Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:35, курсовая работа
Объективные различия в потенциале территории, в уровне и качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатическими, природно-ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов, являются логическим основанием для использования политики финансового выравнивания. Территориальные различия регионов в принципе имеют положительный момент, так как вносят динамизм в экономическое, социальное и культурное развитие региона. Вмешательство государства необходимо не для ликвидации самих территориальных различий, а для предотвращения спада или отставания развития одних регионов от других.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образование
Учреждение высшего
«Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова»
Факультет МиМ
Кафедра «Финансы и Кредит»
Курсовая работа по «Теории финансовых учений»
На тему: «Анализ отечественных и зарубежных моделей финансового выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных территорий»
Выполнила студентка группы
БО2-521-1 БЗО:
Проверила:
Ижевск, 2012
Введение
Объективные различия в потенциале
территории, в уровне и качестве
жизни, во многом определяемые экономическими,
природно-климатическими, природно-ресурсными
и инфраструктурными
1. Теоретические
основы организации финансового выравнивания
уровня социально-экономического развития
отдельных территорий
Одной из важнейших составных частей
финансовой системы государства
являются региональные финансы, которые
охватывают региональные бюджеты административно-
В последние десятилетия во многих государствам наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Величина региональных финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.
Через региональные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.
С помощью региональных финансов государство
осуществляет выравнивание уровней
экономического и социального развития
территорий, которые в результате
исторических, географических, военных
и других условий отстали от других
районов страны. С этой целью разрабатываются
региональные программы. Средства на их
осуществление формируются за счет
источников доходов бюджетов соответствующих
административно-
Региональные финансы - это не только
система экономических
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов. Это вызывает необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов.
Одной из составляющих региональных
финансов являются средства субъектов
хозяйствования. К таким средствам
относятся, во-первых, финансовые ресурсы
предприятий, находящихся в муниципальной
собственности. Чаще всего это коммунальные
предприятия. Во-вторых, финансовые ресурсы
предприятий, фирм, организаций, используемые
ими на финансирование социально-культурных
и жилищно-коммунальных объектов. В
нашей стране, особенно в новых
городах, возникших на базе строящихся
предприятий, нередко почти вся
социальная инфраструктура находится
в ведомственном подчинении. Поэтому
в общем объеме региональных финансов
превалируют средства предприятий,
направляемые на социальное развитие.
Третьим компонентом
1.2 Зарубежный опыт финансового
выравнивания уровня социально-
Можно дать следующее определение:
финансовое выравнивание - это форма
ликвидации (сглаживания) горизонтального
финансового дисбаланса в системе
бюджетного федерализма, как в федеративных,
так и в унитарных
Распределение налоговых поступлений между уровнями государственной власти — основной вопрос федеративной Финансовой конституции ФРГ— решается в рамках системы «финансового выравнивания». При всей сложности и многогранности этой системы, в целом речь идет о двухступенчатом механизме первичном распределении налоговых поступлений или вертикальном «финансовом выравнивании» и их вторичном перераспределении или горизонтальном «финансовом выравнивании». Рассмотрим эти два механизма.
Механизм первичного распределения
налоговых поступлений между
уровнями государственной власти ФРГ
функционирует следующим
Финансовая реформа 1969 г. образовала налоговый союз, по которому поступления от наиболее важных налогов — подоходного налога, налога на прибыль корпораций и налога с оборота (НДС) — распределяются между федерацией и землями, общинами. На долю этих налогов приходится около 70% всех государственных налоговых поступлений. /5, с. 44/
Финансовая конституция при
распределении налоговых
Основной вопрос горизонтального
«финансового выравнивания» между
федеральными землями ФРГ заключается
в распределении совокупной доли
регионов от поступлений налога с
оборота (НДС). Связано это с тем,
что налог с оборота —
Финансовая конституция
А. Распределение 75% доли федеральных земель от поступлений налога с оборота пропорционально численности их населения, а не размеру потребления и, соответственно, уплаты налога налогоплательщиками.
Б. Возможность перераспределения оставшихся 25% от земельной доли налога с оборота в пользу финансово слабых земель.
В. Вертикальное «финансовое выравнивание» с горизонтальным эффектом — дополнительные ассигнования федерации «экономически отстающим» землям в размере до 2% ее собственной доли поступлений налога с оборота, дополняющие земельное «финансовое выравнивание»./10, с. 69/
Финансовая конституция
Коммунальное «финансовое
На практике добиться соблюдения конституционных
гарантий коммунам оказывается не так
просто, ведь на федеральные земли
возложена вся полнота
Конкретный механизм перераспределения финансов между федеральными землями формируется на основе исчисления показателей их финансовых возможностей и финансовых потребностей.
Финансовые возможности
Финансовые потребности
Земли, у которых показатель финансовых потребностей превосходит показатель финансовых возможностей, имеют право на компенсационные платежи — так называемые нецелевые субсидии общего характера (дотации).
Фин потребности – Фин.возможности=общие субсидии(дотации)
При этом действуют следующие принципы. Если показатель финансовых возможностей земли составляют менее 92% среднего по стране, то за счет компенсаций он увеличивается до 95%. Если он находится в интервале между 92 и 100%, то может увеличиваться до значения выше 95%.
Финансовые компенсации