Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа
Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства РФ;
рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
Введение 3
Глава I.Бюджетное устройство Российской Федерации 4
1.1 Понятие бюджетного устройства 4
1.2 Субъекты бюджетной системы 10
Глава II. Анализ бюджетного устройства Российской Федерации 17
2.1 Состав бюджетной системы 17
2.2 Межбюджетные отношения 22
2.3 Государственный бюджет Российской Федерации за 2008 и 2009 год 26
Глава III. Пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации 34
Список литературы 40
Приложение 1 41
Приложение 2 51
Заключение
Таблица 2.
Объемы
поступлений доходов
июнь 2008 | 2008 | июнь 2009 | |
Налоги и другие платежи, администрируемые Федеральной налоговой службой | 12,33% | 11,27% | 11,69% |
Налоги и платежи, администрируемые Федеральной таможенной службой | 11,09% | 10,76% | 10,16% |
Поступления, администрируемые Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом | 0,21% | 0,26% | 0,14% |
Доходы федерального бюджета, администрируемые другими федеральными органами | 1,25% | 1,25% | 1,41% |
Итого доходов | 24,87% | 23,54% | 23,39% |
Наибольшее падение в долях ВВП за период с января по май 2009г. было зафиксировано по следующим доходным источникам: вывозные таможенные пошлины (-2,1% ВВП), НДПИ (-1,2%), налог на добавленную стоимость товаров, реализуемых на территории РФ (-0,7%). Следует отметить, что в сумме эти налоги составили почти 60% от суммарных доходов федерального бюджета за январь-май 2009г. Наибольший рост в долях ВВП наблюдался по следующим статьям: налог на добавленную стоимость товаров, ввозимых на территорию РФ (+0,6%) и ввозные таможенные пошлины (+0,2%), единый социальный налог (+0,1%). Доля этих налогов в доходах федерального бюджета достигла чуть более 25% по результатам исполнения бюджета за первые 5 месяцев 2009г. По остальным статьям изменения были незначительны (менее 0,1% ВВП). Вышеописанные изменения в поступлениях по различным видам налогов и сборов привели к падению доли доходов федерального бюджета в ВВП как за первые 5 месяцев, так и за январь-июнь 2009г.
Таблица 3.
Доходы федерального бюджета (основные статьи) за 2007-2009 гг. (в % ВВП)
Доходы федерального бюджета (основные статьи) за 2005-2007 гг. (в % ВВП) | Май 2006 | 2006 | Май 2007 |
1. Налог на прибыль организаций | 1,99% | 1,92% | 1,89% |
2. Единый социальный налог | 1,19% | 1,19% | 1,29% |
3. Налоги на товары и услуги, реализуемые на территории РФ | 4,63% | 3,82% | 3,90% |
3.1.Налог на добавленную стоимость | 4,25% | 3,47% | 3,54% |
3.2. Акцизы по подакцизным товарам | 0,38% | 0,35% | 0,35% |
4. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ | 2,19% | 2,27% | 2,76% |
4.1. Налог на добавленную стоимость | 2,12% | 2,20% | 2,68% |
4.2. Акцизы по подакцизным товарам | 0,06% | 0,06% | 0,09% |
5.
Налог на добычу полезных |
4,61% | 4,11% | 3,44% |
6. Ввозные таможенные пошлины | 1,28% | 1,28% | 1,51% |
7. Вывозные таможенные пошлины | 7,66% | 7,12% | 5,60% |
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА - ВСЕГО | 25,07% | 23,58% | 21,77% |
Данные Министерства финансов РФ о финансировании расходов федерального бюджета в январе-июне 2009 года представлены в табл. 4. Сравнивая показатели расходов по отдельным статьям за январь-июнь 2009г. с аналогичным периодом прошлого года, можно заметить, что изменения носили разнонаправленный характер. Наибольшее падение (в долях ВВП) наблюдалось по следующим статьям: межбюджетные трансферты (-0,18%), социальная политика (-0,14%), общегосударственные вопросы (-0,11%), национальная оборона (-0,06%). При этом в сумме эти статьи составили 66,4% от общего объема профинансированных расходов федерального бюджета за январь-июнь 2009г. Наибольший рост (в долях ВВП) был зафиксирован в расходах на национальную экономику (+0,26%), образование (+0,14%), ЖКХ (+0,07%), национальная безопасность (+0,07%), здравоохранение и спорт (+0,07%). Расходы по этим статьям достигли 32,3% от суммарных расходов федерального бюджета. По остальным статьям изменения были незначительными (менее 0,01% ВВП).
Таблица 4.
Объемы финансирования расходов федерального бюджета РФ в 2008-2009 гг. (в % от ВВП)
Июнь2008 | 2008 | Июнь 2009 | |
Общегосударственные вопросы | 2,32% | 2,19% | 2,20% |
из них: обслуживание государственного долга | 0,75% | 0,65% | 0,46% |
Национальная оборона | 3,03% | 2,57% | 2,97% |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2,31% | 2,08% | 2,37% |
Национальная экономика | 1,22% | 1,31% | 1,49% |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 0,20% | 0,20% | 0,27% |
Охрана окружающей среды | 0,03% | 0,03% | 0,03% |
Образование | 0,95% | 0,78% | 1,09% |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 0,23% | 0,21% | 0,22% |
Здравоохранение и спорт | 0,59% | 0,56% | 0,66% |
Социальная политика | 0,95% | 0,81% | 0,81% |
Межбюджетные трансферты | 6,28% | 5,68% | 6,10% |
ВСЕГО РАСХОДОВ | 18,10% | 16,40% | 18,21% |
ГЛАВА
III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
На протяжении ряда лет бюджетная политика строилась на принципе реформирования экономики, которая осуществлялась по следующим направлениям:
Все вышеизложенные начинания решались реформаторами перестройки без соответствующего анализа российских условий, без достаточного обоснования, без правовой базы разграничения предметов ведения и учета реального бюджетного потенциала.
Взятый правительством курс реализации бюджетной политики по перечисленным направлениям привел к негативным последствиям. Налицо обозначилось:
Разрешение
сложившейся ситуации потребовало
изменения курса в бюджетной
политике. Современное социально-
Информация о работе Анализ и пути совершенствования бюджетного устройства в РФ