Философия Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучение особенностей средневековой философской мысли.
Задачи:
- определить основные черты философии Средних веков;
- ознакомиться с философией Ф. Аквинского;
- рассмотреть основные принципы схоластики и мировоззрения средневековья.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………. 3
1 Философия Средневековья …………………………………………… 5
Период зарождения средневековой философии …………………... 9
Период патристики ………………………………………………….. 10
1.3 Схоластический период …………………………………………….. 13
1.3.1 Начальный период схоластики ……………………………………14
1.3.2 Период расцвета схоластики ………………………………………16
1.3.3 Период упадка схоластики ……………………………………….. 18
Заключение ………………………………………………………………20
Список используемой литературы ……………………………………. 22

Файлы: 1 файл

к.р.филос..docx

— 47.58 Кб (Скачать)

"Отцы  Церкви", с одной стороны, критиковали  философию как попытку "притязать на мудрость" в то время как единственно мудрым может быть только Бог, но, с другой стороны, они не могли обойтись без философии. Поэтому у них намечается примирительная линия по отношению к античной философии, прежде всего к Аристотелю и мыслителям эллинистической эпохи.

В истории  философской европейской мысли  представители патристики сыграли  двойственную роль:

1) положили  конец античной философии;

2) положили  начало средневековой философии.

Патристика  поработила философию, превратив ее в богословие (теологию) - учение, разрабатывающее и оправдывающее религиозное мировоззрение.

Сами  представители патристики были не философами, а теологами. Содержание философии (богословия) они вычитывали в текстах  писания, брали из трактатов своих  предшественников, тех же отцов церкви. И таким образом объясняли  людям, как Бог создал и духовный, и материальный мир. Это учение позднее  назвали креационизмом (creatio - творение). Согласно ему, христианский Бог стоит  над всем и управляет природой. Активное творческое начало отобрали у природы и приписали Богу. Если в языческих религиях природа и космос были всемогущи и вечны, то теперь все это передалось Богу: космос управляем Богом, а если он прикажет, все исчезнет и будет первая пустота хаоса.

На место  политеизма приходит моноистический принцип: есть только одно начало - Бог, все остальное - его творения. Подлинным бытием обладает только Бог, которому и приписываются  языческие атрибуты божеств: вечен, неизменно справедлив и прочее.

Основные  черты философской патристики:

- от поздней античности средневековую философию отделяют две принципиальные идеи: Творения и Откровения;

- онтология патристики зиждется на идее Бога как абсолютного бытия;

- в рамках патристики выделяют два толкования бытия Бога: в катафатической и в апофатической теологии;

- катафатическая теология описывает Бога как сосредоточие блага, справедливости и всемогущества;

- апофатическая теология считает, что Бог как Абсолют не имеет атрибутов и не поддается определениям, ибо находится за пределами бытия и качественности.

Главные представители философской патристики

Ориген (185-254гг.)

Первым  сделал попытку построить целостную  философскую систему на основе христианской догматики. Симпатизировал неоплатоникам. Сотворение мира Богом считал процессом, длящимся вечно. Придерживался доктрины о трех смыслах Библии: "телесном", то есть буквальном; "душевном", то есть моральном; "духовном", то есть философско-мистическом.

Василий Великий (330-379 гг.)

Принадлежал к "Каппадокийскому кружку". Был  сторонником "неоплатонизма". Отстаивал принцип буквального толкования Библии и использовал для подкрепления её истин авторитеты Платона, Аристотеля и стоиков. Разработал концепцию сущего, разделив его на сотворенное и несотворенное. Это деление во многом сходно с платоновским делением мира на "мир идей" и "мир чувственных вещей". Будучи церковным идеологом, пытался построить мировоззрение, удовлетворяющее и церковных ортодоксов и простых верующих.

Григорий  Нисский (335-394 гг.)

Младший брат Василия Великого. Продолжил  ассимиляцию неоплатонизма с христианской догматикой. Говорил о необходимости разграничения сфер богословия и философии. Абсолютная полнота реальности, по мнению Нисского, заключается в божественной сущности, и эта полнота сочетается с абсолютной простотой. Бог через свою божественную энергию творит мир, доступный познанию. По образу мира можно только догадываться о сущности Бога. Человек рассматривается как посредник между миром природы и Богом. В соответствие с доктриной о грехопадении, Нисский считает, что человек возвратится к первоначальной чистоте с помощью катарсиса - переориентации воли с чувственного на духовное.

Августин  Аврелий (354 - 430 гг.)

Симпатизировал  римским стоикам и от них перенял  прагматический подход к философии. Построил оригинальную онтологию, в  центре внимания которой стоит учение о Боге как принципе бытия. Цель человеческого  ума - "Богопознание" и "самопознание". Августину принадлежит первая в  истории мысли "Исповедь", в  которой исследуется развитие человеческой личности. Одна из первых философий  истории в истории мысли - труд Августина "Град Божий". В нем  говорится о двух типах человеческого  общежития: "граде Земном" и "граде  Божьем". Первый представляет государство, замкнутое на любви к себе и  презрении к Богу, а второй - духовную общность, основанную на любви к  Богу. Августин стал непререкаемым  авторитетом в области философии и теологии в средние века.

Боэций (480-524 гг.)

В истории  философии рассматривается как  переходная, от патристики к схоластике, фигура. Прославился в качестве переводчика  и комментатора аристотелевских  текстов, легших в основу средневекового аристотелизма. Заложил основы концепции  общего и единичного, позднее превратившуюся в проблему универсалий. Широко известен трактат Боэция "Утешение" философией", в котором развивается учение Платона о всеобщем. Здесь же поставлена и решена онтологическая проблема соотношения сущности и существования.

 

1.3 Схоластический период

Этот  период характеризуется принципиальным подчинением философии богословию, соединением догматики христианства и элементов светской философии, преимущественно - аристотелизма. Особенно ярко выражен интерес к формальной логике. Активно разрабатывается проблема универсалий, ставится и решается вопрос об отношениях между разумом и верой. Философская деятельность протекает по преимуществу в монастырских школах, отсюда и название - "схоластика" (от лат. scholastikos - ученый, школьный).Одним из самых характерных признаков схоластического метода философствования являлся авторитаризм. Схоластов, в частности, не волновало происхождение тех или иных положений, которыми они оперировали. Для них главным было одобрение этих положений авторитетом церкви.

Схоластика  занималась исключительно толкованием  и оправданием всех элементов  церковного мировоззрения. Все ответы ссылались на то, что «в Библии написано так», «а такой-то псалом трактует это  вот так». А так как писание  вообще противоречиво, то схоласты объясняли  ее речами какого-либо святого или  отца церкви: «Это есть истина, потому что отец такой-то понимал ее так». А о том, что этот отец мог ошибиться, речь не шла.

Периодизация  схоластической философии:

- начальный  период - 12 век;

- расцвет  схоластики - 13 век;

- период упадка схоластики - 14 век.

Главные проблемы:

1) Проблема универсалий. Её возникновение и развитие служит основанием для периодизации внутри схоластики.

2) Учение о "двух истинах" - божественной, содержащейся в священных текстах, и человеческой, которую дают философские размышления.

3) Законы и правила логики, используемые в богословской догматике для обоснования истинности священного Писания.

4) Соотношения сущности и существования.

5) Проблема теодицеи - оправдания Бога в виду господства в мире зла.

 

1.3.1 Начальный период схоластики

Схоластическая  философия переняла от патристики ряд  неразрешенных проблем, имеющих принципиальное значение для средневековой мысли. Прежде всего, это проблема "двух истин", которая решалась "Отцами Церкви" однозначно в пользу "истин веры". Центральное же место в схоластике занимает вопрос о природе универсалий (общих понятий), аккумулирующий в себе большинство философских проблем.

Вопрос  об отношениях Бога и мира решается в рамках теологической догматики. Основные представители: Иоан Скот Эригена, Ансельм Кентерберийский, Росцелин, Пьер Абеляр, философы Шартрской школы.

Эригена Иоан Скот (810-877 гг.)

Считается непосредственным предшественником схоластической традиции. Исходил из того, что рассудок и догма занимают равноправное положение. Разрабатывал диалектику как учение о сущем, лежащем в основе бытия. Придерживался апофатической теологии. Всякое сомнение в отношении религиозных истин может быть опровергнуто с помощью разума.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109 г.)

За вклад  в развитие религиозной философии  получил прозвище "Второго Августина". В вопросе об отношениях веры и разума стоял на позиции примата веры. Считал, что догматы христианства - незыблемая основа для философии. Разум дан человеку для того, чтобы прояснить божественную истину. Ансельму принадлежит авторство знаменитого высказывания: "Верую, ибо абсурдно".

В вопросе  о природе универсалий придерживался  точки зрения крайнего реализма. Разработал оригинальную концепцию Бога и представил онтологическое доказательство его бытия.

Соотношение свободной человеческой воли и божественного  Провидения решал в пользу второго: свободен только тот, кто способен к справедливой жизни, а она невозможна без прямого указания Бога.

Пьер  Абеляр (1079-1142)

Его решение  проблемы универсалий положило начало концептуализму, согласно которому общее  реально не существует, а действительностью  обладают только отдельные вещи. Универсалии есть не слова, а понятия, реально существующие в сфере ума. Этим концептуализм отличается от номинализма.

Из античной философии наибольшую ценность имеет  диалектика. Только благодаря знанию, реализуемому в диалектике, возможен прогресс в вере. Широкую известность  получила этическая концепция Абеляра, в которой исследуется природа греха. Грех Абеляр определяет как согласие на зло, как намерение действовать против божественной воли. То есть, моральность или аморальность поведения определяется через намерение. Спасение человека в руках Бога.

Абеляр - один из авторов схоластического  метода, который он определял как анализ противоположных суждений по одному и тому же вопросу.

Росцелин

(1050-1120 г.)

Основной  тезис его рассуждений состоял  в утверждении, что только единичные  вещи обладают действительным существованием. Такая позиция может быть квалифицирована  как номиналистическая.

Центральный догмат христианства - Троицу - Росцелин интерпретирует так: "Единой божественной субстанции, объединяющей одновременно три божественных лица, не существует. То, что их объединяет, есть только название".

Шартрская школа 

Основана  в конце 10 века Фульбертом. Название получила от своего местопребывания - при Шартрском соборе. Главные  представители: Бернар Шартрский, Гильом из Конша, Иоанн Солсберийский, ТьериШартрский. Философы этой школы принадлежали к лагерю реалистов и продолжали платоновскую линию в философии. Основной формой их творчества были комментарии к трудам античных авторов. В центре внимания - космологические и натурфилософские проблемы: сущность мироздания, место в нем человека. Иоанн Солсберийский подробно разрабатывал учение о двух истинах - истине откровения и истине разума, не отдавая предпочтения ни одной из них.

 

1.3.2 Период расцвета схоластики

Главное содержание этого периода составляет окончательное оформление учения о "двух истинах". Доминирует аристотелизм в философии. Наиболее известные представители: Альберт Великий и Фома Аквинский.

Альберт Великий (1193-1206)

Много сделал для распространения в Европе трудов Аристотеля, призывал к соединению философии этого мыслителя с учением Церкви. Его позиция по проблеме универсалий может быть обозначена как аристотелизм. Был сторонником теории "двух истин". Внес большой вклад в развитие этики, которую понимал как практическую философии, направляющую волю и сознание человека.

Философия Фомы Аквинского ( 1225-1274)

Центральная фигура схоластической философии, систематизатор религиозной ортодоксии. Основатель философского течения, названного позднее "томизмом" Причислен к "учителям Церкви". Основные произведения: "Сумма теологии" и "Сумма против язычников".

Основная  задача, которую ставил перед философией Аквинат - разработать систему вероучения в рамках здравого смысла. Из античных философов опирался на Аристотеля. Хотя в учении Аквината мало собственных, оригинальных мыслей, он зарекомендовал себя как мастер систематизации и осуществил большой теолого-философский синтез, включивший в себя все наиболее значительные явления в философии и богословии

Аквинату  принадлежит оригинальное решение  проблемы двух истин" - центральной  для схоластической философии. Философия  и религия различаются методами достижения истины, но предмет у них один и тот же. Не все догматы христианства следует доказывать, но в обязательном обосновании нуждается догмат о бытии Бога. Недоказуемые догматы - такие, как сотворение мира из ничего, первородный грех - Аквинат называет "сверхразумными". В них можно только верить.

Учение  о бытии составляет ядро метафизики Аквината. В нем воспроизводятся основные понятия аристотелевской философии. Исходная позиция - различение "актуального" и потенциального". Общее может существовать только как продукт божественного ума. Важным проявлением общего является сущность, которой обладают единичные вещи, - начиная с Бога и заканчивая вещами. Сущность - это то, что выражено в понятии. Потенциальностью обладает материя, являющаяся слабейшим видом бытия, а актуальностью - форма - принцип порядка и ясности.

Информация о работе Философия Средневековья