Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа
Целью данной работы является исследование экономических отношений в области независимого финансового контроля.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
Изучение основных теорий аудита и аудиторского контроля;
Исследование уровня развития аудита в Республике Беларусь;
Рассмотрение проблем организации аудита и путей их решения.
Введение……………………………………………………………..……………….4
1 Понятие аудита, его особенности и необходимость………………….…………5
1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности…………………..……………5
1.2 Виды аудита и их функции…………………………………………..….………8
1.3 Необходимость аудита и потребность в аудиторских услугах……...………11
2 Становление и развитие аудита в Республике Беларусь………………………14
2.1 Становление аудита в Республике Беларусь………………………...………..14
2.2 Организация аудиторского контроля и его особенности в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..…17
2.3 Основной спектр услуг аудиторских организаций в Республике
Беларусь......................................................................................................................18
2.4 Анализ функционирования и развития рынка аудита и аудиторских услуг в Республике Беларусь на современном этапе развития….……………………….19
3 Проблемы организации аудита и оценки его качества в Республике Беларусь и пути их решения……………………………………………………………………27
3.1 Методология оценки качества аудита в российских и белорусских правилах аудиторской деятельности, международных стандартах….…………………….27
3.2 Проблемные вопросы организации аудиторской деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..30
3.3 Перспективы и пути совершенствования организации аудиторской
деятельности в Республике Беларусь……………..………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников………..…………………………………….36
Приложения………………………………..……………
К сопутствующим услугам относят:
Сопутствующие
аудиту услуги оказываются с соблюдением
требований законодательства, предъявляемых
к соответствующим услугам. Они также
могут оказываться и независимо от проведения
аудита [8].
2.4
Анализ функционирования
и развития рынка аудита
и аудиторских услуг
в Республике Беларусь
на современном этапе
развития
Согласно статистическим данным на 1 января 2008 года специальные разрешения (лицензии) на аудиторскую деятельность имели 130 аудиторских организаций (их количество по сравнению с состоянием на 1 января 2007 года выросло на 12%) и 486 аудиторов – индивидуальных предпринимателей, что на 5 аудиторов (или на 2%) меньше, чем в 2006 году.
В
общем, за 2007 год аудиторскими организациями
и аудиторами-индивидуальными
Рисунок 2.4.1 – Количество оказанных аудиторских услуг за 2006-2007 годы
Примечание
— Источник: собственная разработка
на основании
[17].
Аудит в 2007 году был проведен в 10244 организациях (в 2006 году – в 8777). За 2007 год в Республике Беларусь доля обязательного аудита проведенного аудиторскими организациями в общем количестве заказов оказалась меньше, чем прочих услуг - 33 и 67% соответственно. Хотя обязательный аудит по-прежнему лидировал в объеме выручки (67,3%), это на 4,1% меньше, чем в 2006г. Причем, необходимо отметить тенденцию преобладания сопутствующих услуг в портфеле заказов аудиторских услуг, оказанных аудиторскими организациями, над количеством обязательных аудиторских проверок. Это свидетельствует о том, что белорусские предприятия в соответствии с общемировой практикой начали проявлять больше интереса к широкому спектру консалтинговых услуг. Однако, вполне возможно, что структурные изменения на рынке аудита обусловлены иным фактором. Указом Президента от 28.12.2007 № 682 были утверждены нормы расходов на проведение обязательного аудита. С 1.01.2008 в Указ от 12.02.2004 № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» внесено изменение, согласно которому расходы субъектов хозяйствования на проведение обязательного аудита включаются в затраты, учитываемые при ценообразовании и налогообложении, в пределах норм согласно приложению к вышеназванному Указу. Таким образом, Беларусь по-прежнему остается единственной страной в Европе, где расходы на аудит ограничиваются.
Поскольку
постановлением Министерства экономики
от 30.04.2007 № 94 был установлен предельный
уровень рентабельности на обязательный
аудит для аудиторских
Рисунок 2.4.2 - Структура аудиторских услуг аудиторских организаций и индивидуальных предпринимателей за 2006-2007 годы
Примечание
— Источник: собственная разработка
на основании
[17].
В результате проведения в 2007 году аудита в 5783 организациях установлены нарушения ведения бухгалтерского учета, что составляет 56 % от количества проаудированных организаций.
Несмотря на конкуренцию, аудиторы проявили завидную принципиальность. Из 10244 аудиторских заключений лишь 4461 (44%) были положительными, что на 5,5% меньше, чем в 2006 году. Наиболее непреклонными были аудиторские организации. Из 2368 выданных ими заключений положительными оказались лишь 384 (16,4%), что на 6,3% меньше, чем в предыдущем году, 54 - отрицательными, а отказано в выдаче заключения в 21 случае. У аудиторов-предпринимателей были положительными 31,2% заключений (в 2006г. - 37,1%). Интересно, что предприниматели вообще выдали значительно больше заключений, чем их коллеги из организаций. На выводы аудиторов, конечно, повлияли постепенно утверждающаяся в республике система критериев качества, основанная на применении правил аудиторской деятельности, а также ужесточение ответственности за ошибки. Но, с другой стороны, итоги аудиторских проверок показывают, что достоверность бухгалтерской отчетности в Беларуси оставляет желать лучшего.
В
целом за 2007 год у 4394 субъектов
хозяйствования были установлены нарушения
налогового законодательства, повлекшие
недоплату налогов и других обязательных
платежей в бюджет на сумму более
40 млрд. рублей. Причем доля недоплат налогов
и других обязательных платежей в
бюджет, выявленная аудиторскими организациями,
составила 84%, а аудиторами индивидуальными
предпринимателями - 16% (рисунок 2.3.3).
Рисунок 2.4.3 - Выявлено недоплат налогов и других неналоговых платежей
в бюджет за 2007 год
Примечание
— Источник: собственная разработка
на основании
[17].
По состоянию на 1 января 2009 года в республике работали 134 аудиторские организации и 501 аудитор-индивидуальный предприниматель. Количество аудиторских организаций по сравнению с состоянием на 1 января 2008 года увеличилось на 4 организации или на 3,07%, а аудиторов-индивидуальных предпринимателей – на 15 человек или на 3,08%.
На
рисунках 2.3.4 и 2.4.5 показана динамика за
2006-2008 годы количества аудиторских организаций
и численности аудиторов-индивидуальных
предпринимателей соответственно.
Темп роста количества аудиторских организаций
за анализируемый период (с 01.01.2007 по 01.01.2009)
составил 115,5%, а прирост - 18 единиц, а темп
роста численности аудиторов-индивидуальных
предпринимателей – 102,04%, а прирост –
10 человек.
Рисунок 2.4.4 – Количество аудиторских организаций на 1 января 2007-2009 гг.
Примечание — Источник: собственная разработка на основании [18].
Рисунок 2.4.5 – Численность аудиторов-индивидуальных предпринимателей на 1 января 2007-2009 гг.
Примечание
— Источник: собственная разработка
на основании
[18].
Вследствие увеличения объема оказанных услуг выросла и выручка от проведения аудиторами проверок, так например за 2008 год аудиторскими организациями было оказано аудиторских услуг на сумму 45383 млн. рублей (за аналогичный период 2007 года было оказано услуг на сумму 37022 млн. рублей, а 2006 года – 27476 млн. рублей), что на 22,6% больше, чем в 2007 году, и на 65,17% больше, чем в 2006 году.
Клиентская база аудиторских фирм мало изменилась. Аудит в 2008 году был проведен в 5243 организациях, а это на 4,6% больше чем в 2007 году (за 2007 год аудит был проведен в 5013 организациях).
Структура
аудиторских услуг организаций
за 2008 год координально поменялась,
если в 2007 году основную долю (67%) в портфеле
аудиторских услуг занимали сопутствующие
аудиту услуги, то в 2008 году доля сопутствующих
аудиту услуг составила всего 43%,
а доля обязательного аудита, увеличившись
на 24%, достигла 57%.Данная ситуация отражена
на рисунке 2.4.6.
Рисунок 2.4.6 - Структура аудиторских услуг организаций за 2007-2008 годы
Примечание
— Источник: собственная разработка
на основании
[18].
В результате проведения в 2008 году аудита в 2966 организациях установлены нарушения ведения бухгалтерского учета, что составляет 56 % от количества проаудированных организаций, так же как и в 2007 году.
У 2334 субъектов хозяйствования установлены нарушения налогового законодательства, повлекшие недоплату налогов и других обязательных платежей в бюджет на сумму более 21 млрд. рублей, что на 12982 млн. рублей или на 48% меньше, чем за 2007 год (в 2007 году недоплата налогов и других обязательных платежей в бюджет составила 33985 млн. рублей).
По состоянию на 1 июля 2009 года специальные разрешения (лицензии) на аудиторскую деятельность имели 133 аудиторские организации и 508 аудиторов – индивидуальных предпринимателей.
За
первое полугодие 2009 года аудиторскими
организациями оказано
Аудит в первом полугодии 2009 года был проведен в 4617 организациях (первом полугодии 2008 года – в 4320). За первое полугодие 2009 года доля обязательного аудита в структуре аудиторских услуг организаций выросла на 9% по сравению с аналогичным периодм 2008 года.
В
результате проведения в первом полугодии
2009 году аудита в 2766 организациях установлены
нарушения ведения
У 1775 субъектов хозяйствования установлены нарушения налогового законодательства, повлекшие недоплату налогов и других обязательных платежей в бюджет на сумму более 16 млрд. рублей (на 13,7% больше, чем за аналогичный период 2008 года).
По состоянию на 1 декабря 2009 года в республике работали 137 аудиторских организаций и 529 аудиторов-индивидуальных предпринимателей. Причем из общего количества аудиторских организаций 107 организаций (а это составляет 78% от общего количества) расположено в городе Минске, 7 организаций (или 5%) – в Минской области, 6 организаций (или 4,38%) – в городе Гомеле. Во всех остальных областных городах и областях республики расположено от 1 до 4 организаций, а в городе Гродно, Гродненской и Гомельской области аудиторские организации вообще отсутствуют. Такое распределение аудиторских организаций (таблица 2.4.1) подтверждает, что белорусский рынок характеризуется высокой концентрацией в крупных городах страны.
Информация о работе Аудит, его необходимость, сущность, становление и развитие в Республике Беларусь