Философия Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:08, контрольная работа

Краткое описание

В каждый период истории человечества существовали свои особенности в развитии науки, культуры, общественных отношений, стиле мышления и т.д. Все это накладывало отпечаток и на развитие философской мысли, на то, какие проблемы в области философии выдвигались на первый план.
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).

Оглавление

Ведение 3
1. Основные положения средневековой философии 5
2. Этапы становления средневековой философии 7
3. Особенности средневековой философии 10
4. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики 14
Заключение 16
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 42.36 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Философия

по теме: «Философия Средневековья»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка гр. ЭТР-11 СВ

Салтанова Ольга Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

Содержание:

 

Ведение 3

1. Основные положения средневековой философии 5

2. Этапы становления средневековой философии 7

3. Особенности средневековой философии 10

4. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики 14

Заключение 16

Список литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

 

В каждый период истории человечества существовали свои  особенности в развитии науки, культуры, общественных отношений, стиле мышления и т.д.  Все это накладывало отпечаток и на развитие философской мысли,  на то, какие проблемы в области философии выдвигались на первый план.

Средневековье занимает длительный отрезок истории  Европы от распада Римской империи  в V веке до эпохи Возрождения  (XIV-XV в.в.).

Возникновение средневековой философии очень  часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н.э), однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще  господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом  всего является природа. В средневековой  философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог. Поэтому переход  от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая  философия принадлежит эпохе  античного рабовладельчества, а  средневековая философия относится  к эпохе феодализма), ни внутреннего  миропредставления людей, ни религиозных  убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. В I-IV веках н.э конкурируют между  собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в  это же время формируются очаги  новой веры и мысли, которые в  последствии составят основу средневековой  философии 

Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника  своего формирования. Первый из них - древнегреческая  философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший  эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских  систем средневековья диктовалась  основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о  творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной  властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы  решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. 1

Корни философии  средних веков уходят в религии  единобожия (монотеизма). К таким  религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних  веков.

 

  1. Основные положения средневековой философии

 

Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.

Средневековая философия была неразрывно связана  с христианством, поэтому общефилософские  и христианские идеи тесно в ней  переплетаются. Основная идея средневековой  философии – теоцентризм.

Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание  мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр  мироздания, активное и творящее его  начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку  в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у  теологии философия; еще ниже - различные  частные и прикладные науки.

Христианство  развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного  могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано  свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и  боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального  первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого  Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место  не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

Согласно  христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение  характерно для средневековой философии  и называется креационизмом. (creatio - творение, создание).

Догмат  о творении переносит центр тяжести  с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые  были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным  Богом. Активное творческое начало как  бы изымается из природы, из космоса  и передается Богу; в средневековой  философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих  философов.

В античной философии уже были выработаны определенные подходы в решении проблемы преодоления  дуализма мира и его сущности. Пифагорейцы, Платон и его последователи заложили основные методологические принципы учения о духовном единстве мира. Но ни классики античной философии, ни неоплатоники не создали концепции бога - личности. Они трактовали Единое, как некое  первоначальное, произведшее из себя все бытие, как абсолютно абстрактно-безличную  идивидуальность. Личностное понимание  Бога впервые дано Филоном Александрийским.

Характеристика  Бога как личности была существенным шагом вперед в направлении христианского  мировоззрения, но она не давала полного  преодоления пропасти между Богом  и миром. Для преодоления этой пропасти необходимо было ввести опосредующие силы. Для этой цели Филог использует одно из центральных понятий античной философии - понятие Логоса.

Но в  отличие от античной философии, Логос  у Филона выступает как сотворенный  Богом дух, который первоначально  есть божественный разум. В представлении  Филона о Логосе не доставало лишь отождествления его с мессией - Христом.

Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).

Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система  взглядов, в соответствии с которой  всеми мировыми событиями, в том  числе историей и поведением отдельных  людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).

 

  1. Этапы становления средневековой философии

 

В средневековой  философии можно выделить, как  минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

 Свое  название патристика получила  от латинского слова «патрис», означающее «отцы церкви». Соответственно  это период христианских отцов  церкви, которые заложили основы  христианской, а, следовательно,  и средневековой философии. Патристику  можно условно разделить на  несколько периодов:

Апостольский  период (до середины II века) – время деятельности апостолов-евангелистов.

Апологетика (середина II века – начало IV) – Апологетами называли образованных христиан, вставших на защиту христианства от языческой философии. Для защиты христианства апологеты прибегали к помощи античной и греческой философии, используя аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина, Татиана, Тертуллиана.

Зрелая  патристика(IV-VI) – Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку восточная патристика связана с античной философией сильнее западной. Наиболее известные деятели восточной патристики: Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним. Основные проблемы патристики: формирование символов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие.

Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

Схоластика (от греч. «схоле» - спокойное занятие, учеба) - средневековая ученость. Она тесно связана со складывающейся с VIII- IX вв. системой образования на Западе. Вместе с тем это и новый этап в развитии духовной культуры Европы, пришедший на смену патристике. Он базировался на святоотеческой литературе, являя собой одновременно вполне своеобразное и специфическое культурное образование.

Принята следующая периодизация схоластики. Первый этап - от VI до IX в. - предварительный. Второй этап - от IX до XII в. - период интенсивного формирования. Третий этап - XIII в. - «золотой век схоластики». Четвертый этап - XIV-XV вв. - угасание схоластики.

Схоластическая ученость на практике представляла собой ряд ступеней, поднимаясь по которым ученик мог дойти до самых высших. В монастырских и церковных школах изучали «семь свободных искусств». Последние делились на «тривиум» (от числа «три») и «квадривиум» (от числа «четыре»). Ученик должен был сначала освоить тривиум, т.е. грамматику (латинскую), диалектику, риторику. Квадривиум, как более высокая ступень, включал арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Учебными заведениями, обеспечивавшими еще более высокий уровень подготовки, были университеты.

Средневековая философия вошла в историю  мысли под именем схоластики, которое  уже с давних пор употребляется  в нарицательном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. И для этого, несомненно, имеются основания.

Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно  рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку  теологии».

Начиная примерно с XI века в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. Большое влияние на философов XI—XIV веков оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего «Категории» Аристотеля и создавшего систему тонких различений и определений понятий, с помощью которых теологи пытались ос мыслить «истины веры». Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин, а расчленение и тончайшее различение понятий, установление определений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения. Увлечение таким образом понятой диалектикой нашло свое выражение в характерных для средневековых университетов диспутах, которые иной раз длились по 10—12 часов с небольшим перерывом на обед. Эти словопрения и хитросплетения схоластической учености порождали к себе оппозицию. Схоластической диалектике противостояли различные мистические течения, а в XV — XVI веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры, с одной стороны, и неоплатонической натурфилософии, с другой.

 

3. Особенности средневековой философии

 

Философские идеи в средние века чаще всего  были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия − это богопослушание, сверхъестественная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии. Как мы видели на примере анализа воззрений Платона и Аристотеля, тема бога не является чуждой для философии. Поиски единого очень часто приводят к теме бога. В религиозных воззрениях, равно как и в любых других воззрениях, всегда содержатся философские идеи. Именно с этих позиций рассмотрим христианство.

Информация о работе Философия Средневековья