Средневековая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:21, реферат

Краткое описание

Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая философия – это философия эпохи феодализма V–VI вв. Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии и выступает как синтез двух традиций: античной философии и христианского откровения. В средневековой философии можно выделить два периода: становления и развития.

Оглавление

1. Понятие и периоды средневековой философии
2. Основные черты средневековой философии
3. Развитие и формирование средневековой философии
4. Апологетика и патристика (III-V вв.)
5. Схоластика (V-XV вв.)

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

АНО «Институт экономики  и антикризисного управления» 
 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине Философия

тема: “Средневековая философия” 
 

                                                                            
 
 
 
 

                    Выполнила студентка

                    гр. № БВД-21

                    Турагина  Надежда 

                   Анатольевна

                    Научный руководитель 

_____________________                                                                                   
 
 

                                                                                                                         

г. Москва 2009 г.

Содержание 

1. Понятие и  периоды средневековой философии……………………………3

2. Основные черты   средневековой философии………………………............4

3. Развитие и  формирование средневековой философии…………………….6

4. Апологетика  и патристика (III-V вв.)……………………………………….8

5. Схоластика (V-XV вв.)………………………………………………………11

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и периоды  средневековой философии 

       Начало  Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая  философия – это философия эпохи феодализма V–VI  вв. Начало средневековой  философии ознаменовано союзом философии и теологии и выступает как синтез двух традиций: античной философии и христианского откровения. В средневековой философии можно выделить два периода: становления и развития.

       Поскольку философские учения этой эпохи стали  складываться уже в I–V вв., а их основу составили этические концепции стоиков, эпикурейцев и неоплатоников, то выделяют следующие периоды средневековой философии:

  • период апологетики и патристики (III–V  вв.);
  • схоластический период (V–XV вв.).

       Особенностью  средневековой философии была ее зависимость от религии. «Философия – служанка богословия», «преддверие христианской веры» - так определялись место и роль философии в общественном сознании того периода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Основные черты  средневековой философии 

       Если  греческая философия была связана  с языческим многобожием (политеизмом), то философская мысль средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежали иудаизм, христианство, мусульманство. Таким образом, философия средневековья представляла собой сплав теологии и античной философской мысли (главным образом наследия Платона и Аристотеля).

       Средневековое мышление по существу своему теоцентрично (от лат. theos – бог). В соответствии с принципом теоцентризма источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Теоцентризм лежал в основе средневековой онтологии – учении о бытии. Главным принципом средневековой философии является принцип абсолютной личности, личности Бога. Принцип абсолютной личности – это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъекта, что и нашло свое воплощение в теоцентризме. Высшая цель жизни выражается в служении Богу. Согласно средневековому мышлению, Бог есть первопричина и основа мира. Идеализм являлся господствующим направлением в течение всего средневековья: «В начале было слово. И это слово было Бог». Исходным пунктом философских размышлений стали догматы Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию; религии, а не науке.

       Догмат  о творении переносит центр на сверхприродное начало. В отличие  от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит  над природой, по ту сторону ее и  потому является трансцендентным Богом (потусторонним). Активное творческое начало как бы изымается из природы и передается Богу. В таком случае творение – прерогатива Бога, а изобретения со стороны людей считаются богохульством. Такого рода представления были весьма распространены, что существенным образом сдерживало становление инженерной и научной мысли. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Такое мировоззрение носит название креационизма (от лат. creatio), что занчит «творение», «создание».

       Отличительными  чертами средневековой философии  были также провиденциализм – вера в то, что все в мире совершается по воле божественного провидения, и иррационализм – принижение познавательных возможностей человеческого разума, признание основным источником познания интуицию, озарение, откровение и т.п. выходящие за пределы рассудочного познания формы.

       Основные  черты средневековой философии:

  • тесная связь со Священным писание, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке;
  • философия, основанная на традиции, текстах Священного писания, была догматична и консервативна, ей был чужд скептицизм;
  • философия теоцентрична, поскольку определяющей реальностью всего сущего была не природа, а Бог;
  • философский формализм, понимаемый как склонность к застывшим, «окаменелым» формулам, был основан на искусстве толкования, интерпретации текста;
  • креационизм – главный принцип онтологии, а откровение – главный принцип гносеологии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Развитие и формирование  средневековой философии 

       Развитие философской мысли Запада и Востока до XIV в. шло разными путями: на арабском Востоке и в части Испании, покоренной арабами, философия менее находилась под воздействием религии, чем в Европе и восточной Азии. Арабская и арабоязычная наука в этот период ушла далеко вперед по сравнению с европейской. В Китае наука была тоже более передовой, чем в Европе, хотя влияние религии было весьма сильным. Ряд арабских философов создавал свои труды в русле научно-философских традиций, рожденных античным гением Демокрита – его учением об атомах, пифагорейской математикой, идеями Платона, философским и естественнонаучным наследием Аристотеля, особенно его системной логики.

       В европейской философии материализм  в средние века не получил такого распространения и влиянии на культуру, как на Востоке. Господствующей формой идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилась сделать служанку богословия.

       Эпоха средневековья выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин (354-430), Боэций (480-524), Эриугена (810-877), Аль-Фараби (870-950), Ибн Сина (980-1037), Аверроэс (Ибн Рушд, 1126-1198), Пьер Абеляр (1079-1142), Роджер Бэкон (1214-1292), Фома Аквинский (1225-1274), Оккам (1285-1349) и др.

       Мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских  общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Средневековая церковь также враждебно относилась к «языческой» философии древнего мира, особенно к материалистическим учениям. Однако по мере того, как христианство приобретало более широкое влияние, а поэтому стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, стали появляться попытки использовать для этой цели учения античных философов. При этом усвоение философского наследия античности происходило частями, пристрастно, зачастую им давалось новое толкование для подкрепления религиозных догматов. Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика, так как распространение христианства в Европе, в Византии, Передней Азии и Северное Африке происходило в упорной борьбе с другими религиозными и философскими течениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        4. Апологетика и  патристика (III-V вв.) 

       Апологетика (от греч. apologia – защита) – это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты обосновали возможность существования философии на основе христианского вероучения. Подвергавшееся гонениям властей, христианство первых веков нуждалось в теоретической защите, осуществленной апологетикой. Наиболее известным представителем апологетики был Юстин Мученик.

       Вслед за апологетикой появляется патристика (от лат. pater – отец) – философское учение «отцов церкви». В сочинениях «отцов церкви» были изложены основные положения христианской философии, богословия, учения о церкви. Этот период характеризуется разработкой целостных религиозно-спекулятивных систем. Различают западную и восточную патристику.  Наиболее яркой фигурой на Западе считают Августина блаженного, на востоке – Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника. Отличительная особенность византийской (восточной) философии заключается в том, что она использует греческий язык и тем самым более органично связана с античной культурой, чем латинский Запад.

       Августин  Блаженный оказал сильнейшее влияние на средневековую философию. Августин пришел к христианству через манихейство (религиозно-философское учение, появившееся на Ближнем Востоке в III в., считавшее добро и зло равновеликими началами) и неоплатонизм, под воздействием которых он находился в молодости. В своем учении Августин соединил основы неоплатонической философии с христианскими постулатами. Бог, по Августину, - причина всего. Бог сотворил мир и продолжает его творить. На основе идей неоплатонизма Августин разработал в христианском богословии философскую проблему теодицеи (от греч. theos – бог и dike – справедливость) – проблему существования зла в мире, творимом Богом. Добро – это проявление Бога на земле, учил Августин, зло – это недостаток добра. Зло на земле возникает из-за отдаленности материального существования от своего идеального образа. Воплощая в себе божественный образ предметов, явлений, людей, материя в силу своей косности искажает идеал, превращая его в несовершенное подобие.

       В теории познания Августином была провозглашена формула: «Верую, чтобы понимать». Эта формула не означает отказа от рационального познания вообще, но утверждает безусловный примат веры. Главной идеей учения Августина является становление человека от «ветхого» к «новому», преодоления себялюбия в любви к Богу. Августин считал, что спасение человека прежде всего в принадлежности к христианской церкви, которая является представителем «града Божьего на земле». Августин рассматривал два противоположных вида человеческой деятельности – «град земной», т.е. государственность, которая основана на любви к себе, доведенной до абсолюта, презрения к богу, и «град божий» - духовную общность, которая основана на любви к Богу, доведенной до презрения к себе. По Августину, Бог есть наивысшее благо, а душа человеческая близка к Богу и бессмертна, она совершеннее, чем тело. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился в первую очередь о душе, подавляя чувственные наслаждения. 

       Августин  выдвинул проблему свободы личности, поскольку он считал, что субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Заслуга Августина в том, что он впервые показал, что жизнь души, жизнь «внутреннего человека», есть нечто невероятно сложное и вряд ли до конца определимое. «Великая бездна сам человек… волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца». Философское обоснование христианства он пытался найти в философии Платона, отмечая что идеи Платона – это «мысли творца перед актом творения». Августин является родоначальником направления неоплатонизма в христианской философии, которое господствовало в Западной Европе плоть до XIII в.

       Философские идеи изложены в сочинениях Августина: «Об истинной религии», «О граде  божьем», «Исповедь», «О троице» и  др., которые стали теоретической основой идеологии христианства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        5. Схоластика (V-XV вв.) 

       Основным  философским течением эпохи господства христианской идеологии  была  схоластика. «Отцом схоластики» считают Боэция, которого воспринимали не столько как первого схоластика, сколько как «последнего римлянина», последователя Цицерона, Сенеки, платоников римской эпохи. Главное произведение Боэция, трактат «Утешение философией», является итогом его философских и логических изысканий.

Информация о работе Средневековая философия