Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:16, контрольная работа
Христианство возникает в 1..2 столетиях нашей эры в восточных провинциях Римской империи, а затем распространяется на средиземное побережье. Время возникновения Христианства связывают с глубоким кризисом рабовладельческого строя. Именно с христианством связана средневековая философия.
1.Христианская Патристика. Теоцентрическая картина мира.
2.Проблема человека и понимания природы в средневековой схоластике
3.Учение Фомы Аквинского (ХIII в.) о гармонии разума и веры. Есть ли в нем рациональное зерно?
ТЕМА 14. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Понятия: Схоластика, патристика, апологетика, теоцентризм, номинализм, реализм, теология, томизм, вера, разум, креационизм, откровение, божественный промысел.
План
1.Христианская Патристика. Теоцентрическая картина мира.
2.Проблема человека и понимания природы в средневековой схоластике.
3.Учение Фомы Аквинского (ХIII в.) о гармонии разума и веры. Есть ли в нем рациональное зерно?
понятия
Патристика - (лат. patres - отцы) - направление философско-теологической мысли 2-8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов - Отцов Церкви.
Схоластика(VII-XIV): слово «схоластика» происходит
от слова schola (школа). В
отличие от отцов церкви, опиравшихся
на собственный разум и интуицию, схоластики
использовали рациональные пути познания
Бога. В схоластике существовало три основных
направления: реализм, номинализм и концептуализм.
Реализм
- общие понятия (идеи) имеют реальное существование
и предшествуют единичным вещам и предметам.
Основные представители реализма - Ансельм
Кентерберийский (знаменит своим онтологическим
доказательством существования бога –
он утверждал, что само понятие Бога доказывает
его существование). и Иоганн Скотт. Реализм
- продолжение традиций Платона и его теории
идей.
Номинализм- отрицание онтологического
значения универсалий и утверждение что
общие понятия существуют только в мышлении,
а не в действительности. Основные представители
- Дунс Скотт, Оккам. Как самостоятельное
течение номинализм основан Росцелленом
(он утверждал, что реально существуют
только единичные вещи, а общие понятия
лишь имена). Номинализм - продолжение
традиций Аристотеля
Концептуализм - умеренная позиция в споре об универсалиях. Отвергался крайний реализм и утверждалось, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием. Основные представители концептуализма - Фома Аквинский, Петр Абеляр. Фома Аквинский утверждал, что цель человека заключена в познании, созерцании и любви к Богу (наука+религия). Путь к этой цели полон испытаний, но ведет человека по нему разум. Именно разум покажет, как себя вести, чтобы прийти к вечному блаженству и счастью, которое связывается с познанием и созерцанием
Теология - (от греч. Theos и logos - слово о Боге) - вероучительная дисциплина или " наука о вере", создаваемая церковной общиной для всестороннего осмысления и систематического изложения содержания своей веры. Основывается на духовном опыте , догматике , литургической жизни и практике Церкви, в предположении, что сами теологи имеют опыт богообщения и понимания веры и способны отвлекаться от личных вкусов и пристрастий. Св. Писание, согласно церковному пониманию, - душа всей теологии
Теоцентризм - (от греч. theos - Бог и лат. centrum - центр круга) - англ. theocentrism; нем. Theozentrismus. Теологическая концепция, согласно которой Бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага. Подражение и уподобление Богу рассматривается при этом как высшая цель и главный смысл человеческой жизни, а почитание Бога и служение ему - как основа нравственности.
Томизм (от лат. Thomas — Фома) — учение в схоластической философии и теологии католицизма, основанное Фомой Аквинским
Доктрина томизма выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума в отличие от августинианства, взывающего к интуиции. С этим связана большая ориентация томизма на учения Аристотеля, чем на Платона и неоплатоников. В начале своего существования томизм натолкнулся на резкую критику августинианства и в 1277 году был официально осуждён церковно-университетскими инстанциями Парижа и Оксфорда, однако уже к XIV веку получил признание в различных школах доминиканского ордена.
Креационизм - мировоззрение, согласно которому весь существующий наблюдаемый нами материальный мир был сотворен (создан) нематериальным Творцом некоторое определенное время тому назад
Креационизм можно подразделить на научный и библейский. Научный креационизм основное внимание уделяет эмпирическим фактам, научным исследованиям, доказывающим сотворенность материи. Библейский креационизм большее внимание уделяет библейской картине мира и тем положениям Библии, из которых также явствует сотворенность материи.
Апологетика — это слово происходит от греч. корня со значением „защищать“, „давать ответ“, „оправдываться“, „защищаться по закону“… Апологетика как часть христианской теологии представляет собой систематизированное аргументированное рассуждение, отстаивающее божественное происхождение и непреложность христианской веры
Вера - это слово восходит от праславянского.věra (ст.-слав. вѣра, болг. вя́ра, польск. wiara, чеш. víra), которое в свою очередь является субстантивированной формой женского рода праиндоевропейского прилагательного *wēros (др.-в.-нем. wâr «правдивый, верный», др.-ирл. fír «правдивый, истинный», лат. vērus «истинный, правдивый»)[4]
Ве́ра — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
Слово «вера» также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др
В христианстве вера определяется как соединение человека с Богом
Разум в словаре Даля определяется как духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), сулить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствия), способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий ее и до цели, конца. Общественные науки определяют разум как творческую познавательную деятельность, раскрывающую сущность действительности; познание.
Промысел Божий — божественная деятельность в мировой жизни, сохраняющая мир и направляющая его к предназначенной ему цели бытия
Вопрос №1
Христианская патристика. Теоцентрическая картина мира.
Средневековая философия.
До сих пор спорят как дотировать средневековую философию. (4...5 - 15в.н.э.).
Христианство возникает в 1..2 столетиях нашей эры в восточных провинциях
Римской империи, а затем распространяется на средиземное побережье. Время возникновения Христианства связывают с глубоким кризисом рабовладельческого строя. Именно с христианством связана средневековая философия.
Идея Христианства лежит в идеи божьего спасения. Одна из главных и важных идей, которую выдвинуло христианство это то, что все люди равны перед богом.
Основным источником христианства была иудейская религия, христианская религия полностью приняла еврейский старый завет. В начале христианство в основном было религией угнетенных масс. Постепенно к этой религии присоединяются и другие классы общества.
Христианская религия вырабатывает определенное мировоззрение, которое и называют христианской философией. Основной идеей средневековой философии был теоцентризм . Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Человек рассматривается, как подобие бога.Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки. Исходя из этого принципа, не сложно догадаться, что первой фазой христианской философии была патристика.
Патристика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Её делят на два этапа:
1) на первом этапе заложена сильная единая церковь и изложены основные христианские догматы
2) второй этап патристики характеризуется творчеством Аврелия Августина.
Аврелий Августин родился в Северной Африке. Получил очень хорошее образование. Проявил интерес к философии. В 387г Августин приходит к христианству, позже он был произведен в епископы. Среди известных трудов Августина, труды «О троице», «О граде божьем».
Из древних источников Августин более всего использует Платона.
Основные принципы философии Августина:
бог первичен, бог является высшей сущностью, его существование ни от кого не зависит. Бог это причина всего сущего, бог не только сотворил мир, но он продолжает творить мир и постоянно сохраняет его. Бог это главный предмет познания человека, он является причиной познания. Бог является наивысшим благом и причиной всякого блага. Душа человека не содержит ничего материального, она имеет только одну функцию - мышление. Душа дана богом, она бессмертна. Познает бога не тело, а душа. Тело мешает человеку в познании бога. Человек должен жить духом.
Что главное в духовной жизни человека? Августин считал, что основой духовной жизни является воля. Человеческая сущность характеризуется активностью и действием. Разум человека имеет пассивный характер. Воля - способность к активному действию.
Августин говорит, что многое происходит случайно, но само
создание мира не было случайностью.
Августин различает 2 мира:
1) идеальный мир в Боге
2) Реальный.
Для Августина цель и смысл человеческой жизни - это достижение счастья. Достижение человеческого счастья возможно благодаря познанию бога и спокойствию души. Познание бога невозможно чувственным путем.
Познавая собственную душу, человек познает бога. Источником всех знаний человека является бог , а не человек. Сознание человека создано богом. Также патристику разделяют
1) По роли в обществе
а)апологическая
Апологетика (середина II века – начало IV) – Апологетами называли образованных христиан, вставших на защиту христианства от языческой философии. Для защиты христианства апологеты прибегали к помощи античной и греческой философии, использовали аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать, что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий.
б) систематическая
Систематики стремились целостно разработать христианский взгляд на мир, они же в последствии, определили главные этапы развития христианской философии.
2) По развитию
а) западная
б) восточная
3)греческая и латинская.
Относительно места
На Западе столицей философии был, Рим, однако и колонии, особенно африканские, дали выдающихся мыслителей.
Различие между двумя
группами было не только географическим:
на Востоке философия развивалась
в среде, где преобладало традиционное
увлечение спекулятивной
На Западе же, напротив, практичное и трезвое римское общество влияло на поддержание враждебных по отношению к философии настроений, в том числе и среди христиан, но не выработал ни одной философской системы. С другой стороны, на Востоке, где философская культура иноверцев была более высокой, христианской мысли было трудно освободиться от ее влияний, поэтому греческая патристика имела высокий уровень, но была малосамостоятельной. Когда же на Западе появилась, наконец, система философии, то это была собственная система, которая полностью соответствовала духу христианства.
Вопрос№2
2.Проблема человека и понимания природы в средневековой схоластике
Философия-сфера знания, которая изучает мир человека и определенные человеческие ценности. Философию интересует человеческий мир, вопрос смысла бытия человека в нем. Человек - субъект, который способен к изменению вещного мира и самого себя. Представление о мире и человеке постоянно менялось.
Общая характеристика понимания мира в средние века.
Основополагающими догматами
средневековой философии и
Согласно догмату творения:
Бог сотворил окружающий мир из ничего;
творение мира есть результат акта Божественной воли;