Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:06, реферат
Слово «антропология» стало в последнее время весьма популярным. Чаще всего его используют при описании каких-либо своеобразных, да и просто занимательных аспектов человеческого бытия. Однако уже почти век существует философская антропология как область философского знания, ориентированная на исследование и описание базовых констант человеческого бытия. Философская антропология представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину, сколько опирающуюся на труды Макса Шелера философскую концепцию, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру.
1. Философская антропология как философское учение о природе и сущности человека.
2. Проблема антропогенеза и основные подходы относительно ее интерпретации.
3. Проблема соотношения биологического и социокультурного в онтогенезе человека и основные подходы относительно ее интерпретации.
4. Структура бытия человека и проблема его сущности.
5. Характеристика содержания философско-антропологичних понятий: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Понятие «социализация личности» и его содержание.
6. Место человека во Вселенной и основные подходы относительно интерпретации этой проблемы.
План
1. Философская антропология как философское учение о природе и сущности человека.
2. Проблема антропогенеза и основные подходы относительно ее интерпретации.
3. Проблема соотношения биологического и социокультурного в онтогенезе человека и основные подходы относительно ее интерпретации.
4. Структура бытия человека и проблема его сущности.
5. Характеристика содержания философско-антропологичних понятий: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Понятие «социализация личности» и его содержание.
6. Место человека во Вселенной и основные подходы относительно интерпретации этой проблемы.
Мы
радуемся, постигая истину. Если же ра-
дости нет, это означает, что мы
только зна- комы с истиной, но не сумели
постичь её.
Р.
Тагор
Слово «антропология» стало в последнее время весьма популярным. Чаще всего его используют при описании каких-либо своеобразных, да и просто занимательных аспектов человеческого бытия. Однако уже почти век существует философская антропология как область философского знания, ориентированная на исследование и описание базовых констант человеческого бытия. Философская антропология представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину, сколько опирающуюся на труды Макса Шелера философскую концепцию, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру. Макс Шелер (1874—1928) проделал серьезную философскую эволюцию в своих взглядах, был неокантианцем, феноменологом и в конце своей жизни он все же попытался соединить все свои предыдущие искания с главным — изучением проблемы человека.
В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет. Божественный дух превосходит человеческую природу, поэтому человек становится человеком тогда, когда он ассимилирует в себя дух Божественный, делая его своим достоянием. Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или волении, а в любви. Любовь, согласно Шелеру, — это акт духовного единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта.
Достояние
духа достигается благодаря
2. Проблема антропогенеза и основные подходы относительно ее интерпретации.
Антропогенез (или антропосоциогенез) является частью биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Изучением антропогенеза занимается множество научных дисциплин, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика.
В эволюционном контексте термин «человек» относится не только к ныне живущим людям, но и к представителям вымерших видов рода Homo. Кроме того, исследования антропогенеза распространяются на других гоминин, например, австралопитеков. Род Homo отделился от австралопитеков или подобных им гоминин около 2 млн лет назад в Африке. Существовало несколько видов людей, большинство из которых вымерло. К ним, в частности, относятся эректусы и неандертальцы.
Человек
— сложная целостная система,
которая в свою очередь является
компонентом более сложных
Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX в., И главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории. Так, уже в 1795 г. шотландский ученый, геолог Дж. Геттон сформулировал теорию эволюции геологических формаций. Он представил геологическую историю Земли как повторение циклов разрушения одних континентов и возникновения других, указав при этом на сходство современных и древних геологических процессов. Вслед за ним в 1796 г. французский астроном, математик и физик П. С. Лаплас предложил свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы (гипотеза Лапласа). Хотя следует иметь в виду, что задолго до него подобная гипотеза была сформулирована немецким философом И. Кантом.
Значительный
вклад в утверждение эволюционизма внес
и предшественник Ч. Дарвина французский
естествоиспытатель Ж.Б. Ламарк. Он создал
достаточно целостную концепцию эволюции
живой природы, согласно которой виды
животных и растений постоянно изменяются,
усложняясь в своей организации в результате
влияния внешней среды и некоего внутреннего
стремления всех организмов к усовершенствованию.
Ламарк провозгласил принцип эволюции
всеобщим законом живой природы, хотя
и не вскрыл ее подлинных причин. Также
следует отметить, то заслуга Тейяра де
Шардена состоит не только в том, что он
как один из открывателей синантропа помог
замкнуть цепь наших представлений об
антропогенезе, найдя критическое, недостающее
в ней звено между обезьяночеловеком и
неандертальцем. Его заслуга заключается
также в том, что он в рамках эволюционной
концепции обосновал единство биологической
и социальной природы человека. Если представить
ближайший к homo sapiens ряд в обшей цепи антропогенеза,
то, с точки зрения Тейяра де Шардена, он
будет иметь следующий вид: австралопитек
— питекантроп — синантроп — Homo sapiens.
Таблица
1. Работы ученых по антропогенезу:
Автор | Название работ | Сведения по антропогенезу | |||
Карл Линней | «Система природы», 1735 г. | Поместил человека и обезьян в отряд Приматы. | |||
Ж.-Б. Ламарк | «Философия зоологии», 1809 г. | 1. Человек произошел
от обезьяноподобного предка. 2. Предок человека перешел от полазанья к хождению, что привело к изменениию стопы и руки. 3. Стадность привела к развитию звуковой коммуникации – предпосылки речи. | |||
Чарльз Дарвин | «Происхождение человека и половой отбор», 1871 г. | Доказал сходство человека с животными. | |||
Ф.Энгельс | «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», 1809 г. | Рука – орган труда и продукт труда. |
3. Проблема соотношения биологического и социокультурного в онтогенезе человека и основные подходы относительно ее интерпретации.
Среди
великого разнообразия мира живых существ,
обитающих на планете Земля, лишь
один человек обладает высоко развитым
разумом, во многом благодаря которому
он смог выжить, сохраниться как биологический
вид. Включенность человека сразу в два
мира - в мир общества и в мир органической
природы - порождает немало проблем, как
касающихся актуального существования
людей, так и связанных с объяснением самой
природы человека.
Сложившаяся в литературе традиция позволяет
употреблять выражение «проблема биологического
и социального» в очень широком и, к сожалению,
довольно неопределенном смысле. Существует
целый ряд различных проблем, подводимых
под эту рубрику.
Поэтому уточнение аспектов отношения
биологического и социального - насущная
методологическая и науковедческая задача.
Ее решение осложняется отсутствием достаточно
строгих оснований классификации, качественным
многообразием того, что принято относить
к биологическим или социальным элементам
действительности, многосложностью связей
этих элементов.
Каким же образом в человеке объединяются его биологические и социальные начала? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории возникновения человека как биологического вида.
Человек появился на Земле в результате длительной эволючии, приведшей к изменению собственно животной морфологии, появлению прямохождения, освобождению верхних конечностей и связанному с этим развитию артикуляционно-речевого аппарата, что в совокупности повлекло за собой и развитие головного мозга. Можно сказать, что его морфология явилась как бы материальной кристаллизацией его общественного, точнее коллективного существования. Таким образом, на определенном уровне антропогенез, движимый удачными мутациями, трудовой деятельностью, общением и формирующейся духовностью, как бы «перевел стрелки» с биологического развития на рельсы исторического становления собственно социальных систем, в результате чего и сформировался человек, как биосоциальное единство. Это значит, что он появляется на свет с неполностью сформированными анатомо-физиологическими системами, которые деформировываются в условиях социума, то есть генетически они заложен именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, включает в себя и его социальную сущность. Новорожденный – не «табула раза», на которой среда «рисует» свои причудливые узоры духа. Наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым – их действиям, звукам и т.д. Ему присуще любопытсво, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка – это привилегия человека. Ребенок появляется на свет как человеческое существо. И все-таки в момент рождения он лишь кандидат в человека. Он никак не может стать им визоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.
Итак,
человек представляет собой целостное
единство биологического, психического
и социального уровней, которые формируются
из двух: природного и социального, наследственного
и пожизненно приобретенного.
4. Структура бытия человека и проблема его сущности:
Ни одно из известных нам живых существ, кроме человека, неспособно помыслить, задаться вопросом о бытии, как таковом,об универсуме и его целостности, о своем месте в мире. Индивидуальное бытие человека противоречиво: человек, в самом деле, не может смотреть на мир иначе, чем "сквозь призму" своего бытия, сознания, знания, и в то же время способен в чем Хайдеггер нрав "вопрошать" о бытии как таковом. Не без оснований усматривая в таком противоречии источник драматизма человеческой жизни, феноменология и экзистенциализм, особенно на начальных этапах их развития, по существу, упускали из виду другое, не менее, если не более важное обстоятельство. Отдельные индивиды, не говоря уже о поколениях людей, о человечестве в целом, исходят, конечно, из своего "местоположения" и из своего "времени", когда "устраиваются" в мире. Но они не сделали бы ни одного жизненно верного, эффективного шага, если бы повседневно, ежечасно не выясняли, каковы объективные свойства (в том числе пространственные и временные) мира самого но себе, его вещей и процессов. Поэтому из того факта, что человек видит мир не иначе, чем своими глазами, постигает его не иначе, чем собственной мыслью, вовсе не вытекает идеализм, как ошибочно полагают экзистенциальные философы. Люди научаются сопоставлять себя с миром, видеть свое бытие как часть и продолжение бытия мира. Они умеют судить о мире, осваивать его не только по мерке своего вида, своего сознания и действия, но и по мерке самих вещей. Иначе они не смогли бы выжить в этом мире и тем более не смогли бы "вопрошать" о бытии как таковом.
Почему
же особое внимание философов различных
направлений привлекло учение о бытии?
И как это увязать с поворотом к человеку?
Ведь в философии XX века, в отличие от традиционной
онтологии, не мир, не природа, а человек
становился проблемной точкой отсчета.
Философы XX века стали решительно пересматривать
внутрифилософские приоритеты прошлого.
Они возражали тем представителям классической
онтологии, которые отталкивались от самостоятельного
бытия мира и от него двигались к пониманию
человека, поставленного в зависимость
от мира. В таких случаях, говорили они,
философия и превращалась в "философию
вещей", а человек чаще всего также рассматривался
как вещь. Не менее категорическими были
возражения против тех направлений классической
философии, где на первый план выдвигались
логика, гносеология, теория идей: господство
"философии идей", утверждали сторонники
"новой онтологии", превращает человека
в своего рода познавательную машину.