Деятельность банка по привлечению денежных средств во вклады населения и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является определение роли депозитов в ресурсной базе коммерческих банков, а также основных тенденций их развития и совершенствования.
В дипломной работе поставлены следующие задачи:
1) выполнить анализ структуры пассивов банков и роль привлечения денежных средств во вклады;
2) дать характеристику объекта исследования, его организационно-правовую структуру, виды деятельности, структуру управления и финансовое состояние;
3) проанализировать оформление депозитных операций в ОАО Банк «Санкт - Петербург», оценить качество организации учета и его соответствия требованиям законодательных и нормативных документов;
4) изучить формы, виды и методы внутреннего контроля и внутреннего аудита в коммерческом банке

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА БАНКОВ
1.1 Пассивные операции коммерческих банков
1.2 Виды вкладов как основной источник увеличения ресурсной базы кредитных организаций
1.3 Страхование вкладов как метод управления пассивами кредитной организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВКЛАДНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАНК «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»)
2.1 Краткая экономическая характеристика и направления деятельности банка
2.2 Анализ финансового состояния кредитной организации
2.3 Анализ оформления депозитных операций банка
2.4 Анализ исполнения условий договора банковского вклада и бухгалтерский учет вкладных операций
2.5 Информационные технологии банка
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВКЛАДНЫХ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕЛЬЮ УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВАМИ БАНКОВ
3.1 Методы управления пассивными операциями банков
3.2 Пути совершенствования депозитных операций ОАО «Банк «Санкт-Петербург» и оценка их эффективности
3.3 Экономическая безопасность в деятельности банка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

1.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

Удержание налога на доходы по вкладам физических лиц:

- по вкладам в рублях:

Дт 423 (426)

Кт 60301 сумма налога в рублях

- по вкладам в иностранной  валюте

Дт 423 (426)- в валюте

Кт 60301- в рублях

Все операции по вкладам  физических лиц совершаемые банками  подлежат внутреннему контролю. Основной целью внутреннего контроля депозитных операций является определение их соответствия действующему законодательству, как с юридической, так и с бухгалтерской точки зрения, а также оценка качества привлеченных ресурсов исходя из их влияния на финансовую устойчивость кредитной организации.

В ходе проверки внимание контролера концентрируется на четырех аспектах:

правильность оформления договоров с точки зрения требований гражданского законодательства;

достоверность и своевременность  бухгалтерского отражения депозитных операций;

процедура установления процентных ставок, а также адекватность их уровня сложившейся экономической ситуации;

соблюдение банком принципа диверсификации при проведении депозитных операций, а также своевременность выполнения им своих обязательств перед вкладчиками.

Как было уже сказано, основанием для заключения договора банковского вклада является письменное заявление вкладчика. Учитывая, что взаимоотношения кредитной организации с вкладчиками регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 395, 426, 834-844, 845-860, 809), текст и условия депозитного договора не должны противоречить требованиям указанных статей ГК РФ. В частности, договор банковского вклада должен быть обязательно заключен в письменной форме и содержать полное наименование банка и вкладчика, их банковские реквизиты и адреса, размер вклада, срок размещения средств, размер и сроки выплаты процентов, дату возврата вклада и дату заключения договора.

Письменная форма договора банковского вклада считается соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой, депозитным или сберегательным сертификатом, либо иными документами, выданными банком вкладчику и отвечающими требованиям, предусмотренным для таких документов законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Несоблюдение письменной формы договора влечет признание его недействительным.

Договор банковского  вклада любого вида должен содержать  обязательство кредитной организации выдать вклад, либо его часть по первому требованию вкладчика, за исключением депозитов, внесенных юридическими лицами на иных условиях возврата, предусмотренных договором. Условие об отказе гражданина от права на получение вклада считается ничтожным.

Очень важным моментом для  оценки правомерности совершения депозитных операций кредитной организации, а также определения потенциальных банковских рисков является проверка качества оформления договоров: наличие подписей и печатей (для юридических лиц), а также подтверждение полномочий подписавших договор должностных лиц, как со стороны банка, так и владельца вклада.

Практика проведения проверок показывает, что большинство  допущенных кредитными организациями ошибок связано тем или иным образом с процедурой начисления и уплаты процентов по депозитам (вкладам). Гражданским кодексом Российской Федерации определено, что проценты на сумму банковского вклада начисляются со дня, следующего за днем поступления данной суммы в банк, до дня, предшествующего ее возврату вкладчику, либо списанию с его счета по иным основаниям. Однако очень часто в депозитных договорах встречаются другие варианты определения срока начисления процентов: со дня поступления суммы во вклад, со дня открытия счета и т. д. Данное противоречие может оказать весьма ощутимое влияние на достоверность финансовых результатов банка.

Еще одним весьма распространенным нарушением является наличие в договорах  срочного вклада с физическими лицами пункта, согласно которому банк в одностороннем порядке имеет право снижать процентную ставку по вкладу. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации такое право предоставляется кредитной организации только по вкладам до востребования.

Все вместе перечисленные  факторы создают основу для своевременного и достоверного отражения депозитных операций в бухгалтерском учете банка. При проверке бухгалтерского оформления депозитных операций следует выделить несколько этапов Приложение 4. Этапы проверки депозитных операций..

Важным аспектом аудиторской  проверки является изучение процедуры  установления процентных ставок и оценка адекватности на уровне сложившейся экономической ситуации. Процентные ставки должны устанавливаться в соответствии с принятыми определенным органом управления банком тарифами.

Необходимо учитывать, что договор банковского вклада относится к публичным договорам и, как следствие, процентные ставки, устанавливаемые по вкладам одного типа, должны быть едиными для всех вкладчиков. Выплата банком процентов по ставкам, значительно превышающим экономически обоснованный уровень, не является противозаконной, то есть размер процентных ставок по депозитам не регламентируется действующими нормативными актами. Однако этот факт позволяет сделать вывод о неадекватной политике банка при совершении им депозитных операций. Аналогичный вывод может быть сделан и по результатам анализа степени диверсификации пассивных операций кредитной организации.

Эти выводы являются существенными, поскольку на их основе может быть значительно скорректирована позиция  заинтересованных в деятельности банка внешних пользователей.

Внутренний контроль при совершении операций с вкладами физических лиц в рублях и в иностранной валюте организуется в ОАО «Банк «Санкт-Петербург» в соответствии с нормативными требованиями Центрального банка РФ, а также в соответствии с внутренними нормативными документами.

Субъектами системы  внутреннего контроля при совершении вкладных операций физических лиц являются все структурные подразделения  Банка, совершающие эти операции в соответствии с требованиями внутренних Положений о работе структурных подразделений. За эффективную организацию внутреннего контроля в структурны подразделениях Банка отвечают руководители структурных подразделений, в соответствии с должностными обязанностями руководителей.

Предварительный контроль осуществляют следующие структурные подразделения Банка:

1. Дирекция розничного  бизнеса - в части: разработки  и согласования внутренних документов  Банка, регламентирующих порядок  проведения и учета операций  с вкладами физических лиц  в рублях и в иностранной  валюте;

2. Служба внутреннего контроля, Отдел по управлению рисками, а также все заинтересованные структурные подразделения банка - в части согласования внутренних документов банка, регламентирующих порядок проведения и учета операций с вкладами физических лиц в рублях и в иностранной валюте.

3. Текущий контроль  осуществляют:

4. Исполняющие подразделения  банка (филиалы, коммерческие  департаменты), непосредственно совершающие операции с вкладами физических лиц в рублях и в иностранной валюте - в части соблюдения требований внутренних документов банка по документальному оформлению и учету этих операций, а также выполнения функций внутреннего контроля, закрепленных в Положениях о структурных подразделениях и в должностных инструкциях сотрудников.

5. Дирекция розничного  бизнеса - в части: оперативного контроля за соблюдением требований, установленных во внутренних документах Банка при совершении операций с вкладами физических лиц в рублях и в иностранной валюте.

6. Последующий контроль  осуществляют:

7. Служба внутреннего  контроля - в части: проведения последующих документальных проверок правильности документального оформления и бухгалтерского учета операций с вкладами физических лиц, в соответствии с годовым планом проверок, утвержденным руководством банка.

8. Отдел по управлению  рисками - в части: мониторинга всех типичных банковских рисков, связанных с совершением вкладных операций, в соответствии с Программами мониторинга, а также в части оценки влияния выявленных рисков на уровень совокупного банковского риска.

2.5 Информационные технологии банка

Информационная система  банка является централизованной и  включает в себя системы внешнего взаимодействия как с клиентами банка, так и с другими банками, а также внутреннюю систему, которая служит базой для обработки и хранения информации о клиентах и продуктах. Все информационные подсистемы банка интегрированы с помощью специального канала взаимодействия, который позволяет оперативно обмениваться информацией и адаптировать системы к меняющимся условиям функционирования.

В соответствии с современными требованиями все информационные системы банка снабжены новейшей системой защиты от несанкционированного доступа, которая позволяет непосредственно контролировать доступ к информационной системе банка и обеспечивает надежную защиту информации, хранящейся и обрабатываемой внутри информационной среды банка.

В Дирекции по информационным технологиям банка работают 175 человек, что позволяет обеспечивать поддержку и развитие информационной структуры банка, а также осуществлять самостоятельную разработку специализированных приложений (включая ноу-хау решения) силами собственных специалистов, в то время как для выполнения остальных работ привлекаются специалисты известных IT-компаний.

В 2009 года банк продолжил  модернизацию основных систем информационных технологий для наращивания их мощности, отказоустойчивости и минимизации времени простоя. В частности, была модернизирована распределенная система работы с архивом электронно-денежных документов, что свело к минимуму риски потери финансовой информации и простоя платежных систем банка.

Для реализации стратегических задач банка Дирекцией по информационным технологиям была инициирована смена платформы систем поддержки операций банка на денежных и фондовых рынках и успешно завершено внедрение программных решений Reuters. Продолжается поэтапное внедрение единого хранилища данных, основанного на программном продукте Business Object (SAP), позволяющее реализовать систему оперативной подготовки аналитической и управленческой отчетности банка.

В 2009 году банк значительно  расширил спектр услуг, предлагаемых клиентам интернет-банка: открытие депозитов, оплата услуг провайдеров Yota, Петерстар, МТТ, оплата счетов Петроэлектросбыта, управление sms-информированием по пластиковым картам клиента. В настоящее время услугами дистанционного банковского обслуживания активно пользуются более 50,5 тысячи частных клиентов и более 17 тысяч клиентов - юридических лиц.

В 2009 году была внедрена система управления информационными  сервисами, что позволило значительно  повысить уровень обслуживания пользователей IT-систем банка за счет систематического контроля и оценки исполнения, а также постоянного совершенствования всех процессов системы.

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВКЛАДНЫХ

ОПЕРАЦИЙ С  ЦЕЛЬЮ УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВАМИ БАНКОВ

3.1 Методы управления пассивными операциями банков

Привлеченные средства являются наиболее значительной частью пассивов банка, в несколько раз превышающей его собственные средства. Фактически привлеченные средства - это основной источник формирования ресурсов коммерческого банка, которые направляются на проведение активных операций.

К привлеченным средствам  банка принадлежат остатки средств  на текущих, бюджетных и расчетных счетах клиентов, сберегательные и срочные вклады физических и юридических лиц, вклады до востребования, разные виды депозитных счетов, таких как условные, залоговые, брокерские, целевые депозиты, депозиты в иностранной валюте, а также средства на корреспондентских счетах других банков (лоро-счета). В банковской практике все счета клиентов, открытые в банке, в целом называют депозитами, а привлеченные средства - депозитными обязательствами.

Целью банковского менеджмента  в сфере управления обязательствами  банка является привлечение достаточного объема средств с наименьшими  затратами для финансирования тех активных операций, которые намеревается осуществить банк. Таким образом, в процессе формирования фондов менеджер должен учитывать два основных параметра управления - стоимость привлеченного средства и их объем.

Для обеспечения желательной  структуры, объемов и уровня затрат по депозитным обязательствам используются разные методы привлечения средств, в общем сводящиеся к двум группам - ценовые и неценовые методы управления привлеченным средством.

Сущность ценовых  методов состоит в использовании процентной ставки по депозитам как главного рычага в конкурентной борьбе за свободные денежные средства физических и юридических лиц. Повышение предлагаемой банком ставки позволяет привлечь дополнительные ресурсы. И, наоборот, банк, перенасыщенный ресурсами, но ограниченный немногими прибыльными направлениями их размещения, сохраняет или даже уменьшает депозитные ставки.

Неценовые методы управления привлеченными средствами банка базируются на использовании разнообразных приемов поощрения клиентов, которые прямо не связаны с изменением уровня депозитных ставок. К таким приемам принадлежат: реклама; улучшенный уровень обслуживания; расширение спектра предлагаемых банком счетов и услуг; комплексное обслуживание; дополнительные виды бесплатных услуг; расположение филиалов в местах, максимально приближенных к клиентам; приспособление графика работы к потребностям клиентов и т.п. В условиях обострения конкурентной борьбы в банковской сфере менеджмент большое внимание уделяет именно неценовым методам управления, поскольку повышение депозитных ставок имеет ограничения, и не всегда такой метод управления можно применять. В борьбе за клиентов банки прибегают к таким приемам, как: проведение лотереи среди клиентов, бесплатная рассылка выписок из счетов, открытие депозитов новорожденным как подарок от банка, оснащение бесплатных автомобильных стоянок возле банка, расположение банкоматов в общественных местах, проведение безналичных расчетов с помощью пластиковых карточек, рассылка клиентам приветствий и подарков к праздникам от лица руководства банка и т.п.

Информация о работе Деятельность банка по привлечению денежных средств во вклады населения и пути ее совершенствования