Анализ местного бюджета на примере Кемеровской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выработка предложений по увеличению объема доходов местных бюджетов на примере Кемеровской области.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
- рассмотрение роли и значения муниципальных бюджетов в бюджетной системе;
- проведение анализа исполнения бюджета Кемеровской области;
- основные проблемы формирования муниципальных бюджетов и пути их решения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3 стр.
Глава 1. Теоретические основы бюджетов……………………………..……………………………………..4 стр.
1.1 Роль муниципальных бюджетов в бюджетной системе………………………………………………………………………4 стр.
1.2 Формирование доходов местных бюджетов…………………………………………………………………….6 стр.
1.3 Формирование расходов местных бюджетов…………………………………………………………………….8 стр.
Глава 2. Анализ состояния бюджета Кемеровской области на 2010 год……………………………………………………………………………11 стр.
2.1 Анализ доходов бюджета……………………………………………………………………13 стр.
2.2 Анализ расходов бюджета……………………………………. 16 стр.
Глава 3. Проблемы формирования бюджета и пути их решения…………………………………………………………………...21 стр.
Выводы…………………………………………………………………………………...……………………………………………………………………..25 стр.
Литература……………………………………………………………….27 стр.

Файлы: 1 файл

ПРОЕКТ ФИНАНСЫ(сдали).docx

— 50.28 Кб (Скачать)

    Таким образом, к закрепленным (местным) налогам  и сборам относятся: земельный  налог, налог на имущество физических  лиц, целевые сборы на содержание  милиции, образование и благоустройство, налог на рекламу, регистрационные сборы.

    За 2010 год произошли  существенные изменения  в составе  закрепленных (местных) налогах. Их  доли в общем объеме доходов  и составе налоговых доходов  за 2010 года соответственно составили 0,3 и 8,8%.

Такие кардинальные изменения произошли  в основном за счет отмены налога на содержание жилищного фонда и  объектов СКС, приносивший 13% от всего  объёма доходов и 19% от собственных  доходов территории до 16% и 28% соответственно в 2010 году.

    Собственные доходы  бюджета подразделяются на налоговые  и неналоговые. Значительно, с 36% до 57%, выросла доля налогов на  доход  и прирост капитала (налоги  на прибыль  и доходы физических  лиц).

    В составе данного  показателя стабильно  растёт  доля налога на доходы физических  лиц до 38% в 2010 году.

    Динамика  долей  налоговых изъятий в  местный  бюджет в процентном отношении  от валовой добавленной стоимости (далее ВДС) производимой на территории  муниципального образования Кемеровской  области приведена в таблице 2.2

    Таблица 2.2 - Динамика  долей налоговых изъятий  в  местный бюджет в процентном  отношении от валовой добавленной  стоимости в сравнении за 2010 год.  

Налоговые доходы        2010 год   в процентах  к ВДС,%

   Всего налоговые  доходы        6,0

   Налог на прибыль          1,5

   Налог на доходы  физических лиц        2,3

   Налог на имущество  предприятий       0,8

   Другие  налоги           1,4

 

   Как видно из  таблицы 2.2 доля налоговых доходов  бюджета в 2010году по оперативным  данным – 6,0%. Причём, увеличение  произошло по налогу на доходы  физических лиц, а снижение –  по другим видам налогов, наибольшую  долю из которых занимал ранее  налог на содержание жилищного  фонда и объектов социально-культурной  сферы, тогда как доли остальных  налогов практически не изменились. Данный показатель характеризует  долю налоговых изъятий из  произведенной валовой добавленной  стоимости на территории муниципального  образования в местный бюджет.

    К неналоговым  доходам местного бюджета  относятся: аренда имущества, земля, штрафы, санкции, добровольные взносы и доходы  бюджетных организаций от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности. Анализ доходов бюджета Кемеровской  области показал крайне неблагоприятную  ситуацию. Причинами являются не  только неустойчивые финансовые  состояния основных налогоплательщиков, но и результат неэффективного  администрирования существующих  налогов и сборов, а также несоответствие  доходных и расходных полномочий.    

        2.2 Анализ  расходов бюджета.

    В данном подразделе  объектом анализа  в целом выступает  деятельность органов местного  самоуправления Муниципального  образования Кемеровской области  по расходованию денежных средств  из местного бюджета за 2010 год.

    Как уже было  сказано ранее, местные  органы  власти муниципального образования  обеспечивают развитие социальной  и  экономической инфраструктуры, социальную защиту населения  и развитие местной промышленности. Социально-производственная инфраструктура  включает такие отрасли, как транспорт, строительство, связь, жилищно-коммунальное  хозяйство, отрасли бытового обслуживания  населения. Местная промышленность  обычно состоит из предприятий, где производство связанно со  специфическими местными условиями, т.е. это редкие промыслы и предприятия  узко-профильного назначения.

    В соответствии  с определенными полномочиями  и методикой определения исходной  базы дохода и расхода проектов  бюджетов муниципальных образований Кемеровской области для формирования межбюджетных отношений на 2010 год расходы бюджета муниципального образования определяется по следующим разделам:

    1. Муниципальное  управление;

    2. Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности  государства;

    3. Промышленность, энергетика и строительство;

    4. Сельское хозяйство;

    5. Транспорт, связь  и информатика;

    6. Жилищно-коммунальное  хозяйство;

    7. Образование;

    8. Культура и  кинематография;

    9. Средства массовой  информации (периодическая  печать);

    10. Здравоохранение  и физическая  культура;

    11. Социальная  политика.

    Анализ  абсолютных  и относительных показателей  расходной части бюджета представлен  в таблицах 2.3 и 2.4

    Цель    этого   анализа заключается    в    выявление     абсолютных     и относительных изменений величин  различных статей финансовой  отчетности за определенный период  и определение  оценки этих  изменений. Ценность горизонтального  анализа существенно снижается  в условиях инфляции. Тем не  менее, эти данные с известной  степенью условности можно использовать  в сравнение расходных статей бюджетов.

    Таблица 2.3 - Анализ  структуры расходов  бюджета  за 2010 год  

 Показатели             2010

 Государственное управление и местное самоуправление      9950

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности деятельности государства            1556  

   Промышленность, энергетика  и строительство                    4670

   Сельское  хозяйство  и рыболовство                      417

   Жилищно-коммунальное  хозяйство                      43958

   Предупреждение  и  ликвидация последствий ЧС и  стихийных бедствий                68

   Образование                          44200

   Культура, искусство  и кинематография         4771

   Средства  массовой  информации         135

   Здравоохранение  и физическая культура       15324

   Социальная  политика         15328

   Средства  по взаимным  расчетам с бюджетами  других  уровней  2233

   Прочие  расходы         1428

   Всего расходов             144038

 

В таблице 2.3 содержатся сведения об исполненных  расходах за    2010 год.

    Анализ  итоговых  сумм финансирования свидетельствуют  о том, что по итоговым данным  расходы  в 2010 г. – 144038 тыс. руб.  ( + 19,6%).

    Общее количество  расходов за анализируемый период  за 2010 год составило 144038 тыс. рублей.

    Больший удельный  вес в расходах в 2010 г. занимают  расходы, направляемые в социальную  сферу (образование – 31,5%, 32,3% и 30,7%; здравоохранение  – 12,2%, 12,6% и 10,6%). Большой удельный  вес занимают расходы на  жилищно-коммунальное  хозяйство – 36,2%, 33,7% и 30,5%. Это объясняется  возмещением убытков предприятиям  ЖКХ в связи с неприменением  экономически обоснованного тарифа.

    К расходам  на местное самоуправление относятся  расходы, связанные с осуществлением  органами местной власти управленческих  и организационных функций, направленных  на решение вопросов местного  значения. Основными документами, определяющими  расходы на управление, является  штатное расписание и смета  расходов. В штатном расписании  указываются структурные подразделения, должности в соответствии с  номенклатурой аппарата управления, количество штатных единиц по  каждой должности, оклады, надбавки  и месячный фонд заработной  платы. В состав затрат расходов  на содержание аппарата управления  входят: зарплата, начисления на  зарплату, хозяйственные, командировочные  и другие расходы.

    В соответствии  с общероссийским классификатором  родственными отраслями социальной  сферы являются образование, культура, здравоохранение, физическая культура, социальное обслуживание, жилищно-коммунальное  хозяйство. В этих отраслях не  создаются материальные блага,  оказываются услуги социальной  значимости. Услуги этих отраслей  потребляются всеми гражданами  страны и относятся к разряду  общественных благ.

Возросла доля расходов на социальную политику от 8,2% до 10,7% в 2010 году.  Это произошло в связи с упорядочением и подкреплением соответствующими финансовыми ресурсами выплат по федеральным законам об инвалидах, ветеранах и пособиях гражданам, имеющим детей.

    В целом 2010 год  характеризуется более полным  исполнением расходной части  бюджета. Анализ расходов по экономической  классификации показывает, что растёт  доля текущих (с 93% до 97%) и, соответственно, снижается доля капитальных расходов (с 7% до 3%) местного бюджета.

    В составе текущих  расходов тенденцию к росту  имеет удельный вес расходов  на оплату товаров и оплату  услуг, в которых также увеличилась  доля затрат на оплату труда  и начислений на неё (единый  социальный налог (взнос)) – до 69% в 2010 году.

    Капитальные затраты  снижаются как в абсолютном  значении, так и по удельному  весу в общем объёме расходов. Причём в 2010-м из них составляют  затраты на капитальный ремонт, из которых около двух третьих  – это затраты на капитальный  ремонт жилого фонда, а остальное  – затраты на объекты социально-культурной  сферы и муниципальные дороги. В силу того, что эти средства  децентрализованы по разным ведомствам, снижается их эффективность и  повышается удельная стоимость.

    Расходная политика  местного бюджета в условиях, когда практически отсутствует  перспективное финансовое планирование, а бюджетные обязательства не  соответствуют имеющимся финансовым  ресурсам, привела к тому, что  более половины кредиторской  задолженности, сложившейся на территории, сформировалось по причине неплатежей  из бюджетов всех уровней.

    И в заключении, проведем анализ соотношения  доходной и расходной базы  бюджета  Муниципального образования  за 2010 год  и выявим дефицитный  или профицитный  бюджет данного  Муниципального образования. Анализ  проведем на основании таблицы  2.5

 

    Таблица 2.5 - Анализ  соотношения доходной и расходной  базы бюджета Муниципального  образования Кемеровской области  за 2010 год  

  Показатели        2010 год

   Доходы  – всего       125035

   в том числе  собственные доходы     53556

   Расходы – всего       144038

   Дефицит (-); профицит (+)      - 19003

 

    Таким образом, бюджет Муниципального образования  дефицитный, причем к 2010 году дефицит  бюджета значительно возрос. Данный  дефицит органы местного самоуправления  закрывают бюджетными кредитами. Исходя из этого, можно сделать  вывод, что  субъект и Федерация  передают органам местного самоуправления  свои полномочия, а дотацию и  субвенцию на эти цели доводят  не в полном объеме. Поэтому  органам местного самоуправления  приходится брать бюджетные кредиты  на выполнение данных полномочий. Такая ситуация в корне неправильная  и противоречит общим принципам  межбюджетных отношений. В следующей  главе мы рассмотрим пути решения  данной проблемы.

      Глава 3. Проблемы  формирования бюджета и пути  их решения.

  Местные бюджеты перегружены  обязательствами, возложенными на  них федеральным  законодательством  без предоставления источников финансирования .

    Зависимость местных  бюджетов от ежегодно устанавливаемых  пропорций (нормативов) расщепления  федеральных налогов подрывает  стимулы к проведению структурных  реформ, привлечению инвестиций, развитию  налогового потенциала территорий  и повышению собираемости налогов.

    Местные бюджеты  остаются недостаточно прозрачными, отсутствует целостная система  мониторинга состояния и качества  управления государственными и  муниципальными финансами (общественными  финансами), результаты которой были  бы доступны не только органам  власти разных уровней, но и  населению, инвесторам и кредиторам.

    Все это приводит  к неэффективному использованию  бюджетных ресурсов, сокращению  объема и качества бюджетных  услуг, подрыву  предпосылок для  устойчивого  экономического роста, усложнению условий  для проведения  структурных реформ, искажению условий  равной конкуренции, ухудшению предпринимательского  и инвестиционного климата, дальнейшему  усилению межрегиональных диспропорций, росту социальной и политической  напряженности.

    3.1 Мероприятия  по  улучшению реформирования  системы распределения   бюджета.

В первую очередь это четкое определение в законодательстве понятия собственных доходов местных бюджетов.

Во-вторых, повышение финансовой самостоятельности муниципальных образований может быть достигнуто путем передачи на местный уровень таких доходных источников, которые должны иметь характер собственных, исходя из своей сути, а не названия, а именно: закрепленные (полностью либо частично) конкретно указанные доходы. Местным бюджетам предпочтительно передать больше финансовых ресурсов в виде отчислений от налогов, а не финансовой помощи, так как налоговые доходы создают предпосылки для заинтересованности муниципальных администраций в развитии соответствующих территорий.

В-третьих, необходима разработка реального механизма судебной защиты права местного самоуправления на необходимый уровень собственных доходов местных бюджетов.

Проведение указанных мероприятий позволило бы обеспечить минимизацию встречных финансовых потоков в государстве, увеличить заинтересованность территорий в наращивании собственных доходов и тем самым заинтересовать органы местного самоуправления в развитии собственной налоговой базы. Они будут способствовать формированию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, рациональному использованию муниципальной собственности, поднятию уровня местного налогового нормотворчества, уменьшению дотационности местных бюджетов, а в связи с этим и ликвидации иждивенчества со стороны местных властей.

Информация о работе Анализ местного бюджета на примере Кемеровской области