Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 18:35, контрольная работа
Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ее важной особенностью в этот период было, появление сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв. до н.э. Таким образом, средневековое мышление и миросозерцание, определяли две разные традиции: христианское откровение с одной стороны и античная философия с другой.
1. Введение………………………………………………………………………4
2. Общая характеристика эпохи Средневековья…………………………....5-6
3. Особенности средневековой философии. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм. «Бог и человек» - центральная проблема………….…7-10
4. . Основные философские течения (патристика, схоластика, реализм и номинализм). Выдающиеся философы: Фома Аквинский………………11-15
5. Заключение………………………………………………………………….16
6. Список литературы…………………………………………………………17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: __Философия _______________
по теме: __Философия средневековья
Исполнитель: студент(ка)
Направление__________
Профиль
группа__________
Ф.И.О __ _______
Екатеринбург 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
РЕЦЕНЗИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
_______________курс, _________________группа (фамилия, имя, отчество студента) ______Управление качеством____ (название специальности) Письменная работа по дисциплине________Философия___ на тему: «______Философия Средневековья_________________ _________________», вариант _____4_________ ______________________________ (Фамилия, имя, отчество, должность, научное звание рецензента) |
Оценка работы
______________________________ СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ «____»_________________200__г. |
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Общая характеристика эпохи Средневековья…………………………....5-6
3. Особенности средневековой философии. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм. «Бог и человек» - центральная проблема………….…7-10
4. . Основные философские течения (патристика, схоластика, реализм и номинализм). Выдающиеся философы: Фома Аквинский………………11-15
5. Заключение……………………………………………………
6. Список литературы…………………………………
Введение
Философия одна из первых наук о природе, человеке, обществе. Философия с греческого языка переводится как любовь к мудрости. Впервые употребляется греческими мыслителями Платоном и Пифагором. Сегодня философия это наука об общих закономерностях развития природы, человека и общества. Является основой всех наук. В философий существует два основных вопроса, на которые она отвечает: это онтологический вопрос (бытие) что первично, что вторично (материя или дух); и гносеологический вопрос (познаваем ли мир). Философия средних веков (5-6вв). Философия средних веков существовала в рамках теологий (учение о боге).
Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения.
В отличие от Античности, где полагалось, что истиной надо овладеть а средневековый мир были, пребывал в уверенности относительно того что истина открыта в священном писаний. Основаниями средневековой философии были учение, считающее бога центром и высшей целью мироздания (теоцентризм), учение о сотворение мира богом «из ничего» (креационизм), учение о спасении. Для эпохи Средневековья характерен феодальный социально-политический строй. Основные слои населения: крестьяне-колонны, ремесленники, купцы, феодалы. В феодальном обществе большую роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями, и центрами земледелия, и очагами просвещения и культуры. Люди обратились к поискам сверхъестественного в собственном внутреннем мире. Они искали решение проблем исключительно тяжелой жизни в религиозной сфере. Вопреки политическому бесправию, материальному неблагополучию и физическим страданиям, вопреки злу и ослаблению силы характера, надежда существует для каждого.
Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ее важной особенностью в этот период было, появление сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв. до н.э. Таким образом, средневековое мышление и миросозерцание, определяли две разные традиции: христианское откровение с одной стороны и античная философия с другой.
2.Особенности средневековой
Познавательные акты суждения при такого рода познании оказываются нагруженными актами нравственного суждения, а механизмы познавательных актов оказываются механизмами нравственных актов спасения. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. На фоне греческой мудрости, эта идея была совершенно новой. Полагалось, что человек рожден в истине, что он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог, воплощением которого на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природ. Потому дальний мир, соответственно и человеческий разум изначально мыслились встроенными в высшую реальность. Причащенный разум - это определение средневекового разума. Функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл, и заключен в выражении "философия - служанка богословия".
Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.
Средневековая философия была неразрывно
связана с христианством, поэтому общефилософские
и христианские идеи тесно в ней переплетаются.
Основная идея средневековой философии
– теоцентризм.
Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя
абсолютной благости, абсолютного знания
и абсолютного могущества. Все существа
и предметы являются его творениями, все
создано свободным актом божественной
воли. Два центральных догмата христианства
говорят о триединстве Бога и боговоплощении.
Согласно первому, внутренняя жизнь божества
есть отношение трех "ипостасей",
или лиц: Отца (безначального первоначала),
Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего
принципа), и святого Духа (животворящего
принципа). Сын "рождается" от Отца,
святой Дух "исходит" от Отца. При
этом и "рождение" и "нисхождение"
имеют место не во времени, так как все
лица христианской Троицы существовали
всегда - "предвечный" - и равны по
достоинству - "равночестны".
Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип,
в соответствии с которым Бог из ничего
сотворил живую и неживую природу, тленную,
преходящую, пребывающую в постоянном
изменении.
Согласно христианскому догмату, Бог сотворил
мир из ничего, сотворил воздействием
своей воли, благодаря своему всемогуществу,
которое в каждый миг сохраняет, поддерживает
бытие мира. Такое мировоззрение характерно
для средневековой философии и называется
креационизмом. Догмат о творении переносит
центр тяжести с природного на сверх природное
начало. В отличие от античных богов, которые
были родственны природе, христианский
Бог стоит над природой, по ту сторону
ее и потому является трансцендентным
Богом. Активное творческое начало как
бы изымается из природы, из космоса и
передается Богу; в средневековой философии
космос, поэтому не есть больше самодовлеющее
и вечное бытие, не есть живое и одушевленное
целое, каким его считали многие из греческих
философов.
В античной философии уже были выработаны
определенные подходы в решении проблемы
преодоления дуализма мира и его сущности.
Пифагорейцы, Платон и его последователи
заложили основные методологические принципы
учения о духовном единстве мира. Но, ни
классики античной философии, ни неоплатоники
не создали концепции бога - личности.
Они трактовали Единое, как некое первоначальное,
произведшее из себя все бытие, как абсолютно
абстрактно-безличную индивидуальность.
Личностное понимание Бога впервые дано
Филоном Александрийским.
Характеристика Бога как личности была
существенным шагом вперед в направлении
христианского мировоззрения, но она не
давала полного преодоления пропасти
между Богом и миром. Для преодоления этой
пропасти необходимо было ввести опосредующие
силы. Для этой цели Филог использует одно
из центральных понятий античной философии
- понятие Логоса.
Но в отличие от античной философии, Логос
у Филона выступает как сотворенный Богом
дух, который первоначально есть божественный
разум. В представлении Филона о Логосе
не доставало лишь отождествления его
с мессией - Христом.
Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия.
Идеи средневековой философии:
Идея заповедей: Заповеди – договор между
богом и человеком, первый список преступлений,
которые может совершить человек. Человеку,
преступившему эти заповеди, будет судьей
не правитель или государство, а сам бог.
Лишь вера, а не страх перед наказанием,
не дает человеку нарушить их.
Идея первородного греха: Адам и Ева нарушили
запрет Бога и попробовали запретный плод.
За это они были изгнаны из эдема, но стали
свободными и самостоятельными. Совершив
первый грех человек доказал свое право
на самоопределение.
Идея воскресения души: На место веры в
переселение душ приходит вера в воскресение
души – теперь умерев, праведный человек
окажется вновь не на бренной земле, а
в лучшем мире - Царстве Божьем. Жизнь рассматривается
лишь как кратковременное пребывание
на земле, по сравнению с вечной жизнью
в раю, а смерть – лишь уход из нее.
Идея святости тела: Свята не только душа,
но и тело. Христос состоит из плоти и крови,
как и человек.
Идея всеобщего равенства: Все люди равны,
так как бог создал их равными, и в раю
люди тоже равны. Для бога и религии нет
крестьянина или короля – есть только
христианин.
Герменевтика: Объяснение и интерпретация
библейских текстов.
3. Основные философские течения (патристика,
схоластика, реализм и номинализм). Выдающиеся
философы: Фома Аквинский.
Под патристикой понимают совокупность философских, теологических и социальных доктрин христианских мыслителей (так называемых отцов церкви 2-8вв). Патристику подразделяют на три периода: ранний (2-4вв), расцвет (4-5вв), и поздний (6-8вв).
Ранний период представлен деятельностью защитников, которые стремились защитить христианскую веру от нападок нехристианских философов.
Расцвет патристики это период окончательного формирования христианских догматов и дискуссий относительно них, в которых активно использовались философские познания. Отрицание творения из материи.
Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона. Вся патристика основывалась на понимание бога как высшего блага, которому причастны все люди и следование которому ведет к презрению к смерти.
Период средневековой философии получил
название схоластика- разработка и закрепление христианского
церковного учения, христианских догм
(непреложная истина). Идей, взгляды противоречивающие
христианским догмам запрещались, назывались
ересью (еретики).
Схоластика - представляет собой тип философствования,
при котором средствами человеческого
разума пытаются обосновать принятые
на веру идеи и формулы. Это период средневековой
философии совпадает с появлением среды
городских интеллектуалов, что вызвало
необходимость не только религиозного,
но и светского образования. Схоластика
формировалась в течение 5-10вв. Принята
следующая периодизация схоластики. Первый
этап - от VI до IX в. - предварительный. Второй
этап - от IX до XII в. - период интенсивного
формирования. Третий этап - XIII в. - «золотой
век схоластики». Четвертый этап - XIV-XV
вв. - угасание схоластики.
Схоластическая ученость на практике
представляла собой ряд ступеней, поднимаясь
по которым ученик мог дойти до самых высших.
В монастырских и церковных школах изучали
«семь свободных искусств». Последние
делились на «тривиум» и «квадривиум».
Ученик должен был сначала освоить тривиум,
т.е. грамматику (латинскую), диалектику,
риторику. Квадривиум, как более высокая
ступень, включал арифметику, геометрию.
Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии». В период расцвета схоластики 13-13вв появляются в среде теологов те, которые подвергают критике христианские догмы, это Роджер Бэкон он не признавал авторитета церкви, считал главным в познание мира опыт и практику, а вершиной познания наука. За свой взгляды он был осужден и 14 лет провел в тюрьме.
Реализм: Средневековое понятие реализма не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что общие понятия есть форма сущностного бытия. Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога - он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.
Номинализм: Термин «номинализм» происходит от латинского «nomen» - «имя». Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто-либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей.