Анализ и пути совершенствования бюджетного устройства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства РФ;
рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;

Оглавление

Введение 3
Глава I.Бюджетное устройство Российской Федерации 4
1.1 Понятие бюджетного устройства 4
1.2 Субъекты бюджетной системы 10
Глава II. Анализ бюджетного устройства Российской Федерации 17
2.1 Состав бюджетной системы 17
2.2 Межбюджетные отношения 22
2.3 Государственный бюджет Российской Федерации за 2008 и 2009 год 26
Глава III. Пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации 34
Список литературы 40
Приложение 1 41
Приложение 2 51
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Финансам.docx

— 101.40 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего 

профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.И. Лобачевского 

Факультет дистанционного обучения  
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
 

По  дисциплине «Финансы»

на тему:

Анализ и пути совершенствования бюджетного устройства в РФ ”
 
 

                                                    Выполнил:

Студент _IV_ курса, группы4-44ФК/15

заочного отделения,

специальности

«Финансы и кредит»

Добрынкина  Е.А.

____________________

подпись 

Проверил:

Емельянова  О.В.

____________________

подпись 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород

2010 г. 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава I.Бюджетное устройство Российской Федерации 4
1.1 Понятие бюджетного устройства 4
1.2 Субъекты бюджетной системы 10
Глава II.  Анализ бюджетного устройства Российской Федерации 17
2.1 Состав бюджетной системы 17
2.2 Межбюджетные отношения 22
2.3 Государственный бюджет Российской Федерации за 2008 и 2009 год 26
Глава III. Пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации 34
Список  литературы 40
Приложение 1 41
Приложение  2 51
Заключение 55
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

     Таким образом, актуальность данной темы заключается  в первостепенной важности бюджета  для функционирования национальной экономики, в его формировании и  исполнении регулирующей роли в использовании  ВВП.

     Цель  исследования - исследовать бюджетное  устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы  и разработка мероприятий по совершенствованию  бюджетной системы.

     Поставленная  цель предопределила постановку и решение  следующих задач:

  • исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства РФ;
  • рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
  • рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
  • предложить мероприятия по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации.

     Объектом  курсовой работы является бюджет Российской Федерации и бюджетное устройство.

ГЛАВА I. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     1.1 Понятие бюджетного  устройства Российской  Федерации 

     Каждое  государство имеет свою организацию  бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

     Основы  бюджетного устройства Российской Федерации  определяются Конституцией страны и  ее государственным устройством  как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

     Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.

     Бюджетное устройство любой страны определяется её государственным (административно-территориальным) устройством. Характеристика бюджетного устройства складывается из трех элементов:

     а) структуры бюджетной системы, включая внебюджетные и целевые бюджетные фонды;

     б) бюджетной классификации Российской Федерации;

     в) принципов бюджетной системы  Российской Федерации.

     Бюджетная классификация представляет собой  систему, согласно которой классифицируются доходы и расходы по определенным признакам и сводятся в соответствующие  группы. Бюджетная классификация  в целях облегчения планирования, учета и контроля за состоянием доходов  и расходов в рамках единой бюджетной  системы призвана свести все разнообразные  подходы по проблемам бюджетов к  небольшому числу групп признаков. Классификация производится по сходным или характерным признакам, наиболее полно отражающим процессы, происходящие в бюджетной системе.

     Согласно  Бюджетному Кодексу Российской Федерации  бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
  • экономическую классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

     Бюджетная классификация в части классификации  доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической  классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и  используется при составлении, утверждении  и исполнении бюджетов всех уровней  и составлении консолидированных  бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

     Принципы  бюджетной системы Российской Федерации  – это основополагающие и руководящие  идеи, ведущие положение, определяющие функционирование этой системы и  в целом бюджетных правоотношений.

     Эти принципы имеют важное значение, так  как обеспечивают единообразие бюджетного правотворчества и правоприменения  на уровне Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований.

     К основным (базовым) принципам бюджета  относятся следующие:

  1. законности;
  2. единство бюджетной системы Российской Федерации;
  3. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
  4. самостоятельность бюджетов;
  5. полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  6. сбалансированность бюджетов;
  7. эффективность и экономичность использования бюджетных средств;
  8. общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
  9. гласность;
  10. достоверность;
  11. адресность и целевой характер бюджетных средств.

     Значение  и содержание принципа законности заключается  в том, что бюджет должен быть утвержден  только в надлежащей правовой форме  – законом. Данный принцип закреплён  в ст. 11 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями  которого федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

     Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации (ст. 29 БК РФ) обеспечивается не только единством правовой базы, единой денежной системой, формами бюджетной документации, единством принципов бюджетного процесса, но также единой системой санкций за нарушение бюджетного законодательства, единым порядком финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета. Этот принцип дает возможность применять на всех уровнях бюджетной системы такие законодательные акты, как Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О бюджетной классификации Российской Федерации», а также единую систему бюджетного учета и т.д.

     Тесно связаны между собой принципы разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и принцип самостоятельности бюджетов.

     Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Этот принцип нашел отражение в ст. 49-64, 84-87 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, установивших основы разграничения доходов и расходов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами муниципальных образований.

     Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, т.е. в порядке, определенном Бюджетным Кодексом Российской Федерации, составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

     Кроме того, принцип самостоятельности  бюджетов подтверждают наличие собственных  источников доходов бюджетов каждого  уровня бюджетной системы, законодательное  закрепление регулирующих доходов  бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов, а также право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с  Бюджетным Кодексом Российской Федерации  определять направления расходования средств соответствующих бюджетов. Наконец, этот принцип означает недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением  случаев, связанных с изменением законодательства.

     Принцип сбалансированности бюджета тесно  связан с принципом общего (совокупного) покрытия расходов. Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Информация о работе Анализ и пути совершенствования бюджетного устройства в РФ