Анализ отечественных и зарубежных моделей финансового выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Объективные различия в потенциале территории, в уровне и качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатическими, природно-ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов, являются логическим основанием для использования политики финансового выравнивания. Территориальные различия регионов в принципе имеют положительный момент, так как вносят динамизм в экономическое, социальное и культурное развитие региона. Вмешательство государства необходимо не для ликвидации самих территориальных различий, а для предотвращения спада или отставания развития одних регионов от других.

Файлы: 1 файл

курсовая по теории финансовых учений.docx

— 116.08 Кб (Скачать)

· ухудшению условий и  качества жизни в депрессивных регионах, сохранению значительного уровня безработицы, росту пьянства, алкоголизма и  наркомании;

· миграции трудовых ресурсов, «утечки мозгов» из депрессивных регионов, снижению качества человеческого  потенциала;

· росту социального напряжения и конфликтного потенциала в депрессивных регионах, а также социальной апатии.

Заработная плата.

Региональная дифференциация заработной платы остаётся важнейшей  причиной неравенства доходов. Коэффициент  фондов (соотношение средней заработной платы 10% работающих с наибольшей и  наименьшей зарплатой) составил в 2003 г. 30 раз. Эта разница определялась дифференциацией заработной платы  на конкретных предприятиях (10-15 раз), внутриотраслевой поляризацией (20-40 раз) и межрегиональной  дифференциацией (20-45 раз)11. То есть вклад региональных различий в формирование заработной платы максимален.

Отношение средней заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного  населения различается по регионам более чем в 4 раза. В слаборазвитых и депрессивных регионах со значительной долей занятых в низкооплачиваемых отраслях – сельском хозяйстве или лёгкой промышленности (Ивановская область, Тыва, Дагестан, Коми-Пермяцкий АО, Агинский и Усть-Ордынский АО) – соотношение составляет 1,3-1,7 раз, в округах Крайнего Севера (Чукотском, Таймырском и Ненецком) – 3,8-4,2 раз, в нефтегазодобывающих автономных округах Тюменской области – около 6 раз.

Наиболее высокая покупательная  способность заработной платы отмечается в Уральском федеральном округе, а самая низкая - в Южном федеральном округе. Согласно оценке Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), в IV квартале 2006 г. данный показатель был выше среднего уровня по России в Уральском федеральном округе в 1,45 раза, а в Южном федеральном округе составил всего 0,77 к среднероссийскому уровню12.

Покупательная способность  заработной платы в разрезе субъектов  Российской Федерации и группировке  их по трём группам выглядит следующим  образом: 36% работников имели заработную плату в размере стоимости  одного набора и ниже, 32% - в размере от 1 до 2 наборов и 32% - свыше 2 наборов. Только в 14 субъектах Российской Федерации заработную плату в размере, превышающем 2 фиксированных набора потребительских товаров и услуг, рассчитанных для соответствующих субъектов Российской Федерации, имели свыше 40% работников13.

Столь низкие размеры заработной платы не обеспечивают необходимых  потребительских расходов семьи. Например, при одном работающем, если даже заработная плата составляет 2,0-2,5 потребительского набора, семья из трёх человек оказывается  за чертой бедности. На деле ситуация выглядит ещё более драматично. В 47 субъектах  Российской Федерации доля работников, которые имели заработную плату  в размере стоимости одного фиксированного набора потребительских товаров  и услуг и ниже, превысила среднее  значение по России и составила от 37% до 65% всех работников14.

Проблемы повышения заработной платы в региональном разрезе  требуют комплексного реформирования.

Они тесно связаны с  общей направленностью социально-экономической  политики занятости, регулирования  вопросов налогового, бюджетного и  инвестиционного характера.

Основная проблема социально-трудовых отношений - низкий уровень оплаты за результативный труд, не обеспечивающий необходимый уровень воспроизводства  рабочей силы, сдерживающий развитие научно-технического прогресса, ведущий  к спросовым ограничениям на внутреннем рынке товаров и услуг.

Утрачены воспроизводящая  и стимулирующая функции заработной платы, что ведёт к снижению квалификации и деградации рабочей силы, падению  объемов производства и производительности труда. В структуре бедности наибольший удельный вес занимает экономическая  бедность, которая угрожает не только малоквалифицированным, но и высокопрофессиональным работникам, особенно в сферах науки, высшей школы, сельского хозяйства. Низкая оплата труда существенно  ограничивает доступ значительной части  населения страны к ресурсам интеллектуального  и профессионального развития: качественным социальным и бытовым услугам, образованию  и здравоохранению, социализации детей  и молодёжи, уровню жизни старших  поколений.

В этих условиях особого  внимания требуют:

· обеспечение расширенного воспроизводства рабочей силы;

· снижение и приближение  к оптимальной дифференциации оплаты труда в соответствии с его  количеством и качеством и  устранение дискриминации в заработной плате;

· регулирование соотношения  между стоимостью жизни, средней  и минимальной заработной платами, средним и минимальным размерами  пенсий и социальных выплат;

· обеспечение опережающего темпа роста размеров оплаты труда в сравнении с динамикой других экономических показателей;

· установление в соответствии с Трудовым кодексом минимального размера оплаты труда, превышающего прожиточный минимум;

· законодательное установление механизмов регулирования регионально-отраслевых уровней минимальной оплаты труда.

Среди приоритетных задач  федерального уровня в этой области  социальной политики следует выделить:

· переход в соответствии с мировой практикой от плоской  к дифференцированной шкале налогообложения  доходов физических лиц;

· переоценку экономической  роли налога и величины налоговой  ставки, которые не сводятся к фискальным функциям, что требует использования  стимулирующего инновационного эффекта  налоговой политики;

· ориентацию на эффективное  функционирование всех (в т.ч. и государственной) форм собственности;

· разработку мер по повышению  экономической ответственности  предпринимателей (работодателей) за выплату  заработной платы наёмным работникам в размерах, обеспечивающих расширенное  воспроизводство рабочей силы, и  в сроки, обусловленные законом  и договорами;

· контроль за уровнем и динамикой тарифов (особенно на продукцию естественных монополий и ЖКХ), что особенно актуально на фоне процесса монетизации льгот;

· соответствие состава и  норм потребительской корзины для  основных социально-демографических  групп населения с показателями минимального социального бюджета.

Пенсионное обеспечение. Вторым по важности ресурсом доходов  населения является пенсионное обеспечение.15

В 18 субъектах Российской Федерации средние пенсии на конец 2006 года были ниже прожиточного минимума (в 2003 г. такая ситуация наблюдалась  в 30 субъектах Федерации)16.

Из-за удорожания жизни бедность пенсионеров наиболее велика по масштабам  на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Следует в этой связи отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о конституционно-правовом смысле категории «достойный уровень жизни» применительно к пенсионерам и уровню пенсионного обеспечения, в своём Определении от 15 февраля 2005 г. № 17-О, вынес заключение, исходя из которого минимальный размер выплаты пенсионеру должен обеспечивать прожиточный минимум в субъекте Российской Федерации.

Во всех федеральных округах, начиная с 2002 г., наблюдается снижение коэффициента замещения, что свидетельствует  об устойчивой тенденции отставания темпов роста средней пенсии от темпов роста средней заработной платы. Наименьший коэффициент замещения  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. У большинства  северян коэффициент замещения  достигает лишь 10-15%17.

16 ноября 2007 года Государственная  Дума приняла Федеральный закон  «О внесении изменений в Федеральный  закон «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» (одобрен  Советом Федерации 23 ноября 2007 года), который улучшит пенсионное обеспечение  лиц, имеющих длительный стаж  работы в районах Крайнего  Севера и приравненных к ним  местностях и получающих трудовые  пенсии по старости и по  инвалидности18.

В соответствии со статьей 1 данного Федерального закона, вступающей в силу с 1 января 2008 года, размеры  базовой части трудовой пенсии (по старости и по инвалидности) устанавливаются  в твёрдой сумме, конкретная величина которой определена с учётом размеров базовых частей трудовой пенсии (на 1 декабря 2007 года - 1560 рублей в месяц), увеличенных на коэффициент 1,5 для лиц, имеющих 15-летний календарный стаж работы в районах Крайнего Севера или смешанный стаж (как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к ним), и на коэффициент 1,3 для лиц, имеющих стаж работы только в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (не менее 20 лет).

С 1 января 2008 года устанавливается  повышенный размер базовой части  трудовой пенсии по старости в сумме 2340 рублей в месяц лицам, проработавшим  не менее 15 календарных лет в районах  Крайнего Севера и имеющим страховой  стаж не менее 25 лет у мужчин или  не менее 20 лет у женщин. Лицам, проработавшим  не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой  части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2028 рублей в месяц.

При этом, при условии  наличия трудового стажа в  районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, указанные повышенные размеры будут устанавливаться  как для досрочных пенсий по старости (по действующему в данное время  законодательству – 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин), так и для  пенсий по инвалидности, независимо от наличия соответствующего возраста и вне зависимости от места  жительства этих лиц.

Численность получателей  трудовых пенсий, проработавших не менее 15 календарных лет в районах  Крайнего Севера либо не менее 20 лет  в приравненных к ним местностях и имеющих страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет  у женщин составляет, согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, 1,1 млн. человек, в том числе 630 тыс. человек, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Дополнительные расходы на 2008 год, по оценке разработчиков законопроекта, составят около 8 млрд. рублей, что потребует внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 года и на плановый период 2009 и 2010 годов».

Можно предложить следующую  стратегию дальнейшего развития пенсионного страхования и пенсионного  обеспечения.

Основной формой пенсионного  обеспечения должна стать страховая  форма, осуществляемая за счёт страховых  взносов работников, работодателей, а иногда и государства, если оно  выступает в форме страхователя.

Минимальный размер пенсии должен обеспечивать прожиточный минимум  пенсионера. Размер пенсии по старости должен зависеть от продолжительности  страхового периода и размеров заработка, и составлять не менее 40% от среднего заработка в стране.

Социальная пенсия должна повыситься до уровня прожиточного минимума пенсионера, финансовый ресурс которой — бюджетные средства.

Для определенных категорий  населения, например, для тех, кто  осуществлял важные государственные  функции (госслужащие и военнослужащие, в том числе участники боевых действий в Великой Отечественной  войне, других войнах и вооруженных  конфликтах) или пострадал от действий государства («чернобыльцы», а также  лица, в силу определенных обстоятельств, не имевшие возможности заработать трудовую пенсию) сохраняется пенсионное обеспечение за счёт бюджетных средств.

Система обязательного пенсионного  страхования должна страховать массовые категории населения и обеспечивать пенсии на социально приемлемом (воспроизводственном) уровне.

Формирование эффективной  пенсионной системы предполагает:

· вывод единого социального  налога из состава федерального бюджета, преобразование его в страховой  платеж и финансирование социальных пенсий из федерального бюджета;

· совершенствование пенсионных страховых механизмов, в т.ч. существенное (до 16-18% от размеров заработной платы) увеличение платежей на страховую пенсию.

Стратегической линией в  совершенствовании пенсионной системы  является последовательно проводимая государственная политика по регулированию  заработной платы, повышению её доли в ВВП. Для увеличения уровня пенсионного  обеспечения необходимо развивать  добровольные негосударственные формы  пенсионного страхования как  корпоративные (за счет взносов работодателей  и работников), так и частные (за счёт личных взносов индивидов).

Среди неотложных задач развития пенсионной системы: дальнейшее повышение  уровня пенсий для работников северных регионов, принятие пакета законов  о профессиональных пенсионных системах, а также формирование финансовых механизмов, гарантирующих сохранность  средств, инвестируемых для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Затраты организаций на рабочую  силу представляют собой интегральный показатель, характеризующий уровень, структуру и динамику затрат, произведенных  организациями при использовании  рабочей силы.

Справочно: статистические обследования затрат организаций на рабочую силу проводятся в России с периодичностью один раз в два года и имеют своей целью получения сведений об издержках, которые несёт работодатель в связи с использованием рабочей силы.

По своей структуре, затраты  организаций на рабочую силу включают: суммы вознаграждений в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, расходы организаций, связанные, в частности, с обеспечением работников жильём, профессиональным обучением, культурно-бытовым обслуживанием, социальной защитой, включая расходы на пенсионное, медицинское и другие виды обязательного и добровольного социального страхования, командировочные расходы, а также налоги и сборы, связанные с использованием наёмной рабочей силы.

Основными составляющими  в затратах на рабочую силу являются:

· заработная плата, составляющая в 2005 г. по обследованным организациям 74-81% от общей суммы затрат;

Информация о работе Анализ отечественных и зарубежных моделей финансового выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных территорий