Философия Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучение особенностей средневековой философской мысли.
Задачи:
- определить основные черты философии Средних веков;
- ознакомиться с философией Ф. Аквинского;
- рассмотреть основные принципы схоластики и мировоззрения средневековья.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………. 3
1 Философия Средневековья …………………………………………… 5
Период зарождения средневековой философии …………………... 9
Период патристики ………………………………………………….. 10
1.3 Схоластический период …………………………………………….. 13
1.3.1 Начальный период схоластики ……………………………………14
1.3.2 Период расцвета схоластики ………………………………………16
1.3.3 Период упадка схоластики ……………………………………….. 18
Заключение ………………………………………………………………20
Список используемой литературы ……………………………………. 22

Файлы: 1 файл

к.р.филос..docx

— 47.58 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение  …………………………………………………………………. 3

1 Философия Средневековья …………………………………………… 5

    1. Период зарождения средневековой философии …………………... 9
    2. Период патристики ………………………………………………….. 10

          1.3 Схоластический период …………………………………………….. 13

          1.3.1 Начальный период схоластики  ……………………………………14

1.3.2 Период  расцвета схоластики ………………………………………16

1.3.3 Период  упадка схоластики ……………………………………….. 18

Заключение ………………………………………………………………20

Список  используемой литературы ……………………………………. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Средневековье - загадочная эпоха. Иногда Средние  века называют «тёмными», как бы скрытыми от нас во тьме. Даже определить точно  время, когда начинается эта эпоха  и когда заканчивается, очень  трудно. Обычно историки называют началом Средневековья V век, а концом XVI век. Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миром, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству.

Средневековая философия представляет собой тот  длительный отрезок в истории  европейской философии, который  непосредственно связан с христианской религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства, могли рассчитывать на известность и признание. Этим четко определенным содержанием и направленностью средневековая философия отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса.

Средние века - это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Именно две особенности - феодализм и христианство - обусловили собой содержание и состояние философии Средневековья. Данная философия - богословие. Средневековая философия - слишком содержательный и продолжительный этап в истории. Движение философской мысли пронизано проблемами религии.

Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н.э.), однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В средневековой философии напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. В I-IV веках н.э. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются очаги новой веры и мысли, которые в последствии составят основу средневековой философии.

Средневековая философия поставила принципиальные вопросы о сущности и существовании, о Боге, человеке и Истине, смысле вечности, соотношении градов «земного» и «Божьего» (Августин, Боэций, Эриугена, Альберт Великий и др.).

На вершине  средневекового интеллектуального  мышления стоит Фома Аквинский.  Согласно Фоме Аквинскому, «есть некоторые истины, которые превосходят сколь угодно мощный разум: например, Бог един в трех лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог существует, что Бог един и подобные этому». Фома Аквинский впервые ввел различие истин факта и веры, которое широко распространилось в религиозной философии.

Цель  данной работы: изучение особенностей средневековой философской мысли.

Задачи:

- определить основные черты философии Средних веков;

- ознакомиться с философией Ф. Аквинского;

- рассмотреть основные принципы схоластики и мировоззрения средневековья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Философия Средневековья

Средневековье - это целое тысячелетие, начала и концы которого имеют очертания конкретных исторических событий: падение Рима (476 г.) и падение Византии (1453).

Культурной  доминантой средних веков была религия. Это религиозное, можно сказать  даже сильнее - неистово религиозное тысячелетие. Объясняется это видимо тем, что в отличие от античной, прежде всего древнегреческой культуры, где общение с Богами было патриархальным, "домашним" и непосредственным, в средние века Бог окончательно стал запредельным существом; желание же сохранить непосредственность общения с Ним сохранилась, что в изменившейся ситуации - увеличение дистанции между человеком и Богом - требовало чрезвычайного напряжения сил, самого настоящего буйства религиозных чувств.

Средневековое мышление, в т. ч. и мышление философское, обладало рядом отличительных особенностей. Пожалуй, главная из них - теоцентризм. Все определяет в конечном счете  Бог, а не природа, физис, как в  античности (античность в этом плане  была космо- или природоцентрична). Религия, церковные догмы были исходным пунктом и основой всякого мышления. Авторитетом истины становилось только то, что было освящено Библией и трудами святых отцов. Истину не надо было искать и открывать - она уже дана в Священном Писании, ей нужно только причаститься, полагаясь при этом не столько на ум, сколько на сердце. Философия выступала служанкой теологии. Служанка эта, правда, была не во всем послушна. Под внешним религиозным смирением нередко кипели отнюдь не религиозные страсти.

Средневековое мышление отличалось также психологической  самоуглубленностью. "Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя", - призывал Аврелий Августин. Психологическая самоуглубленность проявлялась прежде всего в огромной роли, как считалось, очищения и искренности для душевного спасения человека. Об этом свидетельствует также и такой способ экзистенциального философствования той поры, как исповедь. Она принимала форму философского произведения, чему подтверждением - "Исповедь" уже упоминавшегося Августина.

К типологическим чертам средневекового мышления определенно  относится историзм (правда, эсхатологический), обусловленный христианской идеей неповторимости событий, их единичности, вызванной уникальностью факта явления Христа как начала истории. В отличие от античной цикличности, т. е. регулярной повторяемости событий во времени, средневековье было проникнуто ожиданием страшного суда, размышлениями о конечной цели земной судьбы человека, мира в целом. Символизм - еще одна особенность средневекового мышления. Все явления мира - знак и символ божественного присутствия, творения и неоставления. Постижение смысла божественных символов - основная задача любого - и "светского", и религиозного - мыслителя. Главные символы были представлены текстом Библии. Ее толкование составляло сердцевину духовной культуры средневековья. Символизм породил особый способ познания - комментирование как речевую встречу божественного откровения и человеческого постижения. Философствование осуществлялось в момент чтения авторитетного текста или в момент его комментирования. Комментирование предопределило книжное изучение мира. Так, например, обсуждение вопроса о наличии пятен на Солнце осуществлялось как изучение трудов Аристотеля, а не самой звезды.

Предельной  реальностью для средневекового человека был Бог, ближайшей - его Слово. "Вначале было Слово...". Мир есть ничто иное, как воплощение этого Слова. Он мыслился существующим потому, что было сказано, что он существует. Вещи в своем бытии вещают.

Поскольку Слово лежало в основании мира и было общим для всего сотворенного, то оно предопределило рождение проблемы существования этого общего, иначе  называемой проблемой универсалий (от лат. universalia - всеобщее). В решении  этой проблемы обозначились три подхода: реализм, номинализм и концептуализм. Реалисты настаивали на существовании  общего (универсалий) до и вне отдельных вещей - в форме мыслей-слов самого Бога. Средневековый реализм продолжал по существу линию Платона в решении вопроса о соотношении идей и вещей. В противоположность реалистам номиналисты стремились доказать, что общее (универсалии) - это всего лишь имена, словесные метки, что в действительности или реально существуют только единичные вещи.

"Универсалии" - общие понятия, это - слова  и даже "звуки голоса", - "номена" (nomina). Отсюда и "номинализм". Крайности реализма и номинализма по своему пытался преодолеть концептуализм. Концептуалисты исходили из того, что общее существует в самих вещах и выделяется нашим умом, когда мы эти вещи изучаем, в виде концепта (лат. conceptus - понятие), выражаемого словом (именем). То есть общее (универсалии) не обладает самостоятельным существованием, однако оно реально существует в сфере ума в качестве категорий, или общих понятий, представляющих собой результат его, ума, абстрагирующей (обособляющей и обобщающей) деятельности. Сквозная тема средневековой философии - соотношение знания и веры. Тут наблюдается развитие от "верую, чтобы понимать", через "понимаю, чтобы верить", до двойственной или двойной истине (взаимная независимость истин философии и богословия). В 1512 г. 5-ый Латеранский собор римской католической церкви "положил конец" дискуссии о двух истинах, провозгласив принцип "истина истине не противоречит".

Средневековая философия квалифицируется в  целом как схоластическая. Схоластика - это тип религиозной философии, характеризующейся соединением догматики с рационалистической методикой, прежде всего ее формально-логическим инструментарием. Буквальный же смысл термина "схоластика" - "школьная, учебная" философия, преподаваемая в университетах и школах. Все, кто занимался науками и особенно философией в средние века, были "схоластиками". В то время это звание было почетным, близким по смыслу понятию "ученый теоретик". И сегодня английское scholar обозначает ученого-гуманитария в отличие от scientist - ученого-естественника. Вообще же схоластика в широком (и негативном) смысле слова - символ оторванности от жизни, пустого словопрения, эстетствующего теоретизирования.

Это исторически  своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма. Сущность этой философии заключается в её сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма. Средневековая философия осуществляла рациональную рефлексию над основаниями религиозного мировоззрения.

Теоретические истоки средневековой философии:

- неоплатонизм;

- перипатетизм;

- гностицизм;

- монтанизм;

- манихейство.

Основные  проблемы философии средних веков:

- защита и обоснование религиозной догматики;

- проблема  бытия Бога;

- соотношение  разума и веры;

- отношения  между Богом и миром;

- проблема  теодицеи;

- природа  универсалий;

- свобода человеческой воли и предопределение.

Главные черты философии средних веков:

1) Ретроспективизм и традиционализм, то есть, обращенность в прошлое. Чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее.

2) Дидактизм, учительство. Почти все известные мыслители средневековья были проповедниками или преподавателями богословия.

3) Монолитность формы и консерватизм содержания. Это было необходимо для того, чтобы точнее и полнее передать потомкам истину откровения.

 

Основные  идеи:

- идея творения, лежащая в основе онтологии;

- идея откровения, лежащая в основе теории познания.

Периодизация средневековой философии:

- зарождение средневековой философии - 2-5 вв.;

- период патристики - 3 - 8 вв.;

- период схоластики - 8 - 14 вв.;

- период заката - 15 - 16 вв.

 

1.1 Период зарождения средневековой философии

Для этого  периода характерно, что философские  учения поздней античности постепенно сакрализуются: философия теологизируется, а религия начинает серьезно интересоваться философией. Период зарождения средневековой философии приходится на позднюю античность, которая уже отошла от основной интуиции античности - интуиции космоса - и обратилась к религиозной проблематике. Это относится прежде всего к мистицизму Плотина, теософическому иератизму Ямвлиха и учению Прокла.

Социальный  и культурный контекст формирования средневековой философии:

- становление христианства, его распространение, формирование догматики христианства;

- развитие христианской Церкви и догмы, защита христианства от язычества;

- формирование основных догм: теологической догмы (учения о Троице); христологической догмы (учения о 2-х природах Христа); антропологической догмы (учения о природе человека и мира).

 Основные  представители философии этого  периода: Ютиниан Мученик, Татиан, Тертулиан, Климент Александрийский. Их еще называют апологетами - защитниками центрального тезиса христианской догматики - тезиса о троичности Бога.

 

1.2 Период  патристики 

Патристика - это классический период в средневековой  философии, включающий в себя совокупность теологических, философских и политико-социологических  доктрин христианских мыслителей, названных "отцами Церкви". Здесь происходит становление системы христианской теологии на основе религиозных убеждений  и в связи с распространением философии.

Информация о работе Философия Средневековья