Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа
Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства РФ;
рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
Введение 3
Глава I.Бюджетное устройство Российской Федерации 4
1.1 Понятие бюджетного устройства 4
1.2 Субъекты бюджетной системы 10
Глава II. Анализ бюджетного устройства Российской Федерации 17
2.1 Состав бюджетной системы 17
2.2 Межбюджетные отношения 22
2.3 Государственный бюджет Российской Федерации за 2008 и 2009 год 26
Глава III. Пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации 34
Список литературы 40
Приложение 1 41
Приложение 2 51
Заключение
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм. В строго научном смысле теории бюджетного федерализма, равно как и канонического определения не существует.
Вместе с тем анализ построения бюджетно-налоговых систем в государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма:
Все
эти характеристики стандартной
модели бюджетного федерализма претерпевают
неизбежные изменения при её адаптации
к условиям конкретной страны. «Стандарт»
надо приспосабливать к характерному
только для данной страны и для
данного периода её истории множеству
взаимосвязанных задач
Российская
модель бюджетного федерализма формально
строилась в соответствии с описанным
«стандартом». Она опиралась на конституционно
декларированное распределение
предметов ведения между
Главной
проблемой российского
Углубление
горизонтальной дифференциации по доходам
способствует увеличению объема средств,
необходимых для подтягивания регионов
до среднероссийского уровня. Так
как межрегиональная
Существующий механизм выделения трансфертов поощряет регионы к уменьшению их доходной базы. Принцип выравнивания расходов при отсутствии стимулов к увеличению собственных доходов обусловливает усиление иждивенческих настроений в регионах.
В
таких условиях необходимы коренные
изменения трансфертной политики, направленные
на повышение финансовой самостоятельности
и ответственности регионов, поощрение
их собственных усилий в преодолении
бюджетного кризиса, наращивании доходной
базы как регионального, так и
федерального бюджета, ускорении социально-
Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федерального бюджета доходами должна быть установлена прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет.
Федеральный
центр должен разработать и довести
до регионов рекомендации по программам
бюджетного оздоровления, следование
которым будет важнейшим
Оздоровлению региональных бюджетов должно способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов.
Важным условием нормального функционирования межбюджетных отношений является финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и целесообразным расходованием средств региональных бюджетов. Логическим развитием вышесказанного может стать требование обязательного подтверждения соответствующими органами власти фактической результативности использования ранее выделенных средств. Такие официальные подтверждения могли бы быть дополнительными основаниями для получения очередной порции средств поддержки. При этом важно не полное расходование полученных средств, а именно результативность их использования для улучшения или стабилизации в регионе по конкретным параметрам (снижение уровня бедности, рост числа рабочих мест и т.д.).
Большое
значение для модернизации межбюджетных
отношений имеет изменение
Инициатива
по решению таких задач, равно
как и готовность взять на себя
всю ответственность за целевое
использование бюджетных
2.3
Государственный
бюджет Российской
Федерации за 2008 и
2009 год
Государственный бюджет РФ за 2008 год.
Бюджет на 2008 год был спланирован исходя из роста ВВП в 2008г. на 5,8%, инфляции в 7,0 - 8,5%, цены на нефть марки «Urals» в $40 за баррель и среднегодового курса доллара в размере 28,6 рубля за доллар.
В 2008г. доходы бюджета (см. Приложение 1) составили 5 трлн. 46 млрд. 137,5 млн. рублей, в том числе налоговые доходы - 3 трлн. 167 млрд. 825,9 млн. рублей, неналоговые - 1 трлн. 878 млрд. 311,6 млн. рублей. В январе-мае 2008г. в федеральный бюджет страны поступило администрируемых ФНС России доходов 1 214,8 млрд. руб. Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых — 36,3% и НДС —33,4%. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ в январе-мае 2008г. составили 189,8 млрд. руб. Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-мае 2008г. составили 113,5 млрд. руб. Поступления НДС на товары, реализуемые на территории РФ, в январе-мае 2008г. составили 405,8 млрд. руб.
Расходы бюджета (см. Приложение 2) составили 4 трлн. 270 млрд. 114,7 млн. рублей, в том числе процентные расходы - 202 млрд. 482,2 млн. рублей, непроцентные - 4 трлн. 67 млрд. 632,5 млн. рублей. Профицит бюджета составил 776 млрд. 22,8 млн. рублей. Объем ВВП в абсолютном выражении - 24,38 трлн. рублей.
В результате рассмотрения проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год» во втором и третьем чтениях произошло перераспределение расходов на общую сумму 18,1 млрд. рублей.
Это
обусловлено сокращением
Государственный бюджет на 2009 год
За январь-июнь 2009 года уровень доходов федерального бюджета РФ составил 23,4% ВВП, уровень расходов федерального бюджета составил 15,7% ВВП, а профицит бюджета - 7,7% ВВП. По итогам января-мая 2009 года доходы консолидированного бюджета РФ составили 34,8% ВВП, расходы консолидированного бюджета - 24,8% ВВП, а профицит бюджета - 10,0% ВВП. На 1 июля 2009 года объем средств «Стабилизационного фонда РФ» составил 3 141,4 млрд. руб., что по отношению к ВВП в годовом исчислении составляет 11,3%.
В
таблице 1 представлена динамика основных
параметров федерального бюджета РФ в
2007-2009 гг. По предварительной оценке Министерства
финансов РФ по кассовому исполнению в
январе-июне 2009 г. федеральный бюджет был
исполнен по доходам в сумме 3 244,9 млрд.
руб. (23,4% ВВП), по расходам 2 171,9 млрд. руб.
(15,7% ВВП), профицит федерального бюджета
составил 1 073,98 млрд. руб.(7,7% ВВП). По абсолютной
величине доходы и расходы федерального
бюджета за рассматриваемый период оказались
несколько выше соответствующих показателей
прошлого года (доходы - 2 931,8 млрд. руб.,
а расходы - 1 870,4 млрд. руб.). В то же время
по отношению к ВВП данные показатели
несколько снизились (соответственно
24,9% и 15,9% ВВП). Следует отметить, что профицит
федерального бюджета в номинальной величине
близок к показателю прошлого года (1 061,4
млрд. руб.), в то время, как в долях ВВП
наблюдается снижение по сравнению с предыдущим
периодом (9,0% ВВП).
Таблица 1.
Основные параметры
федерального бюджета РФ в 2008-2009 гг. (в
% ВВП)
июнь 2008 | 2008 | июнь 2009 | |
Доходы | 24,9% | 23,5% | 23,4% |
Расходы | 15,9% | 16,2% | 15,7% |
Дефицит
(-) /
Профицит (+) |
9,0% | 7,4% | 7,7% |
За
январь-июнь 2009г. объем налоговых и иных
поступлений в долях ВВП по большинству
ведомств снизился по отношению к показателям
за аналогичный период прошлого года (табл.
2). Поступления налогов и платежей, администрируемых
Федеральной налоговой службой, составили
11,69% ВВП, что на 0,64% ВВП ниже аналогичного
показателя января-июня 2008 года. Доля поступлений,
администрируемых Федеральной таможенной
службой, составила 10,16% ВВП (11,09% ВВП в 2008г.,
т.е. снижение составило почти 1% ВВП). Объем
поступлений, администрируемых Федеральным
агентством по управлению федеральным
имуществом, снизился на 0,07 п.п. и составил
0,14% ВВП. Объем доходов госбюджета, администрируемых
другими федеральными органами, напротив,
по итогам января-июня 2009г. продемонстрировал
некоторое повышение (на 0,16% ВВП) по сравнению
с показателями прошлого года и составил
1,41% ВВП (1,25% ВВП в 2008г.)
Информация о работе Анализ и пути совершенствования бюджетного устройства в РФ