Анализ отечественных и зарубежных моделей финансового выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Объективные различия в потенциале территории, в уровне и качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатическими, природно-ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов, являются логическим основанием для использования политики финансового выравнивания. Территориальные различия регионов в принципе имеют положительный момент, так как вносят динамизм в экономическое, социальное и культурное развитие региона. Вмешательство государства необходимо не для ликвидации самих территориальных различий, а для предотвращения спада или отставания развития одних регионов от других.

Файлы: 1 файл

курсовая по теории финансовых учений.docx

— 116.08 Кб (Скачать)

В силу этого складывается ситуация утраты выгоды от ранее сделанных  образовательных инвестиций; общего снижения качества профессионального  образования, ориентированного на потребности  предыдущего этапа развития регионального  хозяйства или, в лучшем случае, текущего момента; временных, но массовых потерь рынка труда, когда большая часть населения тратит время на малоперспективное переобучение.

Практически во всех регионах с высокими темпами экономического роста (Москва, Санкт-Петербург, Тюменская  область и т.д.) наблюдается схожая картина на рынке труда: не хватает  квалифицированных рабочих, существует переизбыток специалистов с высшим образованием (зачастую гуманитарных специальностей) и недостаток квалифицированных  специалистов как технических, так  и гуманитарных направлений (но с  опытом работы или наличием второго, управленческого, образования).

Значительный отток населения  за годы перестройки привёл к массовому  выезду из регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Достаточно отметить, что  на Чукотке и в Магаданской  области осталось только чуть больше половины от численности населения  в 1989 году.

В этой связи требуется  принятие комплекса мер по коренному  исправлению ситуации. Руководители северных регионов предлагают:

· повысить районные коэффициенты к заработной плате, как компенсацию  за резкое удорожание цен на товары и услуги;

· сохранить процентные надбавки за стаж работы не только в северных, но и южных районах Восточной  Сибири и Дальнего Востока;

· ввести оплату проезда  в отпуск и обратно 1 раз в 2 года за счёт работодателей всех форм собственности;

· разработать программу  строительства жилья в регионах Севера, при финансовой поддержке  федерального Центра.

Выявление и анализ рисков, представляющих угрозу социальной безопасности, в рамках разработки стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в сочетании с выработкой организационных механизмов, средств и способов обеспечения социальной безопасности в масштабах страны и на региональном уровне – важнейшее направление решения накопившихся проблем.

Важным документом, определяющим цели, принципы, задачи, основные направления  и конкретные меры политики Российской Федерации в области народонаселения  на период до 2025 года стал Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции  демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Согласно этому Указу  целями демографической политики является стабилизация численности населения  к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек  и создание условий для её роста  к 2025 году до 145 млн. человек, а также  повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни  к 2015 году до 70 лет, а к 2025 году – до 75 лет.

Основными задачами демографической  политики на перспективу определены сокращение смертности и сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, формирование мотивации здорового образа жизни, повышение уровня рождаемости, укрепление института семьи, сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений и привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития страны, с учетом необходимости их адаптации и интеграции.

В Указе поручено Правительству  Российской Федерации в трехмесячный срок утвердить план мероприятий по реализации данной Концепции в 2008-2010 годах, а федеральным и региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления - руководствоваться её положениями при решении задач в области народонаселения.

В целях привлечения внимания органов власти и гражданского общества к проблемам семьи и демографии 2008 год объявлен Годом семьи в  Российской Федерации. Эта инициатива Президента Российской Федерации В.В. Путина была озвучена в его Послании Федеральному Собранию на 2007 год. По его  мнению, это «позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса  вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института  семьи, базовых семейных ценностей». Данное решение подтверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 761 «О проведении в  Российской Федерации Года семьи». План проведения Года семьи утвержден  Правительством России 17 октября 2007 года. В нём предусмотрены мероприятия  по таким направлениям, как здоровье, отдых, спорт, социально-ответственный  бизнес для семьи и другие.

Одним из ключевых инструментов укрепления социальной безопасности регионов призвана стать стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Стратегия должна быть рассчитана на долгосрочную перспективу (не менее 20 лет) и основываться на понимании  важнейших проблем развития и  оценки сопряжённых рисков и ресурсного потенциала субъекта Российской Федерации25.

 

3. Развитие механизма финансового выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных территорий в Российской Федерации 

1. Проблемы социально-экономического  развития регионов Российской  Федерации

Следует начать с констатации  того, что федеральная политика в  отношении регионов строилась предыдущие годы на платформе выравнивания социально-экономического развития регионов. Политика выравнивания была обусловлена рядом обстоятельств.

Региональная организация  Российской Федерации во многом сформировалась в эпоху плановой индустриализации. В советский период регионы рассматривались  как совокупность географически  сопряженных производственно-технологических  площадок, совместно обеспечивающих сбалансированность и самодостаточность  экономики, ее динамичный рост. В силу этого региональное развитие страны осуществлялось как плановое размещение на территории производительных сил. В  первую очередь, исходя из этого, по территории распределялось население (в советский  период были осуществлены масштабные миграционные программы по освоению северных и восточных земель, проведена  урбанизация страны), устанавливались  инвестиционные приоритеты и сроки  проектного освоения отдельных территорий (в 1920-30-е годы – подъем отсталых окраин; в 1930-е и начале 1940-х годов  – создание второй металлургической базы и заводов -дублеров на Урале и в Сибири; в 1950-70-е годы – ускоренное развитие восточных районов; в 1960-80-е годы – формирование крупных территориально-производственных комплексов), а также определялся правовой статус последних (к моменту создания РСФСР в 1917 году в России было 56 губерний, в 1922 году – уже 72, в 1930 число краев и областей было сведено к 13-ти, к 1991 году в Российской Федерации было 89 субъектов Федерации).

В конце 1990-х – начале 2000-х годов государственная политика регионального развития, основанная на целях и принципах предыдущего  этапа развития страны, себя фактически исчерпала, а унаследованная Россией  от Советского Союза региональная организация  вступила в период масштабной перестройки. Основными процессами, трансформировавшими экономические и пространственные системы регионов Российской Федерации на протяжении последних 15 лет были:

Формирование нового геополитического и экономического пространства после  распада СССР;

Демонтаж административно-плановой экономики и переход к экономике  нового типа;

Открытие национальной экономики  для внешнего рынка;

Изменения государственного устройства, в том числе административных и бюджетных отношений центра и регионов;

Новая регионализация России, в ходе которой появляются новые  регионы как культурные и социально-экономические  образования, выстраиваемые на основе общей социальной и хозяйственной  жизни поверх старых административных границ (формирование новых энергетических и транспортных рынков, реструктуризация образовательного пространства страны, формирование зон развития вдоль  транспортных коридоров и, прежде всего, европейского транспортного коридора № 9, появление проектов нового освоения, выходящих за границы одного региона, например, проекта развития нефтегазодобычи в Восточной Сибири и пр.);

Следующий этап урбанизации («новый урбанизм»), когда городской  образ жизни, развитие инфраструктур  и пространственной организации  городов определяются не столько  промышленно-технологическими требованиями, сколько требованиями современной  и дружественной к человеку среды  жизни.

Данные процессы привели  к возникновению целого комплекса  новых экономических, социальных и  политико-правовых проблем, непосредственно  отразившихся на устойчивости социально-экономической  ситуации в отдельных российских территориях и в целом всей региональной организации страны. Это  вызвало необходимость формирования специальной государственной политики регионального развития и принятия настоящей «Концепции Стратегии», подготовленной в соответствии с приоритетами деятельности Правительства Российской Федерации, определенными в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2008 года».

2. Экономические  структурные проблемы

Регионы, создававшиеся и  развивавшиеся в нерыночной логике, при помещении их в рыночную среду  перестали соответствовать масштабу экономических и социальных процессов открытого рынка. Часть субъектов Российской Федерации и городов - административных центров явно оказались не в состоянии обеспечивать конкурентоспособность собственного хозяйства не только в глобальном, но даже и страновом масштабе. В первую очередь, не нашли себя в новой экономике те поселения, которые исторически возникли в связи с решением старых геополитических задач (центры военно-промышленного комплекса, военные городки, закрытые административно-территориальные образования, монопрофильные поселения, полностью зависящие от технологии градообразующих предприятий и пр.). По экспертным оценкам, ежегодные потери Российской Федерации от неэффективной пространственной организации оцениваются в 2,25-3,0 % ВВП в год.

Постепенная рыночная оптимизация  хозяйственной деятельности и численности  населения в регионах, столкнувшись с неэффективной пространственной организацией страны, привела к росту  расходов на поддержание инфраструктурного  хозяйства, избыточного в теряющих население и производственные активы территориях и недостаточного в  растущих регионах (ограниченность возможностей портового хозяйства, экспортных трубопроводов  в нефтегазовом комплексе, систем жизнеобеспечения в ЖКХ). Зачастую, инженерные и социальные инфраструктуры были развернуты там, где они сейчас не нужны (в частности, 11—12% установленной мощности электрогенерирующих объектов в России не эксплуатируется уже длительное время), а там, где в этих инфраструктурах существует большая потребность, их явно недостаточно (энерогодефицит и перегруженность сетей уже ощущается и в Москве, и Санкт-Петербурге). Нередко данные инфраструктуры предельно устарели, а их эксплуатация чрезвычайно ресурсоемка. Например, эксперты отмечают, что 75% существующего жилого фонда России составляют самые энергозатратные в мире дома из сборного железобетона. На теплоснабжение данного фонда затрачивается не менее 45% энергоресурсов (около 430 млн. тонн условного топлива в год), что в 2,3 раза больше, чем расход топлива на производство электроэнергии. Постоянное наращивание расточительного теплопотребления и большие потери тепла в сетях привели к устойчивому дефициту тепловых мощностей и снижению надежности теплоснабжающих систем. Дефицит тепловой мощности почти в 190 городах России составляет 20% от потребности и, вполне понятно, что в холодные зимы этот дефицит увеличивается в разы. Потери тепла только при транспортировке теплоносителя из-за значительной протяженности и неудовлетворительного состояния магистралей достигают в зимний период 25-30%.

Наиболее конкурентоспособной  на мировом рынке частью страны оказываются  сырьевые зоны России. Они «стягивают»  на себя проектные мощности, поглощают  свободные капиталы, квалифицированную  и мобильную рабочую силу. В  частности, большинство инфраструктурных проектов последнего десятилетия нацелены на обеспечение транзитной экономики. Специфической является направленность проектируемых крупных транспортных путей: от сырьевых зон к портам и  пограничным переходам для вывоза на экспорт. Отсутствие зон высокоорганизованной урбанистической среды жизни (дефицит  современных городских инфраструктур, информационных каналов, экологически благоприятных условий жизни  в населенных пунктах, ограниченная транспортная доступность основных мировых центров) становится препятствием для концентрации на территории Российской Федерации ресурсов будущего: высококвалифицированной  мобильной рабочей силы, инновационных  технологий, источников информации, брэндов, культурных ценностей и так далее.

Складывающаяся в Российской Федерации новая иерархия регионов не всегда обеспечивает рост связанности  в стране. Существующие старые региональные границы, поддержанные административно, блокируют процессы социально-экономического развития, регионы-лидеры пока слабо  влияют на развитие других территорий. Это выражается, с одной стороны, в значительных потерях, связанных  с автономизацией хозяйственных  и социальных комплексов отдельных  территорий (например, конкуренция  портовых комплексов и транспортных проектов на Северо-Западе России). С  другой стороны, слабая связанность  и непродуктивность взаимодействия регионов в существующей пространственной конфигурации выражается в том, что  внутри страны возрастает разрыв в темпах роста экономики между отдельными субъектами Федерации. В конце 1990-х годов, разрыв по объемам валового регионального продукта (ВРП) на душу населения между разными субъектами Российской Федерации составлял 18,9 раз и превышал различия в уровне развития стран так называемого «золотого миллиарда» и беднейших государств мира. Ситуация региональной дифференциации в России в начале 2000-х годов только усугубилась. В 1998 году душевое производство ВРП в десяти наиболее экономически развитых регионах России превышало среднестатистический уровень в 2,5 раза, а в 2000-ом – уже в 3,2 раза. Экономические аутсайдеры увеличили свое отставание от среднероссийских показателей с 3,3 до 3,5 раз. К 2004 году десять-двенадцать субъектов Федерации из 89 обеспечивали более 50% ВВП страны. В этих же регионах сосредоточились основные инвестиции и другие ресурсы экономики. Разрыв в социально-экономической ситуации становится основным социальным противоречием, порождающим политические конфликты.

Информация о работе Анализ отечественных и зарубежных моделей финансового выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных территорий