Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:35, курсовая работа
Объективные различия в потенциале территории, в уровне и качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатическими, природно-ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов, являются логическим основанием для использования политики финансового выравнивания. Территориальные различия регионов в принципе имеют положительный момент, так как вносят динамизм в экономическое, социальное и культурное развитие региона. Вмешательство государства необходимо не для ликвидации самих территориальных различий, а для предотвращения спада или отставания развития одних регионов от других.
- На развитие инфраструктурной
базы социально-экономического
- На формирование
- На обеспечение перехода
к поляризованному развитию и
создание нового
7. Приоритеты регионального развития Российской Федерации
Решение задачи удвоения ВВП
требует срочного перехода от политики
выравнивания социально-экономического
развития территорий к политике поляризованного
развития, к определению и поддержке
регионов – «локомотивов роста». Через
такой ускоренный рост отдельных
регионов прошли практически все
страны, пережившие экономический и
социальный подъем. Концентрация усилий
в рамках отдельных регионов позволяет
получить эффект масштаба и эффект
агломерации, которые создают в
«полюсах» («локомотивах») роста силы
саморазвития, а правильный выбор
данных полюсов в стране обеспечивает
со временем подъём окружающих регионов.
Принцип поляризованного
Регион можно считать «локомотивом», если он удовлетворяет следующим условиям:
- в данном регионе наблюдается устойчивая тенденция к росту пассажиро- и грузопотока;
- наличие в регионе
научно-образовательного
- в данном регионе (городской
агломерации) сформирована
- данный регион должен
иметь высокий научно-
- регион уже осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны;
- в данном регионе существует
или может сложиться
- в перспективе 10-12 лет
данный регион может стать
«девелопером» для соседних
Специфика геостратегического
окружения России требует, чтобы
при определении опорных
Именно совокупность регионов
– «локомотивов роста» – должна
составить новую каркасную
Новая каркасная структура пространственной организации страны должна:
- обеспечить наиболее
эффективную с точки зрения
капитализации страны
- за счет формирования
нескольких территориально
- обеспечить инфраструктурную,
производственно-
- реализовать в стране
пилотные проекты социально-
Опорные регионы (локомотивы, центры роста) могут поддерживаться за счет:
Формирования узлов
Размещения в опорных
регионах территориальных органов
федеральных органов
Поддержки пилотных экономических
проектов и имеющих федеральное
значение культурных инициатив данных
регионов; размещения в опорных регионах
социально-культурных учреждений, имеющих
федеральное значение (национальных
университетов как центров
Формирования системы межбюджетных отношений, учитывающих роль и функции опорных регионов в стране.
8. Формирование
региональных модулей
Национальная инновационная
система (НИС) Российской Федерации
в качестве непременного условия
своего развития предполагает создание
на территории страны зон инновационного
развития, в которых концентрируются
мобильные
разработка и реализация
программ развития закрытых территориальных
образований, их эффективной интеграции
в экономическую и социальную
жизнь территорий, в которых они
расположены с уровнем
государственная поддержка наукоградов, число которых достигло в Российской Федерации семи, а также размещение по территории России центров трансферта технологий;
определение мест размещения
в регионах Российской Федерации
высших учебных заведений, выполняющих
функцию исследовательских
определение параметров федеральной
поддержки региональных программ по созданию
своих модулей НИС (развитие производственно-
создание на территории Российской
Федерации особых экономических
зон (технико-внедренческих и
9.Правовая поддержка
социально-экономического
Особое внимание следует уделить принятию базовых нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную региональную политику, отвечающую современным условиям. Очевидна необходимость принятия Федеральных законов «О пространственном развитии Российской Федерации» и «Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации». В законе «О пространственном развитии Российской Федерации» должны быть определены принципы построения Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации (размещения инфраструктурных объектов, территориальных органов федеральной исполнительной власти, крупных социальных объектов и учреждений федерального значения, функционального зонирования территории Российской Федерации и пр.). Законом должен быть определен порядок согласования Генеральной схемы пространственного развития с субъектами Российской Федерации и крупными муниципальными образованиями. В законе «Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации» целесообразно определить цели, задачи и основные направления регионального развития; принципы, методы и формы современной региональной политики; формирования и расходования бюджетных фондов, обеспечивающих сбалансированность и эффективность регионального развития; провести дифференциацию регионов с учетом их специфики и вытекающих из этого особенностей в правовом регулировании.
При этом необходимо увязать
принятие данных правовых нормативных
актов с решением других, связанных
с ними задач. Речь идет, прежде всего,
о дополнениях к федеральному
законодательству, регулирующему
Необходимо принятие федеральных
законов, обеспечивающих внедрение
принципов регионального
Насущной потребностью является также определение единых подходов поддержки регионов в соответствии с конституционными принципами федеративного устройства России.
Успешная реализация задач
регионального развития тесно связана
с тем, насколько полно в России
решена проблема административно-
Формирование правовой базы
для обеспечения и
Также необходимо развитие нормативно-правовой базы, регулирующей механизм частно-государственного партнерства (законодательство о концессиях, о предоставлении бюджетных гарантий по некоммерческим рискам, об участии работодателей в составлении учебных планов и программ учебных заведений и т.д.).
Необходима разработка и
совершенствование