Философия человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:06, реферат

Краткое описание

Слово «антропология» стало в последнее время весьма популярным. Чаще всего его используют при описании каких-либо своеобразных, да и просто занимательных аспектов человеческого бытия. Однако уже почти век существует философская антропология как область философского знания, ориентированная на исследование и описание базовых констант человеческого бытия. Философская антропология представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину, сколько опирающуюся на труды Макса Шелера философскую концепцию, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру.

Оглавление

1. Философская антропология как философское учение о природе и сущности человека.
2. Проблема антропогенеза и основные подходы относительно ее интерпретации.
3. Проблема соотношения биологического и социокультурного в онтогенезе человека и основные подходы относительно ее интерпретации.
4. Структура бытия человека и проблема его сущности.
5. Характеристика содержания философско-антропологичних понятий: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Понятие «социализация личности» и его содержание.
6. Место человека во Вселенной и основные подходы относительно интерпретации этой проблемы.

Файлы: 1 файл

метод. работа по философии на русск. яз..doc

— 328.50 Кб (Скачать)

5. Характеристика содержания философско-антропологичних понятий: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Понятие «социализация личности» и его содержание.

      Наряду  с понятием "личность" употребляются  термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно  эти понятия переплетены между  собой.

      Человек - это родовое понятие, указывающее  на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

      Индивид - это единичный представитель  вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

      Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

      Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

      Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

      Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

      В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности. 

6. Место человека во Вселенной и основные подходы относительно интерпретации этой проблемы.

Человек — это уникальное существо, отличающееся от всего сущего такими качествами, как сознание, разум, совесть, способность ставить перед собой осмысленные цели. Попадаются и более абстрактные определения:  «Человек — самое загадочное существо на нашей планете: он и создатель, и разрушитель»; «человек — душа, живущая вечно». Однако, если рассматривать единичного человека, то он не может повлиять на процессы, происходящие во Вселенной, поэтому «человека в данном вопросе следует уравнять с человечеством». Вселенная — это безграничное пространство, которое несёт в себе тайны, которые мы никогда не узнаем, «нечто необъяснимое, красивое и живое», и, хотя не у всех имеется правильное представление о масштабах Вселенной (некоторые отождествяют её с Солнечной системой). С нашим повседневным миром трудно осознать бесконечность Вселенной, мы привыкли к тому, что всё имеет начало и конец. Можно даже сказать, что всё материальное имеет начало и конец. Тогда получается, что Вселенная нематериальна? Эти вопросы очень сложны. Не менее затруднительным оказался и вопрос о том, что понимать под «местом» человечества в этом безграничном пространстве. С одной стороны, сравнивать человека и Вселенную как физические объекты невозможно, так как Вселенная настолько велика и многообразна, что человечеством можно пренебречь. А место, которое мы занимаем — временно, для нас это миллиарды лет, для Вселенной — миг». В то же время, Вселенная — это театр, в котором каждое существо играет свою, на его взгляд, важную и главную роль, причём роль эту определяет сам человек. Каждый человек на нашей планете Земля рождён ради какой-то определённой цели, дела или поступка. Каждый из нас должен совершить что-то очень хорошее, что пойдёт на развитие мира или необходимо другим людям. К тому же, в самом человеке существует бескрайний духовный мир, поэтому место человека во Вселенной есть вселенная внутреннего мира человека. Многие объединяют понятия «мир» и «Вселенная»: «Вопрос звучит, как место человека во Вселенной, а я пишу о месте человека в мире. Это то же самое, что и место человека в мире, на Земле». Каждый человек имеет своё значение во Вселенной — это и является его местом в мире.

 
 
 
 
 
 
 

  Контрольные вопросы к теме: 

1.Что такое  философская антропология?

2.Какие два  основных начала в человеческой

   природе насчитывает М. Шелер? 

Вопросы для самостоятльной работы:

1.Справедливо ли утверждение: "человек-это тайна"?

2. В чем смысл и значение философской антропологии?

3. Чем философское учение о человеке отличается от

    научных представлений о нем?

4. Каковы версии места человека в мире?

5. Как вы считаете, изменчива или неизменна природа

    человека?

7. Согласуется ли с "природой человека" современная

    техногенная реальность?

8. В чем заключается человеческое бытие: проблема сущности и существования?

9.Человек как  соотношение природного и социального.

10. Становление человека как философская проблема.

11. Философский символизм о человеке.

12. Структура  антропологии как относительно  самостоятельной области философского        знания.

13. Современная  социокультурная ситуация и проблема  человека.

14. Современные  дискуссии вокруг предмета философской  антропологии.

15. Философское  обоснование наук о человеке.

16. Антропологические  концепции ХХ века.

17.В чем заключается актуальность и специфика философского рассмотрения феномена     человека?

18.Что такое антропогенез? Ознакомьтесь с основными теориями антропогенеза.

19.Охарактеризуйте проблему соотношения биологического и социального в онтогенезе    человека.

20.Определите структуру бытия человека и его духовную составляющую. 21.Охарактеризуйте содержание понятия «дух» («духовность). 

22.В чем заключается специфика понятий «природа» и «сущность» человека?

23.Определите содержание и специфику философско-антропологичних понятий:  «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Что такое социализация  личности?

24.Дайте характеристику мышления, деятельности и общения, как атрибутивных  социальных признаков человека. Сравните понятие труд и творчество.

25.Усвойте содержание мировоззренческой проблемы места человека во Вселенной на  основных этапах исторического развития философии. 

26.Охарактеризуйте сущность человеческого сознания и его свойства.

27.Что такое ценность? Определите роль ценностей и их иерархии в жизнедеятельности    человека.

28. Образ человека в философской антропологии.

29. Феноменологическая модель человека.

30. Антиномичность человеческого бытия.

31. Деятельность человека: специфика, мотивация.

32. Человек познающий:  цель, смысл и формы познания.

33. Человек в  поисках смысла жизни.

34. Проблема взаимодействия личности и общества.

35. Историко-философские  концепции человека.

36. Экзистенциальные проблемы человеческого существования: жизнь и смерть, судьба и    свобода.

37. Экзистенциальные  проблемы человеческого существования:  любовь, счастье,  неповторимость.

38. Психоанализ  о человеке и его природе.  Эволюция идей психоанализа.

39. Философия  экзистенциализма о сущности и существовании человека.

40. Общественное бытие человека. Социальное время и социальное пространство.

41. Проблема свободы  человека (личности) в истории. Историческая необходимость и    сознательная деятельность людей.

42. Философия  о природе человека: биологический, социальный и культурные аспекты.

43. Духовность  и ценностный мир человека. Проблема утверждения гуманистических  ценностей. 
 
 
 
 
 
 
 

    Краткий словарь философских  терминов:

  1. Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.
  2. Антропогенез (или антропосоциогенез) — часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Изучением антропогенеза занимается множество научных дисциплин, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика.
  3. Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти.
  4. Филогене́з (от греческого phylos — племя, раса и geneticos — имеющий отношение к рождению) — историческое развитие организмов. В биологии филогенез рассматривает развитие биологического вида во времени. Таксономия, классификация организмов по сходству, основана на филогенезе, но методологически отличается от филогенетического представления организмов.
  5. Природа и сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям.
  6. Дух — философское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии. Идеализм, спиритуализм — признание духа первоначалом мира. Идея духа может выступать как понятие, субстанция и личность.
  7. Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. Это традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
  8. Душа́ (от ст.-слав. доуша) (греч. ψυχή, лат. anima) — нематериальная сущность (природа) человека (согласно многим идеалистическим философским направлениям и религиозным течениям) дающая начало и обуславливающее жизнь организма, способности ощущения, мышления, сознания, чувства и воли, представляющая собой «дуновение жизни»; обычно противопоставляется телу.
  9. Челове́к — сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем — биологической и социальной.
  10. Индивид - особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек, как представитель человеческого рода. Отдельный представитель социальной группы, общества, народа. Человек с момента рождения — индивид, индивид — это не «один», а «один из» человеческого общества. Понятие подчёркивает зависимость человека от общества.
  11. Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.

    Тесты для самопроверки:

1.Определите понятие «личность»:

- а) это зрелый  человек; 

- б) синоним человека;

- в) сознательный исторический деятель;

- г) человек с присущими ему социально значимыми качествами, обеспечивающими использование прав и

выполнение обязанностей. 

2.Что означает понятие «антропогенез»?

- а) раздел науки  о человеке;

- б) процесс возникновения и становления человека;

- в) совокупность генетических признаков человека. 

3. Какое определение понятия «человек» наиболее полно

раскрывает  его сущность? Человек  – это…

- а) индивид с присущей ему генетической программой;

- б) животное, способное изготавливать и использовать орудия труда;

- в) социальное существо;

- г) биосоциальное существо, способное к мышлению и

целенаправленной деятельности. 

4. Какие признаки человека

отличают  его от животного?

- а) разумность;

- б) бессознательное;

- в) осознанная деятельность;

- г) действия. 

5. Главной проблемой философии Возрождения является:

- а) познаваемость  мира;

- б) доказательство  бытия Бога;

- в) поиски субстанции  мира;

- г) человеческая личность. 

6. Как вы определяете личность?

- а) индивид;

- б) биосоциальное  существо;

- в) творческая индивидуальность;

- г) социальное существо. 

7. Как вы определяете  человека?

- а) бессознательное существо;

- б) биологический вид «homo sapiens» ;

- в) биосоциальное существо. 

8. Какие качества личности определяют ее активность в качестве социального субъекта?

- а) Мировоззрение;

- б) Гражданственность;

Информация о работе Философия человека