Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:16, контрольная работа
Христианство возникает в 1..2 столетиях нашей эры в восточных провинциях Римской империи, а затем распространяется на средиземное побережье. Время возникновения Христианства связывают с глубоким кризисом рабовладельческого строя. Именно с христианством связана средневековая философия.
1.Христианская Патристика. Теоцентрическая картина мира.
2.Проблема человека и понимания природы в средневековой схоластике
3.Учение Фомы Аквинского (ХIII в.) о гармонии разума и веры. Есть ли в нем рациональное зерно?
мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;
природа не может творить сама себя;
единственным творческим началом во Вселенной является Бог;
Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
подлинным бытием является только Бог;
сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;
поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;
нет четкой границы между Богом и Его творением.
Согласно догмату откровения:
мир можно познать, только познав Бога;
Бог недоступен для познания;
несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;
единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии;
Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.
Понятие человек в средневековой философии
Исходя из выше сказанного, можно догадаться, что в средние века человек рассматривался, прежде всего, как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога». Но, согласно этой точки зрения, в реальности этот человек внутренне раздвоен вследствие его грехопадения, поэтому он рассматривался как единство божественной и человеческой природы, которое находит свое выражение в личности Христа. Поскольку каждый изначально обладает божественной природой, он имеет возможность внутреннего приобщения к божественной «благодати» и тем самым сделается «сверхчеловеком».
В социальном плане в Средние
века человек провозглашается
Видным представителем
средневековой христианской
Главная цель человека, считал Августин, - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как "граду Божьему
Схоластика
Схоластика- господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.
Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким образом, схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище «Философия – служанка богословия»).
Человек у схоластов - в центре мироздания. Он соединяет в своей сущности мир вечный, благостный и мир тленный, греховный. Функциональная роль Человека - роль "винтика" в сакральной системе мироздания. Человек не более чем слуга, "раб Божий". Если он будет послушным рабом, его допустят к Господу (в рай), если худым – накажут: отправят в ад.
Фома Аквинский использует для обоснования христианского учения о человеке философию Аристотеля. Человек — это промежуточное существо между животными и ангелами.
Он представляет единство
души и тела, но именно душа
является «двигателем» тела и
определяет сущность человека. В
отличие от Августина, для
Человек сам не есть ни душа, ни тело. Он есть единство души, субстанциализирующей его тело, и тела, в котором пребывает эта душа. Человек не простая, но сложная и тем не менее неделимая субстанция. Отсюда вытекает и христианское учение о ценности каждого отдельного индивида как такового, чего не мог обосновать никто из античных философов. У Аристотеля, например один индивид отличается от другого только в силу случайных различий.
В антропологической философии
средневековья обсуждалась
Вопрос№3
3.Учение Фомы Аквинского (ХIII в.) о гармонии разума и веры. Есть ли в нем рациональное зерно?
Фома Аквинский родился в Аквино в 1225 г. (или в 1227 г.) в семье графа Ландольфа Аквинского. С детства был отдан в бенедиктинский монастырь Монте Кассино на юге Италии. В 11 лет Фома перешел в доминиканский монастырь, где находился до 17 лет. Здесь он принял монашеское пострижение.
В 1245 г. монастырь послал его учиться в Париж. Здесь его учителем был Альбер фон Больштедтский, прозванный Великим за свою эрудицию
В 1248 г. – 1250 гг. Фома учился
в Кельнском университете, куда переехал
вслед за своим учителем.
В 1257 г. Фома получил степень доктора и
вел занятия в Парижском университете.
Затем с 1259 г. в течение десяти лет преподавал
богословие на родине – в Ананьи и Риме,
одновременно писал философско-богословские
сочинения.
Научная деятельность Фомы
была сосредоточена на толковании и
комментариях к текстам Библии,
сочинений Аристотеля, написании
текстов книги «Диспуты – вопросы».
В преподавании и создании своих
философско-богословских сочинений он,
как и многие ученые того времени, опирался
на учение Аристотеля – его диалектику.
Она учила Фаму строгой логике, способности
рассуждать и выстраивать убедительную
цепь доказательств, умению избегать ошибок
и неточностей и в результате доказывать
истину.
Фома-богослов ставил перед собой очень
важную задачу: объединить разум и теологию.
Этому посвящен его знаменитый труд «Сумма
теологии». Работа (правда, неоконченная)
включает около трех тысяч тематических
разделов, выстроенных в строгой научной
системе. Он стремился показать, что бытие
Бога можно доказать с помощью разума.
Фома выдвинулт пять собственных
доказательств существования Бога:
• движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;
• причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;
• случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
• степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -
• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог. Таким образом, благодаря систематическому изложению всех богословских положений он выполнил эту задачу блестяще.
Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:
• разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;
• подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);
• подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;
• считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
• доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;
• сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.
Исходя из данных посылок, согласно Фоме:
• все состоит из материи и формы (идеи);
• суть любой вещи — единство формы и материи;
• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;
• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;
• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека
Взгляды и учение Фомы получили название томизма, который в конце ХIII в. стал популярным. Немало усилий для защиты теологических позиций Фомы и распространения его учения приложил его учитель Альбер Великий.
Главная особенность томизма
– рациональное обоснование многих
положений христианской веры. Таким
образом, Фома исключил мистико-метафизическое
умозрение, свойственное схоластике ХII
в. Основной принцип его философии – гармония
веры и разума, убедительное приспособление
учения Аристотеля к учению католической
церкви. Он сумел разработать многие стороны
философско-богословской мысли как части
целой системы. Начиная с XIV в. и поныне его
учение признается католической церковью
как ведущее направление философского
мировоззрения (в 1323 г. Фома Аквинский
был причислен к лику святых)
Им разработана теория познания, согласно
которой человеку присущи два способа
познания – чувства и интеллект. Чувства
воспринимают чувственные формы бытия,
интеллект познает те же формы, но путем
отвлечения, абстракции, и никакого противоречия
в этом, по учению Фомы, нет: возможность
акта веры обусловлена тем, что Бог делает
интеллект способным верить.
Исследуя проблему познания, Фома Аквинский пришел к следующим выводам:
• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;
• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
• вера и разум дают истинное знание;
• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;
• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
• философия и теология — разные науки;
• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
Фома разработал стройное учение об обществе и государстве, совпадавшее с Законом Божиим и оправдывал теократическую идею церкви. Он сформировал систему этики. Фома, стал систематизатором схоластики, философом и богословом, утвердившим и научно обосновавшим догматы христианской веры, систематизировавшим их в единую систему. Создал собственное учение, его взгляды основывались на поисках истины и на разработанных им доказательствах бытия бога, следовательно, были весьма разумны. Таким образом, можно сделать вывод, что в трудах Фомы Аквинского присутствует рациональное зерно.
Выводы по работе: В ходе данной контрольной работы были рассмотрены основы мировоззрения философов средних веков, их понимание сотворения мира , и места человека в нем. Среди них особо хочется отметить систематизатора схоластики Фаму Аквинского. В ходе работы, были проанализированы его учения о гармонии разума и веры, однако, следует заметить, что это не единственный его труд, большое внимание он уделял и праву. Средневековая философия имела большое значение для дальнейшего формирования философских взглядов и создания новых философских течений.
Библиографический список