Сущность и назначение человека в средневековой философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 13:45, реферат

Краткое описание

В данной работе целью является определение сущности и назначения человека в средневековой философии.
Для этого мы выделили следующие задачи работы:
Рассмотреть проблему человека в истории философской мысли;
Охарактеризовать основные положения и этапы становления средневековой философии;
Раскрыть роль человека в средневековой.

Оглавление

Введение 2
1.Проблема человека в истории философской мысли 3
2. Основные положения и этапы становления средневековой философии 8
3. Сущность и назначение человека в средневековой философии 15
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Сущность и назначение человека в средневековой философии.docx

— 49.71 Кб (Скачать)

Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение) – принцип, в соответствии с которым Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира.

Догмат о творении переносит  центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие  от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит  над природой, по ту сторону ее и  потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса  и передается Богу; в средневековой  философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих  философов.

Другим важным следствием креационизма является преодоление   характерного  для античной  философии дуализма противоположных  начал  -  активного  и пассивного:  идей или форм,  с одной стороны,  материи - с другой. На место дуализма приходит  монистический  принцип: есть только одно абсолютное начало - Бог,  а все остальное - его творение.  Разница  между Богом и творением - огромная: это две реальности различного ранга. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те  атрибуты,  которыми  античные философы наделяли бытие.   Он вечен,  неизменен,  само тождественен,  ни от чего  другого  независит  и  является  источником  всего  сущего. 

Характеристика Бога как личности была существенным шагом вперед в  направлении христианского мировоззрения, но она не давала полного преодоления  пропасти между Богом и миром. Христианский Бог, хотя сам по себе  недоступен  для  познания,  тем  не менее открывает себя человеку,  и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания.     Понимание  бытия  в средние века в средние века нашло  свое выражение в формуле:  ens et bonum conventuntur (бытие и благо обратимы). Так как Бог и только Бог есть высшее бытие и благо, то все,  что  им сотворено,  тоже хорошо и совершенно.  Отсюда следует утверждение о том, что зло само по себе - небытие, оно не является   сущностью.   Так,   дьявол,   с   точки   зрения средневекового мышления,  это небытие прикидывающееся  бытием. Зло живет благом за счет блага, поэтому в конечном счете добро правит миром.  В этом учении выразился  оптимистический  мотив средневекового сознания.

Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).

 

Этапы становления средневековой  философии

В средневековой философии можно  выделить, как минимум, два этапа  ее становления - патристику  и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

Патристика (II-VI век н.э.) (от слова «патер» - «отец Церкви») - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

Обычно этап патристики в истории философии определяется с II по VI в. Василий Великий, Августин Блаженный, Тертуллиан, Ориген и др. разработчики основных догматов христианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени.

Патристику можно условно разделить  на несколько периодов:

Апостольский период (до середины II века) – время деятельности апостолов-евангелистов.

Апологетика (середина II века – начало IV) – Апологетами называли образованных христиан, вставших на защиту христианства от языческой философии. Для защиты христианства апологеты прибегали  к помощи античной и греческой  философии, используя аллегорию  и логические доказательства, пытаясь  показать что верования язычников  нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина, Татиана, Тертуллиана.

Зрелая патристика(IV-VI) – Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку  восточная патристика связана с  античной философией сильнее западной. Наиболее известные деятели восточной  патристики: Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и  другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним. Основные проблемы патристики: формирование символов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие.

Главные проблемы патристики: 1) Проблема сущности бога и его тройственности (тринитарная проблема); 2) Отношения  веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (римлян и греков); 3) Понимание истории как движение к определенной конечной цели и определение  этой цели «Град Божий»; 4) Свобода воли человека и возможность спасения его души; 5) Проблема происхождения зла в мире, причины по которым терпит его Бог, и др. проблемы.

 

Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

Схоластика (от греч. «схоле» - спокойное  занятие, учеба) - средневековая ученость, продолжает проблемы патристики, являясь ее развитием. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, уточняются и систематизируются. Главная   отличительная   особенность   схоластики состоит в  том,  что  она  сознательно  рассматривает себя как науку, проставленную на службу теологии. Она тесно связана со складывающейся с VIII- IX вв. системой образования на Западе и базируется на святоотеческой литературе, являя собой одновременно вполне своеобразное и специфическое культурное образование. Схоластическая философия в лице ее представителей (Эриугены, Бонавентуры, Альберта Великого, Фомы Аквинского, Росцеллиана и многих др.) сохраняла интерес к поднятой патристикой философским проблемам. Однако, если эти проблемы по содержанию по-прежнему были связаны с Божеством  и тайной спасения, то на первый план все же выходят отношения разума и веры, религии и науки, а так же вопрос соотношения общего и единичного. Последний вопрос был связан с догмой о троичности единого Бога и решался с позиции «номинализма» (общее существует только в имени и уме, реально существуют только единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности). Античная философия теперь уже не считается враждебной христианству, ей уделяется большое внимание, ряд ее положений переосмысливается, ее категориальный аппарат находит применение при разработке проблем христианской философии. Что касается христианского учения, то схоластика больше анализирует учения «отцов Церкви», чем Священное Писание. В это время влияние философии Платона падает и усиливается влияние Аристотеля с его четко выраженной философской позиции «реализма» и развитым логическим мышлением.

Схоластическая ученость на практике представляла собой ряд ступеней, поднимаясь по которым ученик мог дойти до самых высших. В монастырских и церковных школах изучали «семь свободных искусств». Последние делились на «тривиум» (от числа «три») и «квадривиум» (от числа «четыре»). Ученик должен был сначала освоить тривиум, т.е. грамматику (латинскую), диалектику, риторику. Квадривиум, как более высокая ступень, включал арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Учебными заведениями, обеспечивавшими еще более высокий уровень подготовки, были университеты.

Главная отличительная особенность  схоластики состоит в том, что  она сознательно рассматривает  себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии».

Начиная примерно с XI века в средневековых  университетах возрастает интерес  к проблемам логики, которая в  ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. Большое влияние на философов XI—XIV веков оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего «Категории» Аристотеля и создавшего систему тонких различений и определений понятий, с помощью которых теологи пытались ос мыслить «истины веры». Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин, а расчленение и тончайшее различение понятий, установление определений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения. Увлечение таким образом понятой диалектикой нашло свое выражение в характерных для средневековых университетов диспутах, которые иной раз длились по 10—12 часов с небольшим перерывом на обед. Эти словопрения и хитросплетения схоластической учености порождали к себе оппозицию. Схоластической диалектике противостояли различные мистические течения, а в XV — XVI веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры, с одной стороны, и неоплатонической натурфилософии, с другой.

В средневековой философии остро  стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.

Номинализм представлял собой  зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном  существовании предметов и явлений  природы вело к подрыву церковной  догмы о первичности духовного  и вторичности материального, к  ослаблению авторитета церкви и Священного писания.

Реалисты показывали, что общие  понятия по отношению к отдельным  вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей  и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы  проявления общих понятий.

Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного  и философского знания. Развитие товарно-денежного хозяйства в странах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление. Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится к развитию городских школ, возникновению университетов.

3. Сущность и назначение  человека в средневековой философии

Западноевропейское средневековье  отмечено сильнейшим воздействием христианского  мировидения на все стороны жизни  людей, тем более - на жизнь духовную, которая была неотделима от религиозного мировоззрения. Теоцентризм являлся  основной характерной особенностью философии эпохи средневековья, а философия находилась на положении "служанки богословия" и обосновывала идею греховной сущности человека.

В обыденном сознании средневековый  период развития европейского общества нередко воспринимается как времена мракобесия, крепостной зависимости крестьянства, костров инквизиции и т.п. В определенной мере это действительно так. Но нельзя не учитывать и то обстоятельство, что религиозно-философский взгляд на человека задает довольно высокий уровень оценки его сущности, жизнедеятельности, назначения в мире. Это не безбрежный, непонятный, а потому нередко устрашающий космос античности, а Бог, понимаемый как носитель глубоких нравственных истин, эталон созидания и добродетели. Поэтому в средневековой философии проблема человека была поставлена по-новому, более широко. Она включила в поле своего внимания духовность и осмысленность человеческой жизни, а также ее возвышенность над эмпирической повседневностью. Так, Августин Блаженный решающее для человека значение придавал не интеллекту, а воле, не теории, а любви, не знанию, а вере, не рациональнму, а живой надежде.

В современной литературе делается попытка дать комплексный  анализ человека как социоприродного, космопланетарного существа, в котором  в единое целое объединены космическая, биологическая, психическая, социальная и культурная стороны индивида.

Очевидно, что человека изучают с разных сторон такие  науки, как антропология, медицина, гигиена, психология и т.д. Вместе с педагогикой, юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Она является центральным для философской антропологии, т.е. области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Последняя возникла на рубеже XVIII и XIX вв. и получила особое развитие в XX в., причем не только как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности.

Эти два основных понятия, т.е. «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о  природе человека, мы стремимся постичь  отличие человека от естественного  бытия и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком  – то одном, главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств.

Однако за тридцать столетий развития философской мысли так  и не удалось объяснить человека исчерпывающем образом, исходя из какого – то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал  от анализа, всегда казался более  загадочным, чем это представлялось вначале. Недаром в религиозном  сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог. Так или иначе, но, размышляя над  качественной спецификой человека, сущностью  его уникальности, приходишь к  выводу, что, будучи частью природы, человек  способен выходить за приделы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над  самим собой. У человека нет какой-то одной, раз и навсегда данной ему «природы», так же как и неизменной «сущности». И то и другое – исторически изменяющиеся характеристики человека. Сказать, что человек по своей «природе» добр или зол, эгоистичен или альтруистичен, раб или царь, червь или частица Космоса, - значит выразить только частичное, абстрактное знание о человеке. Поэтому определения природы и сущности человека не исходный пункт для философии, а ее конечная цель. Более того, и природу и сущность человека невозможно выразить в каком – то одном определении, даже самом широком, ибо эти понятия выражают коренное и не устранимое противоречие человеческого бытия.

Информация о работе Сущность и назначение человека в средневековой философии