Доходы бюджетов: Характеристика, тенденции изменения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проведение статистического анализа доходов регионального бюджета.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить основы бюджетов;
- рассмотреть доходы бюджетов;
- проанализировать доходы бюджета Пермского края.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты доходов бюджета 4
1.1 Сущность и значение бюджета 4
1.2 Основы бюджетной классификации 6
2. Анализ доходов бюджета Пермского края и влияния на них экономики края 10
2.1. Анализ доходов бюджета Пермского края 10
2.2. Влияние экономики на уровень доходов и расходов 16
3. Пути повышения доходов бюджета Пермского края 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

курсовая доходы бюджетов.doc

— 293.00 Кб (Скачать)

Показатель

2007

2008

2009

Темп прироста, в 2008 г. по сравнению с 2007 г., %

Темп прироста, в 2009 г. по сравнению с 2008 г., %

Доходы - всего

78652,6

110095

94754,3

39,98%

-13,93%

Налоговые доходы

55709

83788,2

62871,7

50,40%

-24,96%

доходы от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

4205,5

5326

4800,8

26,64%

-9,86%


 

 

 

Продолжение таблицы 2.2

безвозмездные перечисления

11090,7

13554,4

20184,5

22,21%

48,91%

доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

4871,1

4520,4

4592,9

-7,20%

1,60%

прочие доходы

2776

2906,3

2304,4

4,69%

-20,71%


 

На основе таблицы  можно сделать вывод, что в 2008 г. доходы выросли на 39,98%, а в 2009 г. снизились на 13,93%. Налоговые доходы выросли на 50,4% в 2008 г., а в 2009 г. снизились на 24,96%. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в 2008 г. увеличились на 26,64%, а в 2009 г. снизились на 9,86%.

Безвозмездные перечисления в 2008 г. увеличились на 22,21%, а в 2009 г. – на 48,91%.

Доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности в 2008 г. снизились на 7,2%, а в 2009 г. –  увеличились на 1,6%.

Прочие доходы увеличились на 4,69% в 2008 г., а в 2009 г. снизились на 20,71%. Графически динамика доходов представлена на рисунке 2.2.

 

 

Рисунок 2.2 –  Динамика доходов бюджета Пермского  края

В таблице 2.3 представлена структура налоговых доходов  бюджета Пермского края.

Таблица 2.3

Структура налоговых  доходов бюджета Пермского края

Показатель

2007

2008

2009

млн.

рублей

в % к итогу

млн.

рублей

в % к итогу

млн.

рублей

в % к итогу

налог на прибыль  организаций 

18081

32,46%

35971,1

42,93%

17189,5

27,34%

налог на доходы физических лиц 

20627,8

37,03%

27049,8

32,28%

24060,9

38,27%

акцизы

3407,6

6,12%

3656,7

4,36%

4677,1

7,44%

налоги на совокупный доход

2250,2

4,04%

2946,1

3,52%

2424,5

3,86%

налог на имущество

9509,6

17,07%

11566,5

13,80%

12530,1

19,93%

налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование  природными ресурсами

1564,3

2,81%

2293

2,74%

1666,6

2,65%

государственная пошлина

268,5

0,48%

305

0,36%

323

0,51%

Итого

55709

100,00%

83788,2

100,00%

62871,7

100,00%


 

Как видно из таблицы, наибольший удельный вес в  структуре налоговых доходов  бюджета Пермского края преобладают налог на прибыль организаций, удельный вес которых в 2008 г. составил 32,46%, в 2008 г. – 42,93%, в 2009 г. – 27,34% и налог на доходы физических лиц, который в 2007 г. составил 37,03%, в 2008 г. – 32,28%, в 2009 г. – 38,27%.

Графически  структура налоговых доходов представлена на рисунке 2.3.

 

 

 

Рисунок 2.3 –  Структура налоговых доходов  бюджета Пермского края

В целом можно  сделать вывод, что существенно  структура доходов бюджета Пермского  края практически не изменилась.

В таблице 2.4 представлен  анализ выполнения бюджета по доходам за 2009 г.

 

Таблица 2.4

Анализ выполнения бюджета по доходам в 2009 г.

 

Утвержденный 
бюджет, 
млн. рублей

Фактическое исполнение

млн. рублей

в % к 
утвержденному 
бюджету

Доходы

91358,1

94754,3

103,7

из них:

     

налог на прибыль организаций

15144,4

17189,5

113,5

налог на доходы физических лиц

23495,6

24060,9

102,4

акцизы

4519,0

4677,1

103,5

налоги на совокупный доход

2507,8

2424,5

103,4

налог на имущество

11068,6

12530,1

113,2

налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование природными 
ресурсами

1182,9

1666,6

140,9

государственная пошлина

304,7

323,0

106,0

доходы от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

5050,0

4800,8

95,1

безвозмездные перечисления

21169,2

20184,5

95,3

доходы от предпринимательской и иной приносящей доход 
деятельности

4863,3

4592,9

94,4

прочие доходы

2052,4

2304,4

112,3


 

На основе таблицы  можно сделать вывод, что бюджет по доходам в целом в 2009 г. был  перевыполнен на 3,7%. Недовыполнен бюджет был по доходам от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – на 4,9% и по безвозмездным перечислениям – на 4,7% и по доходам от предпринимательской и другой приносящей доход деятельности – на 5,6%.

2.2. Влияние экономики  на уровень доходов и расходов

В таблице 2.5 представлен  сравнительный анализ расходов, доходов  и регионального валового продукта.

Таблица 2.5

Сравнительный анализ расходов и доходов бюджета и регионального  валового продукта

Показатель 

2005

2006

2007

2008

2009

Доходы, млн. руб.

46972,1

56572,3

78652,6

110095,2

94754,3

Расходы, млн. руб.

43755,3

54238,1

77575,9

95109,0

100148,9

ВРП в сопоставимых ценах, млн. руб.

327 273,3

383 770,1

477 794,2

607 362,7

544 541,3


 

Графически  данная динамика представлена на рисунке 2.5.

 

Рисунок 2.4 –  Динамика Доходов, расходов и ВРП

Как видно из рисунка в 2008 г. наблюдается максимальное значение ВРП и доходов бюджета.

В таблице 2.6 представлен  анализ динамики.

 

Таблица 2.6

Расчет показателей  динамики

Год

Доходы, млн. руб.

ВРП в сопоставимых ценах, тыс. млн.

Темп роста базисный, %

Коэффициент опережения

Абсолютное изменение, тыс.руб.

Доходы, млн. руб.

ВРП в сопоставимых ценах, млн. руб.

Доходы, млн. руб.

ВРП в сопоставимых ценах, млн. руб.

2005

46972,1

327 273,30

-

-

-

-

-

2006

56572,3

383 770,10

120,44

117,26

1,02

9 600,20

56 496,80

2007

78652,6

477 794,20

167,45

145,99

1,14

31 680,50

150 520,90

2008

110095,2

607 362,70

234,38

185,58

1,26

63 123,10

280 089,40

2009

94754,3

544 541,30

201,72

166,39

1,21

47 782,20

217 268,00


 

На основе таблицы можно сделать вывод, что за исследуемый период доходы бюджета Пермского края выросли на 101,72% или на 47782 млн.руб., валовой региональный продукт вырос на 217268 млн.руб. или на 66,39%.

В целом можно  сделать вывод, что на протяжении всего периода исследования наблюдается опережение доходов над валовом региональном продуктом.

В таблице 2.7 представлены исходные данные для регрессионного анализа.

Таблица 2.7

Исходные данные для  регрессионного анализа

Год

Доходы, млн. руб.

Расходы на образование, млн.руб.

2005

46972,1

12751,3

2006

56572,3

15867,6

2007

78652,6

21410,3

2008

110095,2

25389,0

2009

94754,3

25935,1


 С использованием пакета анализа данных в MS Excel построим регрессионную модель и коэффициенты корреляции.

 

Таблица 2.8

Корреляционный  анализ

 

Доходы, млн. руб.

Расходы на образование, млн.руб.

Доходы, млн. руб.

1

 

Расходы на образование, млн.руб.

0,96580835

1


 

Коэффициент корреляции показывает, что между исследуемыми факторами существует сильная прямая связь.

x – доходы

y – расходы на образование.

При росте доходов, растут и расходы на образование, что  является позитивной тенденцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути повышения доходов бюджета Пермского края

Одним из основных направлений  повышения доходов бюджета Пермского  края является развитие малого и среднего предпринимательства.

Малое и среднее предпринимательство  как явление социальное, экономическое  и политическое, охватывающее почти все отрасли деятельности, должно решать следующие основные задачи развития Пермского края:

в социальном аспекте - способствовать обеспечению занятости и материальному  благополучию населения, его духовному  и культурному развитию, удовлетворению материальных потребностей через расширение рынка потребительских товаров и сферы услуг;

в экономическом аспекте - содействовать развитию конкурентной рыночной экономики, увеличению валового регионального продукта, повышению  доходов консолидированного бюджета Пермского края и внебюджетных фондов;

в политическом аспекте - обеспечивать формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества.

Выполнить свою социально-экономическую  и политическую роль сектор малого и среднего предпринимательства сможет при наличии благоприятных условий для его деятельности, что определяет задачи органов государственной власти в отношении малого и среднего предпринимательства.

Ответственным за реализацию государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в Пермском крае является Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края, внутри Министерства - управление малого и среднего предпринимательства.

Мероприятия, направленные на развитие МСП, закреплены в Краевой целевой программе развития МСП в Пермском крае на 2008-2011 гг. (утв. Законом Пермского края № 352-ПК от 10.12.2008):

1. Развитие системы  финансово-кредитной поддержки малого  и среднего предпринимательства:

Увеличение объема гарантийного фонда ОАО «Пермский центр развития предпринимательства»

Развитие микрофинансирования

- Предоставление субсидий  начинающим индивидуальным предпринимателям, малым и средним предприятиям;

- Предоставление субсидий  на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства;

- Предоставление субсидий  на возмещение части затрат  субъектам малого и среднего  предпринимательства по договору  на присоединение энергопринимающих  устройств к электрическим сетям;

- Предоставление субсидий  на возмещение части затрат  предприятий – производителей  продукции, экспортируемой за  рубеж;

- Предоставление субсидий  на возмещение части затрат  субъектов малого и среднего  предпринимательства, связанных  с патентованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также государственной регистрацией иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами МСП;

2. Развитие инфраструктуры  поддержки малого и среднего  предпринимательства:

- сети бизнес-инкубаторов;

- Развитие субконтрактинга;

3. Информационная поддержка  малого и среднего предпринимательства:

Информация о работе Доходы бюджетов: Характеристика, тенденции изменения