Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:35, курсовая работа
Объективные различия в потенциале территории, в уровне и качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатическими, природно-ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов, являются логическим основанием для использования политики финансового выравнивания. Территориальные различия регионов в принципе имеют положительный момент, так как вносят динамизм в экономическое, социальное и культурное развитие региона. Вмешательство государства необходимо не для ликвидации самих территориальных различий, а для предотвращения спада или отставания развития одних регионов от других.
В силу этого складывается ситуация утраты выгоды от ранее сделанных образовательных инвестиций; общего снижения качества профессионального образования, ориентированного на потребности предыдущего этапа развития регионального хозяйства или, в лучшем случае, текущего момента; временных, но массовых потерь рынка труда, когда большая часть населения тратит время на малоперспективное переобучение.
Практически во всех регионах с высокими темпами экономического роста (Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область и т.д.) наблюдается схожая картина на рынке труда: не хватает квалифицированных рабочих, существует переизбыток специалистов с высшим образованием (зачастую гуманитарных специальностей) и недостаток квалифицированных специалистов как технических, так и гуманитарных направлений (но с опытом работы или наличием второго, управленческого, образования).
Значительный отток населения за годы перестройки привёл к массовому выезду из регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Достаточно отметить, что на Чукотке и в Магаданской области осталось только чуть больше половины от численности населения в 1989 году.
В этой связи требуется принятие комплекса мер по коренному исправлению ситуации. Руководители северных регионов предлагают:
· повысить районные коэффициенты к заработной плате, как компенсацию за резкое удорожание цен на товары и услуги;
· сохранить процентные надбавки за стаж работы не только в северных, но и южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока;
· ввести оплату проезда в отпуск и обратно 1 раз в 2 года за счёт работодателей всех форм собственности;
· разработать программу строительства жилья в регионах Севера, при финансовой поддержке федерального Центра.
Выявление и анализ рисков, представляющих угрозу социальной безопасности, в рамках разработки стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в сочетании с выработкой организационных механизмов, средств и способов обеспечения социальной безопасности в масштабах страны и на региональном уровне – важнейшее направление решения накопившихся проблем.
Важным документом, определяющим
цели, принципы, задачи, основные направления
и конкретные меры политики Российской
Федерации в области
Согласно этому Указу
целями демографической политики является
стабилизация численности населения
к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек
и создание условий для её роста
к 2025 году до 145 млн. человек, а также
повышение качества жизни и увеличение
ожидаемой продолжительности
Основными задачами демографической политики на перспективу определены сокращение смертности и сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, формирование мотивации здорового образа жизни, повышение уровня рождаемости, укрепление института семьи, сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений и привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития страны, с учетом необходимости их адаптации и интеграции.
В Указе поручено Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок утвердить план мероприятий по реализации данной Концепции в 2008-2010 годах, а федеральным и региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления - руководствоваться её положениями при решении задач в области народонаселения.
В целях привлечения внимания
органов власти и гражданского общества
к проблемам семьи и демографии
2008 год объявлен Годом семьи в
Российской Федерации. Эта инициатива
Президента Российской Федерации В.В.
Путина была озвучена в его Послании
Федеральному Собранию на 2007 год. По его
мнению, это «позволит объединить
усилия государства, общества, бизнеса
вокруг важнейших вопросов укрепления
авторитета и поддержки института
семьи, базовых семейных ценностей».
Данное решение подтверждено Указом
Президента Российской Федерации от
14 июля 2007 года № 761 «О проведении в
Российской Федерации Года семьи».
План проведения Года семьи утвержден
Правительством России 17 октября 2007 года.
В нём предусмотрены
Одним из ключевых инструментов
укрепления социальной безопасности регионов
призвана стать стратегия социально-
3. Развитие механизма
финансового выравнивания уровня социально-экономического
развития отдельных территорий в Российской
Федерации
1. Проблемы социально-
Следует начать с констатации
того, что федеральная политика в
отношении регионов строилась предыдущие
годы на платформе выравнивания социально-экономического
развития регионов. Политика выравнивания
была обусловлена рядом
Региональная организация
Российской Федерации во многом сформировалась
в эпоху плановой индустриализации.
В советский период регионы рассматривались
как совокупность географически
сопряженных производственно-
В конце 1990-х – начале
2000-х годов государственная
Формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;
Демонтаж административно-
Открытие национальной экономики для внешнего рынка;
Изменения государственного устройства, в том числе административных и бюджетных отношений центра и регионов;
Новая регионализация России, в ходе которой появляются новые регионы как культурные и социально-экономические образования, выстраиваемые на основе общей социальной и хозяйственной жизни поверх старых административных границ (формирование новых энергетических и транспортных рынков, реструктуризация образовательного пространства страны, формирование зон развития вдоль транспортных коридоров и, прежде всего, европейского транспортного коридора № 9, появление проектов нового освоения, выходящих за границы одного региона, например, проекта развития нефтегазодобычи в Восточной Сибири и пр.);
Следующий этап урбанизации («новый урбанизм»), когда городской образ жизни, развитие инфраструктур и пространственной организации городов определяются не столько промышленно-технологическими требованиями, сколько требованиями современной и дружественной к человеку среды жизни.
Данные процессы привели
к возникновению целого комплекса
новых экономических, социальных и
политико-правовых проблем, непосредственно
отразившихся на устойчивости социально-экономической
ситуации в отдельных российских
территориях и в целом всей
региональной организации страны. Это
вызвало необходимость
2. Экономические структурные проблемы
Регионы, создававшиеся и
развивавшиеся в нерыночной логике,
при помещении их в рыночную среду
перестали соответствовать
Постепенная рыночная оптимизация
хозяйственной деятельности и численности
населения в регионах, столкнувшись
с неэффективной
Наиболее конкурентоспособной
на мировом рынке частью страны оказываются
сырьевые зоны России. Они «стягивают»
на себя проектные мощности, поглощают
свободные капиталы, квалифицированную
и мобильную рабочую силу. В
частности, большинство инфраструктурных
проектов последнего десятилетия нацелены
на обеспечение транзитной экономики.
Специфической является направленность
проектируемых крупных
Складывающаяся в Российской Федерации новая иерархия регионов не всегда обеспечивает рост связанности в стране. Существующие старые региональные границы, поддержанные административно, блокируют процессы социально-экономического развития, регионы-лидеры пока слабо влияют на развитие других территорий. Это выражается, с одной стороны, в значительных потерях, связанных с автономизацией хозяйственных и социальных комплексов отдельных территорий (например, конкуренция портовых комплексов и транспортных проектов на Северо-Западе России). С другой стороны, слабая связанность и непродуктивность взаимодействия регионов в существующей пространственной конфигурации выражается в том, что внутри страны возрастает разрыв в темпах роста экономики между отдельными субъектами Федерации. В конце 1990-х годов, разрыв по объемам валового регионального продукта (ВРП) на душу населения между разными субъектами Российской Федерации составлял 18,9 раз и превышал различия в уровне развития стран так называемого «золотого миллиарда» и беднейших государств мира. Ситуация региональной дифференциации в России в начале 2000-х годов только усугубилась. В 1998 году душевое производство ВРП в десяти наиболее экономически развитых регионах России превышало среднестатистический уровень в 2,5 раза, а в 2000-ом – уже в 3,2 раза. Экономические аутсайдеры увеличили свое отставание от среднероссийских показателей с 3,3 до 3,5 раз. К 2004 году десять-двенадцать субъектов Федерации из 89 обеспечивали более 50% ВВП страны. В этих же регионах сосредоточились основные инвестиции и другие ресурсы экономики. Разрыв в социально-экономической ситуации становится основным социальным противоречием, порождающим политические конфликты.