Средневековая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

Христианство возникает в 1..2 столетиях нашей эры в восточных провинциях Римской империи, а затем распространяется на средиземное побережье. Время возникновения Христианства связывают с глубоким кризисом рабовладельческого строя. Именно с христианством связана средневековая философия.

Оглавление

1.Христианская Патристика. Теоцентрическая картина мира.
2.Проблема человека и понимания природы в средневековой схоластике
3.Учение Фомы Аквинского (ХIII в.) о гармонии разума и веры. Есть ли в нем рациональное зерно?

Файлы: 1 файл

контроша философия.docx

— 52.62 Кб (Скачать)

мир сотворен благодаря всемогуществу  Бога;

 

природа не может творить  сама себя;

 

единственным творческим началом во Вселенной является Бог;

 

Бог вечен, постоянен и  всепроникающ;

 

подлинным бытием является только Бог;

 

сотворенный Богом мир  не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;

 

поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;

 

нет четкой границы между  Богом и Его творением.

 

Согласно догмату откровения:

 

мир можно познать, только познав Бога;

 

Бог недоступен для познания;

 

несмотря на то, что Бог  непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;

 

единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии;

 

Бога можно познать  лишь сверхъестественным путем, благодаря  особой способности человека – вере.

Понятие человек  в средневековой философии

Исходя из выше сказанного, можно догадаться, что в средние века человек рассматривался, прежде всего, как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога». Но, согласно этой точки зрения, в реальности этот человек внутренне раздвоен вследствие его грехопадения, поэтому он рассматривался как единство божественной и человеческой природы, которое находит свое выражение в личности Христа. Поскольку каждый изначально обладает божественной природой, он имеет возможность внутреннего приобщения к божественной «благодати» и тем самым сделается «сверхчеловеком».

В социальном плане в Средние  века человек провозглашается пассивным  участником божественного порядка  и является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу. В отличие от античных богов, как бы родственных человеку, христианский бог стоит над природой и человеком, является их трансцендентным творцом и творческим началом. Главная задача для человека состоит в том, чтобы приобщиться к богу. Поэтому вся драма человеческой истории выражается в парадигме: грехопадение — искупление. Каждый человек призван реализовать ее, соизмеряя свои поступки с Богом. В христианстве каждый сам за себя отвечает перед Богом.

 Видным представителем  средневековой христианской философии  является Августин Блаженный.  Он утверждал, что человек - это душа, которую вдохнул в  него Бог. Тело, плоть - презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.

Главная цель человека, считал Августин, - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как "граду Божьему

 Схоластика

Схоластика- господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

Название «схоластика» произошло  от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким образом, схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище «Философия – служанка богословия»).

Человек у схоластов - в  центре мироздания. Он соединяет в  своей сущности мир вечный, благостный и мир тленный, греховный. Функциональная роль Человека - роль "винтика" в  сакральной системе мироздания. Человек  не более чем слуга, "раб Божий". Если он будет послушным рабом, его  допустят к Господу (в рай), если худым  – накажут: отправят в ад.

Фома Аквинский использует для обоснования христианского  учения о человеке философию Аристотеля. Человек — это промежуточное  существо между животными и ангелами.

 Он представляет единство  души и тела, но именно душа  является «двигателем» тела и  определяет сущность человека. В  отличие от Августина, для которого  душа является не зависимой  от тела и тождественной с  человеком, для Фомы Аквинского  человек есть личностное единство  того и другого. Душа — нематериальная  субстанция, но получает свое  окончательное осуществление только  через тело.

Человек сам не есть ни душа, ни тело. Он есть единство души, субстанциализирующей его тело, и тела, в котором  пребывает эта душа. Человек не простая, но сложная и тем не менее неделимая субстанция. Отсюда вытекает и христианское учение о ценности каждого отдельного индивида как такового, чего не мог обосновать никто из античных философов. У Аристотеля, например один индивид отличается от другого только в силу случайных различий.

В антропологической философии  средневековья обсуждалась также  проблема свободы воли. Бог, сотворив человека, предписал ему Закон, но в то же время сохранил для него возможность следовать своим  собственным законам, поскольку  даже божественный закон не ограничивает человеческую волю. Бог не только сотворил человека, он превратил его в свободное, автономное существо, способное опираться  на собственные силы.

 

 

 

Вопрос№3

  3.Учение Фомы Аквинского (ХIII в.) о гармонии разума и веры. Есть ли в    нем рациональное зерно?

Фома Аквинский родился  в Аквино в 1225 г. (или в 1227 г.) в семье графа Ландольфа Аквинского. С детства был отдан в бенедиктинский монастырь Монте Кассино на юге Италии. В 11 лет Фома перешел в доминиканский монастырь, где находился до 17 лет. Здесь он принял монашеское пострижение.

В 1245 г. монастырь послал его учиться в Париж. Здесь  его учителем был Альбер фон Больштедтский, прозванный Великим за свою эрудицию

В 1248 г. – 1250 гг. Фома учился в Кельнском университете, куда переехал вслед за своим учителем. 
В 1257 г. Фома получил степень доктора и вел занятия в Парижском университете. Затем с 1259 г. в течение десяти лет преподавал богословие на родине – в Ананьи и Риме, одновременно писал философско-богословские сочинения.

Научная деятельность Фомы была сосредоточена на толковании и  комментариях  к текстам Библии, сочинений Аристотеля, написании  текстов книги «Диспуты – вопросы». В преподавании и создании своих  философско-богословских сочинений он, как и многие ученые того времени, опирался на учение Аристотеля – его диалектику. Она учила Фаму строгой логике, способности рассуждать и выстраивать убедительную цепь доказательств, умению избегать ошибок и неточностей и в результате доказывать истину. 
 Фома-богослов ставил перед собой очень важную задачу: объединить разум и теологию. Этому посвящен его знаменитый труд «Сумма теологии». Работа (правда, неоконченная) включает около трех тысяч тематических разделов, выстроенных в строгой научной системе. Он стремился показать, что бытие Бога можно доказать с помощью разума. Фома выдвинулт пять собственных доказательств существования Бога:

• движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

• причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;

• случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

• степени качеств: все, что  существует, имеет различные степени  качеств (лучше, хуже, больше, меньше и  т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -

• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог. Таким образом, благодаря систематическому изложению всех богословских положений он выполнил эту задачу блестяще.

 Также Фома Аквинский  исследует проблему бытия не  только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

• разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;

• подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);

• подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

• считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая  обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая  приобрела материальную форму в  силу акта Божественной воли);

• доказывает, что бытие  и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

• сущность и существование  едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

• все состоит из материи  и формы (идеи);

• суть любой вещи — единство формы и материи;

• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека

Взгляды и учение Фомы получили название томизма, который в конце  ХIII в. стал популярным. Немало усилий для защиты теологических позиций Фомы и распространения его учения приложил его учитель Альбер Великий.

Главная особенность томизма  – рациональное обоснование многих положений христианской веры. Таким  образом, Фома исключил мистико-метафизическое умозрение, свойственное схоластике ХII в. Основной принцип его философии – гармония веры и разума, убедительное приспособление учения Аристотеля к учению католической церкви. Он сумел разработать многие стороны философско-богословской мысли как части целой системы. Начиная с XIV в. и поныне его учение признается католической церковью как ведущее направление философского мировоззрения (в 1323 г. Фома Аквинский был причислен к лику святых) 
Им разработана теория познания, согласно которой человеку присущи два способа познания – чувства и интеллект. Чувства воспринимают чувственные формы бытия, интеллект познает те же формы, но путем отвлечения, абстракции, и никакого противоречия в этом, по учению Фомы, нет: возможность акта веры обусловлена тем, что Бог делает интеллект способным верить.

Исследуя  проблему познания, Фома Аквинский пришел к следующим выводам:

• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как  считал Августин Блаженный), а различные  понятия;

• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

• вера и разум дают истинное знание;

• если человеческий разум  противоречит вере, то он дает неистинное знание;

• все в мире делится  на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

• разумом можно познать  факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и  др.;

• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

• философия и теология — разные науки;

• философия может объяснить  только то, что познаваемо разумом;

• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

 Фома разработал стройное учение об обществе и государстве, совпадавшее с Законом Божиим и оправдывал теократическую идею церкви. Он сформировал систему этики. Фома, стал систематизатором схоластики, философом и богословом, утвердившим и научно обосновавшим догматы христианской веры, систематизировавшим их в единую систему. Создал собственное учение, его взгляды основывались на поисках истины и  на разработанных им доказательствах бытия бога, следовательно, были весьма разумны. Таким образом, можно сделать вывод, что в трудах Фомы Аквинского присутствует рациональное зерно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по работе: В ходе данной контрольной работы были рассмотрены основы мировоззрения философов средних веков,  их понимание сотворения мира , и места человека в нем. Среди них особо хочется отметить систематизатора схоластики Фаму Аквинского. В ходе работы, были проанализированы его учения о гармонии разума и веры, однако, следует заметить, что это не единственный его труд, большое внимание он уделял и праву. Средневековая философия имела большое значение для дальнейшего формирования философских взглядов и создания новых философских течений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Информация о работе Средневековая философия