентабельности предприятия;

2. валовая прибыль от реализации - чистая выручка от реализации  за вычетом производственных  расходов на реализованную продукцию.  Этот показатель позволяет анализировать  эффективность производственной деятельности предприятия;

Информация о работе Факторный анализ показателей прибыли от реализации продукции на примере предприятия ОАО «КуйбышевАзот» в период 2009-2011гг