Философия средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ее важной особенностью в этот период было, появление сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв. до н.э. Таким образом, средневековое мышление и миросозерцание, определяли две разные традиции: христианское откровение с одной стороны и античная философия с другой.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………4
2. Общая характеристика эпохи Средневековья…………………………....5-6
3. Особенности средневековой философии. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм. «Бог и человек» - центральная проблема………….…7-10
4. . Основные философские течения (патристика, схоластика, реализм и номинализм). Выдающиеся философы: Фома Аквинский………………11-15
5. Заключение………………………………………………………………….16
6. Список литературы…………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: __Философия _______________

по теме: __Философия средневековья

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление__________

Профиль

группа__________

Ф.И.О __ _______

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 

РЕЦЕНЗИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

 

_______________курс, _________________группа

 (фамилия, имя, отчество студента)

______Управление качеством__________________________________

(название специальности)

Письменная работа по дисциплине________Философия________________________________

на тему: «______Философия Средневековья_____________________

_________________», вариант _____4_________

____________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество, должность, научное  звание рецензента)


 

 

Оценка работы _______________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

«____»_________________200__г.         __________________________

                                                                                         (подпись рецензента)


 

 

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………4

2. Общая характеристика эпохи  Средневековья…………………………....5-6

3. Особенности средневековой философии. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм. «Бог и человек» - центральная проблема………….…7-10

4.  . Основные философские течения (патристика, схоластика, реализм и  номинализм). Выдающиеся философы: Фома  Аквинский………………11-15

5. Заключение………………………………………………………………….16

6. Список литературы…………………………………………………………17 

Введение

Философия одна из первых наук о природе, человеке, обществе. Философия с греческого языка переводится как любовь к мудрости. Впервые употребляется греческими мыслителями Платоном и Пифагором. Сегодня философия это наука об общих закономерностях развития природы, человека и общества. Является основой всех наук. В философий существует два основных вопроса, на которые она отвечает: это  онтологический вопрос (бытие) что первично, что вторично (материя или дух); и гносеологический вопрос (познаваем ли мир). Философия средних веков (5-6вв). Философия средних веков существовала в рамках теологий (учение о боге). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика эпохи Средневековья.

Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения.

В отличие от Античности, где полагалось, что истиной надо овладеть а средневековый мир были, пребывал в уверенности относительно того что истина открыта в священном писаний. Основаниями средневековой философии были учение, считающее бога центром и высшей целью мироздания (теоцентризм), учение о сотворение мира богом «из ничего» (креационизм), учение о спасении. Для эпохи Средневековья характерен феодальный социально-политический строй. Основные слои населения: крестьяне-колонны, ремесленники, купцы, феодалы. В феодальном обществе большую роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями, и центрами земледелия, и очагами просвещения и культуры. Люди обратились к поискам сверхъестественного в собственном внутреннем мире. Они искали решение проблем исключительно тяжелой жизни в религиозной сфере. Вопреки политическому бесправию, материальному неблагополучию и физическим страданиям, вопреки злу и ослаблению силы характера, надежда существует для каждого.

Новое время привыкло считать, что философия - это мышление в понятиях и что она представлена авторами. В средневековье же, ориентированном на авторитет, не было авторов в принятом смысле слова. Истинным автором, как мира, так и слова о мире считался Бог, авторитетами - отцы церкви. Выражение мира в понятиях было лишь одним из вербально-интеллектуальных способов его осмысления. Принцип креационизма, лежащий в основании христианского отношения к миру, предполагал, что всеобще-необходимое знание принадлежит только Богу.

Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ее важной особенностью в этот период было, появление сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв. до н.э. Таким образом, средневековое мышление и миросозерцание, определяли две разные традиции: христианское откровение с одной стороны и античная философия с другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Особенности средневековой философии. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм. «Бог и человек» - центральная  проблема.

 

 Познавательные акты суждения при такого рода познании оказываются нагруженными актами нравственного суждения, а механизмы познавательных актов оказываются механизмами нравственных актов спасения. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. На фоне греческой мудрости, эта идея была совершенно новой. Полагалось, что человек рожден в истине, что он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог, воплощением которого на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природ. Потому дальний мир, соответственно и человеческий разум изначально мыслились встроенными в высшую реальность. Причащенный разум - это определение средневекового разума. Функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл, и заключен в выражении "философия - служанка богословия".

 

Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.

Средневековая философия была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются. Основная идея средневековой философии – теоцентризм.  
Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "нисхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечный" - и равны по достоинству - "равночестны".

 

 

Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.  
Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом. Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверх природное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос, поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.  
В античной философии уже были выработаны определенные подходы в решении проблемы преодоления дуализма мира и его сущности. Пифагорейцы, Платон и его последователи заложили основные методологические принципы учения о духовном единстве мира. Но, ни классики античной философии, ни неоплатоники не создали концепции бога - личности. Они трактовали Единое, как некое первоначальное, произведшее из себя все бытие, как абсолютно абстрактно-безличную индивидуальность. Личностное понимание Бога впервые дано Филоном Александрийским.  
Характеристика Бога как личности была существенным шагом вперед в направлении христианского мировоззрения, но она не давала полного преодоления пропасти между Богом и миром. Для преодоления этой пропасти необходимо было ввести опосредующие силы. Для этой цели Филог использует одно из центральных понятий античной философии - понятие Логоса.  
Но в отличие от античной философии, Логос у Филона выступает как сотворенный Богом дух, который первоначально есть божественный разум. В представлении Филона о Логосе не доставало лишь отождествления его с мессией - Христом.

 

Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия.

Идеи средневековой философии:  
Идея заповедей: Заповеди – договор между богом и человеком, первый список преступлений, которые может совершить человек. Человеку, преступившему эти заповеди, будет судьей не правитель или государство, а сам бог. Лишь вера, а не страх перед наказанием, не дает человеку нарушить их.  
Идея первородного греха: Адам и Ева нарушили запрет Бога и попробовали запретный плод. За это они были изгнаны из эдема, но стали свободными и самостоятельными. Совершив первый грех человек доказал свое право на самоопределение.  
Идея воскресения души: На место веры в переселение душ приходит вера в воскресение души – теперь умерев, праведный человек окажется вновь не на бренной земле, а в лучшем мире - Царстве Божьем. Жизнь рассматривается лишь как кратковременное пребывание на земле, по сравнению с вечной жизнью в раю, а смерть – лишь уход из нее.  
Идея святости тела: Свята не только душа, но и тело. Христос состоит из плоти и крови, как и человек.  
Идея всеобщего равенства: Все люди равны, так как бог создал их равными, и в раю люди тоже равны. Для бога и религии нет крестьянина или короля – есть только христианин.  
Герменевтика: Объяснение и интерпретация библейских текстов.  
 
3. Основные философские течения (патристика, схоластика, реализм и номинализм). Выдающиеся философы: Фома Аквинский.

 

Под патристикой понимают совокупность философских, теологических и социальных доктрин христианских мыслителей (так называемых отцов церкви 2-8вв). Патристику подразделяют на три периода: ранний (2-4вв), расцвет (4-5вв), и поздний (6-8вв).

Ранний период представлен деятельностью защитников, которые стремились защитить христианскую веру от нападок нехристианских философов.

Расцвет патристики это период окончательного формирования христианских догматов и дискуссий относительно них, в которых активно использовались философские познания. Отрицание творения из материи.

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона. Вся патристика основывалась на понимание бога как высшего блага, которому причастны все люди и следование которому ведет к презрению к смерти.

Период средневековой философии получил название схоластика- разработка и закрепление христианского церковного учения, христианских догм (непреложная истина). Идей, взгляды противоречивающие христианским догмам запрещались, назывались ересью (еретики). 

Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Это период средневековой философии совпадает с появлением среды городских интеллектуалов, что вызвало необходимость не только религиозного, но и светского образования. Схоластика формировалась в течение 5-10вв. Принята следующая периодизация схоластики. Первый этап - от VI до IX в. - предварительный. Второй этап - от IX до XII в. - период интенсивного формирования. Третий этап - XIII в. - «золотой век схоластики». Четвертый этап - XIV-XV вв. - угасание схоластики.  
Схоластическая ученость на практике представляла собой ряд ступеней, поднимаясь по которым ученик мог дойти до самых высших. В монастырских и церковных школах изучали «семь свободных искусств». Последние делились на «тривиум» и «квадривиум». Ученик должен был сначала освоить тривиум, т.е. грамматику (латинскую), диалектику, риторику. Квадривиум, как более высокая ступень, включал арифметику, геометрию.

Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии». В период расцвета схоластики 13-13вв появляются в среде теологов те, которые подвергают критике христианские догмы, это Роджер Бэкон он не признавал авторитета церкви, считал главным в познание мира опыт и практику, а вершиной познания наука. За свой взгляды он был осужден и 14 лет провел в тюрьме.

Реализм: Средневековое понятие реализма не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что общие понятия есть форма сущностного бытия. Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога - он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.

Номинализм: Термин «номинализм» происходит от латинского «nomen» - «имя». Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто-либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей.

Информация о работе Философия средневековья