Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа
Целью данной работы является исследование экономических отношений в области независимого финансового контроля.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
Изучение основных теорий аудита и аудиторского контроля;
Исследование уровня развития аудита в Республике Беларусь;
Рассмотрение проблем организации аудита и путей их решения.
Введение……………………………………………………………..……………….4
1 Понятие аудита, его особенности и необходимость………………….…………5
1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности…………………..……………5
1.2 Виды аудита и их функции…………………………………………..….………8
1.3 Необходимость аудита и потребность в аудиторских услугах……...………11
2 Становление и развитие аудита в Республике Беларусь………………………14
2.1 Становление аудита в Республике Беларусь………………………...………..14
2.2 Организация аудиторского контроля и его особенности в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..…17
2.3 Основной спектр услуг аудиторских организаций в Республике
Беларусь......................................................................................................................18
2.4 Анализ функционирования и развития рынка аудита и аудиторских услуг в Республике Беларусь на современном этапе развития….……………………….19
3 Проблемы организации аудита и оценки его качества в Республике Беларусь и пути их решения……………………………………………………………………27
3.1 Методология оценки качества аудита в российских и белорусских правилах аудиторской деятельности, международных стандартах….…………………….27
3.2 Проблемные вопросы организации аудиторской деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..30
3.3 Перспективы и пути совершенствования организации аудиторской
деятельности в Республике Беларусь……………..………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников………..…………………………………….36
Приложения………………………………..……………
1
Понятие аудита, его
особенности и необходимость
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой в государственные органы и публикуемой в печати финансовой отчетностью. Такой контроль принято называть аудитом. В экономической литературе не сложилось однозначного понятия «аудита». Одни авторы считают, что термин «аудит» происходит от латинского слова audio, означающего «я слышу», другие утверждают, что «аудит» в переводе с английского языка означает «подсказчик» [7, с.144].
Так, например Р. Адамс характеризует аудит как «…деятельность по оказанию необходимой обществу услуги с целью подтверждения видимого правдоподобия опубликованной финансовой отчетности». Ю.М. Уткин пишет, что аудит – это проверка финансовой отчетности, которая осуществляется «независимыми дипломированными бухгалтерами, не работающими в данной организации» [18, с.77].
В соответствии с международными стандартами аудиторской деятельности, изданными комитетом по основным концепциям аудита Американской бухгалтерской ассоциации, «аудит - это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определенному критерию и представляющих результаты заинтересованному пользователю» [3].
Международные нормативы аудита определяют его как независимую проверку финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации по объекту, если такая проверка производится с целью выражения дальнейшего мнения. При этом не играет роли, приносит объект прибыль или нет, каковы его размер и форма организации [7, с.144].
В
Республике Беларусь понятие аудита
определено "Законом Республики
Беларусь об аудиторской деятельности"
от 8 ноября 1994 г. N 3373-XII (с изменениями
и дополнениями) следующим образом:
аудиторская деятельность (аудит) –
это предпринимательская
Наличие различных определений аудита говорит о том, что процесс его становления еще не закончен. В то же время, исходя из приведенных определений, можно сделать вывод о том, что в каждом из них прослеживается сущность, назначение и цели аудирования, заключающегося в основном в подтверждении реальности и достоверности информации финансовой отчетности проверяемого субъекта хозяйствования в интересах третьих лиц. Третьими лицами могут выступать собственники предприятий, акционеры, кредиторы и другие пользователи финансовой отчетности. Наряду с этим проведенный анализ определений позволяет сделать следующие выводы: как у отдельных ученых-экономистов, так и в нормативных документах понятия «аудиторская деятельность» и «аудит» совмещены, что не в полной мере отражает реальную действительность.
Под аудитом следует понимать проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий как независимыми аудиторами (внешний аудит), так и специалистами, работающими в этих же организациях, на предприятиях (внутренний аудит). В данном определении нельзя акцентировать внимание только на независимости аудита, так как этот термин нельзя распространить на специалистов отделов внутреннего аудита организации (предприятия).
Аудит
– это лицензируемая
Данное определение аудита отражает:
1) единую цель проведения аудита – подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования ее в экономической деятельности;
2) единые требования ведения аудита – наличие аттестатов и лицензий;
3) единые и обязательные условия – аудит проводится независимыми субъектами [2].
Под аудиторской же деятельностью следует понимать предпринимательскую деятельность физических и юридических лиц (аудиторов - индивидуальных предпринимателей и аудиторских фирм), осуществляющих в соответствии с действующим законодательством и на основании лицензии, выдаваемой соответствующим органом государственного управления, независимые проверки, в процессе которых исследуются хозяйственные процессы и финансовые операции, отраженные в первичных документах, записи в бухгалтерской и статистической отчетности, финансовой, технологической и иной документации на предмет их соответствия установленным нормам и правилам с последующей выдачей аудиторского заключения, а также оказывающих сопутствующие аудиту услуги в соответствии с заключенными договорами. [3].
Аудиторская деятельность в Республике Беларусь в современных условиях осуществляется на основании Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», принятого 8 ноября 1994г.
Субъектами аудиторской деятельности в республике являются аудиторы и аудиторские организации.
Аудитором является физическое лицо, имеющее высшее экономическое или юридическое образование, стаж работы не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, и имеющее квалификационный аттестат. Для осуществления внешнего аудита необходима лицензия.
Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая деятельность по проведению аудиторских проверок. Штат аудиторской фирмы должен состоять не менее чем из трех аудиторов.
Аудиторская организация осуществляет свою деятельность на основании лицензии.
Аудиторским организациям и аудиторам – индивидуальным предпринимателям запрещается занятие другими видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской деятельности.
Обязательное
условие для осуществления
Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя предусматривает и различные аудиторские услуги.
Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности — реальности статей баланса, достоверности бухгалтерского учета, законности и целесообразности хозяйственных операций, а результатом аудиторских услуг — возможное состояние объектов в будущем, т.е. прогнозные экономические показатели, качественные характеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля.
Соответственно аудитом имеет право заниматься только аттестованный аудитор, имеющий лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.
Аудит
– это непросто механизм контроля.
Аудиторские проверки в равной степени
можно считать средством
Таким
образом, в настоящее время нет
единого подхода к определению
понятия «аудит». Многие ученые-экономисты
дают множество определений аудита,
но можно сказать, что под аудитом
понимается предпринимательская
1.2
Виды аудита и их функции
С
точки зрения классификационных
признаков в современной
Под внутренним аудитом понимается организованная в интересах собственников и регламентированная внутренними документами субъекта предпринимательской деятельности система контроля соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Он осуществляется контрольно-ревизионными службами организации или специалистами соответствующих функциональных отделов и управлений, непосредственно подчиненных руководству субъекта хозяйствования. В основном содержание внутреннего аудита отчасти соответствует внутрихозяйственному контролю. В то же время функции внутренних аудиторов значительно шире и включают в себя контроль не только за сохранностью активов предприятий, рациональным и эффективным их использованием, но и за политикой и качеством менеджмента субъекта хозяйствования.
При должной организации внутренний аудит способствует повышению ответственности должностных и материально ответственных лиц предприятия за качественное выполнение ими своих обязанностей, предотвращению негативных явлений при осуществлении финансовых операций и хозяйственных процессов. Наряду с этим результаты внутреннего аудита в определенной мере являются информационной базой для внешнего аудита.
Внешний аудит - это проверка бухгалтерской отчетности и других документов аудируемых лиц, осуществляемая независимыми аудиторами или аудиторскими организациями на основании договоров гражданско-правового характера. Этот вид аудита требует наличия установленной лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Отличительной чертой внешнего аудита является то, что в его профессиональную деятельность при проведении проверок не имеют права вмешиваться органы государственного управления, а также предприятия-заказчики аудита и иные лица. Вместе с тем действующим законодательством, определяющим порядок осуществления аудиторской деятельности в Республике Беларусь, предусмотрено, что в целях обеспечения независимости внешних аудиторов и аудиторских организации они не могут проводить проверку в отношении субъектов предпринимательской деятельности, где являются учредителями, руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, а также оказывающими данным субъектам услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского учета - за период восстановления, ведения бухгалтерского учета.
В зависимости от порядка назначения внешний аудит подразделяют на инициативный и обязательный.
Инициативный аудит - это аудит, который проводится по решению субъекта предпринимательской деятельности, в том числе и индивидуального предпринимателя, или по требованию его учредителей (акционеров, участников, собственников имущества). Отличительной чертой этого вида аудита является то, что затраты, связанные с его проведением, относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении субъекта хозяйствования, инициировавшего аудиторскую проверку. Характер и масштабы такой проверки определяются условиями договора, заключенного с инициатором ее проведения.
Обязательный аудит - это внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами. Объем и порядок проведения этого вида аудита регламентируется нормативными актами. Подпунктом 1.1 Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» от 12.02.2004 г. № 67 предусмотрено, что обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежит достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, являющихся открытыми акционерными обществами, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бирж, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, страховых организаций, а также страховых брокеров; иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий год составляет более 600 тыс. евро. Обязательный аудит колхозов и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится [5, с.71].
Информация о работе Аудит, его необходимость, сущность, становление и развитие в Республике Беларусь