Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:06, реферат
Слово «антропология» стало в последнее время весьма популярным. Чаще всего его используют при описании каких-либо своеобразных, да и просто занимательных аспектов человеческого бытия. Однако уже почти век существует философская антропология как область философского знания, ориентированная на исследование и описание базовых констант человеческого бытия. Философская антропология представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину, сколько опирающуюся на труды Макса Шелера философскую концепцию, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру.
1. Философская антропология как философское учение о природе и сущности человека.
2. Проблема антропогенеза и основные подходы относительно ее интерпретации.
3. Проблема соотношения биологического и социокультурного в онтогенезе человека и основные подходы относительно ее интерпретации.
4. Структура бытия человека и проблема его сущности.
5. Характеристика содержания философско-антропологичних понятий: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Понятие «социализация личности» и его содержание.
6. Место человека во Вселенной и основные подходы относительно интерпретации этой проблемы.
5. Характеристика содержания философско-антропологичних понятий: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Понятие «социализация личности» и его содержание.
Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой.
Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
В
понятиях "личность" и "индивидуальность"
зафиксированы различные
6. Место человека во Вселенной и основные подходы относительно интерпретации этой проблемы.
Человек — это уникальное существо, отличающееся от всего сущего такими качествами, как сознание, разум, совесть, способность ставить перед собой осмысленные цели. Попадаются и более абстрактные определения: «Человек — самое загадочное существо на нашей планете: он и создатель, и разрушитель»; «человек — душа, живущая вечно». Однако, если рассматривать единичного человека, то он не может повлиять на процессы, происходящие во Вселенной, поэтому «человека в данном вопросе следует уравнять с человечеством». Вселенная — это безграничное пространство, которое несёт в себе тайны, которые мы никогда не узнаем, «нечто необъяснимое, красивое и живое», и, хотя не у всех имеется правильное представление о масштабах Вселенной (некоторые отождествяют её с Солнечной системой). С нашим повседневным миром трудно осознать бесконечность Вселенной, мы привыкли к тому, что всё имеет начало и конец. Можно даже сказать, что всё материальное имеет начало и конец. Тогда получается, что Вселенная нематериальна? Эти вопросы очень сложны. Не менее затруднительным оказался и вопрос о том, что понимать под «местом» человечества в этом безграничном пространстве. С одной стороны, сравнивать человека и Вселенную как физические объекты невозможно, так как Вселенная настолько велика и многообразна, что человечеством можно пренебречь. А место, которое мы занимаем — временно, для нас это миллиарды лет, для Вселенной — миг». В то же время, Вселенная — это театр, в котором каждое существо играет свою, на его взгляд, важную и главную роль, причём роль эту определяет сам человек. Каждый человек на нашей планете Земля рождён ради какой-то определённой цели, дела или поступка. Каждый из нас должен совершить что-то очень хорошее, что пойдёт на развитие мира или необходимо другим людям. К тому же, в самом человеке существует бескрайний духовный мир, поэтому место человека во Вселенной есть вселенная внутреннего мира человека. Многие объединяют понятия «мир» и «Вселенная»: «Вопрос звучит, как место человека во Вселенной, а я пишу о месте человека в мире. Это то же самое, что и место человека в мире, на Земле». Каждый человек имеет своё значение во Вселенной — это и является его местом в мире.
Контрольные вопросы
к теме:
1.Что такое философская антропология?
2.Какие два основных начала в человеческой
природе
насчитывает М. Шелер?
Вопросы для самостоятльной работы:
1.Справедливо ли утверждение: "человек-это тайна"?
2. В чем смысл и значение философской антропологии?
3. Чем философское учение о человеке отличается от
научных представлений о нем?
4. Каковы версии места человека в мире?
5. Как вы считаете, изменчива или неизменна природа
человека?
7. Согласуется ли с "природой человека" современная
техногенная реальность?
8. В чем заключается человеческое бытие: проблема сущности и существования?
9.Человек как
соотношение природного и
10. Становление человека как философская проблема.
11. Философский символизм о человеке.
12. Структура
антропологии как относительно
самостоятельной области
13. Современная
социокультурная ситуация и
14. Современные
дискуссии вокруг предмета
15. Философское обоснование наук о человеке.
16. Антропологические концепции ХХ века.
17.В чем заключается актуальность и специфика философского рассмотрения феномена человека?
18.Что такое антропогенез? Ознакомьтесь с основными теориями антропогенеза.
19.Охарактеризуйте проблему соотношения биологического и социального в онтогенезе человека.
20.Определите структуру бытия человека и его духовную составляющую. 21.Охарактеризуйте содержание понятия «дух» («духовность).
22.В чем заключается специфика понятий «природа» и «сущность» человека?
23.Определите содержание и специфику философско-антропологичних понятий: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Что такое социализация личности?
24.Дайте характеристику мышления, деятельности и общения, как атрибутивных социальных признаков человека. Сравните понятие труд и творчество.
25.Усвойте содержание мировоззренческой проблемы места человека во Вселенной на основных этапах исторического развития философии.
26.Охарактеризуйте сущность человеческого сознания и его свойства.
27.Что такое ценность? Определите роль ценностей и их иерархии в жизнедеятельности человека.
28. Образ человека в философской антропологии.
29. Феноменологическая модель человека.
30. Антиномичность человеческого бытия.
31. Деятельность человека: специфика, мотивация.
32. Человек познающий: цель, смысл и формы познания.
33. Человек в поисках смысла жизни.
34. Проблема взаимодействия личности и общества.
35. Историко-философские концепции человека.
36. Экзистенциальные проблемы человеческого существования: жизнь и смерть, судьба и свобода.
37. Экзистенциальные
проблемы человеческого
38. Психоанализ о человеке и его природе. Эволюция идей психоанализа.
39. Философия экзистенциализма о сущности и существовании человека.
40. Общественное бытие человека. Социальное время и социальное пространство.
41. Проблема свободы человека (личности) в истории. Историческая необходимость и сознательная деятельность людей.
42. Философия о природе человека: биологический, социальный и культурные аспекты.
43. Духовность
и ценностный мир человека. Проблема
утверждения гуманистических ценностей.
Краткий словарь философских терминов:
Тесты для самопроверки:
1.Определите понятие «личность»:
- а) это зрелый человек;
- б) синоним человека;
- в) сознательный исторический деятель;
- г) человек с присущими ему социально значимыми качествами, обеспечивающими использование прав и
выполнение обязанностей.
2.Что означает понятие «антропогенез»?
- а) раздел науки о человеке;
- б) процесс возникновения и становления человека;
- в) совокупность
генетических признаков человека.
3. Какое определение понятия «человек» наиболее полно
раскрывает его сущность? Человек – это…
- а) индивид с присущей ему генетической программой;
- б) животное, способное изготавливать и использовать орудия труда;
- в) социальное существо;
- г) биосоциальное существо, способное к мышлению и
целенаправленной деятельности.
4. Какие признаки человека
отличают его от животного?
- а) разумность;
- б) бессознательное;
- в) осознанная деятельность;
- г) действия.
5. Главной проблемой философии Возрождения является:
- а) познаваемость мира;
- б) доказательство бытия Бога;
- в) поиски субстанции мира;
- г) человеческая
личность.
6. Как вы определяете личность?
- а) индивид;
- б) биосоциальное существо;
- в) творческая индивидуальность;
- г) социальное существо.
7. Как вы определяете человека?
- а) бессознательное существо;
- б) биологический вид «homo sapiens» ;
- в) биосоциальное
существо.
8. Какие качества личности определяют ее активность в качестве социального субъекта?
- а) Мировоззрение;
- б) Гражданственность;