Анализ и пути повышения роли банковских карт ЗАО «Москомприватбанк» в системе безналичных расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является формирование комплекса мероприятий по развитию карточного бизнеса банка и повышению его роли в системе безналичных расчетов. В современных условиях развития рынка безналичных расчетов физических лиц, расширение карточного бизнеса банка, в том числе в направлении кредитных карт, является, безусловно, одним из приоритетов банковского менеджмента и маркетинга.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….. 3
1 Сущность, виды и значение пластиковых карт в развитии
современного банковского бизнеса……………………………………………. 6
1.1 Понятие и экономическая сущность банковских пластиковых карт
как инструмента безналичных расчетов………………………………………. 6
1.2 Подходы к классификации банковских пластиковых карт………. 12
1.3 Проблемы и перспективы развития пластиковых карт в
российской банковской системе……………………………………………… 19
2 Методы и способы оценки банковских операций с пластиковыми
картами…………………………………………………………………………. 30
2.1 Маркетинговые исследования в изучении рынка пластиковых карт... 30
2.2 Анализ и прогнозирование рисков, связанных с банковскими
пластиковыми картами………………………………………………………... 34
2.3 Технология проведения безналичных платежей и использованием
банковских карт: критерии обеспечения надежности………………………. 40
3 Анализ и пути повышения роли банковских карт
ЗАО «Москомприватбанк» в системе безналичных расчетов……………… 47
3.1 Место и роль пластиковых карт в деятельности
ЗАО «Москомприватбанк»……………………………………………………. 47
3.2 Анализ развития операций с банковскими картами
ЗАО «Москомприватбанк»……………………………………………………. 52
3.3 Перспективные направления в развитии карточного бизнеса
ЗАО «Москомприватбанк»…………………………………………………… 59
Заключение……………………………………………………………… 66
Список использованных источников………………………………….. 6

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 739.00 Кб (Скачать)

Магнитные карточки нельзя считать идеальным платежным средством, так как они имеют множество недостатков:

            плохие эксплуатационные характеристики (информацию на магнитном носителе легко можно разрушить);

            отсутствует возможность надежного обновления информа­ции, что не позволяет хранить на карточке информацию о состоянии счета клиента;

            необходимость обслуживания карточки в режиме on-line, что повышает издержки эксплуатации подобной системы. Это означает, что для каждой транзакции необходимо обращаться через модемную связь в центр авторизации для подтверждения подлинности по вы­деленной телефонной линии, что дорого и недостаточно надежно, особенно в условиях России;

            слабая защита от мошенничества (эти карточки легко ук­расть, подделать либо путем производства фальшивок, либо скопи­ровав информацию с них).

В 1981 году Дж. Дрекслером была изобретена оптическая карточка.  Карты оптической памяти имеют большую емкость, чем карты памяти, но данные на них могут быть записаны только один раз. В таких картах используется worm-технология (однократная запись - многократное чтение). Запись и считывание информации с такой карты производится специальной аппаратурой с использованием лазера (откуда другое название - лазерная карта). Технология, применяемая в картах, подобна той, которая используется в лазерных дисках. Основное преимущество таких карточек - возможность хранения больших объемов информации. Такие карточки в банковских технологиях распространения пока не получили вследствие высокой стоимости как самих карточек, так и считывающего оборудования.[13, c.66]

 

 

 

1.3 Проблемы и перспективы развития пластиковых карт в российской банковской системе

 

 

Розничный «бум» (в том числе и выпуск кредитных карт) стартовал в 2001-2002 годах, когда в России начали появляться российские и зарубежные платежные системы. Это закономерно, так как развитие «пластикового» бизнеса требует инфраструктуры.

Сами банкиры связывают растущий интерес к пластику еще и с наблюдавшимся в 2000 году существенным снижением тарифов. Первыми в России по этому пути пошли Балтийский банк, Петровский народный банк и Санкт-Петербургский банк Сбербанка. Они с разрешения системы EuropayInt. снизили тарифы  при взаимном обслуживании операций выдачи наличных по картам Cirrus/Maestro в своих отделения и банкоматах с 1% от снимаемой суммы (минимум 3$) до 0,5% (минимум 0,5$) суммы. После подписания банками соглашения о взаимном снижении тарифов количество транзакций в сети банков-партнеров выросло в 9 - 10 раз [8, с. 341].

Импэксбанк, например, раздавал свои карточки бесплатно, без оплаты их изготовления и годового обслуживания. Обязательный неснижаемый остаток в МДМ-банке по карточкам VISA Classic, VISA Gold снизился с 250$ до 100$ и с 3000$ до 1500$ соответственно, а минимальный первоначальный взнос по этим же картам был вообще отменен (ранее он составлял 250$ и 300$ соответственно) [9, c. 350].

О росте спроса на пластиковые карты говорят и объем средств, проходящих по картам – c 2001 года по 2008 год объем транзакций по картам составил более 1869770 млрд. рублей, то есть в 22,5 раза больше, чем в 2001 году. [34]

К 2009 году число пластиковых банковских карт в России составило свыше 125,4 млн. штук (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 – Динамика численности пластиковых карт, тыс.шт.

 

Качественно изменилось отношение владельцев пластиковых карт к  их использованию. В 2008 году постепенно начала расти доля активных пользователей, которые чаще оплачивали карточкой покупки и услуги, чем снимали наличные в банкоматах.

С каждым месяцем число эмитированных карт становится все больше и больше. Так, по данным Центрального банка РФ, за 2008 год общий объем эмиссии банковских карт в России вырос на 10,6%, превысив 82,487 млн. карт. Тенденция стабильного роста этого банковского продукта сохраняется не первый год. За 2007 год число выпущенных карт выросло на 46,3%, а за 2006 – в некоторых банках почти на 40% по сравнению с 2005 годом. Банками-лидерами в 2008 году стали: Сбербанк РФ, Банк «Русский Стандарт», Росбанк.

Динамичное развитие инфраструктуры, принимающей к оплате платежные карты (в течение года количество организаций торговли и услуг, а также банкоматов, позволяющих оплачивать услуги, увеличилось на 27,0% и составило 181,0 тыс. единиц), привело к увеличению доли безналичных платежей с использованием платежных карт, последняя составила 18,6% (в 2007 году 16,7%). В результате доля операций по снятию наличных денег составила 81,4% по количеству и 91,4% по объему операций [24, c.40].

В 2008 году сохранилась тенденция роста рынка кредитных карт. Темп прироста по количеству карт составил 128,3%, по количеству операций с их использованием 77,2%, а по объему операций 88,4%. Но несмотря на такой значительный рост, доля этих операций в общем объеме операций с платежными картами пока еще невысока 2,0%.

В целях дальнейшего стимулирования развития розничного рынка потребительского кредитования Банком России разработан порядок, который предусматривает возможность кредитования физических лиц резидентов в валюте Российской Федерации без использования банковского счета при расчетах с применением кредитных карт (Указание Банка России от 21.09.2006 №1725-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 24.12.2004 №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»).

Наличный денежный оборот, проходящий через кассы учреждений Банка России и кредитных организаций, в 2008 году составил 30953,5 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 26,6%. Это произошло, главным образом, под воздействием роста номинальных денежных доходов населения и цен на товары и услуги.

Среднедневной оборот наличных денег, проходящий через кассы учреждений Банка России и кредитных организаций, возрос в 2008 году на 22 млрд. рублей и составил 103,2 млрд. рублей. За счет кассовых поступлений учреждения Банка России и кредитные организации обеспечили 94,3% потребности клиентов в наличных деньгах по сравнению с 95,7% в 2007 году.

Согласно опубликованной информации, российские банки эмитировали на 1 января 2009 года 125,412 млн. карт для физических лиц и 253 тыс. карт для юридических лиц. В большинстве случаев россияне используют пластиковые карточки ограниченно, по большей части для снятия наличных. На эту операцию ушло 1225,278 млрд. рублей, в то время как на оплату товаров и услуг ушло всего 482,208 млрд. рублей. В целом за 2008 год российские граждане провели по банковским картам операций на общую сумму 1836,688 млрд. рублей, включая транзакции за рубежом, что на 28,2% больше чем аналогичный показатель в 2007 году [34].

Статистика свидетельствует о неравномерности в эмиссии и использовании карт на территории России. Лидирующие позиции по эмиссии занимают банки Москвы и Московской области, выпустившие для физических лиц 24,757 млн. карт, за ними следуют банки Санкт-Петербурга, эмитировавшие 22,934 млн. карт и банки Тюменской области, где выдано 18,930 млн. карт.

В 2008 году наметились тенденции к росту спроса на пластиковые карты. Прежде всего, прошел пик недоверия к банкам. Растет число кредитных организаций, работающих с международными платежными системами. [34] Динамика количества кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и/или эквайринг платежных карт, неуклонно растет, что иллюстрирует таблица 1.

Таблица 1 – Сводная таблица по операциям с пластиковыми карточками [34]

год

операции, совершаемые физическими лицами

операции, совершаемые юридическими лицами

Количест-во банков-ских карт, тыс. шт.

объем опера-ций, млн.руб.

в том числе

количество банковских карт, тыс. шт.

объем опера-ций, млн.руб.

в том числе

по полу-чению налич-ных, млн.

руб.

по оплате товаров работ, услуг, млн.

руб.

по полу-чению налич-ных, млн.

руб.

по оплате товаровработ, услуг, млн.

руб.

2001

41478

127637

118017

9620

55

4593

3771

822

2002

46691

215136

198702

16434

92

16498

7604

8894

2003

55885

367706

343666

24040

115

28579

7777

20802

2004

68288

537994

502384

35610

126

50775

5386

45389

2005

75213

752632

702213

50419

142

70814

7412

63402

2006

85256

1102312

1029796

72516

158

76584

9023

67561

2007

91256

1425185

1313181

112004

162

82315

10212

72103

2008

125412

1825631

1683416

142215

174

86220

10542

75678

По состоянию на 01.01.09г. динамика роста количества кредитных организаций, осуществляющий эмиссию и/или эквайринг платежных карт по сравнению с 2001 годом составляет 137,3%. Из них, рост организаций, осуществляющих эмиссию карт составил 146.8%, эквайринг – 126%. Таким образом, динамика роста за период с января 2002 года по январь 2009 года свидетельствует о приоритетности развития пластикового бизнеса в России.

На 1 января 2009 года доля кредитных организаций, эмитирующих или осуществляющих эквайринг карт платежной системы MasterCard, составляет 80,5% от общего числа кредитных организаций. Такое преимущество объясняется тем, что данная платежная система предоставляет своим клиентам льготные дополнительные услуги (льготное страхование, дополнительные дисконтные карты, международную страховку, туристическое обслуживание и др.), проводит обширную рекламную компанию. Более половины кредитных организаций (53,2%) осуществляют эмиссию и/или эквайринг платежных карт платежной системы Visa International [25, c.14].

Около 23,3% организаций выпускают карты платежной системы Union Card. Однако за период с 01.01.03. по 01.01.09. наблюдается снижение количества кредитных организаций эмитирующих карты данной системы на 5,5%. Это объясняется тем, что банки предпочитают использовать карты международных систем, т.к. операции по ним могут осуществляться в иностранной валюте, в отличие от российской платежной системы Union Card.

Количество организаций, осуществляющих эмиссию и/или эквайринг карт, другой российской платежной системы, «Золотая Корона», составляет 15,1%. Однако, в отличие от Union Card, рост по этой системе объясняется тем, что карты данной платежной системы более надежны и просты в обращении (имеют чиповую основу), карты Union Card – с магнитной полосой.

Доля активных участников рынка банковских пластиковых карт к 2009 году составила 40 %. Это число в 2009 году увеличилось до 48 %, и по прогнозам банкиров к концу 2009 года составит уже 54%.

Что касается регионов России, то там по-прежнему доминируют внутренние платежные системы - «золотая корона», union card и stb-card. Лидерами в регионах являются те банки, которые реализуют зарплатные проекты.

По итогам 2009 года количество банковских карт в Россини выросло на 130% (в 2,3 раза). Результаты отдельных банков поражают воображение: Росбанк, например, увеличил эмиссию почти в 10 раз, и даже Сбербанк отчитался о росте в 40%. А 2006 год стал переломным: эмиссия кредиток серьезно потеснит зарплатные проекты, а зарплатные карты в чистом виде практически перестанут существовать, поскольку обзаведутся овердрафтом.

Еще несколько лет назад рынок карточного бизнеса банков развивался преимущественно за счет роста числа «зарплатных» проектов. Теперь ситуация изменилась: по оценкам банковских экспертов, доля кредитных карт в совокупном объеме эмиссии значительно увеличилась, и наиболее быстрыми темпами она росла в 2005 году. Так, например, у Росбанка в общем объеме эмиссии карт в 2005 году доля «зарплатных» карт составила всего 27%. У Международного московского банка, эмитировавшего по результатам года порядка 114 тыс. карт, этот показатель составил около 50%, а оставшиеся 50% пришлись на долю кредиток. 2007 год стал годом оживления рынка кредитных карт. Сегодня их выпускает практически каждый банк, возросла и конкуренция банков в этом сегменте, особенно в столичном регионе [27, c.11].

Таким образом, можно сказать, что фактором развития карточного рынка, на взгляд автора, безусловно, является постоянный рост количества банковской рекламы и информации о пластиковых картах в центральной прессе. Перспективы качественного изменения рынка связаны с внедрением комбинированных международных пластиковых карт.

На Российском рынке преимущественно представлены следующие платежные системы:

            VISA;

            EuropayCard/MasterCard;

            Diner Club;

            Юнион Кард;

            STB Card;

            Золотая Корона;

            Сберкарт [15, c.77].

Доли платежных систем по количеству совершаемых операций, количеству эмитированных карт и числу банков участников в 2008 год приведены на рисунках 2, 3. Как видно из диаграмм наиболее популярны платежные системы VISA, MasterCard, Юнион Кард, Сберкарт.

Рисунок 2 – Доли платежных систем по объему совершаемых операций в 2008г. [27, c.12]

 

 

Рисунок 3 – Доли платежных систем по количеству эмитированных карт в 2008г. [27, c.12]

В использовании пластиковых карточек можно отметить множество преимуществ. Но даже учитывая множество этих преимуществ, в их применении можно найти и отрицательные стороны. Одним из минусов для владельцев карт прежде всего являются затраты, которые они вынуждены нести: за удобства, которые даст применение карточек приходится платить; карточки принимаются не во всех магазинах и иных организациях торговли и сферы обслуживания (особенно в странах, которые только вступают на этот путь).

Для магазинов, которые осуществляют продажу своих товаров с помощью пластиковых карт, также есть некоторые неудобства: нужны начальные затраты на закупку или аренду соответствующего оборудования и последующие текущие затраты на поддержание его в рабочем состоянии, обслуживание; определенную сложность могут представлять процесс авторизации карточек, вообще отношение с процессинговым центром, обслуживающим карточки данного эмитента.

Для банка также существуют условия, сдерживающие развитие карточного бизнеса: прежде всего это связано с весьма высокими затратами, особенно в начале работы с карточками; высокие затраты, а также слабое развитие современных средств связи, без которых нельзя вести обслуживание карточек, и некоторые другие обстоятельства делают крупные инвестиции в карточный бизнес в условиях России весьма рискованными.

С позиции эмитента – банка, выпускающего карточки в обращение, наиболее серьезным является вопрос рентабельности выполняемых услуг. Так, для большинства операций, выполняемых при помощи кредитных карточек требуется несколько лет, чтобы стать прибыльными. Российские банки развивая активно эту область деятельности, нередко не отдают себе отчета в том, что речь идет о высокорисковых операциях. Рассматривая негативные стороны применения карточек, обращают внимание на себя внимание две проблемы: во – первых, объем бумажного документооборота существенно не снижается и, во – вторых, высок уровень неправомочного пользования карточками, подделок, мошенничества [30, c.325].

Информация о работе Анализ и пути повышения роли банковских карт ЗАО «Москомприватбанк» в системе безналичных расчетов