Анализ отечественных и зарубежных моделей финансового выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Объективные различия в потенциале территории, в уровне и качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатическими, природно-ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов, являются логическим основанием для использования политики финансового выравнивания. Территориальные различия регионов в принципе имеют положительный момент, так как вносят динамизм в экономическое, социальное и культурное развитие региона. Вмешательство государства необходимо не для ликвидации самих территориальных различий, а для предотвращения спада или отставания развития одних регионов от других.

Файлы: 1 файл

курсовая по теории финансовых учений.docx

— 116.08 Кб (Скачать)

- На развитие инфраструктурной  базы социально-экономического роста  в территориях;

- На формирование конкурентоспособных  в глобальном масштабе территориальных  производственных кластеров, в  том числе в инновационно-емких секторах экономики;

- На обеспечение перехода  к поляризованному развитию и  создание нового пространственного  каркаса страны из «опорных  регионов»

7. Приоритеты регионального  развития Российской Федерации

Решение задачи удвоения ВВП  требует срочного перехода от политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поляризованного  развития, к определению и поддержке  регионов – «локомотивов роста». Через  такой ускоренный рост отдельных  регионов прошли практически все  страны, пережившие экономический и  социальный подъем. Концентрация усилий в рамках отдельных регионов позволяет  получить эффект масштаба и эффект агломерации, которые создают в  «полюсах» («локомотивах») роста силы саморазвития, а правильный выбор  данных полюсов в стране обеспечивает со временем подъём окружающих регионов. Принцип поляризованного развития эффективен только тогда, когда на территории страны появляется сеть полюсов роста  разного уровня (международного –  пока на это роль претендуют только Москва и Санкт-Петербург, федерального, окружного).

Регион можно считать  «локомотивом», если он удовлетворяет  следующим условиям:

- в данном регионе наблюдается  устойчивая тенденция к росту  пассажиро- и грузопотока;

- наличие в регионе  научно-образовательного центра  мирового или федерального значения;

- в данном регионе (городской  агломерации) сформирована стратегическая  инициатива, имеющая значение для  всей страны;

- данный регион должен  иметь высокий научно-технический,  интеллектуальный, кадровый и социально-экономический  потенциал, 

- регион уже осуществляет  весомый вклад в прирост ВВП страны;

- в данном регионе существует  или может сложиться стратегическое  партнерство власти, гражданского  общества и бизнеса;

- в перспективе 10-12 лет  данный регион может стать  «девелопером» для соседних территорий.

Специфика геостратегического окружения России требует, чтобы  при определении опорных регионов учитывались не только экономические  и геоэкономические факторы, но и  фактор национальной безопасности.

Именно совокупность регионов – «локомотивов роста» – должна составить новую каркасную структуру  пространственной организации России. Данная структура может быть образована не только субъектами Федерации, но и  городами и городскими агломерациями, связанными общностью хозяйственной  и социальной жизни, имеющими общую  систему транспортных коммуникаций. «Опорные регионы» должны быть выделены Генеральной схемой пространственного развития Российской Федерации с указанием их функций, а также национальных задач развития.

Новая каркасная структура  пространственной организации страны должна:

- обеспечить наиболее  эффективную с точки зрения  капитализации страны интеграцию  в глобальный рынок, сосредотачивая  на своей территории центры  управления потоками товаров,  финансов, информации и людей,  центры разработки и обращения  инноваций;

- за счет формирования  нескольких территориально закрепленных  «локомотивов роста» способствовать  ускоренному социально-экономическому  развитию Российской Федерации,  становясь источником нововведений  для других регионов, размещая  в них заказы для своих предприятий,  передавая выполнение отдельных  производственных функций на  аутсорсинг;

- обеспечить инфраструктурную, производственно-технологическую и  социально-культурную связанность  страны, открывающую доступ территорий  и их населения к источникам  социально-экономического роста;

- реализовать в стране  пилотные проекты социально-экономического  развития.

Опорные регионы (локомотивы, центры роста) могут поддерживаться за счет:

Формирования узлов инфраструктур, в первую очередь транспортных, придания отдельным транспортным узлам и  коридорам статуса федерального значения, стыковки внутренних транспортных коммуникаций с международными транспортными  коридорами, строительства системы  коммуникаций, повышающих мобильность  населения (скоростных железнодорожных  и иных магистралей, создание авиатранспортных хабов);

Размещения в опорных  регионах территориальных органов  федеральных органов государственной  власти; придания данным регионам специального экономического статуса в Российской Федерации: создание специальных экономических  и средовых зон, придание особого  правового режима территориям (в  рамках действующей Конституции);

Поддержки пилотных экономических  проектов и имеющих федеральное  значение культурных инициатив данных регионов; размещения в опорных регионах социально-культурных учреждений, имеющих  федеральное значение (национальных университетов как центров университетских  округов, крупных культурных комплексов, развитие инфраструктуры инновационной  экономики и пр.); построения системы  профессионального образования  с учетом интересов групп регионов; создания институтов приема и адаптации  миграционных потоков;

Формирования системы  межбюджетных отношений, учитывающих  роль и функции опорных регионов в стране.

8. Формирование  региональных модулей Национальной  инновационной системы Российской  Федерации

Национальная инновационная  система (НИС) Российской Федерации  в качестве непременного условия  своего развития предполагает создание на территории страны зон инновационного развития, в которых концентрируются  мобильные высококвалифицированные  кадры, для нормальной жизни и  работы которых должна быть создана  комфортная среда. К тому же ключевым фактором развития НИС становится доступность  рынков информации и финансов, а  потому – плотность контактов, коммуникационная близость центров принятия решений. Таким образом, развитие российской НИС должно осуществляться на базе региональных модулей, что требует федерального вмешательства в региональное развитие, в том числе необходима:

разработка и реализация программ развития закрытых территориальных  образований, их эффективной интеграции в экономическую и социальную жизнь территорий, в которых они  расположены с уровнем бюджетной  обеспеченности населения ЗАТО не ниже достигнутого в 2005 году;

государственная поддержка  наукоградов, число которых достигло в Российской Федерации семи, а также размещение по территории России центров трансферта технологий;

определение мест размещения в регионах Российской Федерации  высших учебных заведений, выполняющих  функцию исследовательских университетов, проводящих фундаментальные исследования на приоритетные для государства  направления развития науки и  технологий и обеспечивающие интеграцию научной и образовательной деятельности. Данные образовательные учреждения («системообразующие» и «общенациональные» университеты) должны размещаться в  первую очередь в регионах, выполняющих  функцию опорных («локомотивов роста») для России и оказывающих наибольшее мультипликативное влияние на другие регионы. Естественно, что при отборе данных регионов должен учитываться  образовательный и инновационный  потенциал территорий;

определение параметров федеральной поддержки региональных программ по созданию своих модулей НИС (развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности - технопарков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов).

создание на территории Российской Федерации особых экономических  зон (технико-внедренческих и промышленно-производственных). Начиная с 2006 года осуществить подготовку (проектирование) создания на территории страны данных зон, а с 2007 года реализовать  программы по их правовому выделению  и инфраструктурному обустройству.

9.Правовая поддержка  социально-экономического развития  регионов

Особое внимание следует  уделить принятию базовых нормативных  правовых актов, обеспечивающих эффективную  региональную политику, отвечающую современным  условиям. Очевидна необходимость принятия Федеральных законов «О пространственном развитии Российской Федерации» и «Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации». В законе «О пространственном развитии Российской Федерации» должны быть определены принципы построения Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации (размещения инфраструктурных объектов, территориальных органов федеральной исполнительной власти, крупных социальных объектов и учреждений федерального значения, функционального зонирования территории Российской Федерации и пр.). Законом должен быть определен порядок согласования Генеральной схемы пространственного развития с субъектами Российской Федерации и крупными муниципальными образованиями. В законе «Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации» целесообразно определить цели, задачи и основные направления регионального развития; принципы, методы и формы современной региональной политики; формирования и расходования бюджетных фондов, обеспечивающих сбалансированность и эффективность регионального развития; провести дифференциацию регионов с учетом их специфики и вытекающих из этого особенностей в правовом регулировании.

При этом необходимо увязать  принятие данных правовых нормативных  актов с решением других, связанных  с ними задач. Речь идет, прежде всего, о дополнениях к федеральному законодательству, регулирующему предпринимательскую  и инновационную деятельность, ценовое  и тарифное регулирование, инвестиционную политику, межбюджетные отношения, административно-территориальное  устройство.

Необходимо принятие федеральных  законов, обеспечивающих внедрение  принципов регионального программирования и планирования (определение статуса  стратегических документов, обеспечение  преемственности деятельности), повышение  эффективности и ответственности  региональной власти и управления в  вопросах успешного развития подведомственных территорий.

Насущной потребностью является также определение единых подходов поддержки регионов в соответствии с конституционными принципами федеративного  устройства России.

Успешная реализация задач  регионального развития тесно связана  с тем, насколько полно в России решена проблема административно-территориального устройства. До сих пор в России так и не приняты федеральные  законы, определяющие порядок формирования административных границ субъектов  Российской Федерации и общие  принципы административно-территориального устройства внутри регионов.

Формирование правовой базы для обеспечения и функционирования отдельных типов территорий (особое геополитическое положение территорий субъектов Российской Федерации, границы  которых совпадают с государственной  границей России; изолированное положение  Калининградской области; наличие  закрытых административно-территориальных  образований; сложная политическая ситуация на Северном Кавказе и особенно в Чеченской Республике, наличие важнейших геостратегических ресурсов в Арктической зоне, а также особое геэкономическое положение ряда регионов - эти и другие схожие по своей природе факторы обуславливают необходимость особой правовой политики в отношении названных территорий, а также закрепление возможности особого порядка решения в них вопросов местного значения, причем не обязательно в форме местного самоуправления). В частности, необходимо укрепление нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества, в том числе принятие Федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации», присоединение России к Дополнительным протоколам Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, а также разработка Федерального закона об особенностях осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях в соответствии со статьей 80 Федерального закона от 06.10.2003 г. 131-ФЗ. Также необходимо институциональное обустройство интеграционных процессов и взаимодействия сопредельных территорий на пространстве СНГ как важных инструментов обеспечения развития субъектов Федерации, а также расширения связей с Азиатско-Тихоокеанским регионом в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

Также необходимо развитие нормативно-правовой базы, регулирующей механизм частно-государственного партнерства (законодательство о концессиях, о предоставлении бюджетных гарантий по некоммерческим рискам, об участии работодателей в составлении учебных планов и программ учебных заведений и т.д.).

Необходима разработка и  совершенствование законодательства, направленного на улучшение демографической  и миграционной ситуации в регионах Российской Федерации.

 

 

 


Информация о работе Анализ отечественных и зарубежных моделей финансового выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных территорий