Средневековая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 15:27, контрольная работа

Краткое описание

1.Средневековье – это исторический период развития Европы, охватывающий V – XV вв., а средневековая философия – это сложное образование, связанное, с одной стороны, с магистральными идеями нарождающегося христианства, а с другой – с античностью.
Предпосылки становления и развития философии в средние века связаны с социально-экономическими, политическими и идеологическими условиями эпохи римской империи: обезличивание рабского труда, падение его производительности, восстания рабов, появление таких социальных групп и прослоек как вольноотпущенные, профессиональные солдаты и др

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 20.47 Кб (Скачать)

1.Средневековье – это исторический период развития Европы, охватывающий V – XV вв., а средневековая философия – это сложное образование, связанное, с одной стороны, с магистральными идеями нарождающегося христианства, а с другой – с античностью.

Предпосылки становления и развития философии в средние века связаны с социально-экономическими, политическими и идеологическими условиями эпохи римской империи: обезличивание рабского труда, падение его производительности, восстания рабов, появление таких социальных групп и прослоек как вольноотпущенные, профессиональные солдаты и др. Варварские нашествия V – VI вв. вызвали экономический упадок и социальный хаос. На смену официальной римской религии, не могущей дать утешения массам, и восточным культам шло христианство, которое утверждало, что земная жизнь преходяща и праведно живущие будут жить в блаженстве в ином царстве. Христианство решало проблему человека, возводя его до божества, предлагало церковь-общину, демократизм и всеобъемлющую религиозность, монотеизм, религию священных писаний.

Средневековая философия сопряжена с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и единобожия. Антично-средневековое христианство и культура были сплавом библейско-иудаистских и эллинских элементов. Переходная эпоха к Средневековью является двумерной в культурно-философском плане. Античный мир поглощён и растворён варварским миром, происходит теологизация философии и философизация теологии. Это отражается в патристике (II – VI вв.), которая представляет собой одновременно классику античного мира и начало философии Средневековья (Августин Блаженный, Ориген, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин).

Специфика средневековой философииотражена в следующих моментах:

1. Библия стала отправным  источником и мерой оценки  любых теорий философии. В ней  содержатся идеи, отличающиеся от  языческого мировоззрения. Прежде  всего, это идея единого, уникального  Бога, находящегося в запредельном (трансцендентном) мире. Такая концепция  исключает многобожие и утверждает  идею о единой сущности мира.

2. Поскольку Библия понимается как полный свод законов бытия, особое значение приобретает экзегетика - искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета. Соответственно, и вся философия была «экзегетична». Критерием истинности теории стало соответствие духу и букве Библии. Текст стал началом и концом любой философской теории.

3. Философии Средневековья  была присуща тенденция к назидательности, учительству, дидактизму. Это способствовало  общей установке на ценность  обучения и воспитания с точки  зрения продвижения к спасению, к Богу. Обычная форма философских  трактатов - диалог авторитетного  учителя и скромного ученика. В то же время, дидактизм предполагал  искренность в отношениях учителя  и ученика, что воплотилось в  новом философском жанре - назидательной  исповеди.

4. Христианских философов отличает от античных двойственная оценка человека. Человек занимает первое место во всей природе как её царь и в качестве образа и подобия Бога он выходит за пределы природы, становится над нею. В этом существенное отличие от античной антропологии, где человек является животным, низшей ступенью в иерархии разумных существ. Именно в рамках христианской традиции сложилось представление: человек царь природы, венец творения. Бог наделяет человека разумом и свободной волей и даёт тело и душу, в чём проявляется двойственная природа человека: его физическое и духовное составляющие.

5. Формируется новое мировоззрение  на природу. Учение о божественном  всемогуществе лишает природу  самостоятельности. Природа перестаёт  быть важнейшим предметом познания, как в античном мире. Основное  внимание сосредотачивается на  познании Бога и человеческой  души. Только в эпоху позднего  средневековья усиливается интерес  к природе, что даёт толчок  к развитию физики, биологии, астрономии.

В целом философия средневековья была оптимистична. Ей не были присущи античные скептицизм и агностицизм. Физическая природа мира, моральные требования постигаются умом человека, а религиозные проблемы - откровением.

В Средневековье разворачивается борьба между номиналистами и реалистами по вопросу, поставленному ещё в античной философии: как существует общее? Теологическая актуальность этой проблемы была связана с христианским догматом троицы, согласно которому Бог един и троичен. Философский аспект этой проблемы заключается в соотношении общего и единичного. Реалисты считали, что реально существует лишь общее, а единичные предметы лишь их отражение (Гильом, Ансельм). Для реалистов познание было возможно лишь с помощью разума, т.к. только он способен постигать общее. Реализм исходит из идеализма Платона.

 

ХРИСТИАНСТВО И АНТИЧНОСТЬ: У ИСТОКОВ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

Два важнейших основания философии Средних веков — это христианская религия, в центре которой находилась Библия, и античная философия. Библия (Священное Писание, или Откровение) в переводе с греческого означает «книги». Действительно, она представляет собой собрание множества различных самостоятельных произведений. Их разделяют па две части: Ветхий Завет и Новый Завет. Некоторые книги Ветхого Завета восходят к очень древней устной традиции священных преданий. Его непосредственное формирование, как предполагают историки, происходило с XIII но I в. до н.э. В Ветхий Завет входят несколько десятков книг (католический канон — 46, еврейский — 36) па различные темы — философские, религиозные, исторические и др. Написаны они разными авторами, среди которых особое положение занимает пророк Моисей. Новый Завет, сформировавшийся в начале I тыс. нашей эры, также является собранием произведений различных авторов — учеников Христа, именуемых, по церковной традиции, апостолами. Канонический Новый Завет состоит из 27 произведений (4 евангелия, Деяния апостолов, 17 посланий и Откровение Иоанна Богослова), в которых описываются преимущественно эпизоды жизни и учение Христа. Однако существует большое количество неканонических (апокрифических — от гр. «тайный») книг, которые по разным причинам не были включены в Библию. Эзотерическая философская традиция придает этим книгам большое значение, так как считается, что именно в них содержатся пояснения важнейших сокровенных положений учения Христа, а также раскрываются некоторые тайны его земной и посмертной жизни. Апокрифические произведения первоначально были связаны с деятельностью гностиков — религиозно-философского течения последователей Христа, стремившихся к синтезу христианства, античной и восточной философии па основе эзотерической доктрины. Библейские, а иногда и апокрифические произведения — важнейший непосредственный источник философских размышлений средневековых мыслителей.

Влияние античной философии на христианскую мысль оказалось более сложным и неоднозначным. В ранние века формирования христианства (поздняя античность) оно было довольно значительным. Это относится прежде всего к идеям пеопифагорейцев, герметистов, неоплатоников, в меньшей мере перипатетиков и стоиков. Сторонники гностической традиции открыто опирались па некоторых греческих мыслителей (Пифагор, Платон и др.) и использовали их философские системы для познания, обоснования и толкования истин христианского Откровения. Однако позже, по мере укрепления в христианстве ортодоксально-церковной линии, начинается ожесточенная борьба против язычества, к которому была причислена и античная философия. Тем не менее последняя все же сохранилась в культурном пространстве средневековой цивилизации. Когда основные догматы церкви были сформированы, возникла необходимость в их разумпом обосновании. И вот тут опять пригодилась античная философия — в виде платонизма и аристотелизма. После признания императором Константином Великим (IV в.) христианства как официальной государственной религии многие идеи платонизма и неоплатонизма входят в богословие и используются для его философской разработки. Философию Аристотеля христианские теологи но-пастоящему открывают для себя лишь много веков спустя — в период расцвета схоластики (после XII в.), когда его основные труды будут переведены с греческого и арабского языков. Тогда отношение к языческой философии существенно меняется.

5.2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ 

Средневековая философия делится па два основных периода: патристика (связана с религиозной и философской деятельностью ранних отцов церкви) и схоластика (связана с систематической разработкой христианской философии). Они, в свою очередь, распадаются па несколько этапов. 1. Ранняя патристика (II — IV вв. н.э.). Формируются основы христианских догматов, появляются первые развернутые теологические учения. Образуется объединенная религиозная организация — церковь. 2. Зрелая и поздняя патристика (IV—VII вв.). Этот этан связан преимущественно с комментированием и началом систематизации христианской философии. Возрастает влияние неоплатоиизма и аристотелизма. Усиливаются мистические настроения. Появляются первые схоластические тенденции. 3. Ранняя схоластика (VII — XII вв.). После закрытия языческих школ философия остается только в христианских монастырских школах. Целью схоластики как школьной философии (от гр. схоластикос — «школьный», «ученый») было уже не свободное изучение действительности, а разумное объяснение и доказательство истин Откровения. 4. Расцвет схоластики (XII — XIII вв.). Появляются средневековые университеты. На основе философии Аристотеля Фома Аквипский систематизирует католическую теологию. 5. Поздняя схоластика (XIV — XV вв.). Появляются новые тенденции в схоластической философии: критика теологических философских систем (томизма), возрастание интереса к натурфилософии и пауке, идейные столкновения схоластических философских школ. Ниже будут рассмотрены некоторые наиболее важные проблемы средневековой философии.

Теоцсптризм — главная особенность европейской средневековой философии

В центре средневековой философии и всей культуры находится Бог и его отношения с человеком. Эта особенность религиозного мировоззрения называется теоцентризмом.

Средневековая философия основывалась на двух главных идеях: •идея творения (онтология) •идея откровения (гносеология)

Особенности средневековой теологии: •теизм, •монотеизм, •теоцептризм, • провиденциализм.

Реалисты (Августин Блаженный, Гильом из Шампо, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский) считали, что общие понятия, т.е. универсалии, реально существуют и не зависят от человеческого сознания. Крайние реалисты полагали, что универсалии существуют независимо от вещей и до них. Умеренные думали, что они реальны, по пребывают в единичных вещах.

Наиболее жизнеспособным и удобным для Церкви оказался реализм Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского. Последний утверждал, что универсалии существуют: 1) до единичных вещей как их идеи в божественном разуме; 2) в самих вещах — как их сущности; 3) после вещей — как понятия о них в человеческом разуме. Человеческий разум способен постигать сущность вещей, т.е. общие понятия, потому что они существуют в разуме божественном. В познании реалисты ставят разум выше воли. У номиналистов наоборот.

Номиналисты (от лат. потеп — «имя», «название») предполагали, что универсалии существуют только в сознании человека как понятия о вещах или их наименования. По мнению Оккама, даже Бог сначала творит вещи актом своей воли, а уже потом в его разуме возникают идеи как представления или понятия об этих вещах. В реальности кроме единичных вещей ничего не существует. В чистом виде эта точка зрения восходит к кипику Аптисфепу и стоикам, которые, споря с Платоном, утверждали, что идеи пребывают только в человеческом разуме. Номиналистами были: Пьер Абеляр, Росцелин, Уильям Оккам, Николай из Отрекура.

 


Информация о работе Средневековая философия