Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 18:35, контрольная работа
Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ее важной особенностью в этот период было, появление сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв. до н.э. Таким образом, средневековое мышление и миросозерцание, определяли две разные традиции: христианское откровение с одной стороны и античная философия с другой.
1. Введение………………………………………………………………………4
2. Общая характеристика эпохи Средневековья…………………………....5-6
3. Особенности средневековой философии. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм. «Бог и человек» - центральная проблема………….…7-10
4. . Основные философские течения (патристика, схоластика, реализм и номинализм). Выдающиеся философы: Фома Аквинский………………11-15
5. Заключение………………………………………………………………….16
6. Список литературы…………………………………………………………17
Рассматриваемый спор между номиналистами и реалистами можно представить в понятиях сущность и существование. Для реалиста существование есть проявление сущности, они совпадают, согласно Боэцию, только в Боге. Для номиналиста допустимо обойтись без сущности.
Спор номиналистов и реалистов замечателен еще в одном отношении. Реалистов интересует в первую очередь общее вообще, независимо от того, где и как оно существует. Номиналисты сосредотачивают свои усилия на переходе от субъекта к несубъектному. Такой ход мышления существенно стимулировал дальнейшее развитие философии.
С попытками решения проблемы универсалий связаны три философских течения: концептуализм (существование общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (существование общего вне и до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи). В то время, когда средневековая философия представлялась хранителем античных традиций, реализм считался единственно правильным подходом к решению проблемы универсалий. Появление номинализма свидетельствовало о распаде средневекового мышления, а концептуализм рассматривался как сочетание умеренного реализма с умеренным номинализмом. Однако исследования средневековых текстов показали, что важнейшую роль в понимании христианского боговоплощенного мира играл именно концептуализм.
Фома Аквинский родился 25 января 1225 года (13в). Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Непольском университете, Париже. Позже стал преподавателем богословия и философии в Париже, где ранее учился. Вступил в орден доминиканцев в 1244 году. В 1252 году вернулся в Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 года. Практически всю остальную часть жизни провёл в Италии, за исключением 1268—1272 годов, в течение которых он пребывал в Париже, ведя полемику с парижскими аверроистами относительно интерпретации аристотелевского учения о бессмертии активного интеллекта. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 года. В начале 1274 года он умер в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион.
Фома Аквинский философ-теолог периода расцвета схоластики, был знаком с трудами греческих философов (Сократ, Платон, Аристотель), что способствовало переосмыслению христианских догматов. Создал концепцию, которая признается до сих пор католической церковью. Суть концепций Фомы Аквинского состоит в том, что существует система знаний, и эти знания расположены иерархично: высшая ступень (божественная, познание бога); низшая ступень (человеческий разум). То есть теология учение близкое к божественному учению, божественному разуму. Философия это выражение разума человека. И философия, и теология не могут противостоять друг другу, так как они находятся на разных уровнях системы знаний. Фома Аквинский разделял мирскую и церковную власть, лучшей формой правления считал монархию, где наиболее ярко воспроизводиться божественное устройство мира. Наихудшей формой правления считал демократию и тиранию, где не признается власть бога и церкви. Учение Фомы Аквинского пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в 20 веке под названием неотомизма одного из наиболее значительных течений католической философии на западе.
Заключение
Средневековая философия вошла в историю человечества под именем схоластики, которая с давних пор выступает как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, оторванную от природы, от мира и поставленную на службу теологии. Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского знания.
Не смотря на догматизм христианства, философию схоластики в средние века был поставлен вопрос о равенстве человека, всех перед богом.
Список литературы.
1. Губин. В.Д. «Основы философии» изд. Инфра-м 2003г
2. Солопов. Е.Ф. «Философия»
3. Спиркин. А.Г «Философия» М.: гардарики 2002г
4. Фролов. И.Т. «Введению в философию» политизат 1989г