Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:35, курсовая работа
Объективные различия в потенциале территории, в уровне и качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатическими, природно-ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов, являются логическим основанием для использования политики финансового выравнивания. Территориальные различия регионов в принципе имеют положительный момент, так как вносят динамизм в экономическое, социальное и культурное развитие региона. Вмешательство государства необходимо не для ликвидации самих территориальных различий, а для предотвращения спада или отставания развития одних регионов от других.
· ухудшению условий и качества жизни в депрессивных регионах, сохранению значительного уровня безработицы, росту пьянства, алкоголизма и наркомании;
· миграции трудовых ресурсов, «утечки мозгов» из депрессивных регионов, снижению качества человеческого потенциала;
· росту социального напряжения и конфликтного потенциала в депрессивных регионах, а также социальной апатии.
Заработная плата.
Региональная дифференциация
заработной платы остаётся важнейшей
причиной неравенства доходов. Коэффициент
фондов (соотношение средней
Отношение средней заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения различается по регионам более чем в 4 раза. В слаборазвитых и депрессивных регионах со значительной долей занятых в низкооплачиваемых отраслях – сельском хозяйстве или лёгкой промышленности (Ивановская область, Тыва, Дагестан, Коми-Пермяцкий АО, Агинский и Усть-Ордынский АО) – соотношение составляет 1,3-1,7 раз, в округах Крайнего Севера (Чукотском, Таймырском и Ненецком) – 3,8-4,2 раз, в нефтегазодобывающих автономных округах Тюменской области – около 6 раз.
Наиболее высокая
Покупательная способность заработной платы в разрезе субъектов Российской Федерации и группировке их по трём группам выглядит следующим образом: 36% работников имели заработную плату в размере стоимости одного набора и ниже, 32% - в размере от 1 до 2 наборов и 32% - свыше 2 наборов. Только в 14 субъектах Российской Федерации заработную плату в размере, превышающем 2 фиксированных набора потребительских товаров и услуг, рассчитанных для соответствующих субъектов Российской Федерации, имели свыше 40% работников13.
Столь низкие размеры заработной платы не обеспечивают необходимых потребительских расходов семьи. Например, при одном работающем, если даже заработная плата составляет 2,0-2,5 потребительского набора, семья из трёх человек оказывается за чертой бедности. На деле ситуация выглядит ещё более драматично. В 47 субъектах Российской Федерации доля работников, которые имели заработную плату в размере стоимости одного фиксированного набора потребительских товаров и услуг и ниже, превысила среднее значение по России и составила от 37% до 65% всех работников14.
Проблемы повышения заработной платы в региональном разрезе требуют комплексного реформирования.
Они тесно связаны с
общей направленностью
Основная проблема социально-трудовых
отношений - низкий уровень оплаты за
результативный труд, не обеспечивающий
необходимый уровень
Утрачены воспроизводящая
и стимулирующая функции
В этих условиях особого внимания требуют:
· обеспечение расширенного воспроизводства рабочей силы;
· снижение и приближение к оптимальной дифференциации оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством и устранение дискриминации в заработной плате;
· регулирование соотношения
между стоимостью жизни, средней
и минимальной заработной платами,
средним и минимальным
· обеспечение опережающего темпа роста размеров оплаты труда в сравнении с динамикой других экономических показателей;
· установление в соответствии с Трудовым кодексом минимального размера оплаты труда, превышающего прожиточный минимум;
· законодательное установление
механизмов регулирования регионально-
Среди приоритетных задач федерального уровня в этой области социальной политики следует выделить:
· переход в соответствии с мировой практикой от плоской к дифференцированной шкале налогообложения доходов физических лиц;
· переоценку экономической роли налога и величины налоговой ставки, которые не сводятся к фискальным функциям, что требует использования стимулирующего инновационного эффекта налоговой политики;
· ориентацию на эффективное функционирование всех (в т.ч. и государственной) форм собственности;
· разработку мер по повышению экономической ответственности предпринимателей (работодателей) за выплату заработной платы наёмным работникам в размерах, обеспечивающих расширенное воспроизводство рабочей силы, и в сроки, обусловленные законом и договорами;
· контроль за уровнем и динамикой тарифов (особенно на продукцию естественных монополий и ЖКХ), что особенно актуально на фоне процесса монетизации льгот;
· соответствие состава и норм потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения с показателями минимального социального бюджета.
Пенсионное обеспечение. Вторым по важности ресурсом доходов населения является пенсионное обеспечение.15
В 18 субъектах Российской Федерации средние пенсии на конец 2006 года были ниже прожиточного минимума (в 2003 г. такая ситуация наблюдалась в 30 субъектах Федерации)16.
Из-за удорожания жизни бедность пенсионеров наиболее велика по масштабам на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Следует в этой связи отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о конституционно-правовом смысле категории «достойный уровень жизни» применительно к пенсионерам и уровню пенсионного обеспечения, в своём Определении от 15 февраля 2005 г. № 17-О, вынес заключение, исходя из которого минимальный размер выплаты пенсионеру должен обеспечивать прожиточный минимум в субъекте Российской Федерации.
Во всех федеральных округах, начиная с 2002 г., наблюдается снижение коэффициента замещения, что свидетельствует об устойчивой тенденции отставания темпов роста средней пенсии от темпов роста средней заработной платы. Наименьший коэффициент замещения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. У большинства северян коэффициент замещения достигает лишь 10-15%17.
16 ноября 2007 года Государственная
Дума приняла Федеральный
В соответствии со статьей 1 данного Федерального закона, вступающей в силу с 1 января 2008 года, размеры базовой части трудовой пенсии (по старости и по инвалидности) устанавливаются в твёрдой сумме, конкретная величина которой определена с учётом размеров базовых частей трудовой пенсии (на 1 декабря 2007 года - 1560 рублей в месяц), увеличенных на коэффициент 1,5 для лиц, имеющих 15-летний календарный стаж работы в районах Крайнего Севера или смешанный стаж (как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к ним), и на коэффициент 1,3 для лиц, имеющих стаж работы только в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (не менее 20 лет).
С 1 января 2008 года устанавливается повышенный размер базовой части трудовой пенсии по старости в сумме 2340 рублей в месяц лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин. Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2028 рублей в месяц.
При этом, при условии наличия трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, указанные повышенные размеры будут устанавливаться как для досрочных пенсий по старости (по действующему в данное время законодательству – 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин), так и для пенсий по инвалидности, независимо от наличия соответствующего возраста и вне зависимости от места жительства этих лиц.
Численность получателей трудовых пенсий, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеющих страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин составляет, согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, 1,1 млн. человек, в том числе 630 тыс. человек, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Дополнительные расходы на 2008 год, по оценке разработчиков законопроекта, составят около 8 млрд. рублей, что потребует внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 года и на плановый период 2009 и 2010 годов».
Можно предложить следующую
стратегию дальнейшего развития
пенсионного страхования и
Основной формой пенсионного
обеспечения должна стать страховая
форма, осуществляемая за счёт страховых
взносов работников, работодателей,
а иногда и государства, если оно
выступает в форме
Минимальный размер пенсии должен обеспечивать прожиточный минимум пенсионера. Размер пенсии по старости должен зависеть от продолжительности страхового периода и размеров заработка, и составлять не менее 40% от среднего заработка в стране.
Социальная пенсия должна повыситься до уровня прожиточного минимума пенсионера, финансовый ресурс которой — бюджетные средства.
Для определенных категорий населения, например, для тех, кто осуществлял важные государственные функции (госслужащие и военнослужащие, в том числе участники боевых действий в Великой Отечественной войне, других войнах и вооруженных конфликтах) или пострадал от действий государства («чернобыльцы», а также лица, в силу определенных обстоятельств, не имевшие возможности заработать трудовую пенсию) сохраняется пенсионное обеспечение за счёт бюджетных средств.
Система обязательного пенсионного
страхования должна страховать массовые
категории населения и
Формирование эффективной пенсионной системы предполагает:
· вывод единого социального налога из состава федерального бюджета, преобразование его в страховой платеж и финансирование социальных пенсий из федерального бюджета;
· совершенствование пенсионных страховых механизмов, в т.ч. существенное (до 16-18% от размеров заработной платы) увеличение платежей на страховую пенсию.
Стратегической линией в совершенствовании пенсионной системы является последовательно проводимая государственная политика по регулированию заработной платы, повышению её доли в ВВП. Для увеличения уровня пенсионного обеспечения необходимо развивать добровольные негосударственные формы пенсионного страхования как корпоративные (за счет взносов работодателей и работников), так и частные (за счёт личных взносов индивидов).
Среди неотложных задач развития
пенсионной системы: дальнейшее повышение
уровня пенсий для работников северных
регионов, принятие пакета законов
о профессиональных пенсионных системах,
а также формирование финансовых
механизмов, гарантирующих сохранность
средств, инвестируемых для
Затраты организаций на рабочую
силу представляют собой интегральный
показатель, характеризующий уровень,
структуру и динамику затрат, произведенных
организациями при
Справочно: статистические обследования затрат организаций на рабочую силу проводятся в России с периодичностью один раз в два года и имеют своей целью получения сведений об издержках, которые несёт работодатель в связи с использованием рабочей силы.
По своей структуре, затраты организаций на рабочую силу включают: суммы вознаграждений в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, расходы организаций, связанные, в частности, с обеспечением работников жильём, профессиональным обучением, культурно-бытовым обслуживанием, социальной защитой, включая расходы на пенсионное, медицинское и другие виды обязательного и добровольного социального страхования, командировочные расходы, а также налоги и сборы, связанные с использованием наёмной рабочей силы.
Основными составляющими в затратах на рабочую силу являются:
· заработная плата, составляющая в 2005 г. по обследованным организациям 74-81% от общей суммы затрат;