Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 13:45, реферат
В данной работе целью является определение сущности и назначения человека в средневековой философии.
Для этого мы выделили следующие задачи работы:
Рассмотреть проблему человека в истории философской мысли;
Охарактеризовать основные положения и этапы становления средневековой философии;
Раскрыть роль человека в средневековой.
Введение 2
1.Проблема человека в истории философской мысли 3
2. Основные положения и этапы становления средневековой философии 8
3. Сущность и назначение человека в средневековой философии 15
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Суть его в двойственности
человека, в принадлежности его к
двум мирам одновременно – природе
и обществу, телу и духу. Человек
так или иначе решает эту проблему,
которую можно назвать
В теоцентризме средневековья человек – это лишь греховное существо, обязанное всей своей временной земной жизнью доказать право на жизнь вечную, но не материальную, а духовную. Поэтому человек должен всячески искоренять собственную материальную природу, являющуюся источником греха. Все же помыслы он должен посвятить лишь одному – любви Богу, ибо именно Бог является центром и целью всякого мышления и действия.
На вопрос, что такое человек, средневековые мыслители давали не менее многочисленные и разнообразные ответы, чем философы античности или нового времени. Однако две предпосылки этих ответов, как правило, оставались общими.
Первая – это библейское определение сущности человека как «образа и подобия божьего» - откровение, не подлежащее сомнению. Вторая – разработанное Платоном, Аристотелем и их последователями понимание человека как «разумного животного».
Исходя из этого понимания, средневековые философы ставили такие примерно вопросы: чего в человеке больше - разумного начала или начала животного? Какое из них существенное его свойство, а без какого он может обойтись, оставаясь человеком? Что такое разум и что такое жизнь (животность)? Главное же определение человека как «образа и подобия бога» тоже порождало вопрос: какие же именно свойства бога составляют сущность человеческой природы - ведь ясно, что человеку нельзя приписать ни бесконечность, ни безначальность, ни всемогущество.
Первое, что отличает антропологию уже самих ранних христианских философов от античной, языческой, - это крайне двойственная оценка человека.
Человек не только занимает отныне первое место во всей природе как ее царь - в этом смысле человека высоко ставили и некоторые греческие философы, - но и в качестве образа и подобия бога он выходит за пределы природы вообще, становится как бы над нею (ведь бог трансцендентен, запределен сотворенному им миру). И в этом существенное отличие от античной антропологии, две основные тенденции которой - платонизм и аристотелизм - не выносят человека из системы других существ, в сущности, даже не дают ему абсолютного первенства ни в одной системе.
Для платоников, признающих подлинной сущностью в человеке лишь его разумную душу, он есть низшая ступень в длиннейшей лестнице - иерархии разумных существ - душ, демонов, богов, разнообразных умов разной степени "чистоты" и т.д. Для Аристотеля человек прежде всего животное, то есть живое тело, наделенное душой, - только у людей, в отличие от зверей и насекомых, душа еще и разумна.
Для средневековых же философов, начиная с самых ранних, между человеком и всей Вселенной лежит непроходимая пропасть. Человек - пришелец из другого мира (который можно назвать"небесным царством", "духовным миром", "раем", "небом") и должен опять туда вернуться. Хотя он, согласно Библии, сам сделан из земли и воды, хотя он растет и питается, как растения, чувствует и двигается, как животное, - он сродни не только им, но и богу. Именно в рамках христианской традиции сложились представления, ставшие затем штампами: человек -царь природы, венец творения и т.п.
Но как понимать тезис, что человек - образ и подобие бога? Какие из божественных свойств составляют сущность человека?
Вот как отвечает на этот вопрос один из отцов церкви - Григорий Нисский. Бог - прежде всего царь и владыка всегосущного. Решив создать человека, он должен был сделать его царем над всеми животными. А царю необходимы две вещи: во-первых, это свобода (если царь лишен свободы, то какой-же это царь?), во-вторых, чтобы было над кем царствовать. И Бог наделяет человека разумом и свободной волей, то есть способностью рассуждения и различения добра и зла: это и есть сущность человека, образ божий в нем. А для того, чтобы он мог сделаться царем в мире, состоящим из телесных вещей и существ, Бог дает ему тело и животную душу - как связующее звено с природой, над которой он призван царствовать.
Согласно христианскому вероучению, сын божий Иисус Христос воплотился в человека, чтобы своей мучительной смертью на кресте искупить человеческие грехи и подарить людям спасение.
Идея боговоплощения противоречила не только древней языческой культуре, но и другим монотеистическим религиям -иудаизму и исламу. До христианства господствовало представление о принципиальном различии, не совместимости божественного и человеческого, поэтому не могло возникнуть и мысли о возможности слияния этих двух начал. И в самом христианстве, где Бог представляется вознесенным над всем миром в силу своей трансцендентности, а потому отделенным от природы гораздо радикальнее, чем греческие боги, вселение Бога в человеческое тело - вещь крайне парадоксальная. Не случайно в религии откровения, какой является христианство, вера ставится выше знания: парадоксы, для ума непостижимые, требуется принять на веру.
Догмат о воскресении во плоти определил в последствии христианскую антропологию. В отличие от языческих верований в бессмертие человеческой души, которая после смерти тела переселяется в другие тела, средневековая мысль убеждена в том, что человек, когда придет время, воскреснет целиком в своем телесном облике, потому что согласно христианскому учению, душа не может существовать вне тела. Именно эти догматы легли в основу средневекового понимания проблемы души и тела.
Первым из философов, попытавшихся привести в систему христианские догматы и на их основе создать учение о человеке, был Ориген (III век). Ориген считал, что человек состоит из духа, души и тела.
Дух не принадлежит самому человеку,
он как бы даруется ему Богом и
всегда устремлен к добру и
истине. Душа же составляет как
бы наше собственное "Я",
она является началом индивидуальности,
а поскольку свобода воли
составляет важнейшее определение
человеческой сущности, то именно
душа, по Оригену, и выбирает
между добром и злом. По природе
душа должна повиноваться духу,
а тело - душе. Но в силу двойственности
души, очень часто низшая ее
часть берет превосходство над
высшей, побуждая человека
следовать влечениям и
А ведь действительно так! Очень известная вещь: в странах, где меньше всего ограничена свобода действий, как правило, больше всего беспорядков. Как это не жалко осознавать, но человек действительно злоупотребляет своей свободой, и ее необходимо (!) ограничивать.
В средневековой философии возникает вопрос: если тело само по себе начало зла, то откуда же появляется средневековый аскетизм, особенно характерный для монашества? Аскетизм средневековья не отказывается от плоти как таковой, а воспитание плоти с целью подчинить ее высшему -духовному началу.
Заключение
Человек - единственное существо, способное осознать себя, свой мир, свое существование, свое бытие. Он - объект и субъект познания, практически самый важный и единственный инструмент философии, ее орудие. Феноменальность человека состоит в том, что он живет, чтобы найти истину, единственный смысл своей жизни и направить это знание во благо себе же самому и человечеству в целом. Роль человека велика, и нужно правильно осознать ее и не сходить с верной колеи, решая проблемы взаимодействия и сопряжения человека с миром, природой, разумом и самим собой.
Средневековая философия традиционно
квалифицируется как
В теоцентризме средневековья человек – это лишь греховное существо, обязанное всей своей временной земной жизнью доказать право на жизнь вечную, но не материальную, а духовную. Поэтому человек должен всячески искоренять собственную материальную природу, являющуюся источником греха. Все же помыслы он должен посвятить лишь одному – любви Богу, ибо именно Бог является центром и целью всякого мышления и действия.
Список использованной литературы
Информация о работе Сущность и назначение человека в средневековой философии