Аудит, его необходимость, сущность, становление и развитие в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование экономических отношений в области независимого финансового контроля.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
Изучение основных теорий аудита и аудиторского контроля;
Исследование уровня развития аудита в Республике Беларусь;
Рассмотрение проблем организации аудита и путей их решения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..……………….4
1 Понятие аудита, его особенности и необходимость………………….…………5
1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности…………………..……………5
1.2 Виды аудита и их функции…………………………………………..….………8
1.3 Необходимость аудита и потребность в аудиторских услугах……...………11
2 Становление и развитие аудита в Республике Беларусь………………………14
2.1 Становление аудита в Республике Беларусь………………………...………..14
2.2 Организация аудиторского контроля и его особенности в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..…17
2.3 Основной спектр услуг аудиторских организаций в Республике
Беларусь......................................................................................................................18
2.4 Анализ функционирования и развития рынка аудита и аудиторских услуг в Республике Беларусь на современном этапе развития….……………………….19
3 Проблемы организации аудита и оценки его качества в Республике Беларусь и пути их решения……………………………………………………………………27
3.1 Методология оценки качества аудита в российских и белорусских правилах аудиторской деятельности, международных стандартах….…………………….27
3.2 Проблемные вопросы организации аудиторской деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..30
3.3 Перспективы и пути совершенствования организации аудиторской
деятельности в Республике Беларусь……………..………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников………..…………………………………….36
Приложения………………………………..……………

Файлы: 14 файлов

Введение.docx

— 15.95 Кб (Открыть, Скачать)

ГЛАВА 1.docx

— 35.93 Кб (Скачать)

       В соответствии со статьей 103 Гражданского кодекса Республики Беларусь акционерное общество, обязанное в соответствии с законодательством публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в части 2 пункта 1 статьи 97 кодекса, для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности должно ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом и его участниками.

       Следует отметить, что по мере внедрения  рыночных отношений в национальную экономику, усиления конкуренции и углубления экономических связей субъекты предпринимательской деятельности будут больше заинтересованы в проведении у них как обязательной, так и инициативной аудиторской проверки.

       Как обязательный, так и инициативный аудит могут быть общим, банковским и страховым. Общий аудит проводится у субъектов предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, за исключением банков и страховых организаций. Банковский аудит проводится соответственно в учреждениях банка, а страховой - в страховых и перестраховочных организациях.

       Общий аудит проводят аудиторы - индивидуальные предприниматели и аудиторские организации на основании лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Министерством финансов Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством.

       Банковский  аудит проводят аудиторы, которые  дополнительно должны иметь квалификационное свидетельство, выданное Национальным банком Республики Беларусь, а аудиторская организация - соответствующую лицензию на осуществление аудиторской деятельности, при этом в штате аудиторской организации должно быть не менее 3-х аудиторов, в том числе и руководитель организации, дополнительно имеющих такое квалификационное свидетельство.

       Все рассмотренные ранее виды аудита могут быть как первоначальными, так и согласованными аудиторскими проверками. Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской организацией впервые для данного субъекта предпринимательской деятельности. Это значительно увеличивает риск, трудоемкость проверки, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности субъекта, системе его внутреннего контроля и т. д.

       Согласованный аудит осуществляется аудитором или аудиторской фирмой повторно или регулярно у одного и того же субъекта предпринимательской деятельности. Результаты длительного сотрудничества с клиентом дают возможность проверяющим легко ориентироваться в специфике деятельности контролируемого субъекта хозяйствования, его положительных и отрицательных сторонах в организации бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля[1; с.147].

       Как правило, в период между проверками эти субъекты хозяйствования берутся  на консультационное обслуживание аудиторскими фирмами. Практика работы аудиторских фирм как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в Республике Беларусь свидетельствует о преимуществах такого вида аудита. Более того, частая смена аудиторов или аудиторских фирм также вызывает определенную настороженность как у аудиторов, так и у пользователей финансовой отчетности.

       В зависимости от направления проверки различают аудит финансовой отчетности, специальный аудит и аудит на соответствие требованиям. Если аудит финансовой отчетности можно отнести к обязательному аудиту, то специальный аудит и аудит на соответствие требованиям - только к инициативному.

       Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта предпринимательской деятельности на предмет ее достоверности и соответствия действующему законодательству и нормативным актам по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности с последующей выдачей аудиторского заключения специальной формы. Под достоверностью финансовой отчетности понимается степень точности ее данных, использование которых позволяет пользователю этой финансовой информации делать правильные выводы о результатах финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, его финансовом и имущественном положении и на этой основе принимать обоснованные решения.

       Специальный аудит - это аудит, в процессе которого исследуются конкретные вопросы деятельности экономического субъекта, соблюдение определенных процедур, правил, норм, обычно имеющий целью подтвердить законность, достоверность и эффективность отдельных хозяйственных процессов и финансовых операций, правильность расчетов с бюджетом по налогам и т. д. Как правило, вопросы проверки заранее определяются заказчиком и оговариваются в договоре на проведение аудиторской проверки.

       Аудит на соответствие требованиям - это аудит, в процессе которого осуществляется проверка хозяйственных процессов и финансовых операций на предмет их соответствия установленным актам законодательства и инструктивным материалам, а также соблюдения процедур и правил, которые предписаны должностным лицам. Этот вид аудита может быть проведен также по заказу акционеров и иных собственников субъекта предпринимательской деятельности с целью проверки соблюдения администрацией предприятия предписанных норм и правил, зафиксированных в учредительном договоре и уставе предприятия. К этому виду аудита можно отнести и проверки по требованию правоохранительных и судебных органов, к проведению которых привлекаются аудиторы и аудиторские фирмы. Результаты таких проверок докладываются соответствующим государственным органам.

       Таким образом, аудит в Республике Беларусь подразделяется на следующие виды: внутренний и внешний, обязательный и инициативный, общий, банковский и страховой, первоначальный и согласованный, аудит финансовой отчетности, специальный и аудит на соответствие требованиям. 
 

  1.3 Необходимость аудита и потребность в аудиторских услугах 
 

       Основная цель аудиторской деятельности - установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика (клиента) и соответствия совершенных им хозяйственных операций действующему законодательству. Следовательно, назначение аудита — проверка финансовых отчетов, целями аудита которых являются:

  • предоставление возможности аудитору выражать свое мнение по финансовым отчетам в соответствии с законодательством;
  • контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила учета и составления отчетности, методологии оценки имущества и обязательств;
  • выявление резервов и их направление на повышение эффективности использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников;
  • проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности заказчика (клиента) за проверяемый период и другие вопросы.

       Потребность в услугах аудитора возникла в  связи со следующими обстоятельствами:

  • возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
  • зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;
  • необходимость специальных знаний для проверки информации;
  • отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.

       Эти и ряд других причин привели к  возникновению общественной потребности  в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги — это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации [2; с.16].

       Наличие достоверной информации позволяет  повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

       В условиях рынка предприятия, кредитные  учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения  по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

       Собственники, и прежде всего коллективные собственники — акционеры, пайщики, — а также  кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

       Независимое подтверждение информации о результатах  деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

       Аудитор является агентом, действующим, как  правило, от имени акционеров. По мере увеличения внешних источников капитала растет и потребность в современной  и надежной финансовой информации (например, о том, насколько адекватен получаемый собственниками доход степени риска сделанных ими инвестиций; должны ли они продавать, покупать или продолжать держать свою долю в активах предприятия; будет ли предприятие способно удовлетворить их ожидания в отношении дивидендов).

       Правильные  данные нужны не только непосредственным инвесторам или акционерам, но и кредиторам для оценки надежности погашения займов и выплаты процентов. Поставщиков интересует информация о способности предприятия вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия — стабильность и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и других льгот и выплат. Правительство заинтересовано в информации, необходимой для разработки экономической политики, включая налоговые меры [3; с.31].

       Таким образом, потребность в услугах  аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно  занимается управлением предприятием, кто вкладывает средства в его  деятельность, а также государства  как потребителя информации о  результатах деятельности предприятий. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.

ГЛАВА 2.docx

— 109.95 Кб (Открыть, Скачать)

ГЛАВА 3.docx

— 32.62 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.docx

— 16.23 Кб (Открыть, Скачать)

Оглавление.docx

— 16.23 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ А.docx

— 15.79 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.docx

— 18.70 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ В.docx

— 15.04 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г.docx

— 15.61 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д.docx

— 74.20 Кб (Открыть, Скачать)

Реферат.docx

— 15.74 Кб (Открыть, Скачать)

Список использованных источников.docx

— 17.63 Кб (Открыть, Скачать)

Титульн .docx

— 12.01 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Аудит, его необходимость, сущность, становление и развитие в Республике Беларусь