Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 05:16, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике, используя финансовую отчетность ОАО «Владхлеб». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
- рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
- провести анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности ОАО «Владхлеб»;
- дать оценку уровня и динамики рентабельности финансовой деятельности анализируемого предприятия;
- сделать необходимые выводы по показателям рентабельности ОАО «Владхлеб»;
- найти пути повышения рентабельности иприбыли.
ROIC = EBIT*(1-Ставка
налога на прибыль)/
-Рентабельность примененного капитала (ROCE)
-Рентабельность суммарных активов (ROTA)
-Рентабельность активов бизнеса (ROBA)
-Рентабельность чистых активов (RONA) = Прибыль до налогообложения / собственный капитал
-Рентабельность производства = Прибыль / (Стоимость основных фондов + стоимость оборотных средств)
-Рентабельность наценки (Profitability of the margin) — отношение себестоимости продукции к его продажной цене
и пр.
Прибыль, являясь важнейшим показателем результативности производственно- хозяйственной деятельности, не дает полного представления об его эффективности, так как не учитывает величину затрачиваемых ресурсов и условий, при которых она была достигнута. Она в большей степени характеризует результат деятельности.
Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. В числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.
Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции довольно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность может определяться по-разному.
Показатели
рентабельности характеризуют эффективность
работы предприятия в целом, доходность
различных направлений
Различают три основных показателя рентабельности: общая рентабельность, рентабельность реализованной продукции, рентабельность капитала.
Общая
рентабельность определяется по формуле
,
где - общая сумма балансовой прибыли;
Ф - среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.
Показатель
рентабельности реализованной продукции
отражает эффективность текущих затрат
(в отличие от показателя общей рентабельности,
характеризующего эффективность авансированного
капитала) и исчисляется как отношение
прибыли от реализации продукции к полной
себестоимости реализованной продукции:
,
где - прибыль от реализации
продукции;
С - полная
себестоимость реализованной
Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство. Рентабельность производственных фондов зависит не только от этих факторов, но и от эффективности использования производственного потенциала, результатов непромышленной деятельности. Следовательно, показатель, рентабельности реализованной продукции детализирует общий показатель, рентабельности.
Рентабельность
собственного капитала характеризует
эффективность использования
Определяется как :
Ркап. = Чистая прибыль/Собственный капитал*100 %
Рассмотрим
рисунок 1.
Рис.1«Влияние
факторов на рентабельность
собственного капитала»
Факторам, представленным на приведенном рисунке, и по уровню значений, и по тенденции изменения присуща отраслевая специфика, о которой не следует забывать, проводя анализ. Так, показатель ресурсоотдачи ( ) может иметь относительно невысокое значение при высокой капиталоемкости. Показатель рентабельности продаж ( ) при этом будет высоким. Относительно низкое значение коэффициента финансовой независимости ( ) может быть только в организациях, имеющих стабильное и прогнозируемое поступление денежных средств за свою продукцию (работы, услуга). Это же относится к организациям, имеющим значительную долю ликвидных активов.
Таким
образом, в зависимости от отраслевой
специфики, а также финансово-
1.3.Особенности деятельности организации.
Владхлебом бывший Горхлебокомбинат стал называться в 90-х годах ХХ столетия, когда по всей стране полным ходом шла приватизация. Новые изменения в числе первых коснулись и наше предприятие, и вот 5 ноября 1992 года оно было зарегистрировано как Акционерное Общество «Владхлеб», а 21 сентября 1994 года мы стали акционерным обществом открытого типа ОАО «Владхлеб». Основными видами деятельности значились: производство кондитерских, хлебобулочных изделий, торговля, развитие сети магазинов, кафе и иные виды деятельности, предусмотренные Уставом. На сегодняшний день ОАО «Владхлеб», в состав которого входят два хлебозавода (СПП №2 и СПП №3), является ведущим и крупнейшим предприятием холдинга. Также хлебозаводы вырабатывают большой ассортимент ржано-пшеничных сортов хлеба, батонов, булочек, диетических и лечебно-профилактических хлебов и прочей популярной продукции: сушек, бубликов, пряников, сухариков и т.д. Всего в ассортименте ОАО «Владхлеб» около 100 наименований, из которых только хлебобулочных – более 80.
Сегодня
ОАО «Владхлеб» движется по пути наиболее
передовых предприятий Европы и
европейской части России. Полным
ходом идет процесс технического
перевооружения, модернизация оборудования.
Непрерывная работа над совершенствованием
производства и управления позволяет
«Владхлебу» не просто сохранять лидирующие
позиции по ассортименту и качеству продукции,
но и стабильно развиваться, осваивать
новые рынки и технологии.
«Организационная структура ОАО "Владхлеб"», представлена на рисунке 2.
Рис.2
Рассмотрим
динамику основных экономических показателей
деятельности ОАО «Владхлеб» за 2007-2010гг.
в таб.1
Динамика основных экономических показателе деятельности ОАО «Владхлеб» за 2007-2010г.
Показатель | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | в % к 2007 г. | ||
2008г. | 2009г. | 2010г. | |||||
1.Выручка
от продаж,
тыс.руб. |
623900 | 88792 | 1007771 | 1035033 | 142,32 | 161,53 | 165,90 |
2.
Полная себестоимость
Продукции,работ/услуг, тыс. руб. |
581475 | 48757 | 545554 | 510296 | 83,85 | 93,82 | 87,76 |
3.
Затраты на 1 руб.
продукции работ/услуг, руб. |
93,2 | 54,9 | 54,1 | 49,3 | 58,91 | 58,05 | 52,90 |
4.
Фонд оплаты труда,
тыс. руб. |
53177,36 | 89952,36 | 149929,4 | 178635,9 | 169,16 | 281,94 | 335,92 |
5.Среднесписочная
численность работающих человек |
802 | 840 | 881 | 899 | 104,74 | 109,85 | 112,09 |
6.
Среднегодовая зарплата
1 работника, тыс. руб. |
66,31 | 107,09 | 170,18 | 198,71 | 161,50 | 256,64 | 299,66 |
7.
Среднегодовая выработка
1 работающего тыс. руб. |
777,93 | 1057,06 | 1143,89 | 1151,32 | 135,88 | 147,04 | 148,00 |
8.Прибыль
от продаж,
тыс. руб. |
98089 | 100983 | 106534 | 140981 | 102,95 | 108,61 | 143,73 |
9.Рентабельность
основной деятельности, % |
16,87 | 20,71 | 19,53 | 27,63 | 122,76 | 115,77 | 163,77 |
10.Рентабельность
продаж, % |
15,72 | 11,37 | 10,57 | 13,62 | 72,33 | 67,24 | 86,65 |
По данным
таблицы видно что выручка
в отчетном году по сравнению к 2007 году
выросла на 165,90%. Полная себестоимость
продукции, работ/услуг так же увеличилась
и составила 510296 т.р.(87,76 %). Затраты на 1руб.
продукции сократились на 52,90 %, а фонд
оплаты труда увеличился на 335,92% за счет
увеличении численности работающих человек
на 97 человек в отчетном году по сравнению
с 2007 годом. Так же увеличилась и среднегодовая
зарплата почти на 300%,среднегодовая выработка
увеличилась за счет обновленного оборудования
и составила 1151,32 т.р. прибыль от продаж
в отчетном году составила 140981 т.р. Рентабельность
основной деятельности увеличилась на
163,77 % по сравнению с отчетным годом за
счет увеличения выручки. И рентабельность
продаж в отчетном году по сравнению с
2007 годом сократилась на 2,20% (13,62-15,72)
и составила почти 14%.
2.Анализ
рентабельности предприятия.
2.1.Анализ показателей прибыли.
Прибыль
— это денежное выражение основной
части денежных накоплений, создаваемых
предприятиями любой формы
Значение прибыли состоит в том, что она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия.
Прибыли до налогообложения увеличилась на 32 946 т.р.(129122- 96 176)
на это обусловлено за счет снижения прочих расходов более чем 50% .
Анализ структуры прибыли позволяет установить, что основную ее часть составляет прибыль от продажи продукции – 91,1% за отчетный год, что на 14,5 % больше по сравнению с предыдущим периодом. Положительным фактом так же является рост доли прочих доходов в общей величине финансового результата.
В итоге, наибольшее влияние на прирост прибыли до налогообложения оказало сокращение прочих расходов на 24,7%. Увеличение прибыли от продаж на 7,9% и увеличение прочих доходов на 4,6% так же способствовало увеличению прибыли до налогообложения.
Рассмотрим чистую прибыль по данным таблицы 3.
Информация о работе Анализ рентабельности предприятия на примере ОАО "Владхлеб"