Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:35, курсовая работа
Объективные различия в потенциале территории, в уровне и качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатическими, природно-ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов, являются логическим основанием для использования политики финансового выравнивания. Территориальные различия регионов в принципе имеют положительный момент, так как вносят динамизм в экономическое, социальное и культурное развитие региона. Вмешательство государства необходимо не для ликвидации самих территориальных различий, а для предотвращения спада или отставания развития одних регионов от других.
· расходы на социальную защиту работников (обязательное и добровольное пенсионное, медицинское, социальное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), составляющие порядка 20% от общей суммы затрат.
На эти две группы расходов приходится примерно 94-97% от общей суммы затрат. Другие виды расходов (на профессиональное обучение, культурно-бытовое обслуживание и др.) составляют не более 3-6% от общей суммы затрат.
Величина затрат на рабочую силу значительно различается по субъектам Российской Федерации, что во многом связано с различиями в их отраслевой специализации. Уровень этих затрат дифференцирован в организациях одного вида деятельности, находящихся в различных субъектах. Результаты обследования затрат на рабочую силу свидетельствуют, что в 22 субъектах Российской Федерации средний размер затрат выше среднероссийского уровня. К таким субъектам, лидирующим по средним размерам затрат на рабочую силу в 2005 г. (без выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда), относятся Ямало-Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Чукотский, Ненецкий, Корякский автономные округа, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская, Сахалинская области, Республика Саха (Якутия), Москва и Санкт-Петербург.
Размер среднемесячных затрат
на рабочую силу в Ямало-Ненецком
автономном округе выше среднероссийского
уровня в 2,6 раза, в Кабардино-Балкарской
Республике, республиках Алтай, Калмыкия,
Усть-Ордынском Бурятском
В Ямало-Ненецком автономном округе расходы по обеспечению работников жильём в структуре затрат в 6 раз превышали среднероссийский уровень.
В составе затрат на рабочую силу наибольшая доля расходов на дополнительные добровольные виды пенсионного и медицинского страхования отмечалась в организациях республик Татарстан, Коми, Астраханской области. Наиболее высокой эта доля была в Ямало-Ненецком автономном округе, где она в 2,5 раза выше, чем в среднем по России.
Условия и охрана труда
Вопросы условий и охраны
труда особенно актуальны для
России, что связано с высоким
удельным весом в экономике страны
добывающих отраслей и отраслей первичной
переработки ресурсов, предприятия
которых расположены, как правило,
на территориях северных регионов,
характеризующихся сложной
Для предприятий добывающих
отраслей промышленности (нефть, газ, уголь,
руда), чёрной и цветной металлургии,
лесной и деревообрабатывающей промышленности
большинство рабочих мест (до 70-80%)
относится к производствам с
тяжёлыми и вредными условиями труда.
При такой структуре
Региональные различия определяются специализацией экономики: во всех ресурсодобывающих регионах Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, в металлургических регионах (Липецкой, Челябинской, Свердловской, Оренбургской, Кемеровской областях, Красноярском крае) в производствах с высокими уровнями профессионального риска работают от трети до половины мужчин, занятых в промышленности.
В подавляющем большинстве промышленных регионов с высокой долей занятых в производствах с высокими уровнями профессионального риска этот показатель вырос за 2002-2006 годы, особенно для мужчин (с 23% до 29% в среднем по Российской Федерации). Таким образом, экономический рост в стране сопровождается ухудшением условий труда занятых в базовых отраслях промышленности, что служит свидетельством низкого качества роста, основанного на увеличении добычи и экспорта минеральных ресурсов. Недавние обследования условий труда на заводах по производству алюминия в Красноярском крае свидетельствует о том, что более 80% рабочих мест относятся к вредным и опасным для здоровья19. Для работников, длительно работающих в коксохимических производствах, средние потери предстоящей продолжительности жизни по причине злокачественных новообразований составляют 5 лет20.
Повышенная занятость женщин в производствах с высокими уровнями профессионального риска остаётся проблемой не только тех же ресурсодобывающих регионов (20-28% занятых), но и Ивановской области (34% занятых в промышленности). Это единственный регион России, где женщин среди работающих в производствах с высокими уровнями профессионального риска больше, чем мужчин. Несмотря на значительный спад в текстильной промышленности, эта отрасль с преобладанием женской занятости остаётся ведущей в экономике области, но условия труда в ней не улучшаются из-за недостатка инвестиций в модернизацию производства.
Следует отметить и неблагоприятное
положение с обновлением
По данным Росстата и экспертов
Международной организации
Работающее население
является основной группой риска
ухудшения здоровья и роста смертности
в России. Во многом по этой причине
различия в смертности между Россией
и европейскими странами максимальны
именно в трудоспособном периоде
жизни. Так, смертность трудоспособного
населения России превышает аналогичный
показатель по Евросоюзу в 2-3 раза. Высокая
смертность в трудоспособном возрасте
во многом связана с
Повышенный износ рабочей силы особо остро касается мужчин. Смертность мужчин превышает таковую у женщин трудоспособного возраста в 2-3 раза. В результате в России сложился беспрецедентный – более чем в 13 лет – разрыв в средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами.
Учитывая изложенное, основными задачами государственной политики в области условий и охраны труда являются:
· обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
· государственное управление охраной труда;
· государственный надзор и контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
· защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей;
· установление компенсаций за тяжёлый труд, работу с вредными для здоровья веществами, опасные условия, неустранимые при современном техническом уровне производства и организации труда;
· улучшение государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве;
· координация деятельности в области охраны труда, окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
· участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
· улучшение государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их последствиях;
· обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
· проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
· установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счёт средств работодателей.
Реализация основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда должна обеспечиваться согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам безопасности охраны труда.
В частности, необходимо обеспечить реализацию следующих задач:
· возрождение научных исследований в области охраны труда, создание федеральных и региональных фондов охраны труда для финансирования этих исследований, подготовки и издания информационных материалов;
· разработку и реализацию
государственной программы
· развитие системы непрерывного образования по охране труда, повышение квалификации специалистов всех уровней по вопросам охраны труда, психолого-педагогическая подготовка по охране труда;
· разработку адекватной рыночным отношениям модели управления охраной труда на производстве;
· укрепление законодательной
базы посредством конкретизации
законодательных актов и
· активизацию деятельности объединения работодателей и профсоюзов как основных социальных партнеров и перенос основной тяжести решения вопросов на этот уровень (государству остаётся роль регулятора и арбитра);
· развитие единой информационной системы по охране труда;
· разработку и принятие
государственной программы «
· разработку и реализацию государственной инвестиционной программы по санации производства с недопустимыми (экстремальными) уровнями профессиональных рисков, восприятие охраны труда как серьёзного резерва эффективности производства;
· усиление в организациях роли аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в деле улучшения условий труда и регулирования предоставления всех видов компенсаций;
· усиление профилактической
направленности законодательства об обязательном
социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, совершенствование механизма
экономической
Социальные аспекты
государственной бюджетной
Бюджетная политика - важнейший измеритель государственной социальной политики, приоритетов и возможностей регионов. За 2002-2005 гг. она стала более социально-ориентированной. Так, доля социальных расходов, включая ЖКХ, выросла в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с 60% до 68%, а без ЖКХ – с 44% до 52%21.
При этом следует подчеркнуть, что возможности регионов в вопросах самостоятельного формирования приоритетов и осуществлении собственных социальных программ существенно ограничены из-за высокой степени централизации налоговых доходов. В федеральный бюджет направляется 60% налоговых ресурсов, собираемых на территориях, а затем часть финансов перераспределяется в виде целевых субсидий и субвенций. При таком порядке федеральный Центр предписывает регионам виды и нормативы социальных выплат.
Положительный структурный сдвиг расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации в сторону социальных расходов проявляется в регионах в широком диапазоне удельных весов социальных расходов. При средней величине в 50-60% на социальную сферу (без ЖКХ) и около 70% бюджетных расходов (с ЖКХ), в отдельных регионах эта доля колеблется (с ЖКХ) от 35% в Тюменской области до 80% в Бурятии22.
Важнейшая причина региональной дифференциации уровня жизни населения – экономическое неравенство. Из-за существующего территориального различия в размещении и структуре отраслей экономики данная проблема носит объективный характер и приводит к высокой дифференциации в налоговой базе регионов. Величина различия в возможностях налогообложения между первой десяткой и остальными 78 субъектами Федерации составляет более 9 раз.