Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:14, доклад
Основу бюджетной политики в современных условиях составляют стратегические направления экономической и социальной политики государства; именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач. В условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Российской Федерации в условиях адаптации бюджетной системы Российской Федерации к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также по модернизации управления общественными финансами Российской Федерации.
Цели и задачи Программы.
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
Для решения указанных задач в 2010 - 2012 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:
Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы. Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы) государственной политики.
Организация реализации Программы
Управление реализацией
Программы планируется
Руководство реализацией Программы, а также координацию и контроль за ее реализацией предлагается возложить на рабочую группу при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, созданную для разработки Программы.
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках ежегодно утверждаемого плана.
В план на 2010 год предлагается включить основные мероприятия, которые необходимо выполнить, для того чтобы учесть результаты Программы при формировании бюджетных проектировок на 2011 - 2013 годы.
В 2010 году предлагается
реализовать мероприятия
Планы на 2011 и 2012 годы предлагается принимать соответственно в декабре 2010 года и в декабре 2011 года с учетом итогов предыдущих этапов реализации Программы.
Высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется разработать аналогичные региональные программы и организовать их реализацию.
В целях поддержки
осуществления указанных
Реализация Программы
будет согласована с
Президент России представил бюджетное
послание на 2012-2014 гг. В нем подведены
итоги бюджетной политики в 2010 г.
и начале 2011 г., обозначены основные
проблемы и вызовы в этой сфере, установлены
цели и задачи на ближайшие 3 года.
Федеральный бюджет на 2012 г. и плановый
период 2013-2014 гг. должен обеспечить устойчивое
посткризисное развитие, модернизацию
экономики, повышение уровня и качества
жизни граждан, укрепление обороноспособности
и безопасности страны, эффективность
и прозрачность госуправления. Необходимо
снизить зависимость бюджета от конъюнктурных
доходов и сократить его дефицит.
В числе предлагаемых мер - внедрение с
2012 г. программных бюджетов на всех уровнях
управления, кардинальная перестройка
системы госзакупок, приватизация крупных
пакетов акций в ключевых контролируемых
государством компаниях (кроме инфраструктурных
и связанных с обеспечением безопасности
страны).
В налоговой сфере планируется ввести
консолидированную отчетность по налогу
на прибыль, завершить подготовку к внедрению
местного налога на недвижимость. На 2012-2013
гг. будут снижены ставки страховых взносов
в государственные внебюджетные фонды:
с 34 до 30%, а для малого бизнеса и "упрощенцев"
- до 20%. Также планируется усовершенствовать
механизмы налогообложения нефтяной и
газовой отраслей, табачной и алкогольной
продукции, заменить ЕНВД патентной системой.
Определены приоритеты бюджетных расходов.
Должно быть предусмотрено необходимое
финансирование всех принятых обязательств.
В их числе - реформирование денежного
довольствия военнослужащих, приравненных
к ним лиц, сотрудников органов внутренних
дел; повышение пенсий и социальных пособий;
модернизация здравоохранения и образования.
Особое внимание уделяется стимулированию
инновационного развития страны.
Предусмотрена децентрализация в сфере
межбюджетных отношений. В частности,
госпрограммы должны определять общие
для всех уровней власти направления и
приоритеты политики. Их реализация на
региональном уровне будет поддерживаться
одной субсидией, выделяемой в рамках
соответствующей программы.
Настоящее Бюджетное послание подготовлено в соответствии со статьёй 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации и содержит основные принципы и направления бюджетной политики на 2012–2014 годы.
I. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2010 ГОДУ И В НАЧАЛЕ 2011 ГОДА
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах отмечалось, что бюджетная политика, как составная часть экономической политики, должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, на создание условий для повышения её эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата.
Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010–2011 годах экономический рост стабилизировался на уровне около 4 процентов. Удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета.
Внесены изменения в налоговое
законодательство Российской Федерации,
направленные на осуществление инноваций,
расширена поддержка
Средний размер пенсий за 2010 год (то есть в декабре 2010 г. по сравнению с декабрём 2009 г.) вырос почти на 23 процента, а за 2011 год он увеличится более чем на 9 процентов. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации были проиндексированы социальные пособия.
В период с 2009 по 2010 год были обеспечены жильём более 120 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны. В 2011 году получат новое жильё ещё около 40 тысяч ветеранов, которые встали на учёт до 1 января 2011 г.
В 2010 году была принята и начала
реализовываться Программа
Началась работа по комплексному реформированию
системы государственных и
Начался переход на программный принцип формирования федерального бюджета. Правительством Российской Федерации утверждены перечень государственных программ, порядок их разработки, реализации и оценки эффективности, организована работа по подготовке этих программ.
Сформирована нормативно-
Существенно улучшилась ситуация со сроками принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для исполнения федерального бюджета.
В 2010 году впервые отчёт об исполнении
федерального бюджета был утверждён
Федеральным Собранием
II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Многие элементы государственной
политики, в том числе в бюджетной
и налоговой сферах, пока не в
полной мере настроены на стимулирование
инновационного развития страны. Не завершено
формирование условий для модернизации
экономики и изменения модели
экономического роста. Для бюджетной
системы страны сохраняются риски,
обусловленные высокой
Система государственного управления
во многом функционирует в ручном
режиме, требует постоянной подстройки.
Зачастую принимаемые меры недостаточно
эффективны, поскольку в силу оперативных
изменений не до конца прорабатываются
механизмы их применения. Это касается,
к примеру, сложностей с применением
новых механизмов поддержки инноваций,
предусмотренных налоговым
По-прежнему существует ряд барьеров,
препятствующих созданию бюджетными научными
учреждениями и образованными
К таким барьерам, в частности, относятся отсутствие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов с существенной долей участия бюджетных учреждений и проблемы управления интеллектуальной собственностью.