Анализ рентабельности предприятия на примере ОАО "Владхлеб"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 05:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике, используя финансовую отчетность ОАО «Владхлеб». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
- рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
- провести анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности ОАО «Владхлеб»;
- дать оценку уровня и динамики рентабельности финансовой деятельности анализируемого предприятия;
- сделать необходимые выводы по показателям рентабельности ОАО «Владхлеб»;
- найти пути повышения рентабельности иприбыли.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

ROIC = EBIT*(1-Ставка  налога на прибыль)/Инвестированный  капитал *100 %.

-Рентабельность  примененного капитала (ROCE)

-Рентабельность  суммарных активов (ROTA)

-Рентабельность  активов бизнеса (ROBA)

-Рентабельность  чистых активов (RONA) = Прибыль до  налогообложения / собственный капитал

-Рентабельность  производства = Прибыль / (Стоимость  основных фондов + стоимость оборотных  средств)

-Рентабельность  наценки (Profitability of the margin) — отношение себестоимости продукции к его продажной цене

и пр.

Прибыль, являясь важнейшим показателем  результативности производственно- хозяйственной  деятельности, не дает полного представления  об его эффективности, так как  не учитывает величину затрачиваемых ресурсов и условий, при которых она была достигнута. Она в большей степени характеризует результат деятельности.

Для реальной оценки уровня прибыльности организации  пользуются методами комплексного анализа  прибыли по технико-экономическим  факторам. В числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.

Показатели  рентабельности – это важнейшие  характеристики фактической среды  формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Если  прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции довольно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность может определяться по-разному.

Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.

Различают три основных показателя рентабельности: общая рентабельность, рентабельность реализованной продукции, рентабельность капитала.

Общая рентабельность определяется по формуле  

,

где  - общая сумма балансовой прибыли;

Ф - среднегодовая  стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и  материальных оборотных средств.

Показатель  рентабельности реализованной продукции отражает эффективность текущих затрат (в отличие от показателя общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного капитала) и исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции:  

,

где  - прибыль от реализации

 продукции; 

С - полная себестоимость реализованной продукции.

Рентабельность  конкретного вида продукции зависит  от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство. Рентабельность производственных фондов зависит не только от этих факторов, но и от эффективности использования производственного потенциала, результатов непромышленной деятельности. Следовательно, показатель, рентабельности реализованной продукции детализирует общий показатель, рентабельности.

Рентабельность  собственного капитала характеризует  эффективность использования капитала и показывает, сколько предприятие  имеет чистой прибыли с рубля  авансированного в капитал.

Определяется  как :

Ркап. = Чистая прибыль/Собственный капитал*100 %

Рассмотрим  рисунок 1. 

Рис.1«Влияние факторов на рентабельность собственного капитала»                                                                                                      

Факторам, представленным на приведенном рисунке, и по уровню значений, и по тенденции изменения присуща отраслевая специфика, о которой не следует забывать, проводя анализ. Так, показатель ресурсоотдачи ( ) может иметь относительно невысокое значение при высокой капиталоемкости. Показатель рентабельности продаж ( ) при этом будет высоким. Относительно низкое значение коэффициента финансовой независимости ( ) может быть только в организациях, имеющих стабильное и прогнозируемое поступление денежных средств за свою продукцию (работы, услуга). Это же относится к организациям, имеющим значительную долю ликвидных активов.

Таким образом, в зависимости от отраслевой специфики, а также финансово-хозяйственных  условий организация может делать ставку на тот или иной фактор повышения  рентабельности собственного капитала. 

1.3.Особенности  деятельности организации.

Владхлебом  бывший Горхлебокомбинат стал называться в 90-х годах ХХ столетия, когда  по всей стране полным ходом шла  приватизация. Новые изменения в  числе первых коснулись и наше предприятие, и вот 5 ноября 1992 года оно было зарегистрировано как Акционерное Общество «Владхлеб», а 21 сентября 1994 года мы стали акционерным обществом открытого типа ОАО «Владхлеб». Основными видами деятельности значились: производство кондитерских, хлебобулочных изделий, торговля, развитие сети магазинов, кафе и иные виды деятельности, предусмотренные Уставом. На сегодняшний день ОАО «Владхлеб», в состав которого входят два хлебозавода (СПП №2 и СПП №3), является ведущим и крупнейшим предприятием холдинга. Также хлебозаводы вырабатывают большой ассортимент ржано-пшеничных сортов хлеба, батонов, булочек, диетических и лечебно-профилактических хлебов и прочей популярной продукции: сушек, бубликов, пряников, сухариков и т.д. Всего в ассортименте ОАО «Владхлеб» около 100 наименований, из которых только хлебобулочных – более 80.

Сегодня ОАО «Владхлеб» движется по пути наиболее передовых предприятий Европы и  европейской части России. Полным ходом идет процесс технического перевооружения, модернизация оборудования. Непрерывная работа над совершенствованием производства и управления позволяет «Владхлебу» не просто сохранять лидирующие позиции по ассортименту и качеству продукции, но и стабильно развиваться, осваивать новые рынки и технологии. 

«Организационная структура ОАО "Владхлеб"», представлена на рисунке 2.

     Рис.2

     

  Рассмотрим  динамику основных экономических показателей  деятельности ОАО «Владхлеб» за 2007-2010гг. в таб.1 
 
 
 

Динамика  основных экономических  показателе деятельности ОАО «Владхлеб» за 2007-2010г.

                                                                                                                                                     Таб.1

Показатель  2007г. 2008г. 2009г. 2010г. в % к 2007 г.
2008г. 2009г. 2010г.
1.Выручка от продаж,

  тыс.руб.

623900 88792 1007771 1035033 142,32 161,53 165,90
2. Полная себестоимость 

Продукции,работ/услуг, тыс. руб.

581475 48757 545554 510296 83,85 93,82 87,76
3. Затраты на 1 руб. 

продукции работ/услуг, руб.

93,2 54,9 54,1 49,3 58,91 58,05 52,90
4. Фонд оплаты труда,

  тыс. руб.

53177,36 89952,36 149929,4 178635,9 169,16 281,94 335,92
5.Среднесписочная

численность работающих

человек

802 840 881 899 104,74 109,85 112,09
6. Среднегодовая зарплата 

1 работника, тыс.  руб.

66,31 107,09 170,18 198,71 161,50 256,64 299,66
7. Среднегодовая выработка

1 работающего тыс.  руб.

777,93 1057,06 1143,89 1151,32 135,88 147,04 148,00
8.Прибыль  от продаж,

тыс. руб.

98089 100983 106534 140981 102,95 108,61 143,73
9.Рентабельность

  основной деятельности, %

16,87 20,71 19,53 27,63 122,76 115,77 163,77
10.Рентабельность

  продаж, %

15,72 11,37 10,57 13,62 72,33 67,24 86,65
 

По данным таблицы видно что выручка  в отчетном году по сравнению к 2007 году выросла на 165,90%. Полная себестоимость продукции, работ/услуг так же увеличилась и составила 510296 т.р.(87,76 %). Затраты на 1руб. продукции сократились  на 52,90 %, а фонд оплаты труда увеличился на 335,92% за счет увеличении численности работающих человек на 97 человек в отчетном году по сравнению с 2007 годом. Так же увеличилась и среднегодовая зарплата почти на 300%,среднегодовая выработка увеличилась за счет обновленного оборудования и составила 1151,32 т.р. прибыль от продаж в отчетном году составила 140981 т.р. Рентабельность основной деятельности увеличилась на 163,77 % по сравнению с отчетным годом за счет увеличения выручки. И рентабельность продаж в отчетном году по сравнению с 2007 годом  сократилась на 2,20% (13,62-15,72) и составила почти 14%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Анализ рентабельности предприятия. 

2.1.Анализ  показателей прибыли.

Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых  предприятиями любой формы собственности.

Значение  прибыли состоит в том, что  она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия.

Прибыли до налогообложения увеличилась на 32 946 т.р.(129122- 96 176)

 на  это обусловлено за счет снижения прочих расходов более чем 50% .

Анализ  структуры прибыли позволяет  установить, что основную ее часть  составляет прибыль от продажи продукции – 91,1% за отчетный год, что на 14,5 % больше по сравнению с предыдущим периодом. Положительным фактом так же является рост доли прочих доходов в общей величине финансового результата.

В итоге, наибольшее влияние на прирост прибыли до налогообложения оказало сокращение прочих расходов на 24,7%. Увеличение прибыли от продаж на 7,9% и увеличение прочих доходов на 4,6% так же способствовало увеличению прибыли до налогообложения.

Рассмотрим  чистую прибыль  по данным таблицы 3.

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия на примере ОАО "Владхлеб"