Бюджетная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:14, доклад

Краткое описание

Основу бюджетной политики в современных условиях составляют стратегические направления экономической и социальной политики государства; именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач. В условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг

Файлы: 1 файл

Бюджетная политика РФ.docx

— 70.28 Кб (Скачать)

Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Российской Федерации в условиях адаптации бюджетной системы  Российской Федерации к замедлению темпов роста бюджетных доходов  увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению  эффективности деятельности органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, а также по модернизации управления общественными финансами Российской Федерации.

 

Цели и задачи Программы.

Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.

Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.

Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:

  • четкое определение сфер ответственности как публично-правовых образований, так и органов государственной власти и органов местного самоуправления соответствующих публично-правовых образований;
  • обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
  • усиление роли федерального бюджета в решении вопросов модернизации и инновационного развития российской экономики;
  • создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению государственных (муниципальных) услуг;
  • создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
  • повышение качества финансового управления в общественном секторе, в том числе путем адаптации инструментов корпоративного менеджмента;
  • повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;
  • обеспечение более тесной увязки между количеством и составом имущества, находящегося в собственности публично-правовых образований, и полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Для решения указанных задач  в 2010 - 2012 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:

  • внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования 3-летнего бюджета;
  • переход к утверждению "программного" бюджета;
  • развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;
  • реформирование государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
  • совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях государственных (муниципальных) закупок;
  • создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Содержанию реформ по указанным  направлениям посвящены соответствующие  разделы Программы. Реализация предлагаемых мер создаст организационные  и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы) государственной политики.

Организация реализации Программы

Управление реализацией  Программы планируется организовать по проектному принципу.

Руководство реализацией Программы, а также координацию и контроль за ее реализацией предлагается возложить на рабочую группу при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, созданную для разработки Программы.

Организация выполнения мероприятий Программы будет  осуществляться в рамках ежегодно утверждаемого  плана.

В план на 2010 год предлагается включить основные мероприятия, которые необходимо выполнить, для того чтобы учесть результаты Программы при формировании бюджетных проектировок на 2011 - 2013 годы.

В 2010 году предлагается реализовать мероприятия Программы  по следующим направлениям:

  • принятие базовых законов (вносящих прежде всего системные поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации) для последующей разработки нормативных правовых актов и методических материалов;
  • формирование (начальный этап) государственных программ и аналитическое представление распределения бюджетных ассигнований по государственным программам при подготовке проекта федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов;
  • разработка и утверждение отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента.

Планы на 2011 и 2012 годы предлагается принимать соответственно в декабре 2010 года и в декабре 2011 года с учетом итогов предыдущих этапов реализации Программы.

Высшим органам  исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется разработать аналогичные региональные программы и организовать их реализацию.

В целях поддержки  осуществления указанных программ необходимо разработать соответствующие  методические рекомендации (типовую  программу и критерии оценки ее реализации), а также рассмотреть возможность  создания финансовых стимулов для повышения  качества и результативности таких  программ путем предоставления субсидий на конкурсной основе.

Реализация Программы  будет согласована с мероприятиями, предусмотренными Стратегией национальной безопасности Российской Федерации  до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, и Концепцией долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

 

 

 

 

  1. Бюджетное послание Президента РФ по бюджетной политике на 2012-2013гг.

Президент России представил бюджетное  послание на 2012-2014 гг. В нем подведены  итоги бюджетной политики в 2010 г. и начале 2011 г., обозначены основные проблемы и вызовы в этой сфере, установлены  цели и задачи на ближайшие 3 года. 
Федеральный бюджет на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг. должен обеспечить устойчивое посткризисное развитие, модернизацию экономики, повышение уровня и качества жизни граждан, укрепление обороноспособности и безопасности страны, эффективность и прозрачность госуправления. Необходимо снизить зависимость бюджета от конъюнктурных доходов и сократить его дефицит. 
В числе предлагаемых мер - внедрение с 2012 г. программных бюджетов на всех уровнях управления, кардинальная перестройка системы госзакупок, приватизация крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях (кроме инфраструктурных и связанных с обеспечением безопасности страны). 
В налоговой сфере планируется ввести консолидированную отчетность по налогу на прибыль, завершить подготовку к внедрению местного налога на недвижимость. На 2012-2013 гг. будут снижены ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: с 34 до 30%, а для малого бизнеса и "упрощенцев" - до 20%. Также планируется усовершенствовать механизмы налогообложения нефтяной и газовой отраслей, табачной и алкогольной продукции, заменить ЕНВД патентной системой. 
Определены приоритеты бюджетных расходов. Должно быть предусмотрено необходимое финансирование всех принятых обязательств. В их числе - реформирование денежного довольствия военнослужащих, приравненных к ним лиц, сотрудников органов внутренних дел; повышение пенсий и социальных пособий; модернизация здравоохранения и образования. Особое внимание уделяется стимулированию инновационного развития страны. 
Предусмотрена децентрализация в сфере межбюджетных отношений. В частности, госпрограммы должны определять общие для всех уровней власти направления и приоритеты политики. Их реализация на региональном уровне будет поддерживаться одной субсидией, выделяемой в рамках соответствующей программы.

 

Настоящее Бюджетное послание подготовлено в  соответствии со статьёй 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации и  содержит основные принципы и направления  бюджетной политики на 2012–2014 годы.

I. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ БЮДЖЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ В 2010 ГОДУ И В НАЧАЛЕ 2011 ГОДА

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах отмечалось, что бюджетная политика, как составная часть экономической политики, должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, на создание условий для повышения её эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата.

Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010–2011 годах экономический рост стабилизировался на уровне около 4 процентов. Удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета.

Внесены изменения в налоговое  законодательство Российской Федерации, направленные на осуществление инноваций, расширена поддержка исследований и разработок, ведётся плановая работа по созданию инновационного центра «Сколково», а также по реализации других проектов, одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Средний размер пенсий за 2010 год (то есть в декабре 2010 г. по сравнению с декабрём 2009 г.) вырос почти на 23 процента, а за 2011 год он увеличится более чем на 9 процентов. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации были проиндексированы социальные пособия.

В период с 2009 по 2010 год были обеспечены жильём более 120 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны. В 2011 году получат новое жильё ещё около 40 тысяч ветеранов, которые встали на учёт до 1 января 2011 г.

В 2010 году была принята и начала реализовываться Программа Правительства  Российской Федерации по повышению  эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Федеральными органами исполнительной власти разработаны отраслевые (ведомственные) планы повышения эффективности бюджетных расходов.

Началась работа по комплексному реформированию системы государственных и муниципальных  закупок, которая должна исправить  недостатки существующей системы, создав реальные препятствия для необоснованного  завышения цен и коррупции. Принят ряд первоочередных поправок в законодательство Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных  нужд, начал функционировать общероссийский официальный сайт, существенно повысивший доступность и прозрачность информации о закупках. Готовятся изменения  в законодательство Российской Федерации, направленные на формирование федеральной  контрактной системы.

Начался переход на программный  принцип формирования федерального бюджета. Правительством Российской Федерации  утверждены перечень государственных  программ, порядок их разработки, реализации и оценки эффективности, организована работа по подготовке этих программ.

Сформирована нормативно-правовая база для повышения доступности  и качества государственных и  муниципальных услуг, внедрения  государственных и муниципальных  заданий, расширения самостоятельности  и ответственности учреждений за их выполнение.

Существенно улучшилась ситуация со сроками принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для исполнения федерального бюджета.

В 2010 году впервые отчёт об исполнении федерального бюджета был утверждён  Федеральным Собранием Российской Федерации до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  на плановый период, что повысило качество его подготовки и рассмотрения.

II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Многие элементы государственной  политики, в том числе в бюджетной  и налоговой сферах, пока не в  полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено  формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста. Для бюджетной  системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных  доходов от внешнеэкономической  конъюнктуры.

Система государственного управления во многом функционирует в ручном режиме, требует постоянной подстройки. Зачастую принимаемые меры недостаточно эффективны, поскольку в силу оперативных  изменений не до конца прорабатываются  механизмы их применения. Это касается, к примеру, сложностей с применением  новых механизмов поддержки инноваций, предусмотренных налоговым законодательством  Российской Федерации (повышенная амортизационная  премия, дополнительный коэффициент  к затратам на НИОКР).

По-прежнему существует ряд барьеров, препятствующих созданию бюджетными научными учреждениями и образованными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности.

К таким барьерам, в частности, относятся отсутствие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов с существенной долей участия бюджетных учреждений и проблемы управления интеллектуальной собственностью.

Информация о работе Бюджетная политика РФ