Анализ налоговых поступлений в республиканский бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:05, доклад

Краткое описание

В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты в совокупности составляющие государственный бюджет.
Функционирование бюджетной системы основано на взаимосвязи бюджетов различных уровней и обеспечивается порядком их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения, контроля, а также отчетом об исполнении республиканского и местного бюджетов.
Республиканский бюджет на финансовый год утверждается законом Республики Казахстан, местные бюджеты - решениями маслихата.

Оглавление

1. Бюджетная система Республики Казахстан
2. Затраты республиканского бюджета
3. Структура налоговых поступлений в республиканский бюджет

Файлы: 1 файл

Анализ налоговых поступлений в республиканский бюджет.docx

— 24.05 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Л.Н. ГУМИЛЕВА

 

 

 

Экономический факультет.

Кафедра «Финансы».

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

на тему: «Анализ налоговых поступлений в республиканский бюджет». 

 

 

 

По дисциплине: «Финансы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: студентка гр

Проверила: Шыныбекова Н.М.

 

                                                                         

                                         

 

                                      АСТАНА

                                         2013г.

 

 

Содержание :

  1. Бюджетная система Республики Казахстан
  2. Затраты республиканского бюджета
  3. Структура налоговых поступлений в республиканский бюджет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ налоговых  поступлений в республиканский  бюджет  

 
1.Бюджетная система Республики Казахстан включает бюджеты различных уровней, основанные на экономических отношениях и соответствующих правовых нормах.  
 
В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты в совокупности составляющие государственный бюджет.  
 
Функционирование бюджетной системы основано на взаимосвязи бюджетов различных уровней и обеспечивается порядком их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения, контроля, а также отчетом об исполнении республиканского и местного бюджетов. 
 
Республиканский бюджет на финансовый год утверждается законом Республики Казахстан, местные бюджеты - решениями маслихата.  
 
Налоговыми поступлениями в республиканский бюджет являются: 
 
1) корпоративный подоходный налог, за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора; 
 
2) налог на добавленную стоимость, в том числе на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан, и на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан; 
 
3) акцизы на товары,  импортируемые на территорию Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 
 
4) акцизы на сырую нефть, газовый конденсат; 
 
5) налог на сверхприбыль, за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора; 
 
6) бонусы, за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора; 
 
7) роялти, за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора; 
 
8) доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам, за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора; 
 
9) дополнительный платеж не для пользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции; 
 
10) сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан, кроме сбора за проезд автотранспортных средств по государственным платным автомобильным дорогам местного значения; 
 
11) сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям; сбор за постановку на учет средства массовой информации; 
 
12) сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов; сбор за государственную регистрацию ипотеки судна или строящегося судна; 
 
13) сбор за государственную регистрацию лекарственных средств; сбор за государственную регистрацию прав на произведения и объекты смежных прав, лицензионных договоров на использование произведений и объектов смежных прав; 
 
14) сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов; 
 
15) сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств; 
 
16) плата за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи; 
 
17) плата за использование радиочастотного спектра; 
 
18) плата за использование особоохраняемых природных территорий республиканского значения; 
 
19) плата за пользование животным миром; 
 
20) плата за пользование судоходными водными путями; 
 
21) плата за размещение наружной (визуальной) рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования республиканского значения; 
 
22) таможенные пошлины на ввозимые и вывозимые товары; 
 
23) поступления от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур; 
 
24) пошлины, взимаемые в качестве защитных мер отечественных товаропроизводителей; 
 
25) консульский сбор; 
 
26) государственная пошлина за проставление государственными органами на официальных документах, совершенных в Республике Казахстан, в соответствии с международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан; 
 
27) государственная пошлина за выдачу паспортов и удостоверений личности граждан Республики Казахстан; 
 
28) государственная пошлина, взимаемая за выдачу водительских удостоверений; 
 
29) государственная пошлина, взимаемая за выдачу свидетельств о государственной регистрации транспортных средств; 
 
30) государственная пошлина, взимаемая за выдачу государственных регистрационных номерных знаков; 
 
31) государственная пошлина, взимаемая за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор; 
 
32) государственная пошлина, взимаемая за совершение юридически значимых действий уполномоченным органом в сфере интеллектуальной собственности. 
 
Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) в соответствии со статьей 138 Бюджетного кодекса Республики Казахстан ежегодно подготавливаются отчёты об исполнении республиканского бюджета за прошедший год. 
 
По данным отчёта Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год в процессе исполнения республиканского бюджета за 2006 год Парламентом Республики Казахстан уточнены и Правительством Республики Казахстан неоднократно корректировались основные его параметры. Так, при уточнении бюджета доходы были увеличены на 42,1 млрд. тенге, а налоговые поступления – уменьшены на 36,2 млрд. тенге. В последующем, Правительством в результате корректировок доходы увеличены на 214,7 млрд. тенге, а налоговые поступления – на 136,4 млрд. тенге. Кассовое исполнение доходов республиканского бюджета превысило утвержденные и уточненные показатели соответственно на 26,0% и 22,3 процента. 
 
2.Затраты республиканского бюджета за 2006 год в процессе уточнения были увеличены на 42,6 млрд. тенге и составили 1518,8 млрд. тенге, против 1476,2 млрд. тенге, а расходы на приобретение финансовых активов – на 12,3 млрд. тенге и составили 103,5 млрд. тенге. В свою очередь, Правительством в течение отчетного года были внесены изменения к уточненному показателю и в результате затраты увеличены на 185,1 млрд. тенге и составили 1703,9 млрд. тенге. Фактическое исполнение затрат составило 1686,3 млрд. тенге, или 111,0% к уточненному назначению и 98,9% - к скорректированному показателю. 
 
Погрешности макроэкономического прогнозирования оказали значительное влияние на налоговые поступления в республиканский бюджет, в доходной части которого их доля в 2006 году составила 90,2 процента. При этом основным фактором, повлиявшим на увеличение налоговых сборов, явился рост цен на нефть. В отчетном году цены на нефть по сравнению с 2005 годом увеличились на 20,2 процента. В 2005-2006 годы углеводороды и металлы обеспечили более 3/4 стоимости товарного экспорта республики, а доля налоговых поступлений в республиканский бюджет от нефтяного сектора составила более 30 процентов. 
 
Основные положения Закона «О республиканском бюджете на 2006 год» исполнены. В полном объеме исполнены семнадцать статей Закона, пять статей носят нормативный характер. Вместе с тем, Правительством не обеспечено надлежащее исполнение двадцати четырех статей Закона, две статьи не исполнены. 
 
Как и в предыдущие годы, в результате неполного выполнения статьи 2 в республиканский бюджет не поступила арендная плата за пользование Российской Федерацией военными полигонами в размере 3,5 млрд. тенге. Правительством так и не обеспечено вступление в силу протоколов о внесении изменений и дополнений в соглашения и договоры между Республикой Казахстан и Российской Федерацией по использованию и аренде испытательных полигонов, а также соглашения об урегулировании взаимных вопросов и условий расчетов от использования этих полигонов. В результате, не выполнены расходы по программам «Поставка и ремонт вооружения и военной техники в соответствии с межгосударственными договорами об аренде полигонов» и «Подготовка специалистов с высшим послевузовским профессиональным образованием». 
 
В 2006 году не исполнена статья 7-1 Закона, согласно которой в доход республиканского бюджета должен быть направлен трансферт из Национального фонда в размере 76,6 млрд. тенге. 
 
Согласно уточненному бюджету, доходы республиканского бюджета на 2006 год были установлены в размере 1 510,3 млрд. тенге. В соответствии с корректировкой поступления в бюджет от организаций сырьевого сектора увеличились на 172,6 млрд. тенге и составили 1 682,9 млрд. тенге, фактически поступило 1 847,2 млрд. тенге, или 122,3% к уточненному показателю.  
 
В общей сумме доходов налоговые поступления за 2006 год составили 1 667,8 млрд. тенге, или 90,2% к общему объему доходов, неналоговые поступления – соответственно 49,2 млрд. тенге и 2,7%, поступления доходов от продажи основного капитала – 8,3 млрд. тенге и 0,5%, поступления трансфертов – 121,9 млрд. тенге и 6,6% . 
 
Согласно данным Счётного комитета уточненный и скорректированный показатели по налоговым поступлениям республиканского бюджета за 2006 год перевыполнены на 31,7% и 15,9% соответственно и составил 1 667,8 млрд. тенге.  
 
Перевыполнение плана налоговых поступлений обеспечено, в основном, за счет корпоративного подоходного налога – на 216,1 млрд. тенге (в 1,4 раза) и поступлений за использование природных и других ресурсов – на 127,0 млрд. тенге (в 1,9 раза). 
 
Структурный анализ показывает, что основными источниками налоговых поступлений республиканского бюджета, как и в предыдущие годы, являлись корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость и поступления за использование природных и других ресурсов. Так, в 2006 году доля корпоративного подоходного налога в общем объеме налоговых поступлений составила 46,6%, а в 2005 году – 53,4%, НДС – 29,4% и 22,0%, поступления за использование природных и других ресурсов – 16,0% и 19,5%, соответственно. 
 
В 2006 году налоговые поступления в республиканский бюджет возросли по сравнению с 2005 годом на 105,9 млрд. тенге, или на 6,8 процента. Среди налоговых поступлений наиболее высокие темпы роста приходились на таможенные платежи (85,3%) и акцизы (56,4%).

 
3.Таблица  - Структура налоговых поступлений в республиканский бюджет за 2005-2006 годы, млрд. тенге

 
Наименование

 
2005

 
Уд.вес, %

 
2006

 
Уд.вес, %

 
Темпы роста 2006г. к 2005г., %

 
Налоговые поступления

 
1 561,9

 
100,0

 
1 667,8

 
100,0

 
106,8

 
Корпоративный подоходный налог

 
834,3

 
53,4

 
776,6

 
46,6

 
93,1

 
Налог на добавленную стоимость

 
343,9

 
22,0

 
489,6

 
29,4

 
142,4

 
Акцизы

 
10,1

 
0,6

 
15,8

 
0,9

 
156,4

 
Поступления за использование природных  и других ресурсов

 
304,2

 
19,5

 
267,4

 
16,0

 
87,9

 
Сборы за ведение предпринимательской  и профессиональной деятельности

 
0,6

 
0,1

 
0,8

 
0,1

 
133,3

 
Таможенные платежи

 
53,1

 
3,4

 
98,4

 
5,9

 
185,3

 
Другие налоги и платежи

 
15,7

 
1,0

 
19,2

 
1,1

 
122,3

 
Примечание – Источник Министерство финансов Республики Казахстан


 
В 2006 году не обеспечено выполнение плановых показателей по специфике «Прочие  налоги» на сумму 18,7 млн. тенге: в  республиканский бюджет поступило 20,0 млн. тенге, или 51,7% от планового показателя.

 
В 2006 году по итогам 45 071 проверки дополнительно  начислено 114,9 млрд. тенге, взыскано 14,9 млрд. тенге, или 13 процентов. Проведено 3 925 безрезультативных проверок, из которых наибольшее количество приходится на город Алматы – 624, Карагандинскую область – 566, Костанайскую область – 542. 
 
Центральным аппаратом Налогового комитета в 2006 году проведено пять проверок из восьми, предусмотренных планом. Дополнительно начислено налогов и платежей в бюджет на сумму 309,7 млн. тенге, из которых взыскано 24,0 млн. тенге, или только 7,7 процента. 
 
Показатели взыскания в бюджет дополнительно начисленных налогов и платежей по отдельным хозяйствующим субъектам еще ниже. В частности, по результатам налоговой проверки в ЗАО НК «Казахстан Темир Жолы» в 2004 году дополнительно начислено налогов и платежей на сумму 30,7 млрд. тенге. После рассмотрения жалобы Налоговый комитет отменил обжалуемое уведомление по акту налоговой проверки и направил уведомление о начисленной сумме налогов и других обязательных платежей на сумму 8,5 млрд. тенге. По итогам рассмотрения результатов этой проверки в суде, сумма дополнительно начисленных налогов и платежей уменьшилась до 1,7 млрд. тенге, или 5,5% от первоначальной суммы. Аналогичная картина наблюдалась и по другим проверкам. 
 
С вступлением в силу Налогового кодекса значительно сократился удельный вес взысканных сумм от дополнительно начисленных налогов и платежей: с 54,0% в 2001 году до 13,0% в 2006 году. 
 
В республике увеличивается сумма переплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, которая по состоянию на 1 января 2007 года составила 693,5 млрд. тенге и по сравнению с началом отчетного года возросла на 150,4 млрд. тенге, или на 27,7 процента. В результате происходит определенное отвлечение оборотных средств хозяйствующих субъектов и увеличение налоговой нагрузки налогоплательщиков, а также увеличение сумм возврата поступлений из республиканского бюджета. Так, в 2006 году АО «Казцинк» из республиканского бюджета произведен возврат НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, в размере 5,2 млрд. тенге, АО «Миттал Стил Темиртау» – 11,5 млрд. тенге. При этом последним уплачено других налогов и платежей в бюджет 1,5 млрд. тенге.


Информация о работе Анализ налоговых поступлений в республиканский бюджет