Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:08, контрольная работа
В каждый период истории человечества существовали свои особенности в развитии науки, культуры, общественных отношений, стиле мышления и т.д. Все это накладывало отпечаток и на развитие философской мысли, на то, какие проблемы в области философии выдвигались на первый план.
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).
Ведение 3
1. Основные положения средневековой философии 5
2. Этапы становления средневековой философии 7
3. Особенности средневековой философии 10
4. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики 14
Заключение 16
Список литературы 18
Средневековой
теологической философией называется
ведущее философское
Наиболее
яркими представителями средневековой
теологической философии
Средние века называют "темными", "мрачными". Отношение к средневековой культуре амбивалентно: от признания ее грубой и бесчеловечной до прославления за ее религиозно-мистические порывы. "Могло ли средневековье вообще быть сплошным адом, в котором человечество пробыло тысячу лет и из которого это бедное человечество извлек Ренессанс?" − задавался вопросом академик Н. И. Конрад. И отвечал: "Думать так − значит прежде всего недооценивать человека. Готическая архитектура, лучезарная поэзия трубадуров, рыцарский роман, жизнерадостные народные фарсы, захватывающие зрелища − мистерии и миракли… Средневековье − одна из великих эпох в истории человечества".
В исторической науке период средневековья в Западной Европе датируют V−ХV вв. Однако по отношению к философии такая датировка не совсем корректна. Средневековая европейская философия − это христианская философия. Христианская же философия начала складываться гораздо раньше. Первые христианские философы разрабатывали свои идеи во II в. н. э. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а ее представители − апологетами, поскольку их сочинения были направлены на защиту и оправдание христианского вероучения.
В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.
Границы между античностью и средними веками размыты и нечетки. Поэтому, как это ни парадоксально, средневековая философия началась раньше, чем завершилась античная. Несколько веков параллельно существовали два способа философствования, взаимно влиявшие друг на друга.
Особенности стиля философского мышления средневековья:
1. Если
античное мировоззрение было
космоцентричным, то
2. Своеобразие
философского мышления
3. Представление
о реальном существовании
Христианство
принесло в философскую среду
идею линейности истории. История движется
вперед к Судному Дню. История
понимается как проявление воли Бога,
как осуществление заранее
Христианская философия стремится осмыслить внутренние личностные механизмы оценки − совесть, религиозный мотив, самосознание. Ориентация всей жизни человека на спасение души − это новая, проповедуемая христианством ценность.
4. Философское
мышление средних веков было
ретроспективным, обращенным в
прошлое. Для средневекового
5. Стиль
философского мышления
6. Философское мышление средневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник − Библия. Средневековый философ обращается за подтверждением своего мнения к библейскому авторитету.
7. Философия средневековья − комментаторская философия. В форме комментария написана значительная часть средневековых сочинений. Комментировалось главным образом Священное Писание. Предпочтение, отдаваемое в религии авторитету, высказыванию, освященному традицией, перед мнением, изложенным от своего лица, побуждало к аналогичному поведению и в сфере философского творчества. Ведущим жанром философской литературы в средние века был жанр комментариев.
8. Как
особенность следует отметить
экзегетический характер
9. Стиль
философского мышления
10. Философскому
мышлению средневековья был
11. Средневековая
философия, в отличие от
−бытие (существование) − экзистенцию;
−сущность − эссенцию.
Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует). Эссенция (сущность) характеризует вещь.
Если античные философы видели сущность и существование в неразрывном единстве, то, согласно христианской философии, сущность может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена Богом.
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах Доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/1226−1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого (ок. 1193 − 1280).
Как и
его учитель, Фома пытался обосновать
основные принципы христианской теологии,
опираясь на учение Аристотеля. При
этом последнее было преобразовано
им таким образом, чтобы оно не
вступало в противоречие с догматами
творения мира из ничего и с учением
о богочеловечестве Иисуса Христа.
Как и у Августина и Боэция,
у Фомы высшее начало есть само бытие.
Под бытием Фома разумеет христианского
Бога, сотворившего мир, как о том
повествуется в Ветхом Завете. Различая
бытие (существование) и сущность, Фома
тем не менее не противопоставляет
их, а вслед за Аристотелем подчеркивает
их общий корень. Сущности, как субстанции,
обладают, согласно Фоме, самостоятельным
бытием, в отличие от акциденций
(свойств, качеств), которые существуют
только благодаря субстанциям. Отсюда
выводится различение так называемых
субстанциальных и
На низшей
ступени бытия форма, согласно Фоме,
составляет лишь внешнюю определенность
вещи (causa formalis); сюда относятся неорганические
стихии и минералы. На следующей
ступени форма предстает как
конечная причина (causa finalis) вещи, которой
поэтому присуща
В мире Фомы сущими оказываются в конечном счете индивиды. Этот своеобразный персонализм составляет специфику как томистской онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого − действие индивидуальных "скрытых сущностей" − "деятелей", душ, духов, сил. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, а кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, т. е. по мере убывания бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице.
Учение Фомы (томизм) пользовалось большим влиянием в Средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX в. под названием неотомизма − одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.
Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского знания. XIII век - характерная черта этого столетия - медленное, но неуклонное нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков нового, капиталистического строя2.
Развитие товарно-денежного хозяйства в странах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление. Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится к развитию городских школ, возникновению университетов.
Философским
выражение пробуждения этой жизни
и расширения научного познания был
воспринятый аристотелизм. В философии
Аристотеля пытались отыскать не столько
практические рекомендации, которые
могли быть использованы в экономической
и общественно-политической жизни.
Эта философия явилась толчком
для ученых того времени, вынужденных
признать, что августинизм уже
перестал соответствовать сложившейся
интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм,
опиравшийся на платоновские традиции,
был направлен против естественнонаучных
исследований. Августин утверждал, что
познание материального мира не приносит
никакой пользы, ибо не только не
приумножает человеческого
Средневековый
спор о природе универсалий
Итак, средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.