Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 15:27, контрольная работа
1.Средневековье – это исторический период развития Европы, охватывающий V – XV вв., а средневековая философия – это сложное образование, связанное, с одной стороны, с магистральными идеями нарождающегося христианства, а с другой – с античностью.
Предпосылки становления и развития философии в средние века связаны с социально-экономическими, политическими и идеологическими условиями эпохи римской империи: обезличивание рабского труда, падение его производительности, восстания рабов, появление таких социальных групп и прослоек как вольноотпущенные, профессиональные солдаты и др
1.Средневековье – это исторический период развития Европы, охватывающий V – XV вв., а средневековая философия – это сложное образование, связанное, с одной стороны, с магистральными идеями нарождающегося христианства, а с другой – с античностью.
Предпосылки становления и развития философии в средние века связаны с социально-экономическими, политическими и идеологическими условиями эпохи римской империи: обезличивание рабского труда, падение его производительности, восстания рабов, появление таких социальных групп и прослоек как вольноотпущенные, профессиональные солдаты и др. Варварские нашествия V – VI вв. вызвали экономический упадок и социальный хаос. На смену официальной римской религии, не могущей дать утешения массам, и восточным культам шло христианство, которое утверждало, что земная жизнь преходяща и праведно живущие будут жить в блаженстве в ином царстве. Христианство решало проблему человека, возводя его до божества, предлагало церковь-общину, демократизм и всеобъемлющую религиозность, монотеизм, религию священных писаний.
Средневековая философия сопряжена с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и единобожия. Антично-средневековое христианство и культура были сплавом библейско-иудаистских и эллинских элементов. Переходная эпоха к Средневековью является двумерной в культурно-философском плане. Античный мир поглощён и растворён варварским миром, происходит теологизация философии и философизация теологии. Это отражается в патристике (II – VI вв.), которая представляет собой одновременно классику античного мира и начало философии Средневековья (Августин Блаженный, Ориген, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин).
Специфика средневековой философииотражена в следующих моментах:
1. Библия стала отправным
источником и мерой оценки
любых теорий философии. В ней
содержатся идеи, отличающиеся от
языческого мировоззрения. Прежде
всего, это идея единого, уникального
Бога, находящегося в запредельном
(трансцендентном) мире. Такая концепция
исключает многобожие и
2. Поскольку Библия понимается как полный свод законов бытия, особое значение приобретает экзегетика - искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета. Соответственно, и вся философия была «экзегетична». Критерием истинности теории стало соответствие духу и букве Библии. Текст стал началом и концом любой философской теории.
3. Философии Средневековья
была присуща тенденция к
4. Христианских философов отличает от античных двойственная оценка человека. Человек занимает первое место во всей природе как её царь и в качестве образа и подобия Бога он выходит за пределы природы, становится над нею. В этом существенное отличие от античной антропологии, где человек является животным, низшей ступенью в иерархии разумных существ. Именно в рамках христианской традиции сложилось представление: человек царь природы, венец творения. Бог наделяет человека разумом и свободной волей и даёт тело и душу, в чём проявляется двойственная природа человека: его физическое и духовное составляющие.
5. Формируется новое
В целом философия средневековья была оптимистична. Ей не были присущи античные скептицизм и агностицизм. Физическая природа мира, моральные требования постигаются умом человека, а религиозные проблемы - откровением.
В Средневековье разворачивается
борьба между номиналистами и реалиста
ХРИСТИАНСТВО И АНТИЧНОСТЬ: У ИСТОКОВ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Два важнейших основания философии Средних веков — это христианская религия, в центре которой находилась Библия, и античная философия. Библия (Священное Писание, или Откровение) в переводе с греческого означает «книги». Действительно, она представляет собой собрание множества различных самостоятельных произведений. Их разделяют па две части: Ветхий Завет и Новый Завет. Некоторые книги Ветхого Завета восходят к очень древней устной традиции священных преданий. Его непосредственное формирование, как предполагают историки, происходило с XIII но I в. до н.э. В Ветхий Завет входят несколько десятков книг (католический канон — 46, еврейский — 36) па различные темы — философские, религиозные, исторические и др. Написаны они разными авторами, среди которых особое положение занимает пророк Моисей. Новый Завет, сформировавшийся в начале I тыс. нашей эры, также является собранием произведений различных авторов — учеников Христа, именуемых, по церковной традиции, апостолами. Канонический Новый Завет состоит из 27 произведений (4 евангелия, Деяния апостолов, 17 посланий и Откровение Иоанна Богослова), в которых описываются преимущественно эпизоды жизни и учение Христа. Однако существует большое количество неканонических (апокрифических — от гр. «тайный») книг, которые по разным причинам не были включены в Библию. Эзотерическая философская традиция придает этим книгам большое значение, так как считается, что именно в них содержатся пояснения важнейших сокровенных положений учения Христа, а также раскрываются некоторые тайны его земной и посмертной жизни. Апокрифические произведения первоначально были связаны с деятельностью гностиков — религиозно-философского течения последователей Христа, стремившихся к синтезу христианства, античной и восточной философии па основе эзотерической доктрины. Библейские, а иногда и апокрифические произведения — важнейший непосредственный источник философских размышлений средневековых мыслителей.
Влияние античной философии на христианскую мысль оказалось более сложным и неоднозначным. В ранние века формирования христианства (поздняя античность) оно было довольно значительным. Это относится прежде всего к идеям пеопифагорейцев, герметистов, неоплатоников, в меньшей мере перипатетиков и стоиков. Сторонники гностической традиции открыто опирались па некоторых греческих мыслителей (Пифагор, Платон и др.) и использовали их философские системы для познания, обоснования и толкования истин христианского Откровения. Однако позже, по мере укрепления в христианстве ортодоксально-церковной линии, начинается ожесточенная борьба против язычества, к которому была причислена и античная философия. Тем не менее последняя все же сохранилась в культурном пространстве средневековой цивилизации. Когда основные догматы церкви были сформированы, возникла необходимость в их разумпом обосновании. И вот тут опять пригодилась античная философия — в виде платонизма и аристотелизма. После признания императором Константином Великим (IV в.) христианства как официальной государственной религии многие идеи платонизма и неоплатонизма входят в богословие и используются для его философской разработки. Философию Аристотеля христианские теологи но-пастоящему открывают для себя лишь много веков спустя — в период расцвета схоластики (после XII в.), когда его основные труды будут переведены с греческого и арабского языков. Тогда отношение к языческой философии существенно меняется.
5.2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Средневековая философия делится па два основных периода: патристика (связана с религиозной и философской деятельностью ранних отцов церкви) и схоластика (связана с систематической разработкой христианской философии). Они, в свою очередь, распадаются па несколько этапов. 1. Ранняя патристика (II — IV вв. н.э.). Формируются основы христианских догматов, появляются первые развернутые теологические учения. Образуется объединенная религиозная организация — церковь. 2. Зрелая и поздняя патристика (IV—VII вв.). Этот этан связан преимущественно с комментированием и началом систематизации христианской философии. Возрастает влияние неоплатоиизма и аристотелизма. Усиливаются мистические настроения. Появляются первые схоластические тенденции. 3. Ранняя схоластика (VII — XII вв.). После закрытия языческих школ философия остается только в христианских монастырских школах. Целью схоластики как школьной философии (от гр. схоластикос — «школьный», «ученый») было уже не свободное изучение действительности, а разумное объяснение и доказательство истин Откровения. 4. Расцвет схоластики (XII — XIII вв.). Появляются средневековые университеты. На основе философии Аристотеля Фома Аквипский систематизирует католическую теологию. 5. Поздняя схоластика (XIV — XV вв.). Появляются новые тенденции в схоластической философии: критика теологических философских систем (томизма), возрастание интереса к натурфилософии и пауке, идейные столкновения схоластических философских школ. Ниже будут рассмотрены некоторые наиболее важные проблемы средневековой философии.
Теоцсптризм — главная особенность европейской средневековой философии
В центре средневековой философии и всей культуры находится Бог и его отношения с человеком. Эта особенность религиозного мировоззрения называется теоцентризмом.
Средневековая философия основывалась на двух главных идеях: •идея творения (онтология) •идея откровения (гносеология)
Особенности средневековой теологии: •теизм, •монотеизм, •теоцептризм, • провиденциализм.
Реалисты (Августин Блаженный, Гильом из Шампо, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский) считали, что общие понятия, т.е. универсалии, реально существуют и не зависят от человеческого сознания. Крайние реалисты полагали, что универсалии существуют независимо от вещей и до них. Умеренные думали, что они реальны, по пребывают в единичных вещах.
Наиболее жизнеспособным и удобным для Церкви оказался реализм Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского. Последний утверждал, что универсалии существуют: 1) до единичных вещей как их идеи в божественном разуме; 2) в самих вещах — как их сущности; 3) после вещей — как понятия о них в человеческом разуме. Человеческий разум способен постигать сущность вещей, т.е. общие понятия, потому что они существуют в разуме божественном. В познании реалисты ставят разум выше воли. У номиналистов наоборот.
Номиналисты (от лат. потеп — «имя», «название») предполагали, что универсалии существуют только в сознании человека как понятия о вещах или их наименования. По мнению Оккама, даже Бог сначала творит вещи актом своей воли, а уже потом в его разуме возникают идеи как представления или понятия об этих вещах. В реальности кроме единичных вещей ничего не существует. В чистом виде эта точка зрения восходит к кипику Аптисфепу и стоикам, которые, споря с Платоном, утверждали, что идеи пребывают только в человеческом разуме. Номиналистами были: Пьер Абеляр, Росцелин, Уильям Оккам, Николай из Отрекура.