Анализ отечественных и зарубежных моделей финансового выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Объективные различия в потенциале территории, в уровне и качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатическими, природно-ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов, являются логическим основанием для использования политики финансового выравнивания. Территориальные различия регионов в принципе имеют положительный момент, так как вносят динамизм в экономическое, социальное и культурное развитие региона. Вмешательство государства необходимо не для ликвидации самих территориальных различий, а для предотвращения спада или отставания развития одних регионов от других.

Файлы: 1 файл

курсовая по теории финансовых учений.docx

— 116.08 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образование

Учреждение высшего профессионального  образования

«Ижевского государственного технического университета  имени М.Т. Калашникова»

Факультет МиМ

Кафедра «Финансы и Кредит»

 

 

Курсовая работа по «Теории финансовых учений»

На тему: «Анализ отечественных и зарубежных моделей финансового выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных территорий»

 

 

 

Выполнила студентка группы

БО2-521-1 БЗО:                                                                           Чибышева Е.А.

Проверила:                                                                                    Лабутина Л.М.

 

Ижевск, 2012

 

Введение

Объективные различия в потенциале территории, в уровне и качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатическими, природно-ресурсными и инфраструктурными особенностями  регионов, являются логическим основанием для использования политики финансового  выравнивания. Территориальные различия регионов в принципе имеют положительный  момент, так как вносят динамизм в экономическое, социальное и культурное развитие региона. Вмешательство государства  необходимо не для ликвидации самих  территориальных различий, а для  предотвращения спада или отставания развития одних регионов от других. Обязательной задачей любого государства  является недопущение особо острых кризисных социальных, экономических, экологических и других ситуаций в регионах как повода к аномально  высокой территориальной дифференциации, нежелательной ни в одном нормально  функционирующем государстве. Для  решения этой задачи применяется  горизонтальное и вертикальное финансовое выравнивание. 

1. Теоретические  основы организации финансового выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных территорий 

Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства  являются региональные финансы, которые  охватывают региональные бюджеты административно-территориальных  единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения потребностей регионов. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Таким образом, региональные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.

В последние десятилетия во многих государствам наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Величина региональных финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.

Через региональные финансы государство  активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

С помощью региональных финансов государство  осуществляет выравнивание уровней  экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных  и других условий отстали от других районов страны. С этой целью разрабатываются  региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих  административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих  бюджетов. Региональным бюджетам выделяются отчисления от государственных налогов, но чаще всего субвенции, т. е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих  бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).

Региональные финансы - это не только система экономических отношений. Они являются и совокупностью  денежных средств, используемых на экономическое  и социальное развитие территорий. Главным направлением использования  региональных финансов является финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали  бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций). В Российской Федерации  к таким бюджетам относятся бюджеты  республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов самоуправления.

В современных условиях все в  большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное  развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная  функция в экономическом и  социальном развитии регионов. Это  вызывает необходимость дальнейшего  расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных  с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов.

Одной из составляющих региональных финансов являются средства субъектов  хозяйствования. К таким средствам  относятся, во-первых, финансовые ресурсы  предприятий, находящихся в муниципальной  собственности. Чаще всего это коммунальные предприятия. Во-вторых, финансовые ресурсы  предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. В  нашей стране, особенно в новых  городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся  социальная инфраструктура находится  в ведомственном подчинении. Поэтому  в общем объеме региональных финансов превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие. Третьим компонентом региональных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками формирования таких фондов служат заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, например страховые, поступления из централизованных внебюджетных фондов, например пенсионного и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.

1.2 Зарубежный опыт финансового  выравнивания уровня социально-экономического  развития отдельных территорий 

Можно дать следующее определение: финансовое выравнивание - это форма  ликвидации (сглаживания) горизонтального  финансового дисбаланса в системе  бюджетного федерализма, как в федеративных, так и в унитарных государствах.

Распределение налоговых поступлений  между уровнями государственной  власти — основной вопрос федеративной Финансовой конституции ФРГ— решается в рамках системы «финансового выравнивания». При всей сложности и многогранности этой системы, в целом речь идет о двухступенчатом механизме первичном распределении налоговых поступлений или вертикальном «финансовом выравнивании» и их вторичном перераспределении или горизонтальном «финансовом выравнивании». Рассмотрим эти два механизма.

Механизм первичного распределения  налоговых поступлений между  уровнями государственной власти ФРГ  функционирует следующим образом. Согласно статье 106 Основного закона в ФРГ существуют налоги, поступающие  в соответствии с раздельной системой распределения полностью федерации, землям или коммунам, и налоги, которые  распределяются между корпорациями публичного права в соответствии с установленной законом системой единого распределения — действует так называемый «налоговый союз»(Приложение А, Б).

Финансовая реформа 1969 г. образовала налоговый союз, по которому поступления  от наиболее важных налогов — подоходного налога, налога на прибыль корпораций и налога с оборота (НДС) — распределяются между федерацией и землями, общинами. На долю этих налогов приходится около 70% всех государственных налоговых поступлений. /5, с. 44/

Финансовая конституция при  распределении налоговых поступлений  делает правильней акцент на механизм первичного распределения налоговых  доходов между уровнями государственной власти, и все же, учитывая исторически сложившиеся различные финансовые возможности земель, предусматривает введение механизма финансовой помощи «отстающим» землям — системы горизонтального «финансового выравнивания». В ходе этого процесса выявляются земли, имеющие право на получение помощи (акцепторы), и земли, обязанные отчислять часть своих поступлений от подоходного налога, налога на прибыль и налога с оборота для оказания этой помощи (доноры).

Основной вопрос горизонтального  «финансового выравнивания» между  федеральными землями ФРГ заключается  в распределении совокупной доли регионов от поступлений налога с  оборота (НДС). Связано это с тем, что налог с оборота — единственный из всех основных налогов — фактически начинает перераспределяться сразу  в процессе первичного распределения. Таким образом, можно утверждать, что региональная доля налога с оборота  полностью используется для целей  горизонтального «финансового выравнивания».

Финансовая конституция определяет следующие инструменты такого распределения  с целью выравнивания экономических  различий между регионами страны:

А. Распределение 75% доли федеральных  земель от поступлений налога с оборота  пропорционально численности их населения, а не размеру потребления  и, соответственно, уплаты налога налогоплательщиками.

Б. Возможность перераспределения  оставшихся 25% от земельной доли налога с оборота в пользу финансово  слабых земель.

В. Вертикальное «финансовое выравнивание»  с горизонтальным эффектом — дополнительные ассигнования федерации «экономически  отстающим» землям в размере до 2% ее собственной доли поступлений  налога с оборота, дополняющие земельное  «финансовое выравнивание»./10, с. 69/

Финансовая конституция закладывает  основы горизонтального «финансового выравнивания» и на уровне местных  органов власти.

Коммунальное «финансовое выравнивание»  проводится, главным образом, за счет общих нецелевых земельных отчислений и за счет субвенций, направленных в  первую очередь на цели инвестирования. Коммунальное «финансовое выравнивание»  служит не только созданию равноценных  экономических и финансовых условий  в разных общинах, оно направлено также на выполнение единой земельной  структурной и территориальной  политики. Это — одна из важнейших  причин того, что коммунальное «финансовое  выравнивание» осуществляется каждой землей в соответствии с конкретной ситуацией и может существенно  отличаться в разных землях.

На практике добиться соблюдения конституционных  гарантий коммунам оказывается не так  просто, ведь на федеральные земли  возложена вся полнота ответственности  в области коммунального права, в том числе и в сфере  коммунальных финансов.

Конкретный механизм перераспределения  финансов между федеральными землями  формируется на основе исчисления показателей  их финансовых возможностей и финансовых потребностей.

Финансовые возможности определяются на основе суммы доходов федеральной  земли и входящих в нее общин. Налоговые доходы субъектов федерации  учитываются полностью. Из доходов  местных органов власти принимается  во внимание 50% поступлений от подоходного  налога, налога на скидку с базовой  ставки процента, налога с оборота  и собственно местных налогов  — поземельного и промыслового.

Финансовые потребности вычисляются  на основе сравнения финансовых возможностей конкретной федеральной земли и  отдельно ее коммун, рассчитанных на душу населения, со средними значениями по стране. Для более точного (справедливого) определения этой величины используется целый ряд коэффициентов. Действующий  принцип «финансового выравнивания»  подразумевает, что финансовые потребности  возрастают вместе с ростом численности  и плотности населения. В соответствии с этим принципом существует шкала  коэффициентов численности населения: населенные пункты до 5 тыс. жителей  имеют коэффициент 100%, следующие 80 тыс. — 115%, следующие 400 тыс. — 120% и т.д. Предельный единый коэффициент численности действует для городов-государств — Бремена, Гамбурга и с 1 января 1995 г. для Берлина; он составляет 135%./12, с. 57/

Земли, у которых показатель финансовых потребностей превосходит показатель финансовых возможностей, имеют право  на компенсационные платежи —  так называемые нецелевые субсидии общего характера (дотации).

Фин потребности – Фин.возможности=общие субсидии(дотации)

При этом действуют следующие принципы. Если показатель финансовых возможностей земли составляют менее 92% среднего по стране, то за счет компенсаций он увеличивается до 95%. Если он находится в интервале между 92 и 100%, то может увеличиваться до значения выше 95%.

Финансовые компенсации осуществляются за счет федеральных земель, показатель финансовых возможностей которых превосходит  показатель их финансовых потребностей. Основополагающий принцип при этом: финансовые возможности земель-доноров  не должны в конечном итоге оказаться  ниже 100% от среднего уровня по стране. До финансовой реформы 1995 г. федеральные  земли, чей показатель финансовых возможностей находился в пределах от 100 до 102% среднего значения по стране, к «финансовому выравниванию» не привлекались. Однако сформированная прогрессивная шкала выглядит очень неравномерно: так, земли, имеющие показатель финансовых возможностей 100—101% от среднего уровня по стране, уплачивают в фонд «финансового выравнивания» лишь 15% от соответствующей разницы, в то время как земли, чьи финансовые возможности находятся в интервале 101-110%, — уже 66%, а свыше 110% - 80% /5, с. 46/.

Информация о работе Анализ отечественных и зарубежных моделей финансового выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных территорий