Анализ и пути совершенствования бюджетного устройства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства РФ;
рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;

Оглавление

Введение 3
Глава I.Бюджетное устройство Российской Федерации 4
1.1 Понятие бюджетного устройства 4
1.2 Субъекты бюджетной системы 10
Глава II. Анализ бюджетного устройства Российской Федерации 17
2.1 Состав бюджетной системы 17
2.2 Межбюджетные отношения 22
2.3 Государственный бюджет Российской Федерации за 2008 и 2009 год 26
Глава III. Пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации 34
Список литературы 40
Приложение 1 41
Приложение 2 51
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Финансам.docx

— 101.40 Кб (Скачать)

     Таблица 2.

Объемы  поступлений доходов федерального бюджета РФ в 2008-2009 гг.    (в % ВВП, по кассовому исполнению)

    июнь 2008 2008 июнь 2009
Налоги  и другие платежи, администрируемые Федеральной налоговой службой 12,33% 11,27% 11,69%
Налоги  и платежи, администрируемые Федеральной  таможенной службой 11,09% 10,76% 10,16%
Поступления, администрируемые Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом 0,21% 0,26% 0,14%
Доходы  федерального бюджета, администрируемые другими федеральными органами 1,25% 1,25% 1,41%
Итого доходов 24,87% 23,54% 23,39%
 

     Наибольшее  падение в долях ВВП за период с января по май 2009г. было зафиксировано по следующим доходным источникам: вывозные таможенные пошлины (-2,1% ВВП), НДПИ (-1,2%), налог на добавленную стоимость товаров, реализуемых на территории РФ (-0,7%). Следует отметить, что в сумме эти налоги составили почти 60% от суммарных доходов федерального бюджета за январь-май 2009г. Наибольший рост в долях ВВП наблюдался по следующим статьям: налог на добавленную стоимость товаров, ввозимых на территорию РФ (+0,6%) и ввозные таможенные пошлины (+0,2%), единый социальный налог (+0,1%). Доля этих налогов в доходах федерального бюджета достигла чуть более 25% по результатам исполнения бюджета за первые 5 месяцев 2009г. По остальным статьям изменения были незначительны (менее 0,1% ВВП). Вышеописанные изменения в поступлениях по различным видам налогов и сборов привели к падению доли доходов федерального бюджета в ВВП как за первые 5 месяцев, так и за январь-июнь 2009г.

 

      Таблица 3.

Доходы федерального бюджета (основные статьи) за 2007-2009 гг. (в % ВВП)

Доходы  федерального бюджета (основные статьи) за 2005-2007 гг. (в % ВВП) Май 2006 2006 Май 2007
1. Налог на прибыль организаций 1,99% 1,92% 1,89%
2. Единый социальный налог 1,19% 1,19% 1,29%
3. Налоги на товары и услуги, реализуемые на территории РФ 4,63% 3,82% 3,90%
3.1.Налог  на добавленную стоимость 4,25% 3,47% 3,54%
3.2. Акцизы по подакцизным товарам 0,38% 0,35% 0,35%
4. Налоги на товары, ввозимые на  территорию РФ 2,19% 2,27% 2,76%
4.1. Налог на добавленную стоимость 2,12% 2,20% 2,68%
4.2. Акцизы по подакцизным товарам 0,06% 0,06% 0,09%
5. Налог на добычу полезных ископаемых 4,61% 4,11% 3,44%
6. Ввозные таможенные пошлины 1,28% 1,28% 1,51%
7. Вывозные таможенные пошлины 7,66% 7,12% 5,60%
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА - ВСЕГО 25,07% 23,58% 21,77%
 

     Данные  Министерства финансов РФ о финансировании расходов федерального бюджета в  январе-июне 2009 года представлены в табл. 4. Сравнивая показатели расходов по отдельным статьям за январь-июнь 2009г. с аналогичным периодом прошлого года, можно заметить, что изменения носили разнонаправленный характер. Наибольшее падение (в долях ВВП) наблюдалось по следующим статьям: межбюджетные трансферты (-0,18%), социальная политика (-0,14%), общегосударственные вопросы (-0,11%), национальная оборона (-0,06%). При этом в сумме эти статьи составили 66,4% от общего объема профинансированных расходов федерального бюджета за январь-июнь 2009г. Наибольший рост (в долях ВВП) был зафиксирован в расходах на национальную экономику (+0,26%), образование (+0,14%), ЖКХ (+0,07%), национальная безопасность (+0,07%), здравоохранение и спорт (+0,07%). Расходы по этим статьям достигли 32,3% от суммарных расходов федерального бюджета. По остальным статьям изменения были незначительными (менее 0,01% ВВП).

 

      Таблица 4.

     Объемы финансирования расходов федерального бюджета РФ в 2008-2009 гг. (в % от ВВП)

    Июнь2008 2008 Июнь 2009
Общегосударственные вопросы 2,32% 2,19% 2,20%
из  них: обслуживание государственного долга 0,75% 0,65% 0,46%
Национальная  оборона 3,03% 2,57% 2,97%
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 2,31% 2,08% 2,37%
Национальная  экономика 1,22% 1,31% 1,49%
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,20% 0,20% 0,27%
Охрана  окружающей среды 0,03% 0,03% 0,03%
Образование 0,95% 0,78% 1,09%
Культура, кинематография и средства массовой информации 0,23% 0,21% 0,22%
Здравоохранение и спорт 0,59% 0,56% 0,66%
Социальная  политика 0,95% 0,81% 0,81%
Межбюджетные  трансферты 6,28% 5,68% 6,10%
ВСЕГО РАСХОДОВ 18,10% 16,40% 18,21%
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     На  протяжении ряда лет бюджетная политика строилась на принципе реформирования экономики, которая осуществлялась по следующим направлениям:

  • создание олигархического слоя собственников, воплощающих оперативную тактику реформ. Предполагалось, что, передав основные отрасли производства и крупные объекты в собственность частных лиц, в России появится олигархический слой, который за счет платежей обеспечит в достаточной степени выполнение властью своих функций перед обществом и государством;
  • приведение институционной базы в соответствие с усилением сырьевой направленности реального сектора экономики и подчинение ей внешнеторговой деятельности государства, за счет чего предполагалось значительно увеличить объемы бюджетов всех уровней, в первую очередь федеральный бюджет. Хотя сырьевые источники и пополняют бюджет, однако не в том соотношении, как его мог бы пополнить конечный продукт (кроме газа);
  • либерализация денежно-кредитного и финансового рынка (либерализация цен на товары и услуги), по мнению реформаторов, должна была наполнить не столько федеральный бюджет, сколько территориальные бюджеты и на этой основе обеспечить социально-экономическое развитие регионов;
  • привлечение спекулятивного и иностранного капиталов, которые должны были стабилизировать экономику, придать ей бурное развитие и на основе экономического сектора обеспечить бюджеты денежными ресурсами;
  • реализация модели бюджетного федерализма, согласно которой предполагалось значительно расширить полномочия территориальных органов власти, в том числе с помощью заключения двухсторонних соглашений между центром (Федерацией) и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями и на этой основе предполагалось устранить противоречия в существующей бюджетной системе за счет оперативного решения финансовых проблем.

     Все вышеизложенные начинания решались реформаторами перестройки без  соответствующего анализа российских условий, без достаточного обоснования, без правовой базы разграничения  предметов ведения и учета  реального бюджетного потенциала.

     Взятый  правительством курс реализации бюджетной  политики по перечисленным направлениям привел к негативным последствиям. Налицо обозначилось:

  • подавление инвестиционной активности государственного сектора экономики;
  • устранение государства от реализации принципа социальной справедливости и обеспечения гарантированного уровня благосостояния;
  • сползание к индивидуальному принципу удовлетворения социальных потребностей без учета роста доходов населения;
  • расслоение общества на бедных и богатых, на нищих и сверхбогатых, что породило противоречия между социальными группами населения;
  • зависимость территориальных образований от центра (территориальных бюджетов от федерального бюджета), что привело к негативным последствиям в социально-экономической жизни общества и территорий.

     Разрешение  сложившейся ситуации потребовало  изменения курса в бюджетной  политике. Современное социально-экономическое  состояние общества и территорий свидетельствует о необходимости  усиления регулирующей роли государства  в разрешении ряда проблем в бюджетной  сфере. Анализ состояния бюджетной  системы в течение ряда последних  лет свидетельствует, что в числе первоочередных проблем, которые необходимо разрешить, стоят следующие:

  • сбалансировать бюджеты всех уровней, в том числе государственные бюджетные фонды;
  • оптимизировать структуры статей доходов и расходов всех уровней бюджетной системы;
  • обеспечить принятие реальных и прозрачных бюджетов и внебюджетных фондов;
  • усовершенствовать налоговую систему как основной источник доходов бюджетов всех уровней;
  • повысить эффективность (доходность) использования государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований;
  • перейти на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;
  • усовершенствовать законодательную базу и определить механизм передачи расходов верхнего уровня на бюджеты нижних уровней бюджетной системы;
  • оптимизировать бюджетную систему на основе обобщения теории и реализации ее положений в практику бюджетного процесса.

Информация о работе Анализ и пути совершенствования бюджетного устройства в РФ