Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:05, доклад
В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты в совокупности составляющие государственный бюджет.
Функционирование бюджетной системы основано на взаимосвязи бюджетов различных уровней и обеспечивается порядком их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения, контроля, а также отчетом об исполнении республиканского и местного бюджетов.
Республиканский бюджет на финансовый год утверждается законом Республики Казахстан, местные бюджеты - решениями маслихата.
1. Бюджетная система Республики Казахстан
2. Затраты республиканского бюджета
3. Структура налоговых поступлений в республиканский бюджет
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Л.Н. ГУМИЛЕВА
Экономический факультет.
Кафедра «Финансы».
ДОКЛАД
на тему: «Анализ налоговых поступлений в республиканский бюджет».
По дисциплине: «Финансы».
Подготовила: студентка гр
Проверила: Шыныбекова Н.М.
Содержание :
Анализ налоговых поступлений в республиканский бюджет
1.Бюджетная система Республики Казахстан
включает бюджеты различных уровней, основанные
на экономических отношениях и соответствующих
правовых нормах.
В Республике Казахстан самостоятельно
функционируют республиканский бюджет
и местные бюджеты в совокупности составляющие
государственный бюджет.
Функционирование бюджетной системы основано
на взаимосвязи бюджетов различных уровней
и обеспечивается порядком их разработки,
рассмотрения, утверждения, исполнения,
контроля, а также отчетом об исполнении
республиканского и местного бюджетов.
Республиканский бюджет на финансовый
год утверждается законом Республики
Казахстан, местные бюджеты - решениями
маслихата.
Налоговыми поступлениями в республиканский
бюджет являются:
1) корпоративный подоходный налог, за
исключением поступлений от предприятий
нефтяного сектора;
2) налог на добавленную стоимость, в том
числе на произведенные товары, выполненные
работы и оказанные услуги на территории
Республики Казахстан, и на товары, импортируемые
на территорию Республики Казахстан;
3) акцизы на товары, импортируемые
на территорию Республики Казахстан в
соответствии с законодательством Республики
Казахстан;
4) акцизы на сырую нефть, газовый конденсат;
5) налог на сверхприбыль, за исключением
поступлений от предприятий нефтяного
сектора;
6) бонусы, за исключением поступлений
от предприятий нефтяного сектора;
7) роялти, за исключением поступлений
от предприятий нефтяного сектора;
8) доля Республики Казахстан по разделу
продукции по заключенным контрактам,
за исключением поступлений от предприятий
нефтяного сектора;
9) дополнительный платеж не для пользователя,
осуществляющего деятельность по контракту
о разделе продукции;
10) сбор за проезд автотранспортных средств
по территории Республики Казахстан, кроме
сбора за проезд автотранспортных средств
по государственным платным автомобильным
дорогам местного значения;
11) сбор за выдачу разрешения на использование
радиочастотного спектра телевизионным
и радиовещательным организациям; сбор
за постановку на учет средства массовой
информации;
12) сбор за государственную регистрацию
морских, речных и маломерных судов; сбор
за государственную регистрацию ипотеки
судна или строящегося судна;
13) сбор за государственную регистрацию
лекарственных средств; сбор за государственную
регистрацию прав на произведения и объекты
смежных прав, лицензионных договоров
на использование произведений и объектов
смежных прав;
14) сбор за государственную регистрацию
гражданских воздушных судов;
15) сбор за государственную регистрацию
радиоэлектронных средств и высокочастотных
устройств;
16) плата за предоставление междугородной
и (или) международной телефонной связи;
17) плата за использование радиочастотного
спектра;
18) плата за использование особоохраняемых
природных территорий республиканского
значения;
19) плата за пользование животным миром;
20) плата за пользование судоходными водными
путями;
21) плата за размещение наружной (визуальной)
рекламы в полосе отвода автомобильных
дорог общего пользования республиканского
значения;
22) таможенные пошлины на ввозимые и вывозимые
товары;
23) поступления от осуществления таможенного
контроля и таможенных процедур;
24) пошлины, взимаемые в качестве защитных
мер отечественных товаропроизводителей;
25) консульский сбор;
26) государственная пошлина за проставление
государственными органами на официальных
документах, совершенных в Республике
Казахстан, в соответствии с международным
договором, ратифицированным Республикой
Казахстан;
27) государственная пошлина за выдачу
паспортов и удостоверений личности граждан
Республики Казахстан;
28) государственная пошлина, взимаемая
за выдачу водительских удостоверений;
29) государственная пошлина, взимаемая
за выдачу свидетельств о государственной
регистрации транспортных средств;
30) государственная пошлина, взимаемая
за выдачу государственных регистрационных
номерных знаков;
31) государственная пошлина, взимаемая
за совершение нотариальных действий
нотариусами государственных нотариальных
контор;
32) государственная пошлина, взимаемая
за совершение юридически значимых действий
уполномоченным органом в сфере интеллектуальной
собственности.
Счетным комитетом по контролю за исполнением
республиканского бюджета (далее – Счетный
комитет) в соответствии со статьей 138
Бюджетного кодекса Республики Казахстан
ежегодно подготавливаются отчёты об
исполнении республиканского бюджета
за прошедший год.
По данным отчёта Счетного комитета об
исполнении республиканского бюджета
за 2006 год в процессе исполнения республиканского
бюджета за 2006 год Парламентом Республики
Казахстан уточнены и Правительством
Республики Казахстан неоднократно корректировались
основные его параметры. Так, при уточнении
бюджета доходы были увеличены на 42,1 млрд.
тенге, а налоговые поступления – уменьшены
на 36,2 млрд. тенге. В последующем, Правительством
в результате корректировок доходы увеличены
на 214,7 млрд. тенге, а налоговые поступления
– на 136,4 млрд. тенге. Кассовое исполнение
доходов республиканского бюджета превысило
утвержденные и уточненные показатели
соответственно на 26,0% и 22,3 процента.
2.Затраты республиканского бюджета за
2006 год в процессе уточнения были увеличены
на 42,6 млрд. тенге и составили 1518,8 млрд.
тенге, против 1476,2 млрд. тенге, а расходы
на приобретение финансовых активов –
на 12,3 млрд. тенге и составили 103,5 млрд.
тенге. В свою очередь, Правительством
в течение отчетного года были внесены
изменения к уточненному показателю и
в результате затраты увеличены на 185,1
млрд. тенге и составили 1703,9 млрд. тенге.
Фактическое исполнение затрат составило
1686,3 млрд. тенге, или 111,0% к уточненному
назначению и 98,9% - к скорректированному
показателю.
Погрешности макроэкономического прогнозирования
оказали значительное влияние на налоговые
поступления в республиканский бюджет,
в доходной части которого их доля в 2006
году составила 90,2 процента. При этом основным
фактором, повлиявшим на увеличение налоговых
сборов, явился рост цен на нефть. В отчетном
году цены на нефть по сравнению с 2005 годом
увеличились на 20,2 процента. В 2005-2006 годы
углеводороды и металлы обеспечили более
3/4 стоимости товарного экспорта республики,
а доля налоговых поступлений в республиканский
бюджет от нефтяного сектора составила
более 30 процентов.
Основные положения Закона «О республиканском
бюджете на 2006 год» исполнены. В полном
объеме исполнены семнадцать статей Закона,
пять статей носят нормативный характер.
Вместе с тем, Правительством не обеспечено
надлежащее исполнение двадцати четырех
статей Закона, две статьи не исполнены.
Как и в предыдущие годы, в результате
неполного выполнения статьи 2 в республиканский
бюджет не поступила арендная плата за
пользование Российской Федерацией военными
полигонами в размере 3,5 млрд. тенге. Правительством
так и не обеспечено вступление в силу
протоколов о внесении изменений и дополнений
в соглашения и договоры между Республикой
Казахстан и Российской Федерацией по
использованию и аренде испытательных
полигонов, а также соглашения об урегулировании
взаимных вопросов и условий расчетов
от использования этих полигонов. В результате,
не выполнены расходы по программам «Поставка
и ремонт вооружения и военной техники
в соответствии с межгосударственными
договорами об аренде полигонов» и «Подготовка
специалистов с высшим послевузовским
профессиональным образованием».
В 2006 году не исполнена статья 7-1 Закона,
согласно которой в доход республиканского
бюджета должен быть направлен трансферт
из Национального фонда в размере 76,6 млрд.
тенге.
Согласно уточненному бюджету, доходы
республиканского бюджета на 2006 год были
установлены в размере 1 510,3 млрд. тенге.
В соответствии с корректировкой поступления
в бюджет от организаций сырьевого сектора
увеличились на 172,6 млрд. тенге и составили
1 682,9 млрд. тенге, фактически поступило
1 847,2 млрд. тенге, или 122,3% к уточненному
показателю.
В общей сумме доходов налоговые поступления
за 2006 год составили 1 667,8 млрд. тенге, или
90,2% к общему объему доходов, неналоговые
поступления – соответственно 49,2 млрд.
тенге и 2,7%, поступления доходов от продажи
основного капитала – 8,3 млрд. тенге и
0,5%, поступления трансфертов – 121,9 млрд.
тенге и 6,6% .
Согласно данным Счётного комитета уточненный
и скорректированный показатели по налоговым
поступлениям республиканского бюджета
за 2006 год перевыполнены на 31,7% и 15,9% соответственно
и составил 1 667,8 млрд. тенге.
Перевыполнение плана налоговых поступлений
обеспечено, в основном, за счет корпоративного
подоходного налога – на 216,1 млрд. тенге
(в 1,4 раза) и поступлений за использование
природных и других ресурсов – на 127,0 млрд.
тенге (в 1,9 раза).
Структурный анализ показывает, что основными
источниками налоговых поступлений республиканского
бюджета, как и в предыдущие годы, являлись
корпоративный подоходный налог, налог
на добавленную стоимость и поступления
за использование природных и других ресурсов.
Так, в 2006 году доля корпоративного подоходного
налога в общем объеме налоговых поступлений
составила 46,6%, а в 2005 году – 53,4%, НДС –
29,4% и 22,0%, поступления за использование
природных и других ресурсов – 16,0% и 19,5%,
соответственно.
В 2006 году налоговые поступления в республиканский
бюджет возросли по сравнению с 2005 годом
на 105,9 млрд. тенге, или на 6,8 процента. Среди
налоговых поступлений наиболее высокие
темпы роста приходились на таможенные
платежи (85,3%) и акцизы (56,4%).
3.Таблица - Структура налоговых поступлений
в республиканский бюджет за 2005-2006 годы,
млрд. тенге
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В 2006 году не обеспечено выполнение плановых
показателей по специфике «Прочие
налоги» на сумму 18,7 млн. тенге: в
республиканский бюджет поступило
20,0 млн. тенге, или 51,7% от планового показателя.
В 2006 году по итогам 45 071 проверки дополнительно
начислено 114,9 млрд. тенге, взыскано 14,9
млрд. тенге, или 13 процентов. Проведено
3 925 безрезультативных проверок, из
которых наибольшее количество приходится
на город Алматы – 624, Карагандинскую
область – 566, Костанайскую область –
542.
Центральным аппаратом Налогового комитета
в 2006 году проведено пять проверок из восьми,
предусмотренных планом. Дополнительно
начислено налогов и платежей в бюджет
на сумму 309,7 млн. тенге, из которых взыскано
24,0 млн. тенге, или только 7,7 процента.
Показатели взыскания в бюджет дополнительно
начисленных налогов и платежей по отдельным
хозяйствующим субъектам еще ниже. В частности,
по результатам налоговой проверки в ЗАО
НК «Казахстан Темир Жолы» в 2004 году дополнительно
начислено налогов и платежей на сумму
30,7 млрд. тенге. После рассмотрения жалобы
Налоговый комитет отменил обжалуемое
уведомление по акту налоговой проверки
и направил уведомление о начисленной
сумме налогов и других обязательных платежей
на сумму 8,5 млрд. тенге. По итогам рассмотрения
результатов этой проверки в суде, сумма
дополнительно начисленных налогов и
платежей уменьшилась до 1,7 млрд. тенге,
или 5,5% от первоначальной суммы. Аналогичная
картина наблюдалась и по другим проверкам.
С вступлением в силу Налогового кодекса
значительно сократился удельный вес
взысканных сумм от дополнительно начисленных
налогов и платежей: с 54,0% в 2001 году до 13,0%
в 2006 году.
В республике увеличивается сумма переплаты
налогов и других обязательных платежей
в бюджет, которая по состоянию на 1 января
2007 года составила 693,5 млрд. тенге и по
сравнению с началом отчетного года возросла
на 150,4 млрд. тенге, или на 27,7 процента.
В результате происходит определенное
отвлечение оборотных средств хозяйствующих
субъектов и увеличение налоговой нагрузки
налогоплательщиков, а также увеличение
сумм возврата поступлений из республиканского
бюджета. Так, в 2006 году АО «Казцинк» из
республиканского бюджета произведен
возврат НДС по оборотам, облагаемым по
нулевой ставке, в размере 5,2 млрд. тенге,
АО «Миттал Стил Темиртау» – 11,5 млрд. тенге.
При этом последним уплачено других налогов
и платежей в бюджет 1,5 млрд. тенге.
Информация о работе Анализ налоговых поступлений в республиканский бюджет