Бюджетное финансирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 07:42, реферат

Краткое описание

В данной работе рассматривается влияние государства на экономические процессы посредством такого механизма, как бюджетное финансирование, а особенности этого процесса прослеживаются на примере финансирования местного самоуправления и местных бюджетов.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы бюджетного финансирования
2. Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации
3. Бюджетное финансирование: понятие и принципы
4. Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат бюджетное.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Законом об основах налоговой  системы определены бюджеты разного  уровня, в которые зачисляются  уплачиваемые суммы местных налогов  и сборов, если иное не предусмотрено  законодательными актами. Поэтому не допускается принятие решений, ущемляющих бюджетные права органов местного самоуправления. За нарушение принятых решений о введении местных налогов и сборов к плательщикам применяются санкции в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в РФ».

К другим собственным доходам, согласно ст. 7 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», относятся: доходы от приватизации и реализации, сдачи в аренду муниципального имущества; доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей; штрафы, подлежащие зачислению а местные бюджеты; государственная пошлина.

Регулирующие доходы местных бюджетов - это федеральные  и региональные налоги по которым  устанавливаются нормативы отчислений в местные бюджеты в порядке  бюджетного регулирования сверх  собственных доходов. Средства бюджетного регулирования местных бюджетов:

- часть федеральных  и региональных налогов, передаваемых  в местные бюджеты по нормативам, утверждаемым органами государственной  власти субъектов РФ в порядке  бюджетного регулирования на  планируемый год;

- дотации и субвенции  из бюджетов субъектов РФ, а  по федеральным программам - и  из федерального бюджета;

- средства из Фонда  Финансовой Поддержки муниципальных  образований;

- другие средства, получаемые  местными бюджетами по взаимным  расчетам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Основная часть налоговых  доходов местных бюджетов формируется  в настоящее время за счет регулирующих доходов. Поскольку регулирующие доходы в части долей от федеральных  и региональных закрепляются за местными бюджетами, как правило на один год, данные налоги по степени воздействия на муниципальные финансы можно приравнять к трансфертам. Таким образом, реальный уровень финансовой самостоятельности муниципалитетов при существующей налоговой системе определяется уровнем местных налогов. Т.е. основная часть муниципальных образований находится в финансовой зависимости от региональных органов власти, что не позволяет им самостоятельно решать многие вопросы в своих интересах.

Так как темпы роста  расходов регионов превышают темпы роста их доходов, то периодически возникает необходимость в пополнении доходной части бюджетов муниципальных образований. Как правило, основными формами финансовой поддержки муниципальных образований являются дотации и субвенции. Порядок их предоставления и объем, в том числе и средств, выделяемых для финансовой поддержки муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ [19.с.355].

Дотации - это средства, выделяемые местным бюджетам в твердой сумме из бюджетов субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения и используются для финансирования расходов минимального местного бюджета в случае недостаточности налогового потенциала собственных доходов и регулирующих налогов на территории муниципального образования. Субвенции - суммы, выделяемые на конкретные цели (инвестиционные проекты и программы) и определенный срок местным бюджетам из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Слабой стороной этого инструмента пополнения доходной части местных бюджетов является тот факт, что он фигурирует в бюджетах многих субъектов РФ как не защищенная статья. В этом случае местные бюджеты становятся еще более уязвимыми от поступления доходов в региональные бюджеты. Отрицательной стороной дотаций и субвенций, как способа финансовой помощи является тот факт, что данные источники лишены стимулирующих средств, они создают у органов власти иждивенческие настроения. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, а также приводит к ослаблению финансового контроля.

Другой частью местного бюджета является смета расходов. Расходы бюджета включают в себя все невозвратные платежи, независимо от того являются они возмездными  или безвозмездными и для каких  целей осуществляются – текущих  или капитальных. Расходы формируются по следующим направлениям:

- На финансирование  отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, рыболовство,  строительство, транспорт, связь  и т.д.);

- На финансирование  социально-культурного  развития, науки;

- На содержание органов  власти и управления;

- Расходы связанные  с обслуживанием долга [12. с. 154 - 162].

Исходя из того что  бюджет муниципального образования  состоит из минимального бюджета  и бюджета развития, расходы соответственно различаются на текущие расходы  и капитальные расходы, связанные с развитием муниципального образования. Такое деление расходной части бюджетов является традиционным для бюджетов всех уровней. К текущим расходам относятся расходы на содержание и капитальный ремонт ЖКХ, учреждений образования, науки, культуры, спорта, социальную поддержку населения, содержание пассажирского общественного транспорта и другие расходы, не входящие в бюджет развития. Расходная часть бюджета развития, как правило, включает в себя ассигнования на капитальные вложения и развитие социально-экономического потенциала муниципального образования, иные расходы на расширенное воспроизводство. Вместе с тем, расходы муниципалитетов можно классифицировать в зависимости от того, на осуществление каких полномочий органов местного самоуправления они направляются. Среди полномочий местного самоуправления выделяют собственные полномочия, связанные с решением задач местного значения, и полномочия, делегированные органами государственной власти. С учетом этого деления расходная часть местных бюджетов включает в себя: расходы, связанные с выполнением функций органов местного самоуправления; расходы, связанные с выполнением государственный полномочий, делегированных органам местного самоуправления.

Полный перечень расходов местных бюджетов содержится в ст. 12 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ». Расходная часть местных бюджетов включает расходы: связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ; связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ; связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам и муниципальным займам; ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска; иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы  Российской Федерации. Наличие бюджета  укрепляет экономическую самостоятельность  органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства и призвано обеспечить сочетание государственных интересов и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни. Органы МСУ должны иметь право на достаточную для осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу. Так, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 132), при наделении этих органов отдельными государственными полномочиями им должны передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства. Главой 8 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уточняют данное положение Конституции РФ. Из этого следует, что признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает определенные обязательства со стороны государства по созданию необходимых экономических, финансовых и правовых условий и предпосылок для развития местного самоуправления.

В РФ процесс становления  и развития местного самоуправления протекает с большими трудностями. Есть множество причин и проблем, в том числе и проблем финансирования, замедляющих и не способствующих развитию местного самоуправления в РФ. Особое место уделено определению понятия финансовых основ местного самоуправления, процессу формирования и утверждения местного бюджета как основе эффективного функционирования МСУ.

В основе решения проблемы создания нормальных финансовых основ МСУ должно лежать не перераспределение бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы, а разграничение доходов в соответствии с теми объективными полномочиями, которые каждый орган имеет. Именно в этом направлении необходима серьезная работа для создания отлаженного механизма обеспечения органов местного самоуправления соответствующими финансовыми ресурсами. В рамках реализации такого подхода необходимо определить данные полномочия, механизм и порядок их передачи на уровень местного самоуправления, закрепить необходимые источники финансирования, обеспечить их передачу для исполнения переданных полномочий органами местного самоуправления. Сегодня муниципалитетам перераспределяют средства через федеральный и областной бюджеты. Необходимо же, чтобы средства эти закладывались в местные бюджеты на стадии их формирования.

На местном уровне сами руководители муниципалитетов  должны составлять текущие социально-экономические  прогнозы с определением точек роста  на базе существующих налогоплательщиков, так и разрабатывать программу перспективного развития территории муниципального образования. Такие программы позволят повысить инвестиционную привлекательность конкретной территории, а также проводить эффективную политику развития социально-экономического потенциала муниципального образования, регулируя налоговое бремя для местных производителей.

Кроме этого местным  органам власти необходимо самостоятельно развивать экономический потенциал  территории, создавая прибыльные муниципальные предприятия, а для реализации крупных проектов объединять свои усилия с соседними муниципалитетами.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Александров И.М. Бюджетная система Российской федерации: учеб. – М. «Дашков и К», 2007. – 486 с.
  2. Бежаев О. Об особенностях формирования и исполнения местных бюджетов в условиях муниципальной реформы// Муниципальная власть, № 3 (май-июнь) 2006 г. – С.52-57.
  3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15.03.2004). – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2004. – 187 с.
  4. Баранчиков В.А. Муниципальное право: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 390 с.
  5. Брянская область в цифрах: Статистический сборник 2003. – Брянск.: Брянский обл. комитет государственной статистики, 2003.–120 с.
  6. Бюджетная система России: Учебник для вузов \ Под. ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-540 с.
  7. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов \ Под. ред. М.В.Романовского. - М.: Юрайт-М, 2001.-615 с.
  8. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система РФ: учеб. пособие – М. «Дашков и К», 2002. – 340 с.
  9. Годин А.М. Бюджетная система РФ: учеб. пособие – М. «Дашков и К», 2006. – 568 с.
  10. Дадашев А.З., Черник Д.Г.  Финансовая система Росссии: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.-248 с.
  11. Коваленко А.И. Муниципальное право - М.:Новый юрист, 2004–354 с.
  12. Круглый стол «Местное самоуправление: финансовый тупик»// Российская Федерация сегодня № 26 2002. – С. 14-17.
  13. Перешеин В. Малые и средние города России: стратегия социального развития//Муниципальная власть,№ 4(июль-август) 2006 г. – С.54-56.
  14. Россия в цифрах, 2004: Крат. Стат. сб./ Федеральная служба государственной статистики– М.: Финансы и статистика,2004.–с.450.
  15. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Норма, . 2005. с. 672: ил.-(Классический университетский учебник).
  16. Самойлов С. Время тревоги и надежд// Муниципальная власть, № 1 (январь - февраль) 2005 г. – С.54-58.
  17. Силуанов А. Реализация финансовых основ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (стенограмма выступления в Госдуме России)// Муниципальная власть, № 5 (сентябрь-октябрь) 2006 г. – С.8-9.
  18. Система государственного и муниципального управления: Уч./ под ред. Г.В. Атаманчука. – М.: Издательство РАГС 2005 - 488с.
  19. Селезнев А. Государство и экономика// Экономист 2003 №10, С. 20-25
  20. Тощенко Ж., Цветкова Г. Между прошлым и будущим (местное самоуправление в социологических замерах)// Муниципальная власть, № 1 (январь - февраль) 2006 г. – С.22-33.
  21. Федеральный закон от 06.10.03 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // - 4-е изд. - М.: Ось-89, 2005. – 96 с.
  22. Яковлев В. О ходе реализации Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» (стенограмма выступления в Госдуме России)// Муниципальная власть, № 5 (сентябрь-октябрь) 2006 г. – С.6-7.



Информация о работе Бюджетное финансирование