Аудит, его необходимость, сущность, становление и развитие в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование экономических отношений в области независимого финансового контроля.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
Изучение основных теорий аудита и аудиторского контроля;
Исследование уровня развития аудита в Республике Беларусь;
Рассмотрение проблем организации аудита и путей их решения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..……………….4
1 Понятие аудита, его особенности и необходимость………………….…………5
1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности…………………..……………5
1.2 Виды аудита и их функции…………………………………………..….………8
1.3 Необходимость аудита и потребность в аудиторских услугах……...………11
2 Становление и развитие аудита в Республике Беларусь………………………14
2.1 Становление аудита в Республике Беларусь………………………...………..14
2.2 Организация аудиторского контроля и его особенности в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..…17
2.3 Основной спектр услуг аудиторских организаций в Республике
Беларусь......................................................................................................................18
2.4 Анализ функционирования и развития рынка аудита и аудиторских услуг в Республике Беларусь на современном этапе развития….……………………….19
3 Проблемы организации аудита и оценки его качества в Республике Беларусь и пути их решения……………………………………………………………………27
3.1 Методология оценки качества аудита в российских и белорусских правилах аудиторской деятельности, международных стандартах….…………………….27
3.2 Проблемные вопросы организации аудиторской деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..30
3.3 Перспективы и пути совершенствования организации аудиторской
деятельности в Республике Беларусь……………..………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников………..…………………………………….36
Приложения………………………………..……………

Файлы: 14 файлов

Введение.docx

— 15.95 Кб (Открыть, Скачать)

ГЛАВА 1.docx

— 35.93 Кб (Открыть, Скачать)

ГЛАВА 2.docx

— 109.95 Кб (Скачать)

2 Становление и  развитие аудита  в Республике Беларусь 
 

       2.1 Становление аудита  в Республике Беларусь 
 

       В Республике Беларусь аудиторское движение началось в 1991 г., когда постановлением Совета Министров Белорусской ССР от 30 сентября 1991 г. было утверждено "Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь", в котором были намечены основы аудиторского движения и их правовое регулирование. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 1992 г. была образована Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь, на которую была возложена организация системы услуг за соблюдением установленного порядка осуществления финансовых и хозяйственных операций, правильности отражения их в оперативном и бухгалтерском учете, достоверности отчетов и балансов, а также ставилась задача оказания практической помощи в постановке учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. На Аудиторскую палату была возложена обязанность подготовки аудиторов, для чего был создан "Белаудитучцентр" при Белорусском государственном экономическом университете. Аудиторская палата занималась также созданием аудиторских организаций, аттестацией, выдачей лицензий на занятие этим видом деятельности.

       Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 1994 г. "О совершенствовании структуры органов государственного управления Республики Беларусь и сокращении расходов на их содержание" Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь была преобразована в Аудиторскую палату Республики Беларусь на принципах самоуправления и самофинансирования. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 1994 г. "О совершенствовании в Республике Беларусь государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней" Совет Министров возложил на Аудиторскую палату функции государственного регулирования аудиторской деятельности и контроль за ней. Этим же постановлением утверждено "Положение о порядке государственного регулирования и контроля за аудиторской деятельностью в Республике Беларусь".

       8 ноября 1994 г. на Сессии Верховного Совета был принят Закон Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности", который был введен в действие 7 декабря 1994 г. Закон определял правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, основные правила и порядок ее проведения, регулирование отношений, возникающих между предприятиями, учреждениями, организациями, осуществляющими самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность, независимо от форм собственности и видов деятельности, государственными органами, отдельными гражданами, аудиторами и аудиторскими организациями.

       Декретом  Президента Республики Беларусь от 28.08.99 г. № 30 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельностью и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь" были внесены кардинальные изменения в организацию аудиторской деятельности в республике. В соответствии с указанным Декретом осуществление методологического руководства аудитом, контроль за деятельностью аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторских организаций, выполнение функций по лицензированию аудиторской деятельности, а также по ведению государственного реестра аудиторов и аудиторских организации был возложен на Министерство финансов республики.

       Принятый  Декрет усилил влияние государства на деятельность аудиторов и контроль над ее осуществлением. В соответствии с ним Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 1862 от 30.11.1999г. "О государственном регулировании аудиторской деятельности", направленное на приведение решений правительства в соответствие с указанным Декретом. Данным постановлением утверждено Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ее осуществлением в Республике Беларусь, а также внесены изменения и дополнения в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии). Важным моментом этого положения является также рассмотрение порядка аннулирования лицензии. Следует также отметить, что контроль за выполнением аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности исполняет созданное в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.1999 г. № 1558 в структуре Министерства финансов Главное управление аудита [18, c. 75-76].

       В целом, начиная с 1991 года, формируется  национальная законодательная база, регулирующая аудиторскую деятельность в Республике Беларусь. Наряду с созданием нормативной базы по осуществлению аудиторской деятельности  в республике наблюдается рост численности аудиторов и аудиторских организаций.

       Активизации роста численности аудиторов и аудиторских фирм в Республике Беларусь в этот период способствовало установление в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь «О юридических лицах негосударственной собственности, подлежащих обязательной аудиторской проверке» от 17 июня 1996г. №398 обязательных аудиторских проверок для отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности.

       Таким образом, для первого этапа развития аудита в Республике Беларусь в период с 1991 по 1999г. Характерны разработка законодательной  и нормативной базы, рост численности  аудиторов и аудиторских фирм, образование общественной организации  аудиторов.

       Второй  этап развития аудита в республике начинается с момента издания  вышеуказанного Декрета Президента Республики Беларусь от 28 июля 1999г. №30. Этим декретом были внесены коренные изменения в организацию и регулирование аудиторской деятельности. В соответствии с декретом осуществление методологического руководства аудитом, контроль за осуществлением аудиторской деятельности в Республике Беларусь, выполнение функций по ее лицензированию, а также ведение Государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций были возложены на Министерство финансов республики. Введенные в организацию аудиторской деятельности изменения усилили влияние государства на деятельность аудиторов и контроль за ее осуществлением. В соответствии с изданным декретом Совет Министров Республики Беларусь принял постановление «О государственном регулировании аудиторской деятельности» от 30 ноября 1999 г. № 1862, которым было утверждено Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроле за ее осуществлением в Республике Беларусь[1, с.136].

       В связи с происходящими в республике изменениями в области организации аудита, а также в целях совершенствования государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней, усиления ответственности аудиторов и аудиторских организаций за результаты проверок и выполнения иных сопутствующих аудиту услуг были внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 г., которые утверждены 18 декабря 2002 г., 29 июня 2006 г., 25 июня 2007 г, 8 июля 2008 г. и издан Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» от 12.02.2004 г. № 67, отменивший Декреты Президента Республики Беларусь от 28.07.1999 г. № 30 и от 31.01.2000 г. В соответствии с вновь изданным указом определены критерии для проведения обязательного аудита и повышена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за уклонение от проведения обязательного аудита.

       В этот же период в республике начата разработка национальных аудиторских стандартов - правил аудиторской деятельности. Существовавшая ранее Аудиторская палата прекратила свою деятельность в 1999 г. после издания Декрета Президента Республики Беларусь от 28 июля 1999 г. № 30, согласно которому функции Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь были возложены на Министерство финансов Республики Беларусь. Министерство финансов и ныне осуществляет лицензирование аудиторской деятельности, разработку методологии аудита, контроль за соблюдением порядка осуществления аудиторской деятельности, ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций.

       Таким образом для второго, или современного, этапа развития аудита в Республике Беларусь характерны: усиление государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ее осуществлением; дальнейшее совершенствование законодательной и нормативной базы, регулирующей эту деятельность; ее унификация путем разработки и внедрения национальных аудиторских стандартов в практику работы аудиторских организаций и аудиторов.

       2.2 Организация аудиторского  контроля и его особенности в Республике Беларусь 
 

       Организация аудиторского контроля Республики Беларусь регулируется законом «Об аудиторской деятельности» № 164-3 от 18.12.2002 г. и другими нормативно-правовыми актами.

       Аудиторский контроль осуществляют аудиторские службы Республики Беларусь, куда входят:

  • Главное управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь;
  • аудиторские организации, представленные юридическими лицами;
  • аудиторы, представленные физическими лицами - индивидуальными предпринимателями.

     Министерство  финансов Республики Беларусь в области  государственного регулирования аудиторской деятельности:

  • разрабатывает методологию аудита;
  • принимает нормативно-правовые акты в области осуществления аудиторской деятельности;
  • устанавливает республиканские правила аудиторской деятельности (кроме аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях);
  • проводит аттестацию аудиторов;
  • осуществляет в пределах своей компетенции разъяснение законодательства об аудиторской деятельности;
  • осуществляет контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами - индивидуальными предпринимателями порядка осуществления аудиторской деятельности;
  • ведет Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций в установленном им порядке.

     Министерство  финансов представляет интересы Республики Беларусь в международных организациях по вопросам аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством [8].

     Целью аудита в соответствии с требованиями белорусского законодательства является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

     В соответствии с белорусским законодательством  под достоверностью бухгалтерской (финансовой) отчётности понимается степень  точности данных бухгалтерской (финансовой) отчётности, которая позволяет пользователю бухгалтерской (финансовой) отчётности на основании её данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной  деятельности, финансовом и имущественном  положении аудируемых лиц и принимать  обоснованные решения, базирующиеся на этих выводах.

     В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 года № 67 под  обязательный ежегодный аудит достоверности  годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности подпадают:

  • организации, являющиеся открытыми акционерными обществами;
  • банки, небанковские кредитно-финансовые организации, биржи, коммерческие организации с иностранными инвестициями, страховые организации, а также страховые брокеры;
  • иные организации и индивидуальные предприниматели, у которых объём выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчётный год составляет более 600 тыс. евро.

     Срок  представления аудиторского заключения о результатах обязательного  аудита в налоговые органы не позднее 1 июля года, следующего за отчётным (постановление  Минфина РБ и МНС РБ от 12.03.2004 № 32/38").

     Аудит проводится специалистами аудиторских  организаций в соответствии с:

  • Законом Республики Беларусь от 08.01.1994 № 3373-XII «Об аудиторской деятельности» в редакции Закона от 8 июля 2008 г. № 369-З.
  • республиканскими правилами аудиторской деятельности.
  • перечнем вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита, утверждённых постановлением Министерства финансов РБ № 142 от 28.09.2004.
  • внутренними правилами аудиторской деятельности [12, с.41].
 
 

       2.3 Основной спектр услуг аудиторских организаций в Республике Беларусь 

     В соответствии с законом Республики Беларусь  от 8 ноября 1994 г. N 3373-XII «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями) аудиторские организации и аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, проводят аудит:

достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;

ГЛАВА 3.docx

— 32.62 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.docx

— 16.23 Кб (Открыть, Скачать)

Оглавление.docx

— 16.23 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ А.docx

— 15.79 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.docx

— 18.70 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ В.docx

— 15.04 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г.docx

— 15.61 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д.docx

— 74.20 Кб (Открыть, Скачать)

Реферат.docx

— 15.74 Кб (Открыть, Скачать)

Список использованных источников.docx

— 17.63 Кб (Открыть, Скачать)

Титульн .docx

— 12.01 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Аудит, его необходимость, сущность, становление и развитие в Республике Беларусь