Анализ отечественных и зарубежных моделей финансового выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Объективные различия в потенциале территории, в уровне и качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатическими, природно-ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов, являются логическим основанием для использования политики финансового выравнивания. Территориальные различия регионов в принципе имеют положительный момент, так как вносят динамизм в экономическое, социальное и культурное развитие региона. Вмешательство государства необходимо не для ликвидации самих территориальных различий, а для предотвращения спада или отставания развития одних регионов от других.

Файлы: 1 файл

курсовая по теории финансовых учений.docx

— 116.08 Кб (Скачать)

· расходы на социальную защиту работников (обязательное и  добровольное пенсионное, медицинское, социальное страхование и страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), составляющие порядка 20% от общей суммы затрат.

На эти две группы расходов приходится примерно 94-97% от общей суммы  затрат. Другие виды расходов (на профессиональное обучение, культурно-бытовое обслуживание и др.) составляют не более 3-6% от общей  суммы затрат.

Величина затрат на рабочую  силу значительно различается по субъектам Российской Федерации, что  во многом связано с различиями в  их отраслевой специализации. Уровень  этих затрат дифференцирован в организациях одного вида деятельности, находящихся  в различных субъектах. Результаты обследования затрат на рабочую силу свидетельствуют, что в 22 субъектах  Российской Федерации средний размер затрат выше среднероссийского уровня. К таким субъектам, лидирующим по средним размерам затрат на рабочую силу в 2005 г. (без выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда), относятся Ямало-Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Чукотский, Ненецкий, Корякский автономные округа, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская, Сахалинская области, Республика Саха (Якутия), Москва и Санкт-Петербург.

Размер среднемесячных затрат на рабочую силу в Ямало-Ненецком автономном округе выше среднероссийского  уровня в 2,6 раза, в Кабардино-Балкарской Республике, республиках Алтай, Калмыкия, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе – в 2 раза ниже этого уровня. Наибольший удельный вес заработной платы в структуре затрат на рабочую  силу отмечался в Амурской области  и Республике Ингушетия (более 81%), наименьший (по 73%) – в Ямало-Ненецком автономном округе и Республике Коми.

В Ямало-Ненецком автономном округе расходы по обеспечению работников жильём в структуре затрат в 6 раз  превышали среднероссийский уровень.

В составе затрат на рабочую  силу наибольшая доля расходов на дополнительные добровольные виды пенсионного и  медицинского страхования отмечалась в организациях республик Татарстан, Коми, Астраханской области. Наиболее высокой эта доля была в Ямало-Ненецком автономном округе, где она в 2,5 раза выше, чем в среднем по России.

Условия и охрана труда 

Вопросы условий и охраны труда особенно актуальны для  России, что связано с высоким  удельным весом в экономике страны добывающих отраслей и отраслей первичной  переработки ресурсов, предприятия  которых расположены, как правило, на территориях северных регионов, характеризующихся сложной природно-климатической  и экологической обстановкой, что "удваивает" и "утраивает" тяжесть  профессиональных рисков неблагоприятными климатическими и экологическими рисками.

Для предприятий добывающих отраслей промышленности (нефть, газ, уголь, руда), чёрной и цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности большинство рабочих мест (до 70-80%) относится к производствам с  тяжёлыми и вредными условиями труда. При такой структуре промышленности объективно «задаётся» и уровень  занятых в производствах с  высокими уровнями профессионального  риска. В целом в стране в таких  условиях работает четверть занятых  в промышленности.

Региональные различия определяются специализацией экономики: во всех ресурсодобывающих регионах Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, в металлургических регионах (Липецкой, Челябинской, Свердловской, Оренбургской, Кемеровской областях, Красноярском крае) в производствах с высокими уровнями профессионального риска работают от трети до половины мужчин, занятых в промышленности.

В подавляющем большинстве  промышленных регионов с высокой  долей занятых в производствах  с высокими уровнями профессионального  риска этот показатель вырос за 2002-2006 годы, особенно для мужчин (с 23% до 29% в среднем по Российской Федерации). Таким образом, экономический рост в стране сопровождается ухудшением условий труда занятых в базовых отраслях промышленности, что служит свидетельством низкого качества роста, основанного на увеличении добычи и экспорта минеральных ресурсов. Недавние обследования условий труда на заводах по производству алюминия в Красноярском крае свидетельствует о том, что более 80% рабочих мест относятся к вредным и опасным для здоровья19. Для работников, длительно работающих в коксохимических производствах, средние потери предстоящей продолжительности жизни по причине злокачественных новообразований составляют 5 лет20.

Повышенная занятость  женщин в производствах с высокими уровнями профессионального риска  остаётся проблемой не только тех  же ресурсодобывающих регионов (20-28% занятых), но и Ивановской области (34% занятых в промышленности). Это единственный регион России, где женщин среди работающих в производствах с высокими уровнями профессионального риска больше, чем мужчин. Несмотря на значительный спад в текстильной промышленности, эта отрасль с преобладанием женской занятости остаётся ведущей в экономике области, но условия труда в ней не улучшаются из-за недостатка инвестиций в модернизацию производства.

Следует отметить и неблагоприятное  положение с обновлением оборудования и модернизацией производства. Резкое, обвальное сокращение инвестиций в  реальный сектор экономики (за последние  десять лет в четыре раза в основной капитал, а по отдельным отраслям – более чем в 10 раз) привело  к кризисной ситуации с износом  основных фондов. По базовым отраслям экономики (топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, чёрная и цветная металлургия) износ фондов составляет 60-80%.

По данным Росстата и экспертов  Международной организации труда (МОТ), в 2006 году в стране практически  треть рабочих трудилась в  худших условиях, чем допускается  стандартами, о большей части  несчастных случаев умалчивается, на многих предприятиях (особенно малого бизнеса) не знают элементарных требований по охране труда. За неблагоприятные  условия труда выплачивают компенсации, не занимаясь при этом их улучшением, а реальная стоимость последствий  таких условий труда попросту не осознаётся. Особенно это касается затрат в результате снижения качества и производительности труда.

Работающее население  является основной группой риска  ухудшения здоровья и роста смертности в России. Во многом по этой причине  различия в смертности между Россией  и европейскими странами максимальны  именно в трудоспособном периоде  жизни. Так, смертность трудоспособного  населения России превышает аналогичный  показатель по Евросоюзу в 2-3 раза. Высокая  смертность в трудоспособном возрасте во многом связана с неудовлетворительными  условиями труда и его низкой безопасностью. Например, эксперты считают, что заниженная (многократно) заработная плата вынуждает многих работников трудиться сверхурочно и на нескольких работах. Это приводит к повышенной их утомляемости и заболеваемости.

Повышенный износ рабочей  силы особо остро касается мужчин. Смертность мужчин превышает таковую  у женщин трудоспособного возраста в 2-3 раза. В результате в России сложился беспрецедентный – более чем  в 13 лет – разрыв в средней  продолжительности жизни между  мужчинами и женщинами.

Учитывая изложенное, основными задачами государственной политики в области условий и охраны труда являются:

· обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

· государственное управление охраной труда;

· государственный надзор и контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

· защита законных интересов  работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей;

· установление компенсаций  за тяжёлый труд, работу с вредными для здоровья веществами, опасные  условия, неустранимые при современном  техническом уровне производства и  организации труда;

· улучшение государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве;

· координация деятельности в области охраны труда, окружающей природной среды и других видов  экономической и социальной деятельности;

· участие государства  в финансировании мероприятий по охране труда;

· улучшение государственной  статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их последствиях;

· обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

· проведение эффективной  налоговой политики, стимулирующей  создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

· установление порядка обеспечения  работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также  санитарно-бытовыми помещениями и  устройствами, лечебно-профилактическими  средствами за счёт средств работодателей.

Реализация основных направлений  государственной политики в области  условий и охраны труда должна обеспечиваться согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов  по вопросам безопасности охраны труда.

В частности, необходимо обеспечить реализацию следующих задач:

· возрождение научных  исследований в области охраны труда, создание федеральных и региональных фондов охраны труда для финансирования этих исследований, подготовки и издания  информационных материалов;

· разработку и реализацию государственной программы ратификации  базовых конвенций МОТ в области  охраны труда как стратегического  пути решения вопросов условий и  охраны труда, который проложен мировым  сообществом;

· развитие системы непрерывного образования по охране труда, повышение  квалификации специалистов всех уровней  по вопросам охраны труда, психолого-педагогическая подготовка по охране труда;

· разработку адекватной рыночным отношениям модели управления охраной  труда на производстве;

· укрепление законодательной  базы посредством конкретизации  законодательных актов и перевод  всей системы управления охраны труда  на регулирование законами прямого  действия;

· активизацию деятельности объединения работодателей и  профсоюзов как основных социальных партнеров и перенос основной тяжести решения вопросов на этот уровень (государству остаётся роль регулятора и арбитра);

· развитие единой информационной системы по охране труда;

· разработку и принятие государственной программы «Здоровье  работающих России»;

· разработку и реализацию государственной инвестиционной программы  по санации производства с недопустимыми (экстремальными) уровнями профессиональных рисков, восприятие охраны труда как  серьёзного резерва эффективности  производства;

· усиление в организациях роли аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в деле улучшения  условий труда и регулирования  предоставления всех видов компенсаций;

· усиление профилактической направленности законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, совершенствование механизма  экономической заинтересованности работодателей в обеспечении  безопасных условий труда работников.

Социальные аспекты  государственной бюджетной региональной политики

Бюджетная политика - важнейший измеритель государственной социальной политики, приоритетов и возможностей регионов. За 2002-2005 гг. она стала более социально-ориентированной. Так, доля социальных расходов, включая ЖКХ, выросла в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с 60% до 68%, а без ЖКХ – с 44% до 52%21.

При этом следует подчеркнуть, что возможности регионов в вопросах самостоятельного формирования приоритетов  и осуществлении собственных  социальных программ существенно ограничены из-за высокой степени централизации  налоговых доходов. В федеральный  бюджет направляется 60% налоговых ресурсов, собираемых на территориях, а затем  часть финансов перераспределяется в виде целевых субсидий и субвенций. При таком порядке федеральный  Центр предписывает регионам виды и  нормативы социальных выплат.

Положительный структурный  сдвиг расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации  в сторону социальных расходов проявляется  в регионах в широком диапазоне  удельных весов социальных расходов. При средней величине в 50-60% на социальную сферу (без ЖКХ) и около 70% бюджетных  расходов (с ЖКХ), в отдельных регионах эта доля колеблется (с ЖКХ) от 35% в Тюменской области до 80% в  Бурятии22.

Важнейшая причина региональной дифференциации уровня жизни населения  – экономическое неравенство. Из-за существующего территориального различия в размещении и структуре отраслей экономики данная проблема носит  объективный характер и приводит к высокой дифференциации в налоговой  базе регионов. Величина различия в  возможностях налогообложения между  первой десяткой и остальными 78 субъектами Федерации составляет более 9 раз.

Информация о работе Анализ отечественных и зарубежных моделей финансового выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных территорий