Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:25, контрольная работа
Цель данной работы: изучение особенностей средневековой философской мысли.
Задачи:
- определить основные черты философии Средних веков;
- ознакомиться с философией Ф. Аквинского;
- рассмотреть основные принципы схоластики и мировоззрения средневековья.
Введение …………………………………………………………………. 3
1 Философия Средневековья …………………………………………… 5
Период зарождения средневековой философии …………………... 9
Период патристики ………………………………………………….. 10
1.3 Схоластический период …………………………………………….. 13
1.3.1 Начальный период схоластики ……………………………………14
1.3.2 Период расцвета схоластики ………………………………………16
1.3.3 Период упадка схоластики ……………………………………….. 18
Заключение ………………………………………………………………20
Список используемой литературы ……………………………………. 22
В теории познания Аквинат пытался доказать, что аристотелевский эмпиризм вполне сочетается с ортодоксальным христианским учением. Человек обладает способностью к "естественному" познанию, под которым понимается чувственное знание. Это низшая способность в иерархии познавательных способностей. Затем идет рассудок, а завершает этот ряд разум. Последний делится на "активный" и "пассивный". Активный разум способствует трансформации чувственных образов в умопостигаемые. Он обладает доопытными принципами, укоренными в него Богом. Активный разум дает возможность познать собственную душу человека и проникнуть в божественное. Истину Аквинат понимает как согласованность между разумом и вещью.
Основная идея этической доктрины Фомы Аквинского заключается в том, что нравственное поведение формируется через созерцание Бога и нацелено на подготовку к вечной жизни. Земную жизнь человека можно считать промежуточной на пути к вечной потусторонней жизни. Сам человек есть единство чувственного и разумного. Первое роднит его с животными, второе приближает к Богу. Человек обладает свободой воли, ибо в противном случае он не будет нести ответственности за свои поступки. Но свободная воля всегда контролируется разумом.
В концепции общества очевидно влияние Аристотеля. Общество понимается как отражение божественного порядка и представлено различными сословиями. Государство жизненно необходимо. Во главе его стоят светские власти, но, опосредованно, обществом руководит Церковь
1.3.3 Период упадка схоластики
Для поздней схоластики наиболее характерным признаком является утверждение концепции "двух истин", усиление позиций номинализма, доминирование критического по отношению к христианскому догматизму направления. Ослабевает роль церковной организации в управлении светским обществом. Картина мира из богословской постепенно эволюционирует в сторону естественнонаучной. Наиболее известные представители: Дунс Скот, Роджер Бэкон, Вильгельм Оккам.
Дунс Скот (1266-1308)
В вопросе о соотношении разума и веры, философии и богословия, развивает идею предметного разделения этих видов познания. Как теоретическое познание, философия постигает внешний мир, опираясь на разум и опыт. Большинство же положений вероучения, содержащихся в Священном Писании, не поддается рациональному осмыслению. Наивысшим знанием считал метафизику, разрабатывающую принципы познания бытия в целом и бытия отдельных вещей. Главное понятие метафизики - "бытие Абсолюта". Все сущее зависит от Абсолюта и сотворено им. Человеческая воля свободна, ничем не детерминирована, даже разумом.
Роджер Бэкон (1214-1294)
На первый план в его творчестве выдвигается не теология, а математика и естествознание. Выделял три способа познания: вера в авторитет; рассуждение; опыт. Истина возможна лишь при их взаимодополнении друг друга. Стремился к преодолению конфликта между философией и теологией. Для их союза призывал признать рационалистическую сущность философии. Знание должно укреплять веру. Теология - это итог христианского знания.
Уильям Оккам (1285-1349)
Еще категоричнее, чем его предшественники, заявлял о несовместимости философии и теологии. Философия неспособна доказать центральный догмат веры - Бытие Бога. Это вытекает из иррациональности божественной сущности, присущего ей волюнтаризма. Оккам - номиналист; он решительно заявлял о невозможности общего за пределами познания.
Борясь с ненужными обобщениями в познании, унаследованными от реализма, Оккам предложил процедуру, получившую название "Бритва Оккама". Суть её в тезисе: "То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать через большее". Иногда это требование выглядит так: "Не умножайте сущности без надобности".
Номинализм Оккама называют терминизмом". Термин - простейший элемент познания выраженный словом. Термин со значением приобретает характер общности. Поэтому универсалии можно считать знаками. Знаковые системы у Оккама трактуются с субъективистских позиций. Номинализм Оккама проявился и в понимании им сущности общества.
Заключение
Немало открытий и множество терпеливых усилий еще потребуется для того, чтобы мы были в состоянии, не боясь серьезных ошибок, подвести итог средневековой мысли. Однако нам представляется, что уже сейчас собранные отовсюду произведения той эпохи позволяют окончательно отбросить некоторые заблуждения, которые долгое время рассматривались как очевидные истины.
Прежде всего, ложным оказалось утверждение, что средние века можно определить просто как эпоху интеллектуального поглощения и усвоения, все усилия которого были нацелены на обнаружение капитала, собранного античностью. Разумеется и факты постоянно напоминают об этом, нельзя понять и даже представить себе средневековую философию без философии древнегреческой. Аристотель, Платон и неоплатоники воспитывали и перевоспитывали человеческое мышление. Каждое обнаружение их произведений и каждый перевод, который делался с него, были равнозначны для людей средних веков открытию нового мира. Так что средневековая философия, предполагающая прежде всего хотя бы начальное усвоение греческой философии, сама была чем-то другим и гораздо большим.
Средневековый
спор о природе универсалий
Итак, средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.
Список используемой литературы