Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:02, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является формирование комплекса мероприятий по развитию карточного бизнеса банка и повышению его роли в системе безналичных расчетов. В современных условиях развития рынка безналичных расчетов физических лиц, расширение карточного бизнеса банка, в том числе в направлении кредитных карт, является, безусловно, одним из приоритетов банковского менеджмента и маркетинга.
Введение………………………………………………………………….. 3
1 Сущность, виды и значение пластиковых карт в развитии
современного банковского бизнеса……………………………………………. 6
1.1 Понятие и экономическая сущность банковских пластиковых карт
как инструмента безналичных расчетов………………………………………. 6
1.2 Подходы к классификации банковских пластиковых карт………. 12
1.3 Проблемы и перспективы развития пластиковых карт в
российской банковской системе……………………………………………… 19
2 Методы и способы оценки банковских операций с пластиковыми
картами…………………………………………………………………………. 30
2.1 Маркетинговые исследования в изучении рынка пластиковых карт... 30
2.2 Анализ и прогнозирование рисков, связанных с банковскими
пластиковыми картами………………………………………………………... 34
2.3 Технология проведения безналичных платежей и использованием
банковских карт: критерии обеспечения надежности………………………. 40
3 Анализ и пути повышения роли банковских карт
ЗАО «Москомприватбанк» в системе безналичных расчетов……………… 47
3.1 Место и роль пластиковых карт в деятельности
ЗАО «Москомприватбанк»……………………………………………………. 47
3.2 Анализ развития операций с банковскими картами
ЗАО «Москомприватбанк»……………………………………………………. 52
3.3 Перспективные направления в развитии карточного бизнеса
ЗАО «Москомприватбанк»…………………………………………………… 59
Заключение……………………………………………………………… 66
Список использованных источников………………………………….. 6
Данный вид платежных карт, несмотря на определенные недостатки (избирательный подход банка при выдаче кредитных корпоративных карт вследствие дополнительного риска невозврата средств; ежемесячные платежи за пользование картой; дополнительное время проверки платежеспособности карты и т. п.), наиболее популярен [21, c.9].
Дебетовые платежные карты (расчетные корпоративные карты) позволяют держателю производить расчеты исключительно в пределах лимита средств на текущем счете. Другими словами, клиент распоряжается только теми суммами, которые он вносит на свой счет; при этом банк не станет производить сверхлимитные платежи, кредитуя клиента, как в предыдущем случае.
Кроме того, имеет место выпуск платежных карт "смешанного" типа, соединяющих в себе элементы рассмотренных выше расчетных и кредитных карт [31, c.41].
На основании договора клиента с банком банк в установленные сроки, обычно один раз в месяц, предоставляет клиенту выписки со специального карточного счета.
Чаще всего сотрудники организации используют банковские карты с целью приобретения товарно-материальных ценностей и оплаты определенных услуг, оказываемых предприятию.
По требованию банка-эмитента организация обязана предоставить все первичные документы, являющиеся основанием для принятия к учету произведенных расходов. Такими документами являются: счета за проживание работников организации в гостинице во время командировок, чеки, квитанции, железнодорожные и авиабилеты и прочие документы, к которым в обязательном порядке должны прилагаться оригиналы квитанций электронных терминалов/банкоматов или так называемых СЛИПов, выдаваемых по всем операциям, осуществляемым с использованием корпоративных банковских карт. К такого рода документам относятся и отчеты о командировках, на основании которых денежные средства списываются со счета на командировочные расходы [22, c.87].
При осуществлении расходов на территории Российской Федерации срок представления первичных документов и отчета составляет 3 дня со дня возвращения работника из командировки.
Если работник, находясь в командировке за границей, осуществлял целевые расходы, расплачиваясь посредством корпоративной карты в иностранной валюте, срок представления отчета в банк-эмитент карты составляет 20 дней со дня возвращения работника из командировки (10 дней отводится на представление отчета внутри организации и еще 10 - на то, чтобы направить отчет в банк).
В расчетах с использованием банковских платежных карт в розничной торговле участвуют, как правило, три стороны: клиент-держатель банковской карты, предприятие торговли и банк, осуществляющий расчеты и инкассацию. Торговое предприятие, желающее принимать к оплате за товары банковские пластиковые карты, заключает с банком договор по обеспечению технической поддержки предприятия, включающей установку и наладку специализированного оборудования по считыванию данных с пластиковых карт, настройку контрольно-кассового оборудования под использование пластиковых карт и т. п. Помимо этого, договором устанавливается порядок расчетов предприятия с банком, авторизации карт, порядок и сроки инкассации [25, c.12].
Клиент, желающий приобрести товар на предприятии торговли, представляет в качестве платежного средства банковскую пластиковую карту. Кассир "прокатывает" карточку через специальную машину - импринтер, который после завершения процедуры авторизации карты (т.е. проверки подлинности карты, наличия и достаточности средств на счете держателя) выдает специальный чек, так называемый СЛИП.
Перед тем как клиент поставит свою подпись на СЛИПе, он должен удостовериться в том, что все данные на СЛИПе верны и имеется подпись кассира. СЛИП составляется в трех экземплярах под копирку: первая (верхняя) часть СЛИПа передается клиенту, вторая с инкассатором направляется в банк, а третья остается у кассира и затем вместе с кассовым отчетом передается в бухгалтерию.
Бухгалтерия составляет специальные реестры учета СЛИПов, в которых указывается их количество и сумма. Такие реестры обычно составляются в двух экземплярах: один с распиской инкассатора остается в бухгалтерии предприятия, второй с приложенными к нему вторыми экземплярами СЛИПов сдается в банк. Только после получения указанных реестров и СЛИПов банк производит зачисление соответствующих сумм за проданные товары на счет организации-продавца.
Существует также вариант, при котором магазин оборудуется специальным электронным терминалом. В этом случае составляется так называемый электронный журнал и квитанции электронного терминала в необходимом количестве. Сущность таких квитанций аналогична СЛИПам.
Продажа товаров физическим лицам с использованием банковских карт в соответствии со ст. 349 НК РФ в целях налогообложения приравнивается к реализации товаров за наличный расчет, а следовательно, облагается налогом с продаж. Согласно ст. 146 НК РФ реализация товаров является объектом налогообложения НДС.
Сами карточки, и технология выполнения операций с ними, и их обработка четко определены в рамках каждой платежной системы (в виде спецификаций и руководств в общепризнанных и имеющих большой опыт платежных системах или в виде правил приема карточек в платежных системах). Для приема карточек в сети одной платежной системы следование стандартам было бы необязательным, но поскольку всякая точка приема карточек, будь то магазин или отделение банка, заинтересована в работе по единым или хотя бы похожим правилам, технологии разных платежных систем должны быть, по крайней мере, совместимы.
1.2 Подходы к классификации банковских пластиковых карт
Пластиковая карта представляет собой пластину, изготовленную из специальной устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы. На лицевую сторону платежных карточек наносят логотип финансового института, торговые марки платежной системы, номер карты, имя владельца, срок действия карты. Кроме того, обычно на карточке присутствует голограмма с определенным символом платежной системы, может также присутствовать специальный элемент, видимый только в ультрафиолетовых лучах. На лицевой стороне чиповой карточки находится микросхема, ее расположение строго определено стандартом. На обратной стороне карточки находятся магнитная полоса (место, которой также строго определено стандартом), панель для подписи и наносимый полиграфическим способом текст банка. В некоторых платежных системах разрешается в определенном поле (чаще - на обратной стороне карточки) помещать фото держателя.[ 20, c38]
Существует много признаков, по которым можно классифицировать пластиковые карты [15, с. 40-45]:
1. По материалу, из которого они изготовлены:
- бумажные (картонные);
- пластиковые;
- металлические.
В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карты. Однако для идентификации держателя карты часто используются бумажные (картонные) карты, запаянные в прозрачную пленку. Это ламинированные карты. Ламинирование является довольно дешевой и легкодоступной процедурой, и поэтому, если карта используется для расчетов, с целью повышения защищенности от подделок применяют более совершенную и сложную технологию изготовления карт из пластика. В то же время в отличие от металла пластик легко поддается термической обработке и давлению (эмбоссированию), что весьма важно для персонализации карты перед выдачей ее клиенту.
2. По общему назначению:
- идентификационные;
- информационные;
- для финансовых операций.
3. На основании механизма расчетов:
- двусторонние системы. Возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, при которых владельцы карт могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карт (универмаги, бензоколонки и т. д.);
- многосторонние системы. Предоставляют владельцам карт возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти карты в качестве платежного средства. Многосторонние системы возглавляют национальные ассоциации банковских карт, а также компании, выпускающие карты туризма и развлечений (например, American Express).
4. По виду проводимых расчетов:
- кредитные карты, которые связаны с открытием кредитной линии, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупке товаров и при получении кассовых ссуд. Владельцу кредитной карты открывается специальный карточный счет и устанавливается лимит кредитования по ссудному счету на весь срок действия карты, а также разовый лимит на сумму одной покупки. В пределах разового лимита оплата покупки может производиться без авторизации;
- дебетовые карты предназначены для получения наличных в банковских автоматах или для оплаты товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета владельца карты в банке. Дебетовые карты не позволяют оплачивать покупки при отсутствии денег на счете.
5. По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент:
- обычные карты;
- серебряные карты;
- золотые карты.
6. По характеру использования;
- индивидуальная карта, выдаваемая отдельным клиентам банка, может быть «стандартной» или «золотой»;
- семейная карта, выдаваемая членам семьи лица, заключившего контракт, который несет ответственность по счету;
- корпоративная карта выдается юридическому лицу. На основе этой карты могут выдаваться индивидуальные карты избранным лицам (руководителям, главному бухгалтеру или ценным сотрудникам). Им открываются персональные счета, привязанные к корпоративному карточному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету имеет организация, а не индивидуальные владельцы корпоративных карт.
7. По принадлежности к учреждению-эмитенту:
- банковские карты, эмитент которых - банк или консорциум банков;
- коммерческие карты, выпускаемые нефинансовыми учреждениями: коммерческими фирмами или группой коммерческих фирм;
- карты, выпущенные организациями, чьей деятельностью непосредственно является эмиссия пластиковых карт и создание инфраструктуры по их обслуживанию.
8. По сфере использования:
- универсальные карты. Служат для оплаты любых товаров и услуг;
- частные коммерческие карты. Служат для оплаты какой-либо определенной услуги (например, карты гостиничных сетей, автозаправочных станций, супермаркетов).
9. По территориальной принадлежности:
- международные, действующие в большинстве стран;
- национальные, действующие в пределах какого-либо государства;
- локальные, используемые на части территории государства;
- карты, действующие в одном конкретном учреждении.
10. По времени использования:
- ограниченные каким-либо временным промежутком (иногда с правом пролонгации);
- неограниченные (бессрочные).
11. По способу записи информации на карту:
- графическая запись;
- эмбоссирование;
- штрих-кодирование;
- кодирование на магнитной полосе;
- чип;
- лазерная запись (оптические карты).
Магнитная полоса уже не обеспечивает необходимого уровня защиты информации от мошенничества и подделок. И специалисты начали искать более надежный способ записи информации. Им оказался чип (от англ. chip - кристалл с интегральной схемой), или микросхема. Карта с чипом очень часто называются также смарт-картами. Название «смарт-карта» (smart - интеллектуальная, или разумная) связано с возможностью последней выполнять весьма сложные операции по обработке информации. Основными преимуществами этого вида карт являются повышенная надежность, безопасность и многофункциональность. Существенным недостатком является ее высокая себестоимость.
Рассмотрим типологию смарт-карт. В зависимости от внутреннего устройства и выполняемых функций специалисты подразделяют смарт-карты на два вида [12, c.22]:
- карты с памятью;
- микропроцессорные карты.
1. Карты с памятью. Это название весьма условно, так как все смарт-карты имеют память. Обычно карты подобного типа используются для хранения информации. Существуют два подтипа подобных карт: с незащищенной и с защищенной памятью.
2. Микропроцессорные карты. Они открывают принципиально новые возможности, поскольку имеют свою внутреннюю логику и фактически являются микрокомпьютерами. В карту встраивается специализированная операционная система, обеспечивающая большой набор сервисных операций и средств безопасности.
Самой ранней и простой формой записи информации на карту было и остается графическое изображение. Оно до сих пор используется во всех картах, включая технологически современные. Вначале на карту наносились только фамилия, имя держателя карты и информация об ее эмитенте. Позднее на универсальных банковских картах был предусмотрен образец подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироваться (механически выдавливаться).
Эмбоссирование - нанесение данных на карточке в виде рельефных знаков. Это позволило значительно быстрее оформлять операцию оплаты картой, делая оттиск на ней слипа. Информация, эмбоссированная на карте, моментально переносится на слип. Способ переноса эмбоссированной на карте информации - механическое давление. Эмбоссирование не вытеснило полностью графическое изображение [4].
Штрих-кодирование - запись информации на карту с помощью штрих-кодирования применялась до изобретения магнитной полосы и в платежных системах распространения не получила. Карточки со штрих-кодами, подобными тем, которые наносятся на товары, довольно популярны в специальных карточных программах, где не требуются расчеты. Это связано с относительно низкой стоимостью таких карточек и считывающего оборудования. При этом для лучшей защиты штрих-коды покрываются непрозрачным для невооруженного глаза слоем и считываются в инфракрасном свете [5].
Магнитные карты имеют тот же самый вид, что и обыкновенные пластиковые карты, только на обратной стороне карты имеется магнитная полоса, а также возможны фотография держателя и образец его подписи. Способы записи и чтения аналогичны способам, используемым в бытовом магнитофоне. Информация, нанесенная на магнитной полосе, имеет идентификационный характер, а стоимостные показатели отсутствуют. На лицевой стороне карточки указываются: имя держателя; номер его банковской карты; шифр его отделения банка; наименование банка; символы электронной системы платежей, в которой используются карточки данного вида; голограмма - фирменный знак платежной системы (цель нанесения голограммы - сделать внешний вид карты более привлекательным и защитить от подделки; впервые голограмму применили в системе Mastercard); срок пользования карточкой (от полугода до двух лет) [13, с. 65].